Введение
Одной из самых актуальных
и социально значимых задач, стоящих
перед нашим обществом сегодня,
безусловно, является поиск путей
снижения роста преступлений среди
молодежи и повышенная эффективность
их профилактики. Необходимость скорейшего
решения этой задачи обусловлена
не только тем, что в стране продолжает
сохраняться достаточно сложная
криминогенная обстановка, но, прежде
всего тем, что в сферы организованной
преступности втягивается все больше
и больше несовершеннолетних, криминальными
группировками, созданными подростками,
совершаются опасные преступления
и число их неуклонно растет. Преступность
молодеет и принимает устойчивый
рецидивный характер. А такая криминализация
молодежной среды лишает общество перспектив
установления в скором будущем социального
равновесия и благополучия.
Главная роль
в решении этой острейшей проблемы
отводится социальной педагогике,
хотя, конечно, решить ее можно
только комплексно, с привлечением
всех сил общества. Однако, интеграция
усилий общества может осуществиться
лишь в рамках научно обоснованной,
обеспеченной эффективными технологиями
социально-педагогической системы
перевоспитания личности несовершеннолетнего
посредством последовательных педагогических
и воспитательно-профилактических
воздействий, обеспечивающих формирование
личности с твердыми и правильными
жизненными установками.
Глава I.
Психолого-педагогические
основы профилактики
противоправного
поведения несовершеннолетних
1
Причины и условия
противоправного
поведения несовершеннолетних Преступность
несовершеннолетних, будучи обусловлена
общими причинами преступности в нашей
стране, имеет свои особенности. Они связаны
с возрастными, психологическими, половыми
и иными отличиями личности несовершеннолетних
правонарушителей и механизмом противоправного
поведения; с обстоятельствами, способствующими
совершению правонарушений несовершеннолетних;
с динамикой, структурой преступности
и правонарушений несовершеннолетних;
демографическими и многими другими факторами,
которые относятся к различным социально-экономическим
и нравственно-психологическим сферам
общественной жизни.
Практика борьбы
с преступностью показывает, что
общая закономерность последовательного
сокращения преступности, в том
числе и среди несовершеннолетних,
реализуется в современных условиях
весьма неравномерно. Это сказывается
на динамике и структуре преступности,
которая может отражать существенные
изменения темпов снижения преступности
в различные периоды, временную
стабилизацию ее уровня и даже
отдельные "вспышки” локального
характера в некоторых зонах
и территориальных регионах. На
указанную тенденцию обращали
внимание и другие исследователи.
По мнению группы московских
криминологов, текущие цели системы
предупреждения преступности в
разрезе региональных и других
характеристик могут дифференцироваться
в сравнительно широком диапазоне:
от стабилизации уровня преступлений
отдельных видов и некоторого
их снижения до существенного
снижения.
Общими объектами
воздействия специально-криминологического
предупреждения правонарушений
несовершеннолетних являются: криминогенные
факторы, отрицательно влияющие
на нравственное формирование
личности правонарушителей; различные
конфликтные ситуации; внешние условия
и обстоятельства, объективно способствующие
совершению преступлений и наступлению
преступного результата. Применительно
к теме нашего исследования, в
качестве непосредственного объекта
социального контроля в сфере
профилактики преступлений выступает
личность учащихся правонарушителей как
носителей различных общественных связей,
отношений и явлений, имеющих криминогенную
значимость. К ним, прежде всего, следует
отнести: детей и подростков, которые самовольно
оставили учебу в школах, техникумах, профтехучилищах
и других учебных заведениях, нигде не
учатся, не работают и ведут антиобщественный
образ жизни; трудновоспитуемых и неуспевающих
учеников, систематически нарушающих
школьный режим и правила общественного
поведения; несовершеннолетних, условно
направленных или возвратившихся из спецшкол
и спецпрофтехучилищ; подростков, возвратившихся
из мест заключения, осужденных судами
к мерам наказания, не связанным с лишением
свободы, а также условно осужденных и
переданных на перевоспитание общественности;
осужденных учащихся, в отношении которых
судами применена отсрочка исполнения
приговора; безнадзорных подростков из
числа учащихся, совершивших правонарушения
и состоящих на учете в инспекциях по делам
несовершеннолетних.
В процессе
осуществления профилактических
мер, субъекты этой деятельности
адресуют конкретные требования
объектам социального контроля,
используя систему методов и
средств воздействия на личность
правонарушителя. Эффективность
их в значительной мере обусловливается
всесторонним знанием самого
объекта профилактики, особенности
различных групп и контингентов
несовершеннолетних правонарушителей
и числа учащихся, их нравственно-психологические
свойства, социальной среды и
ближайшего бытового окружения.
