Принципы уголовно-исполнительного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 12:42, контрольная работа

Описание

Актуальность проблемы принципов уголовно-исполнительного права обусловлена также прошедшими существенными изменениями в уголовно-исполнительной системе. Несмотря на это, значительный пласт проблем так и остался не разработанным в научной литературе, в связи с чем возникает необходимость комплексного исследования данной темы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...11.Понятие и признаки принципов уголовно исполнительного права………………………………………………………………………………3
2. Система принципов уголовно-исполнительного права…………………...4
3. Принцип законности………………………………………………………….5
4. Принцип гуманизма…………………………………………………………..6
5. Принцип демократизма………………………………………………….......8
6. Принцип равенства перед законом……………………………………........9
7. Принцип дифференциации и индивидуализации…………………………...10
8. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения………………………………………………………………………..11
9. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием………13
Заключение………………………………………………………………………14
Список используемых источников ………………………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 41.57 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...11.Понятие и признаки принципов уголовно исполнительного права………………………………………………………………………………3

2. Система  принципов уголовно-исполнительного  права…………………...4

3. Принцип законности………………………………………………………….5

4. Принцип гуманизма…………………………………………………………..6

5. Принцип демократизма………………………………………………….......8

6. Принцип равенства перед законом……………………………………........9

7. Принцип дифференциации и индивидуализации…………………………...10

8. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения………………………………………………………………………..11

9. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием………13

Заключение………………………………………………………………………14

Список используемых источников ……………………………………………15

 

Введение

Принципы права представляют собой  основные идеи, исходные положения  или ведущие начала процесса его  формирования, развития и функционирования.

 Выбранная мной тема – принципы уголовно-исполнительного права не теряет своей актуальности, поскольку в настоящее время еще идет процесс реформирования и становления уголовно-исполнительной системы, который начался еще с начала 90-х годов. В этот период были предприняты попытки реформы системы исполнения наказаний сначала со стороны МВД СССР, а затем МВД России. В силу объективных и субъективных причин осуществить намеченные преобразования в полной мере не удалось. Одной из таких причин следует считать отсутствие должного правового обеспечения реформирования как на стадии разработки концептуальных и законодательных подходов, так и их осуществления.

Современный этап реформирования уголовно-исполнительной системы связан с приведением  деятельности системы в соответствие с предписаниями новых УК РФ и  УИК РФ, ее функционированием в  рамках Министерства юстиции России.

Без определения понятия и сущности принципов уголовно-исполнительного  права, принципов уголовно-исполнительного  законодательства эффективное реформирования уголовно-исполнительной системы невозможно, поскольку принципы как основные идеи определяют направления развития законодательства, позволяют глубже уяснить цели и задачи, поставленные перед уголовно-исполнительной системой, существо средств их достижения.

Актуальность проблемы принципов  уголовно-исполнительного права  обусловлена также прошедшими существенными  изменениями в уголовно-исполнительной системе. Несмотря на это, значительный пласт проблем так и остался не разработанным в научной литературе, в связи с чем возникает необходимость комплексного исследования данной темы.

 

1. Понятие и признаки принципов уголовно-исполнительного права

Принцип уголовно-исполнительного  права – это правовая категория, выражающая социально-практическую сущность уголовно-исполнительного права  и его качественные особенности. Не предписывая определенных правил поведения участникам общественных отношений (как это делают нормы), они определяют основное направление  и сам характер этого регулирования.

По своему содержанию принципы представляют собой руководящие правовые идеи, выражающие основные правовые взгляды  государства на характер уголовно-исполнительного  права и регулирование общественных отношений при исполнении наказания. Эти правовые идеи, прежде чем стать  принципами, находят свое выражение  в уголовно-исполнительной политике, которая является основным источником формирования принципов уголовно-исполнительного  права.

Отличительной особенностью принципов  уголовно-исполнительного права  является недопустимость каких-либо исключений из них. Если какое-либо фундаментальное  положение предполагает исключение из него, то оно перестает быть принципом  и сводится на роль простого правила, из которого можно и должно делать исключение.

Признаками, характеризующими способ реализации принципа уголовно-исполнительного  права, является следующее:

1.  Принцип уголовно-исполнительного права - это положение уголовно-исполнительного права, с учетом которого формируется содержание его норм. Это такое положение, которое должно пронизывать большинство норм отрасли.

2. Принцип уголовно-исполнительного права – это требование, обязательное для законодателя, правоприменительных органов и граждан. Это признак выделил Полянский Н.Н.[8] Реализация принципа происходит, через отражение в уголовно-исполнительном законодательстве, а поскольку оно является обязательным для всех, они становятся обязательными и для всех правоохранительных органов, органов юстиции и для граждан.

3. Принцип уголовно-исполнительного права – это такое положение, которое может находить свое выражение в различных формах. Одни сформулированы в определенной норме и одновременно пронизывают содержание других норм (ст. 9 УИК РФ[9], исправление осужденных и его основные средства). Другие – выражаются в содержании целых групп норм в форме основной идеи (ст.ст. 78 и 87, рациональное применение мер принуждения и стимулирования их правопослушного поведения).

4.  Принцип уголовно-исполнительного  права – это такое требование, которое носит устойчивый характер. Это означает, что политические  и иные изменения, временного  имеющие временный характер не  способны влиять на них. Эти  принципы отвечают тем ценностям,  которые сложились в обществе.

5.   Принцип уголовно-исполнительного права – это положение, которое получило юридическое выражение в уголовно-правовых нормах.

 

2. Система принципов уголовно-исполнительного  права.

