Принудительные меры медицинского характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 02:33, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Сложная криминогенная обстановка в стране, обусловленная ростом преступности, изменением качественных показателей, возрастанием нагрузки на сотрудников правоохранительных органов, свидетельствуют о том, что масштабы общественно опасных последствий выступают в качестве одного из дестабилизирующих факторов. Определенную часть преступлений совершают лица, стр

Работа состоит из  1 файл

Курсовая УП.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)

Исходя из смысла ст. 104 УК в местах отбывания наказания субъект может проходить обязательное амбулаторное лечение. Это обусловлено главным образом и прежде всего двумя обстоятельствами. Во-первых, места изоляции от общества не имеют специальных учреждений или иного рода возможностей, чтобы проводить стационарное лечение психически аномальных правонарушителей. Во-вторых, задача этих мест другая — осуществление прежде всего целей, стоящих перед наказанием, в связи с чем усилия администрации соответствующих мест изоляции направлены на решение именно этих, наиболее важных для них задач.

Этот вывод находит косвенное подтверждение о том, что субъект, в случае изменения его психического состояния в период отбывания наказания, требующего помещения в психиатрический стационар, направляется в лечебное учреждение в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о здравоохранении. Кроме того, ч. 2 ст. 99 УК совершенно определенно предписывает назначить лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимися в лечении психических аномалий, не исключающих вменяемости, наряду с наказанием принудительную меру медицинского характера именно в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра.

В случае изменения психического состояния лица, подвергнутого принудительным мерам медицинского характера суд по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение, может изменить вид принудительной меры, прекратить лечение или, напротив, продлить его. Базой судебного решения является заключение врачей-психиатров, прогнозирующих поведение лица в случае изменения вида принудительной меры медицинского характера либо прекращения ее исполнения.

В случае, если психическое состояние субъекта, проходящего принудительное лечение, ухудшилось, и врач прогнозирует его повышенную опасность для себя или окружающих, то по решению суда мера медицинского воздействия в отношении такого лица может быть изменена. Ему назначается лечение в стационаре с соответствующие его психическому состоянию режимом содержания. При этом лицо, которому принудительная мера медицинского воздействия изменена на более строгую, подлежит обязательному освидетельствованию в течение 48 часов с момента помещения в стационар комиссией врачей-психиатров, которая принимает окончательное решение об обоснованности госпитализации. Если госпитализация признается обоснованной, то заключение комиссии врачей-психиатров в течение 24 часов направляется в суд по месту нахождения психиатрического учреждения для решения вопроса о дальнейшем пребывании лица в нем. Единолично врач принять решение о госпитализации или изменении меры принудительного медицинского воздействия не вправе.[45]

Такая же процедура предусматривается в случае улучшения психического состояния субъекта: на основании медицинского заключения суд принимает решение об изменении принудительной меры медицинского характера на такую, которая отвечает по режиму содержания психическому состоянию лица».[46]

Сроки, в течение которых субъект проходит обязательное лечение, не установлены ни законом, ни иным подзаконным актом. Они зависят исключительно от достижения целей, стоящих перед принудительными мерами медицинского характера — излечение или такое улучшение психического состояния лица, в результате которого оно становится не опасен для себя и окружающих. Пока цели медицинского вмешательства не достигнуты, лицо содержится на условиях больничного режима. Однако, для того чтобы сохранить объективность и исключить возможность злоупотреблений применением принудительных мер медицинского характера, в ч. 2 ст. 102 УК установлен императив, согласно которому лицо, содержащееся под наблюдением врача-психиатра, подлежит освидетельствованию компетентной врачебной комиссией не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований его дальнейшего содержания в соответствующем учреждении. На основании решения комиссии суд может изменить меру содержания, прекратить исполнение принудительной меры медицинского характера или продлить время ее исполнения. Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно.

В статье 36 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»[47] уточняется позиция Уголовного кодекса. Прежде всего здесь речь идет о продолжительности содержания аномального, которая ставится в зависимость от его психического состояния. Лицо, помещенное в психиатрический стационар, проходит обязательное ежемесячное освидетельствование в течение первых шести месяцев со дня его поступления. Затем, если компетентная врачебная комиссия приходит, к выводу, что содержание пациента должно быть свыше шести месяцев, тогда его освидетельствование проводится не реже одного раза в полгода.

По мере излечения, когда необходимость в дальнейшем содержании лица в психиатрическом стационаре или под наблюдением врача-психиатра отпадает, суд прекращает применение принудительной меры медицинского характера. Основой судебного решения в данном случае является заключение врачей-психиатров. Если судом вынесено решение о прекращении применения принудительных мер медицинского характера, но медики находят у лица показания, дающие основания судить о необходимости продолжения лечения, то суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса по существу.

Вопрос о применении, продлении или прекращении меры медицинского воздействия в отношении лица, которое освобождено от уголовной ответственности или наказания по основаниям, предусмотренным в законе, решается исходя из целей принудительных мер медицинского характера. Субъект, нуждающийся в лечении психических аномалий и представляющий опасность для общества, продолжает лечение даже в том случае, если на его действия распространен акт амнистии, помилования, если истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора, а также в случае, когда на него распространяются действия норм главы 8 или раздела IV, а также ч. 2 ст. 14 УК.

Если лицо на законном основании освобождается от наказания, но медицинские показания требуют его дальнейшего лечения, то субъект проходит лечение уже не в учреждении, исполняющим наказание, а в специализированном учреждении министерства здравоохранения. Так же решается вопрос в случае амнистии, помилования, констатации малозначительности деяния, не требующей применения мер уголовно-правового воздействия (ч. 2 ст. 14 УК), освобождения от уголовной ответственности. Лицо, нуждающееся в лечении и представляющее опасность для общества, принудительно направляется для излечения в соответствующее медицинское учреждение.