Это имеет первостепенное значение
для правильного определения
организационных форм профилактической
воспитательной работы.
Как известно,
преступление является следствием
сложного взаимодействия личности
со средой. Российские криминологи
справедливо акцентируют своё
внимание на решающей роли
социальной среды в формировании
противоправного и преступного
поведения. При этом, характер
причинно - следственных связей определяется
многозначной причинностью, состоящей
в диалектическом взаимодействии
многих факторов (обстоятельств), которые
обусловили преступление, способствовали,
сопутствовали, облегчали или
препятствовали его наступлению.
Находясь в различных формах
взаимосвязи, указанные факторы,
по характеру воздействия, направленности
и значимости играют не одинаковую
роль. Результаты
проведенных конкретно-социологических
исследований дают основание
утверждать, что преступные проявления
среди учащихся в настоящее
время связаны с неблагоприятными
условиями нравственного формирования
личности несовершеннолетних правонарушителей,
выступающих основной причиной
возникновения антиобщественных
взглядов; с недостатками в нравственном
и трудовом воспитании учащихся
и плохой организации их досуга;
ошибками и упущениями в деятельности
государственных органов, учебных
коллективов и общественных организаций
в борьбе с детской безнадзорностью
и правонарушениями.
Весьма
четко прослеживается в генезисе
преступного поведения отрицательная
значимость таких признаков, характеризующих
личность, как низкий культурный
и образовательный уровень учащихся
- правонарушителей. Результаты исследований
указывают на некоторое повышение
за последние годы общего образовательного
уровня у подростков-правонарушителей,
что обусловливается введением
в нашей стране всеобщего среднего
образования. В то же время,
по-прежнему отмечается устойчивое
отставание в образовательном
и культурном уровне правонарушителей
от своих сверстников. Несоответствие
образовательного и культурного уровней
возрасту учащегося, что обычно связано
с нежеланием учиться, обусловливает неразвитость
интересов и утилитарность потребностей
учащихся. Положение усугубляется еще
и тем, что несовершеннолетние правонарушители
обычно с недоверием воспринимают информацию
воспитательного характера, исходящую
от официальных лиц и коллективов, нередко
трактуют ее ошибочно, стремясь найти
в ней лишь то, что в какой-то мере может
оправдать их поведение и укрепить статус
в неформальных группах микроокружения.
Постепенно отрываясь от учебного коллектива,
такие учащиеся ищут занятия вне школы,
в кругу случайных уличных знакомых и
сравнительно легко попадают под пагубное
влияние антиобщественных элементов.
"Вредное влияние микросреды, — пишет
болгарский психолог В.Момов, — часто
оказывается сильнее по сравнению с более
далеким и опосредованным влиянием макросреды.
Именно это — одно из слабейших мест социализации
человека на современном этапе развития
общества.) Поскольку среди учеников, совершивших
преступления и иные правонарушения, подавляющее
большинство составляют трудновоспитуемые
и неуспевающие подростки, педагогическим
коллективам и общественным организациям
учебных заведений следует больше внимания
уделять этому контингенту учащихся.
С такими
подростками необходимо систематически
проводить целенаправленную индивидуально-профилактическую
работу, привлекать их к общественной
жизни учебных коллективов, спортивной
и другой внеклассовой работе»,
укреплять связь с родителями
и общественными организациями
по месту проживания учащихся
и проведения ими досуга.
Наряду с
отрицательным влиянием указанных
обстоятельств обращают на себя
внимание недостатки и упущения
воспитания в полных неблагополучных
семьях, выступающие первопричиной
противоправного поведения и
занимающие заметное место в
генезисе правонарушений среди
учащихся. Наиболее пагубное влияние
на подростков оказывает конфликтная
атмосфера таких семей, которые
отношением и поведением прививают
им грубость, жестокость, неуважение
к нормам поведения и другие
отрицательные качества. Н.И.Ветров,
специально изучавший этот вопрос,
не без основания указывает,
что «все это не только затрудняет
воспитание в подобных семьях,
но и ослабляет, а то и
полностью нейтрализует влияние
школы, училища, рабочих коллективов».
Также наблюдается и другая
тенденция. Большая часть правонарушителей
проживает в полных, внешне благополучных
семьях, многодетных семьи с одним,
реже двумя подростками-учащимися.
Родители, однако, проявляют неумение,
а подчас и нежелание воспитывать
своих детей.
По исследованиям
Ветрова Н.И., в подавляющем большинстве
семей между супругами не было
согласия в методах воспитания детей
и применяемых мерах воздействия.
Все это приводило к безнадзорности
подростков, особенно в вечернее время,
порождало у них чувство безответственности
за свои действия.
