Правовое
регулирование исполнения
судебных актов и
актов иных органов.
С
переходом нашей страны к рыночной
экономике существенно осложнился
характер гражданско-правовых отношений.
В новых условиях, чтобы обеспечить
надлежащую правовую защиту законных
прав и интересов участников гражданско-правовых
отношений, повысить эффективность
и авторитет власти в обществе,
усилить ответственность организаций
и граждан в отношении исполнения
собственных обязательств, потребовалось
создать принципиально новый
правоохранительный орган1. Для
достижения указанных целей 21 июля 1997
г. были приняты два федеральных закона:
N 118-ФЗ "О судебных приставах" и N 119-ФЗ
"Об исполнительном производстве".
Служба
судебных приставов является самым
молодым органом в правоохранительной
системе Российской Федерации. По сравнению
с ранее действовавшими нормами
полномочия судебного пристава значительно
расширились: если судебный исполнитель
мог совершать какие-либо действия
лишь с санкции судьи, то сейчас судебный
пристав является лицом процессуально
независимым.
В соответствии со ст. 4 Закона
о судебных приставах, п. 4 ст. 3
Закона об исполнительном производстве,
ст. 30, 36 Налогового кодекса (НК) РФ2,
ст. 10 Таможенного кодекса (ТК) РФ3,
органами, осуществляющими в России исполнение
исполнительных документов (т.е. органами
взыскания), являются:
а)территориальные
подразделения соответствующих
служб судебных приставов субъектов
Российской Федерации, образующие вместе
с Департаментом судебных приставов
систему Службы судебных приставов Минюста
России;
б)налоговые
инспекции субъектов Российской
Федерации и соответствующие
территориальные налоговые инспекции
Министерства РФ по налогам и сборам;
в)федеральная
таможенная служба (ФТС) РФ в лице своих
региональных подразделений;
г)
органы, уполномоченные в соответствии
с КоАП РФ рассматривать дела об
административных правонарушениях.
Из
всех перечисленных служб единственным
органом принудительного исполнения
в силу п. 1 ст. 3 Закона об исполнительном
производстве является Служба судебных
приставов.
Органы
Министерства РФ по налогам и сборам, а
также органы ФТС России в соответствии
со ст. 5 Закона об исполнительном производстве
являются иными органами, осуществляющими
взыскание4.
В
соответствии со ст. 31, 77 НК РФ, ст. 10 ТК
РФ арест и реализация имущества
должника-организации может производиться
не только Службой судебных приставов,
но и органами ФТС. Однако, начиная
с 2000 г., в соответствии с абз.2 п. 1
ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет
имущества налогоплательщика-организации
либо налогового агента в случае отсутствия
у него денежных средств должно осуществляться
исключительно Службой судебных
приставов. Налоговые и таможенные
органы имеют право лишь обеспечить
произведение взыскания путем наложения
ареста на имущество должника, а
его реализацию будет производить
судебный пристав-исполнитель.
В
процессе исполнения исполнительных документов,
в том числе решений внесудебных
органов, выявляется множество недостатков.
Основной и самый существенный из
них состоит в том, что одновременно
с принятием Закона об исполнительном
производстве (основного нормативного
акта, регламентирующего процессуальные
вопросы исполнительного производства),
которым руководствуются в своей деятельности
судебные приставы, не были осуществлены
комплексные изменения и дополнения других
федеральных законов и нормативных актов
Российской Федерации. Например, в целях
наложения ареста на денежные средства
должника (в отличие от налоговых органов
приостанавливать операции по счетам
должника в банках и иных кредитных учреждениях
судебный пристав-исполнитель не имеет
права) в соответствии с п. 3 ст. 46 Закона
об исполнительном производстве судебный
пристав-исполнитель в случае отсутствия
информации о счетах должника в банковских
и иных кредитных учреждениях направляет
соответствующий запрос в территориальные
органы налоговой инспекции. Однако, ссылаясь
на п. 2.5 письма Государственной налоговой
службы РФ от 17 июня 1998 г., налоговые органы
отказывают судебному приставу-исполнителю
в предоставлении конкретной информации
о счетах должника, обосновывая свой отказ
тем, что в Законе об исполнительном производстве
прямо указано: информация дается не о
самих счетах должника, а лишь о тех банках
или иных кредитных организациях, в которых
они находятся5. В свою очередь, банковские
и иные кредитные учреждения часто отказываются
предоставить требуемую информацию о
счетах должника и размере находящихся
на них денежных средств, ссылаясь на ст.
