Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 18:36, курсовая работа
Прокурорский надзор в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.
Введение.
§1. Исторические аспекты развития прокурорского надзора.
§2. Понятие и сущность прокурорского надзора.
§3. Основные направления (отрасли) прокурорского надзора
Заключение
Список использованной литературы
Данное направление прокурорского надзора призвано обеспечить не только законные права и свободы граждан, но и интересы государства. В случаях совершения преступлений, посягающих непосредственно на интересы государства (государственную федеральную собственность, порядок управления, правосудие и др.), прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, требует от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, своевременного и полного расследования, установления размеров причиненного ущерба и принятия мер к его возмещению и т.д., тем самым защищая интересы государства.
Важно отметить, что осуществление прокурорского надзора в рассматриваемой сфере призвано обеспечивать права и свободы не только лиц, совершивших преступление, но и потерпевших от конкретного преступления, а также права и свободы иных законопослушных граждан, о чем на практике иногда забывается.
4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и заключенных под стражу.
Выделение этой отрасли из единого прокурорского надзора, как и в предыдущем случае, объясняется исключительной важностью специфического комплекса законов, регулирующих права и свободы граждан, задержанных в связи с подозрением в совершении преступления, заключенных под стражу или отбывающих наказание, особенностями деятельности органов, исполняющих эти законы. Режим законности распространяется не только на дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность. Лица, чья вина в совершении преступления установлена судом, к которым уже применяются меры наказания, также имеют права и свободы. Эти права и свободы определены и четко регулируются специальным законодательством, прежде всего нормами УИК РФ. Соблюдение администрацией органов и учреждений, применяющих назначенное судом наказание, этих прав и свобод лиц, отбывающих наказание или иные меры принудительного характера, не менее важно, чем соблюдение прав и свобод законопослушных граждан.
Вот почему в условиях строительства правового государства прокурорский надзор в этом направлении приобретает особо актуальное значение, ибо отражает политику государства в рассматриваемой сфере общественных отношений. Закон о прокуратуре предусматривает осуществление надзора за исполнением законов, регламентирующих права и свободы не только осужденных, но и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в случае их задержания или заключения под стражу. Так как при этом вина указанных лиц еще не установлена судом, прокурорский надзор должен выступать гарантией законности осуществленного ограничения свободы этих граждан. В этом также просматривается двуединая задача прокурорского надзора — обеспечение прав и свобод граждан и интересов государства. Данная деятельность прокурора является частью рассматриваемой отрасли прокурорского надзора.
В связи с принятием федеральных законов от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»[14] и от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также согласно п. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре» прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами. Эту деятельность прокуроров можно рассматривать как часть прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, исполняющими приговоры и иные решения судов. Отличительной чертой данной надзорной деятельности прокуратуры является то, что законодателем четко определены субъекты, исполняющие требования законов, а именно судебные приставы. Характеристика судебных приставов, их виды, задачи и полномочия определены в названном выше Федеральном законе «О судебных приставах». Предметом рассматриваемого надзора является исполнение федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве».
Объектами данного надзора являются подразделения службы судебных приставов. К ним относятся: Федеральная служба судебных приставов; территориальные органы Федеральной службы судебных приставов. Определенным исключением из этого является деятельность службы судебных приставов в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ, чья деятельность определяется не только вышеназванными законами, но и федеральными конституционными законами об этих судах.
Основной задачей рассматриваемого направления прокурорского надзора является обеспечение законности в деятельности судебных приставов, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные акты.
5. Самостоятельным направлением в деятельности прокуроров является их участие в рассмотрении дел судами. Согласно Закону о прокуратуре (ст. 35, 36, 39) и процессуальному законодательству прокурор участвует в рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.
В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции.
Первая — он принимает непосредственное участие в судопроизводстве по конкретным уголовным, гражданским, арбитражным и административным делам. С учетом положений судебной реформы и принятого на ее основе нового процессуального законодательства о состязательности судебного процесса в этих случаях прокурор выступает в качестве равноправного участника, стороны уголовного, гражданского или арбитражного судопроизводства.