При параллельном применении принудительных мер медицинского характера и наказания, сроки содержания в психиатрическом стационаре засчитываются в срок отбывания наказания, установленного судом. В ст. 103 УК установлен зачет времени применения принудительных мер медицинского характера только в отношении лишения свободы: один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы. При этом ничего не сказано о возможности зачета срока применения принудительных мер медицинского характера в отношении других видов наказаний, предусмотренных УК. Думается, что это несовершенство уголовного законодательства преодолимо посредством логического толкования норм уголовного права.

В ст. 71 УК установлен порядок определения сроков наказания при их сложении, который ориентирован на лишение свободы, имея в виду этот вид наказания отправной точкой для определения сроков иных видов наказания в случае их зачета. В ст. 71 УК указано, что одному дню лишения свободы соответствует один день ареста или содержания в дисциплинарной воинской части; два дня ограничения свободы; три дня исправительных работ или ограничения по военной службе; восемь часов обязательных работ. Таким образом, закон приравнивает определенные сроки иных наказаний к лишению свободы. В результате получается такая картина: три дня исправительных работ есть одно и то же, что один день лишения свободы. Два дня ограничения свободы заменяют один день лишения свободы и т.д.

В правоприменительной практике возможна ситуация, когда лицо, подвергнутое принудительным мерам медицинского характера с одновременным назначением меры наказания, не излечилось, хотя срок назначенного наказания еще не исчерпан. В первом случае субъект, сроки наказания которого истекли, освобождается от наказания, но продолжает проходить лечение вплоть до выздоровления или улучшения его психического состояния, которое позволяет констатировать его общественную безопасность. Во втором случае субъект направляется в соответствующие места для отбывания наказания с необходимым зачетом времени пребывания под наблюдением врача-психиатра.

Таким образом, можем сделать вывод относительно изложенной информации о том, что по своему содержанию сфера исполнения принудительного лечения сложна и разнообразна. Она охватывает кроме собственно лечебной работы также организацию периодических врачебных освидетельствований для постановки перед судом вопроса о продлении назначенной меры или изменении ее вида; организацию системы безопасности психиатрических стационаров, осуществляющих принудительное лечение; систему документации, необходимой для надлежащего осуществления принудительного лечения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги всему вышеизложенному, можем сделать следующий вывод.

Принудительное лечение – это особый вид государственного принуждения, особая мера социальной защиты общества от действий лиц, страдающих психическими расстройствами.

Основанием для признания лица невменяемым и освобождения его от уголовной ответственности является заключение судебно-психиатрической экспертизы, в котором констатируется наличие медицинского и юридического критериев этого состояния и которое оценивается в совокупности с другими доказательствами: первоначально следователем, дознавателем, а окончательно — судом при решении вопроса о назначении принудительных мер медицинского характера.

Принудительное лечение применяется в целях: ограждения общества от повторных действий лица, страдающего психическим расстройством, обеспечения безопасности самих этих лиц, их излечение от психического заболевания и приспособление их к условиям общественной жизни.

Виды принудительных мер медицинского характера: амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего, специализированного типа или специализированного типа с интенсивным наблюдением.

У производства по применению принудительных мер медицинского характера имеется ряд особенностей в порядке предварительного следствия, в судебном разбирательстве по уголовному делу, в обжаловании и опротестовании определения суда, а также в возобновлении дела в отношении лица, к которому была применена принудительная мера медицинского характера.

Разрешение вопроса о применении судом принудительных мер медицинского характера имеет задачей охрану от подобного рода общественно опасных посягательств:

-                     закрепленных в Конституции РФ общественного строя, его политической и экономической систем;

-                     социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией РФ и другими законодательными актами;

-                     прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что принудительные меры медицинского характера в уголовном праве занимают одно из приоритетных мест. Ведь, по сути, принудительные меры медицинского характера являются не наказанием, a мерой безопасности принудительного лечения, выносимой судом лицам, страдающим психическими заболеваниями и совершившим преступление в состоянии невменяемости, а также лицам, вменяемым на момент совершения преступления, но заболевшим до вынесения приговора или во время отбывания наказания.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Законодательные материалы

 

              1.1     Нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской  Федерации

1. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). –М.: Издательство «КноРус», 2010. – 688С.

2. Закон Российской Федерации от 02.07.1992г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании» (ред. от 21.11.2011) // «Ведомости СНД и ВС РФ», 20.08.1992, №33, ст. 1913.

3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) – 2-е изд. исправ., перераб. и доп. / под ред. А.И. Чучаева: «Контракт», «ИНФРА-М» - М., 2010.

4. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Жуйкова. – ОАО «Издательский дом «Городеи», 2007. С. 153

5. Уголовный кодекс Российской Федерации . – М.: Издательсво «Омега-Л», 2010. – 159С.

 

2. Книги

 

1. Введенский И.Н. Душевнобольные правонарушители и принудительное лечение. –М., 1929. – 324С.

2. Григорьев В.Н. Уголовный процесс. – М.: Юрист: 2008. -433С.

3. Колмаков П.А. Проблемы правового регулирования принудительных мер медицинского характера: Учеб. Пособие. – Сыктывкар, 2007. С17.

4. Назаренко Г.В. Принудительные меры медицинского характера: учеб. Пособие / Г.В. Назаренко. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 144С.

5. Петрухин И.Л. Теоретические основы реформы уголовного процесса в России. Ч. II. М., - 2007. – 623С.

Информация о работе Принудительные меры медицинского характера