Проблемы реализации уголовной политики в правотворчестве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 15:17, контрольная работа

Описание

Роль права в жизнедеятельности общества и государства предполагает знание того, кто создает нормы права, имеют ли возможность сами граждане участия в правотворчестве, какие факторы влияют на создание норм права, каков сам процесс правотворчества, в чем проявляется качество принимаемых правовых актов, как нормы права работают в реальной жизни? Без знания самих правовых основ правотворчества невозможно активное участие граждан в построении правового государства и гражданского общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

Выделяют также правотворчество  органов местного самоуправления; локальное правотворчество(например, на предприятии, учреждении, организации); правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1) законотворчество(правотворчество высших представительных органов(парламентов), в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии усложненной процедурой);

2) делегированное правотворчество(нормотворческая  деятельность орган исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента);

3) подзаконное правотворчество(здесь  нормы права принимаются и  вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами и т. д. Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть ряд ситуаций, когда достаточно уровня подзаконных актов, нормативных договоров и т. д. Кроме того подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществления его конкретных субъектов.

      В процессе  правотворчества реализуются следующие  функции: обновление законодательства, т.е. издание новых нормативных правовых актов; устранение (отмена) устаревших юридических норм; восполнение пробелов в праве. Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования российского законодательства.

 В России наряду  с новыми тенденциями правотворчества(изменение характера и объема) перераспределяются правотворческие полномочия между РФ и республиками, краями, автономными округами и областями. Субъекты

Федерации получили больше возможностей для участия в формировании правовой системы. Они имеют равные права на издание нормативно-правовых актов, кодексов и иных законодательных актов. Роль правотворчества в субъектах Федерации растет, это в свою очередь связано с тенденцией децентрализации российской государственности, укрепления в ней федеративных начал.

Как известно, законодательство имеет два уровня: федеральное и региональное.  Федеральный предполагает, что "вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют

собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов." (ч.4 ст. 76 Конституции РФ). Принцип федерализма возможен, когда субъекты РФ имеют большие полномочия (в т.ч. в

сфере правотворчества). Конституция РФ это позволяет, и они их используют.

Региональное правотворчество  направлено на обеспечение проведения экономических реформ, равноправия форм собственности и т.д. Эти же направления присутствуют и в федеральном законотворчестве, но субъекты Федерации еще учитывают региональные, их цели. Например, во многих республиках принят земельный, лесной кодексы (в Башкортостане 13 кодексов,

а Московская область  имеет даже градостроительный кодекс), наряду с этим действуют договоры между РФ и субъектами Федерации, касающиеся вопросов

культуры. Правотворчество субъектов РФ осуществляется не всегда равномерно.

Недостатки в правотворчестве  объясняются и отсутствием квалифицированных

кадров, теоретической  базы. Растет объем и значение подзаконных актов по сравнению с законами. Имеет место так называемое мелкотемье (например,  в Тверской области приняты законы о сходах граждан, о старосте, о главе местной администрации, не лучше было бы принять единый закон о местном самоуправлении), декларативный характер многих положений законов, отсутствие механизма их реализации, мер ответственности, поощрения.

Доходит и до того, что  некоторые законы субъектов  расходятся с Конституцией РФ(напр., расширение их правового статуса: право выхода; ряд субъектов определяет права и свободы человека, но в соответствии с пунктом "в" ст. 71 Конституции РФ это ведение РФ).

Соответствие законодательства субъектов Федерации федеральному законодательству - необходимое условие упрочнения российской государственности, обеспечения ее единства и территориальной целостности. Необходимо создавать четкий правовой механизм устранения несоответствий и противоречий(создание добровольных согласительных органов). В РФ должна

быть создана единая взаимоувязанная система нормативно – правовых актов, включающих в качестве составных блоков и федеральное законодательство, и

законодательство субъектов  Федерации (об этом свидетельствует мировой опыт).

В общую правовую систему  РФ входит совокупность нормативно – правовых актов субъектов Федерации, следовательно,  должна существовать определенная иерархия. Также целесообразно активизировать нормотворчество субъектов Федерации по вопросам, находящимся за пределами ведения РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

Задача №1

 

 

 

 

 

Решение:

Классификация деяний осужденного  Ш. не соответствует требованиям закона, поскольку квалифицирующий признак убийства, предусмотренный п. «в» ч.2 ст. 105 УК РФ, вменен осужденному Ш. необоснованно.

Признавая Ш. виновным в  убийстве лица, заведомо для него находившегося в беспомощном состоянии, суд указал, что беспомощное состояние потерпевшего заключалось в сильном алкогольном опьянении.

Между тем по смыслу закона по «п» ч.2 ст 105 УК РФ квалифицируется  убийство потерпевшего, неспособного защищать себя, оказать активное сопротивление  виновному в силу физического  или психического состояния. К лицам, находящимся в беспомощном состоянии, могут быть отнесены в частности, тяжелобольные и престарелые, малолетние дети, лица, страдающие психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее.

То обстоятельство, что  потерпевший в момент совершения преступления был в сильной степени  алкогольного опьянения, не дает основания  считать его находившимся в беспомощном  состоянии.

Не может быть принято  во внимание и указание суда о том, что в беспомощном состоянии потерпевший находился ввиду полученного ранения.

При таких обстоятельствах  следует признать, что ножевое  ранение Б. получил в результате действий Ш., направленных на лишение  потерпевшего жизни, т.е в процессе совершения убийства.

Следовательно, действия Ш. подлежат квалификации по ч.1 ст 105 УК РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня Россия несет  на своих плечах тяжелое бремя  реформирования. С чем это связано, почему так происходит и что ждет нас впереди - вопросы, которые требуют глубокого анализа. Рассматривая данную тему в современных

условиях, необходимо учесть историческое развития идеи формирования правового государства в России и попытки ее практического осуществления.

Менялись эпохи, на смену  одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных

процессов в обществе в рамках правовых норм. Стабильность общества

-гарантия его процветания,  соответственно, обеспечение этой  стабильности

-основная цель государства.

В настоящее время, когда  политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда

становится ясно, насколько  важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими

нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону,

экономические основы его  существования и реального применения.

Процесс создания правовых норм начинается с возникновения  объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах.

Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Гражданский кодекс. 1994

2.Конституция РФ 1993 г.

3. Пиголкин А. С. Проблемы правотворчества субъектов РФ – М.: НОРМА, 1998

4.Пиголкин А.С. Язык закона – М.: Юридическая литература, 1990

5.Уголовный кодекс.1996.

 

 

 

 




Информация о работе Проблемы реализации уголовной политики в правотворчестве