Криминогенная значимость указанных
недостатков и упущений, выступающих
в качестве неблагоприятных условий
формирования подростков-правонарушителей
из числа учащихся, должна учитываться
при изучении их личности и осуществлении
на этой основе целенаправленных мер
профилактики.
В порядке ранней
профилактики, следует всемерно
активизировать деятельность университетов
педагогических знаний, родительских
лекториев, родительских комитетов
при школах, комиссий содействия
семье и школе на предприятиях,
усилить социальный контроль
общественных организаций и трудовых
коллективов за воспитанием детей
в семье. Важно повысить ответственность
родителей за исполнение своих
обязанностей: заботиться о воспитании
детей, готовить их к общественно полезному
труду, растить достойными членами общества.
В работе с неблагополучными семьями и
лицами, уклоняющимися от воспитания своих
детей, шире применять меры общественного
и правового воздействия, вплоть до лишения
их родительских прав.
Психологические
особенности несовершеннолетних
правонарушителей
Как известно,
трудновоспитуемость чаще всего
начинает проявляться подростковом
возрасте, который считается трудным,
противоречивым, переходным от детства
к юности и охватывает период
от 11 до 15 лет. Особенности социальных
условий жизни подростка в
предшествующие годы, сложившийся
характер взаимоотношений в семье
и школе накладывают отпечаток
на то, насколько бесконфликтно
перенесет подросток те возрастные
и психофизические изменения,
которые происходят с ним в
этот период, как будет решена
социальная задача "вхождения"
его в мир взрослых, определение
своего места в макросоциальном
окружении, характерных для этого
периода.
Для старшего
подросткового возраста характерно
повышенное восприятие чувства
чести, долга, товарищества, романтической
влюбленности. Подростки начинают
предъявлять друг к другу более
высокие моральные требования. На
первое место у них выступают
не те качества, которые характеризуют
сверстников как хороших учеников,
а нравственные черты: товарища
ценят за смелость, мужество, способность
помочь в трудную минуту и
т.п. Для них характерна потребность
в дружеском общении, они очень
дорожат дружбой и болезненно
переживают возникающие разрывы.
Учащиеся в подростковом возрасте
требуют усиленного социального
контроля со стороны семьи,
школы, общественности, так как
в этом возрасте формирование
личности еще не закончилось,
у подростков неустойчивые установки,
они еще не осознали свое
место в общественной жизни.
Авторитет родителей в этот
период может ослабевать, а влияние
неформальных групп ближайшего
микроокружения, наоборот, возрастать,
что повышает степень вероятности
антиобщественного поведения.
Объективные
возможности для возникновения
трудновоспитуемости могут быть
созданы вследствие наложения
особенностей подросткового возраста
(эмоциональной возбудимости, стремления
к взрослости, обостренного чувства
собственного достоинства и стремления
к самоутверждению, недостатка
жизненного опыта и, в связи
с этим, невозможности правильной
оценки некоторых явлений, возрастания
роли общения, особенно со сверстниками)
на неблагоприятные условия воспитания
в семье, школе, отрицательное
влияние микроокружения.
Заключение
Кардинальные
перемены, переживаемые нашим обществом
во всех сферах политической
и социально-экономической жизни,
не могут не распространяться
на превентивную и пенитенциарную
практику в области предупреждения
и коррекции отклоняющегося поведения
детей и подростков. Содержание
перестройки воспитательно-профилактической
системы, прежде всего, определяется
тем, что существовавшая ранее
«карательная» профилактика, основанная
на мерах социального контроля,
общественно административного
и уголовного наказания, должна
быть заменена на охранно-защитную
профилактику, представленную комплексом
мер адекватной социально-правовой,
медико-технологической и социально-педагогической
поддержки и помощи семье, детям,
подросткам, юношеству.
Государство
располагает разнообразными средствами
реализации политики предупреждения
преступности несовершеннолетних.
К их числу могут быть отнесены:
социальная профилактика, правовое сдерживание,
криминологическая профилактика, виктимологическая
профилактика, правовое предупреждение
и др.
Достижение
желаемого эффекта в профилактике
правонарушений и рецидивной
преступности, несовершеннолетних
возможно лишь при условии
привлечения к воспитательной
работе с ними педагогов-профессионалов.
Причинами отклонений
в поведении младших школьников
являются: педагогическая неграмотность
родителей, безнадзорность, вызванная
занятостью родителей, отрицательный
пример родителей, или аморальное поведение,
нарушение структуры семьи.
Это приводит к возникновению
у детей неправильных представлений,
привычек, потребностей.
Наиболее эффективными
педагогическими приемами, являются:
чуткое, внимательное, доверительное
отношение к ребенку, укрепление
у него веры в себя, в свои
силы, опора на положительные
качества личности.