Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 15:17, контрольная работа
Роль права в жизнедеятельности общества и государства предполагает знание того, кто создает нормы права, имеют ли возможность сами граждане участия в правотворчестве, какие факторы влияют на создание норм права, каков сам процесс правотворчества, в чем проявляется качество принимаемых правовых актов, как нормы права работают в реальной жизни? Без знания самих правовых основ правотворчества невозможно активное участие граждан в построении правового государства и гражданского общества.
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Выделяют также
В зависимости от значимости правотворчество делится на:
1) законотворчество(правотворчест
2) делегированное
3) подзаконное правотворчество(
В процессе
правотворчества реализуются
В России наряду
с новыми тенденциями
Федерации получили больше возможностей для участия в формировании правовой системы. Они имеют равные права на издание нормативно-правовых актов, кодексов и иных законодательных актов. Роль правотворчества в субъектах Федерации растет, это в свою очередь связано с тенденцией децентрализации российской государственности, укрепления в ней федеративных начал.
Как известно, законодательство имеет два уровня: федеральное и региональное. Федеральный предполагает, что "вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют
собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов." (ч.4 ст. 76 Конституции РФ). Принцип федерализма возможен, когда субъекты РФ имеют большие полномочия (в т.ч. в
сфере правотворчества). Конституция РФ это позволяет, и они их используют.
Региональное правотворчество направлено на обеспечение проведения экономических реформ, равноправия форм собственности и т.д. Эти же направления присутствуют и в федеральном законотворчестве, но субъекты Федерации еще учитывают региональные, их цели. Например, во многих республиках принят земельный, лесной кодексы (в Башкортостане 13 кодексов,
а Московская область имеет даже градостроительный кодекс), наряду с этим действуют договоры между РФ и субъектами Федерации, касающиеся вопросов
культуры. Правотворчество субъектов РФ осуществляется не всегда равномерно.
Недостатки в правотворчестве
объясняются и отсутствием
кадров, теоретической базы. Растет объем и значение подзаконных актов по сравнению с законами. Имеет место так называемое мелкотемье (например, в Тверской области приняты законы о сходах граждан, о старосте, о главе местной администрации, не лучше было бы принять единый закон о местном самоуправлении), декларативный характер многих положений законов, отсутствие механизма их реализации, мер ответственности, поощрения.
Доходит и до того, что некоторые законы субъектов расходятся с Конституцией РФ(напр., расширение их правового статуса: право выхода; ряд субъектов определяет права и свободы человека, но в соответствии с пунктом "в" ст. 71 Конституции РФ это ведение РФ).
Соответствие законодательства
субъектов Федерации
быть создана единая
взаимоувязанная система
законодательство субъектов Федерации (об этом свидетельствует мировой опыт).
В общую правовую систему РФ входит совокупность нормативно – правовых актов субъектов Федерации, следовательно, должна существовать определенная иерархия. Также целесообразно активизировать нормотворчество субъектов Федерации по вопросам, находящимся за пределами ведения РФ.
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Задача №1
Решение:
Классификация деяний осужденного Ш. не соответствует требованиям закона, поскольку квалифицирующий признак убийства, предусмотренный п. «в» ч.2 ст. 105 УК РФ, вменен осужденному Ш. необоснованно.
Признавая Ш. виновным в убийстве лица, заведомо для него находившегося в беспомощном состоянии, суд указал, что беспомощное состояние потерпевшего заключалось в сильном алкогольном опьянении.
Между тем по смыслу закона по «п» ч.2 ст 105 УК РФ квалифицируется убийство потерпевшего, неспособного защищать себя, оказать активное сопротивление виновному в силу физического или психического состояния. К лицам, находящимся в беспомощном состоянии, могут быть отнесены в частности, тяжелобольные и престарелые, малолетние дети, лица, страдающие психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее.
То обстоятельство, что потерпевший в момент совершения преступления был в сильной степени алкогольного опьянения, не дает основания считать его находившимся в беспомощном состоянии.
Не может быть принято во внимание и указание суда о том, что в беспомощном состоянии потерпевший находился ввиду полученного ранения.
При таких обстоятельствах следует признать, что ножевое ранение Б. получил в результате действий Ш., направленных на лишение потерпевшего жизни, т.е в процессе совершения убийства.
Следовательно, действия Ш. подлежат квалификации по ч.1 ст 105 УК РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня Россия несет на своих плечах тяжелое бремя реформирования. С чем это связано, почему так происходит и что ждет нас впереди - вопросы, которые требуют глубокого анализа. Рассматривая данную тему в современных
условиях, необходимо учесть историческое развития идеи формирования правового государства в России и попытки ее практического осуществления.
Менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных
процессов в обществе в рамках правовых норм. Стабильность общества
-гарантия его процветания, соответственно, обеспечение этой стабильности
-основная цель государства.
В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда
становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими
нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону,
экономические основы его
существования и реального прим
Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах.
Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Гражданский кодекс. 1994
2.Конституция РФ 1993 г.
3. Пиголкин А. С. Проблемы правотворчества субъектов РФ – М.: НОРМА, 1998
4.Пиголкин А.С. Язык закона – М.: Юридическая литература, 1990
5.Уголовный кодекс.1996.
Информация о работе Проблемы реализации уголовной политики в правотворчестве