857 ГК РФ (банковская тайна)6 и ст.
26 закона "О банках и банковской деятельности"7,
где содержится закрытый перечень субъектов,
имеющих право на получение информации
о счетах и банковских операциях должника,
и Служба судебных приставов там не упомянута.
В такой ситуации судебный пристав-исполнитель
быстро и оперативно осуществить взыскание
не сможет.
В
настоящее время вопрос взаимодействия
с налоговыми органами частично урегулирован:
совместным приказом от 22 марта 1999 г. N
54, ГБ-3-18/58 Минюст России и Министерство
РФ по налогам и сборам обязали налоговые
органы предоставлять судебному приставу-исполнителю
практически всю запрашиваемую им информацию
о должнике, начиная от номеров счетов
и заканчивая документами установленной
формы отчетности о финансово-хозяйственной
деятельности должника.
Много
говорят о ненадлежащей оперативности
в исполнении Службой судебных приставов
судебных и иных актов. Однако следует
иметь в виду, что целый ряд
процессуальных вопросов, связанных
с исполнительным производством, находится
в компетенции не Службы судебных
приставов, а суда, что способствует
существенному снижению оперативности.
Например, такие процессуальные вопросы,
как приостановление (в том числе
в связи с розыском должника, его
имущества или ребенка) либо прекращение
исполнительного производства, изменение
способа и порядка исполнения
судебных актов и актов иных органов,
предоставление отсрочки или рассрочки
исполнения, наложение взыскания
на имущество должника, находящееся
у третьих лиц, находятся в
соответствии со ст. 18, 20, 24 Закона об исполнительном
производстве в исключительном ведении
суда (кроме вопроса о приостановлении
исполнительного производства, который
в соответствии с п. 6 ст. 20 Закона
об исполнительном производстве8
и ст. 23 закона "О прокуратуре Российской
Федерации" может быть решен также прокурором)9.
Такой порядок противоречит принципам
и задачам исполнительного производства,
так как Служба судебных приставов в настоящее
время не является частью судебной системы
РФ, а исполнительное производство не
является стадией судебного процесса.
Участники исполнительного производства
вступают именно в административные, а
не гражданско-правовые или гражданско-процессуальные
правоотношения: в связи с наличием вступившего
в законную силу судебного акта или акта
иного органа на участниках исполнительного
производства лежит бесспорная обязанность
его исполнить. В случае неисполнения
в добровольном порядке включается механизм
принудительного исполнения исполнительного
документа, применяются меры административного
воздействия (штрафные санкции, арест,
принудительный привод должника, принудительные
изъятие и реализация имущества должника
и т. п.).
При
выполнении своих служебных обязанностей
судебный пристав-исполнитель в
соответствии с п. 2 ст. 12 Закона о
судебных приставах производит такие
мероприятия, как опрос граждан;
наведение справок; исследование предметов
и документов; наблюдение; обследование
помещений, зданий, сооружений, участков
местности и транспортных средств.
(Аналогичный перечень содержится и
в ст. 6 Федерального закона от 12 августа
1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной
деятельности").
Кроме
этого судебному приставу-исполнителю
в соответствии со ст. 28 Закона об исполнительном
производстве при согласии взыскателя
приходится авансировать расходы по
розыску (за исключением исполнительных
документов о взыскании алиментов,
отобрании ребенка, возмещении вреда
здоровью, возмещении вреда в связи
с потерей кормильца, по которым
производство розыска обязательно),
также ему дано право вести
розыск должника-организации (розыск должника-гражданина
или ребенка осуществляют органы
внутренних дел), а также имущества
должника (гражданина или организации)10.
