Проблема убийств на национальной почве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 21:27, реферат

Описание

Определённо можно сказать, что в формировании отечественного права немалую роль сыграло православие. Изначально нормы русского права, на заре русской государственности, формировались под влиянием выбора православия как государственной религии, который на этой самой заре и был сделан; выбора, который предопределил всю дальнейшую историю России и за более чем тысячу лет оставил неизгладимый отпечаток на каждой сфере жизни русского (впоследствии российского) общества; невозможно представить, чтобы государственная религия, всегда в нашей стране имевшая огромный вес, не отразилась на праве.

Работа состоит из  1 файл

Философия права, эссе.docx

— 18.33 Кб (Скачать документ)

     Дайте характеристику проблемы убийств на национальной почве, используя особенности  западноевропейской, православной, мусульманской правовой культуры (по выбору). 

     Определённо можно сказать, что в формировании отечественного права немалую роль сыграло православие. Изначально нормы  русского права, на заре русской государственности, формировались под влиянием выбора православия как государственной религии, который на этой самой заре и был сделан; выбора, который предопределил всю дальнейшую историю России и за более чем тысячу лет оставил неизгладимый отпечаток на каждой сфере жизни русского (впоследствии российского) общества; невозможно представить, чтобы государственная религия, всегда в нашей стране имевшая огромный вес, не отразилась на праве. И она отразилась. Первый же свод русского права – «Русская правда» - имеет среди своих источников церковные уставы наряду с правовыми обычаями. Собственно говоря, если не Россию, не «третий Рим», не «последнюю надежду христианства» после уничтожения Константинополя и Византии считать государством с православной правовой культурой, то таких, наверное, нет и вовсе. Итак, Россия, а точнее её правовая культура - если уместно говорить о собственно правовой культуре применительно к нашей стране - и будет предметом рассмотрения в настоящем эссе.

     Начнём  с цитаты К. С. Аксакова из записки «О внутреннем состоянии России»: «Россия никогда не обоготворяла право, не верила в его совершенство, совершенства от него не требовала», она «смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение души». Продолжим: одной из особенностей, по мнению М. Б. Смоленского, является "нетерпимость, явно пренебрежительное отношение к закону при не менее очевидном уважении к «порядку». П. И. Новгородцев в статье «О своеобразных элементах русской философии права» пишет, что особенность русского духа в его понимании жизни и истории, права и государства — не что иное, как совершенное признание и утверждение основ христианской религии, отказ от осуществления совершенного правового состояния и государственности.

     И действительно, очень часто приходится слышать, что нелепое для западного  человека разграничение дефиниций  «законность» и «справедливость» для  современного россиянина, как и для  советского гражданина, подданного Российской империи, является существенным. Христианская этика, вбиваемая поколением за поколением, особенно щепетильно передававшаяся и сохранявшаяся в общинах, деревнях, среди малограмотного и абсолютно безграмотного народа, составлявшего свыше 90% от населения страны, является куда понятней и ближе этому народу, чем писаные кем-то, явно с целью удовлетворения меркантильных интересов, нормативные правовые акты. Да и как людские законы могут быть выше божественных заветов?

     Россия  – многонациональная страна. Формально  более 80% населения составляют русские, и это позволяет по международным  нормам называть её мононациональной; однако по факту это не так. Основные конфликты на национальной почве, в  том числе и приводящие к убийствам, происходят между этнически русским  населением и населением кавказских республик. Происходит это вот почему.

     Ряд национальностей, образующих современную  российскую государственность, имеют  собственные субъекты нашей дорогой  федерации: Татарстан, Дагестан, Чечня, Калмыкия, Удмуртия и проч. История включения народов, населяющих эти республики, в состав России различна, и в современной российской действительности это существенно сказывается. Казань присоединена к Московской Руси ещё самим Иваном IV, межнациональные отношения русских и татар не имеют глобальных острот – русские и татары живут вместе уже более пяти столетий и давно привыкли к этому. Большинство татар исповедует ислам не радикального толка, не имеющий ничего общего с ваххабизмом, и проживает в Татарской республике, имеющей довольно высокий уровень жизни.