Система принципов предполагает их взаимосвязь и взаимообусловленность, а их изучение помогает правильно  применить нормы уголовно-исполнительного  права, понять его сущность и назначение.

Учеными, на различных этапах становления  и развития уголовно-исполнительного  права выделялась различная система, и приводились различные перечни  принципов уголовно-исполнительного  права.

Однако все ученые признавали что существует три группы принципов:

1.   Общеправовые принципы - это принципы, которые присущи всем отраслям права;

2.   Межотраслевые принципы - это принципы, которые присущи смежным отраслям права: уголовному, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному;

3.  Отраслевые принципы присущи только данной отрасли права, отражают ее характерные особенности, ее сущность.

 

 

3. Принцип законности

 

Принцип законности - конституционный, он закреплен  в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17-19 и др.), а также в ряде международных документов. В уголовно-исполнительном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими  нормативными правовыми актами, регулирующими  общественные отношения в указанной  сфере. Принцип законности - конституционный, он закреплен в ряде статей Конституции  РФ (ст. 4, 13,15,17-19 и др.), а также в  ряде международных документов. В  уголовно-исполнительном праве он выражен  в верховенстве закона, регулирующего  исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми  актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказание, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, лицами, осуществляющими охрану и конвоирование осужденных, общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самими осужденными. Принцип законности нашел отражение в гл.2 ст. 10-15 УИК, определяющих правовой статус осужденных, в гл.3 ст. 19-23 УИК, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

 

4. Принцип гуманизма

 

В уголовно-исполнительном законодательстве (праве) принцип гуманизма  проявляется в различных направлениях и формах. Данный принцип в УИК РФ по сравнению с ранее действовавшим ИТК РСФСР воплощен намного полнее, что явилось следствием приведения нормативной базы России в области исполнения уголовных наказаний к мировым стандартам обращения с осужденными. Так, из норм. регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказания (особенно лишения свободы), убрана излишняя тюремная атрибутика, отражавшая прежде всего суровость, жесткость наказания, в результате чего были отменены многие ограничения в отношении осужденных. В Кодексе закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты от пыток, насилия или другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Существенно расширены возможности поддержания и развития социально полезных связей осужденных с родственниками и трудовыми коллективами, а также развития их полезной инициативы. Реализация принципа гуманизма поставлена в прямую зависимость от поведения осужденных, от их желания и настроения вести себя определенным образом, а следовательно, получать или нет предусмотренную законом широкую систему льгот. Особенно полно принцип гуманизма нашел свое воплощение в Федеральном законе от 21 февраля 2001 г., который в Государственной Думе в третьем чтении проходил под рубрикой "в части облегчения условий содержания задержанных и осужденных". Линия на дальнейшую гуманизацию нашла свое отражение и в Законе от 21 ноября 2003 г. № 161-ФЗ, которым осужденным предоставлены дополнительные льготы, изменен порядок представления к условно-досрочному освобождению и др.

Принцип гуманизма имеет и обратную сторону: он должен проявляться не только по отношению к осужденным, но и ко всему обществу в целом, обеспечивая  должный порядок и спокойствие  граждан, охрану их законных интересов. Поэтому в Кодексе предусматриваются  меры по надежной изоляции осужденных и их охране, по пресечению различных  попыток проникновения как со стороны осужденных, так и иных граждан на охраняемые территории, нападений на охрану, проносов запрещенных предметов и ряда аналогичных действий.

Принцип гуманизма уголовно-исполнительного  права закреплен во многих институтах и нормах УИК, международных актах  о правах человека и об обращении  с осужденными. Так, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим  образом: “Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение  и уважение достоинства, присущего  человеческой личности”. Он отражен  и в ряде статей УИК, в частности  в ст. 10 подчеркивается, что “Российская  Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных...”. В ч. 2 ст.12 УИК указывается, что “они не должны подвергаться жестокому  или унижающему человеческое достоинство  обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе  как на основании закона”.

Принцип гуманизма выражается также в  тех целях, которые ставит государство  при исполнении наказания: исправление  осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется  также в средствах исправительного  воздействия: общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду с режимными требованиями обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающими условия для реализации прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения. Цели гуманного отношения к осужденным отражены в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы инвалидами, женщинами, несовершеннолетними, в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК), свидания (ст. 91УИК), телефонные переговоры (ст. 92 УИК) и др.

 

5. Принцип демократизма

 

Принцип демократизма определяет содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного  права. Прежде всего, он реализуется  в признании осужденного субъектом  этой отрасли права. В Международном  пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) подчеркивается, что “каждый  человек, где бы он ни находился, имеет  право на признание его правосубъектности. Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего к лишению свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, прежде всего в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждении и органов, исполняющих наказание, и осуществлении контроля общества за их деятельностью.

Данный  принцип закреплен, в частности, в ч. 2 ст. 9 УИК, в которой к числу  основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие  на них. В ст. 23 УИК закреплено содействие общественных объединений работе учреждении и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление контроля за деятельностью указанных учреждении и органов.

Этой  задаче отвечают и нормы УИК РФ, направленные на обеспечение личной безопасности осужденных (ст.13), свободы совести и свободы вероисповедания (ст.14), права на подачу обращений: предложений, заявлений, жалоб и ходатайств (ст.15) и т.д.

Принцип демократизма проявляется и в  других направлениях: в порядке подачи и разрешении жалоб и заявлений  осужденных; языке обращений и  переписке; контроле органов государственной  власти и органов местного самоуправления; судебном и ведомственном контроле; прокурорском надзоре за деятельностью  учреждений и органов, исполняющих  наказания; контроле общественных объединений.

Информация о работе Принципы уголовно-исполнительного права