В соответствии со ст. 21 Закона об исполнительном
производстве право принять решение о
приостановлении исполнительного производства
в связи с объявлением розыска оставлено
на усмотрение суда11. Но суд может
и не приостанавливать исполнительное
производство даже по тем делам, по которым
розыск обязателен. Это лишает смысла
проведение розыскных мероприятий: в самом
деле, как и в отношении кого осуществлять
исполнительные действия, если нет ни
должника, ни его имущества, а исполнительное
производство не приостановлено? Следствием
такой ситуации становится вынесение
акта о невозможности взыскания. Несмотря
на предоставленное законом право производить
установочные, а также розыскные мероприятия,
получение необходимой информации возможно
только в рамках возбужденного исполнительного
производства и только в отношении того
субъекта, по которому исполнительное
производство было возбуждено. Можно,
действуя в рамках существующего законодательства
и руководствуясь тем же п. 2 ст. 12 Закона
о судебных приставах, произвести осмотр
любых помещений, занимаемых должником,
и выявленные в ходе осмотра документы
зафиксировать в присутствии понятых
в соответствующем акте осмотра помещения.
Однако изъять обнаруженные в ходе осмотра
документы (кроме ценных бумаг и документов,
свидетельствующих о наличии дебиторской
задолженности) судебный пристав-исполнитель
не вправе. Что касается действий судебного
пристава-исполнителя, а также получения
и сбора им информации в отношении третьих
лиц, с помощью которых должник начинает
"уводить" свои активы от взыскания,
то ст. 44, 48 Закона об исполнительном производстве
запрещают производить какие-либо действия
в отношении таких лиц иначе как по определению
суда и в присутствии понятых. Порядок
проведения изъятия обнаруженных у третьих
лиц документов законом также не регламентирован.
Кроме того, для расторжения незаконных
сделок, связанных с распоряжением должником
принадлежащим ему имуществом, судебному
приставу-исполнителю необходимо обратиться
в суд не в порядке ст. 48, 58 Закона об исполнительном
производстве с заявлением об обращении
взыскания на имущество должника, находящееся
у третьих лиц, а с соответствующим исковым
заявлением. К большому сожалению, по сравнению
с налоговыми органами Служба судебных
приставов имеет меньше прав. (В соответствии
с п. 8 временного положения о порядке обращения
взыскания на имущество организаций, утвержденного
Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г.
N 199, и ст. 31, п. 4 ст. 47 НК РФ, имущество, переданное
должником третьим лицам без перехода
права собственности, является имуществом
четвертой очереди, и налоговые органы
имеют право принять меры по расторжению
сделок, связанных с переходом права собственности
в судебном порядке либо с согласия сторон.)
Для успешного осуществления взыскания
судебному приставу-исполнителю необходимо
собрать как гласную, так и негласную информацию
о характере и методах работы должника,
о способах получения и реализации должником
товаров или услуг, объеме и месте реализации,
способах получения прибыли и порядке
инкассирования выручки, способах производимых
должником расчетов, месте извлечения
дохода (прибыли) и хранения должником
наличных денежных средств либо товара
и т.п. Однако судебный пристав субъектом
оперативно-розыскной деятельности не
является, так как Служба судебных приставов
в перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность (ст. 13 закона "Об оперативно-розыскной
деятельности"), не входит. В связи с
отсутствием у судебного пристава-исполнителя
права на проведение оперативно-розыскных
действий невозможен обмен информацией
и полноценное взаимодействие с правоохранительными
органами, осуществляющими указанную
деятельность, что существенно снижает
результативность работы судебного пристава-исполнителя.
В настоящей статье приведен далеко не
полный перечень проблем, стоящих перед
судебными приставами. Без скорейшей разработки
и принятия Кодекса законов об исполнении
судебных актов и актов иных органов, без
усовершенствования Закона об исполнительном
производстве и внесения необходимых
изменений и дополнений в другие федеральные
законы реализация Службой судебных приставов
стоящих перед ней задач всегда будет
сопряжена с существенными трудностями12.