     Совсем  другое дело – национальности кавказские. Кавказская война окончена «всего лишь»  полтора столетия назад, что в  рамках истории может, при определённых условиях, быть не столь значительным периодом и восприниматься как «всего лишь» без кавычек. Нежелание  довольно диких гордых кавказских народов  присоединяться к Российской империи привело к почти полувековой войне; не стоит забывать и о кровавых конфликтах 90-х годов XX-го века. И сейчас Кавказ как бы отрезан от центральной и западной частей России (подобная проблема свойственна и республикам, отдалённым географически, вроде Дальнего Востока, а не только национально-культурно; однако это уже проблемы федерализма, выходящие за рамки эссе). Стоит хотя бы посмотреть какое-либо политическое ток-шоу, как в выступлениях многих публичных, надо полагать образованных, людей частенько проскальзывают местоимения «мы» и «они». Проблема Кавказа рассматривается как внутренняя проблема страны, и в то же время – как внешняя, поскольку обсуждение ведётся как бы сверху. Низкий уровень жизни и безопасности, и высокий – безработицы, а также перечисленные социокультурные исторические причины создают прекрасный плацдарм для напряженности, привлекательности для образования бандформирований, которые действуют затем на территории всей страны, подготовки безумных фанатиков радикального ислама для террористической деятельности.

     Далее, оказываясь в регионах с высокой  концентрацией русских, возникают  межнациональные конфликты. Особенно остро проблема межнациональных  столкновений проявляется в Москве. Недавние волнения на Манежной площади, возникшие из-за убийства выходцами  с Кавказа русского болельщика, оставшимися  безнаказанными, показали, насколько обществу небезразлична назревшая проблема и что власти, в том числе с помощью права, не могут её решить.

     Теперь  чуть больше о собственно правовой культуре. Православная правовая культура в нашем государстве развилась  странным образом: она не защищает в  первую очередь православных. На это  постоянно обращает внимание один из ведущих политических журналистов  России – Владимир Рудольфович Соловьёв. Разумеется, несмотря ни на какие исторические предпосылки и роль русского народа в собирании российской нации, русские (и кто бы то ни было ещё) не должны иметь преимуществ в правах перед другими национальностями, населяющими Россию и являющимися гражданами, тем более – в сфере уголовного права; более того, уголовное право не позволяет дискриминации и для лиц без гражданства и иностранных граждан. Однако на практике в нашем мире сошедшей с ума толерантности всё пошло в обратную сторону: теперь русские не имеют не только равных прав, но фактически и дискриминируются.

     Тенденции правоприменительной практики таковы, что пункт «е» части 1 статьи 63 УК РФ, предусматривающий отягчающее вину обстоятельство в виде совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, содержащийся и в квалифицированном составе статьи 105 УК, применяется судами преимущественно против… русских. При этом широко известны процессы, удостоенные вниманием гражданского общества, когда преступникам-кавказцам за тяжкие и особо тяжкие преступления против русских выносили приговор без ссылки на вышеуказанный пункт «е», квалифицируя деяние как хулиганское, не усматривая ни национальной, ни религиозной вражды, – даже в случае, когда шестеро выходцев с юга России в общественном транспорте набросились на школьника русской национальности, в результате чего последний скончался. Суд не усмотрел в действиях виновных признаков национальной ненависти.

     В обратной ситуации русский, забежавший с ножом в синагогу, был осуждён  по основной статье со ссылкой на рассматриваемое  отягчающее обстоятельство. Когда бьют по левой – подставь правую?

     Как-то так получилось, что русские становятся бесправными в собственном государстве (80% населения, историческая роль и прочее – стоит ли упоминать?). В ситуации, когда все места на рынках заняты выходцами с Кавказа, а русским  под страхом смерти зачастую туда доступ закрыт, когда во многих московских вузах – что особенно удивительно  и ужасно, юридической направленности, - целые группы и потоки обходятся  без единого русского (приведённый случай в общественном транспорте совершён кавказцами – студентами юридического вуза), когда русского человека выселяют с коренного места обитания, навязывая свои обряды и традиции (при этом крайне ревностно и агрессивно и без тени толерантности относясь к подобному в своих республиках), - при всём этом и многом другом напряженность между национальностями просто не может не возникнуть, грозя социальным взрывом. Задача права в данной ситуации – максимально строго пресекать все конфликты, имеющие основой религиозную и национальную ненависть, а также обеспечить одинаковое правоприменение. 

Информация о работе Проблема убийств на национальной почве