Вторая функция прокурора состоит в оспаривании незаконных решений, приговоров, определений и постановлений суда. Реализация этой функции, закрепленной в п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре, предполагает право и обязанность прокурора обжаловать в установленном процессуальным законодательством порядке указанные акты суда в случаях выявления их незаконности или необоснованности. Осуществление указанных функций прокурором преследует решение нескольких задач. Наиболее важные из них защита прав и свобод человека и гражданина, защита охраняемых законов интересов общества и государства, защита прав предприятий, организаций и иных юридических лиц. Решение поставленных задач в процессе участия прокурора в рассмотрении конкретных дел или осуществлении надзора за законностью издаваемых судом правовых актов осуществляется путем применения предоставленных прокурору законом полномочий. В п. 4 ст. 35 Закона о прокуратуре сказано, что полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ. К сказанному следует добавить, что полномочия прокурора, не участвующего в судебном рассмотрении дел, но проверяющего законность решений суда по этим делам (например, в порядке надзора), также регламентируются процессуальным законодательством. Помимо этого ряд полномочий прокурора прямо предусмотрен в самом Законе о прокуратуре. Так, в соответствии со ст. 35 названного Закона прокурор имеет следующие права:
1) участвовать в рассмотрении дел судами;
2) осуществлять уголовное преследование в суде;
3) выступать в качестве государственного обвинителя в суде. Это полномочие может показаться аналогичным предыдущему. Однако следует иметь в виду, что, осуществляя уголовное преследование в суде, в процессе судопроизводства, прокурор может изменить свою позицию относительно виновности подсудимых и отказаться от обвинения, от выступления в качестве государственного обвинителя;
4) обратиться в суд с заявлением. Это полномочие предполагает возможность для прокурора обратиться в суд с заявлением о признании правовых актов должностных лиц незаконными и, следовательно, недействительными; с исковыми заявлениями с целью защиты материальных и иных интересов отдельных граждан, групп населения или юридических лиц;
5) вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В данном случае закон не конкретизирует, в какое дело может вступить прокурор: уголовное, гражданское и т.д. Совершенно очевидно, что вступление прокурора в уже начатый процесс судопроизводства требует соблюдения определенных требований, установленных соответствующим процессуальным законодательством;
6) обжаловать в вышестоящий суд не вступившее в законную силу незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Порядок применения этого полномочия регулируется процессуальным законодательством. Некоторые особенности его применения приводятся в последующих разделах учебника об участии прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел;
7) обжаловать вступившие в законную силу решение, приговор, определение или постановление суда по любому делу. Основания, форма и условия применения этого полномочия, как и предыдущего, довольно существенно различаются в зависимости от того, каким процессуальным законодательством (уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, арбитражно-процессуальным) оно регламентируется[15].
Прокурорский надзор - один из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства в республике, поскольку законность—неотъемлемый, если не основной его атрибут.
Это отраслью государственной деятельности занимается прокуратура—единая централизованная система органов. В прокурорском надзоре выделяют четыре отрасли: общий надзор, надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за соответствием закону судебных решений и надзор за выполнением законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказания и других мер принудительного воздействия государства. Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.02.2011) «О прокуратуре Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, N 47.
3. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» (в ред. от 27.07.2010)// «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, N 30.
4. Полное собрание законов Российской империи №2231 П.д..
5. Басков В.И. Прокурорский надзор. Учебник / Басков В.И.. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БЕК, 1996.
6. Басков В.И. Прокурорский надзор. Учебно-методическое пособие / Басков В.И. - М.: Зерцало, 1998.
7. Беляев В.П. Прокуратура и прокурорский надзор в России. Учебное пособие / Беляев В.П. - Белгород: Изд-во БУПК, 2003.
8. Веретенников В.И. Очерки истории генеральной прокуратуры России доекатерининского времени. Харьков 1915г.
9. Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор: Учебник// Высшее образование.2005.
10. Галузо В.Н. Прокурорский надзор. Учебник / Галузо В.Н., Червонюк В.И., Шредер Ф.К.; Под ред.: Химичева Г.П. - М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
11. Гельдибаев М.Х. Прокурорский надзор / Гельдибаев М.Х., Огородников А.А. - М., С.-Пб., Минск, Харьков: Питер, 2002.
12. Гуценко К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко. – М.: Издательский книготорговый дом «ЗЕРЦАЛО – М», 2007.
13. Дедков Л.Л. Прокурорский надзор на страже законности / Дедков Л.Л. - Минск: Беларусь, 1982.
14. Ефанова В.А. Сыщикова Т.М. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Учебное пособие / Ефанова В.А., Сыщикова Т.М.; Под ред.: Панюшкин В.А. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1994.
15. Козлов А.Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Общая часть: Учебное пособие / Козлов А.Ф. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1994.
16. Мельников Н.В. Прокурорский надзор - самостоятельная форма осуществления прокурорской власти в России // Государство и право. - М.: Наука, 2003
17. Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Т.1. Прокуратура на Западе и в России Москва 1889г.
18. Петуховский А.А. Прокурорский надзор. Учебное пособие / Петуховский А.А. - М.: Бизнес Ченел интернешл Лтд, 1998.
19. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учеб. - М.: МНЭПУ, 1998. - 304 с. // Законность. - М., 1999.
20. Рохлин В.И. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Курс лекций / Рохлин В.И. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. юрид. ин-та Генеральной прокуратуры РФ, 1998.
21. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник / Ястребов В.Б. - М.: Городец, 2001.
4
[1] Веретенников В.И. Очерки истории генеральной прокуратуры России доекатерининского времени. Харьков 1915г.
[2] См. Полное собрание законов Российской империи №2231 П.д.
[3] Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Т.1. Прокуратура на Западе и в России Москва 1889г.
[4] Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник / Ястребов В.Б. - М.: Городец, 2001
[5] Рохлин В.И. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Курс лекций / Рохлин В.И. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. юрид. ин-та Генеральной прокуратуры РФ, 1998.
[6] Рохлин В.И. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Курс лекций / Рохлин В.И. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. юрид. ин-та Генеральной прокуратуры РФ, 1998.
[7] Беляев В.П. Прокуратура и прокурорский надзор в России. Учебное пособие / Беляев В.П. - Белгород: Изд-во БУПК, 2003.
[8] Собрание Законодательства 1933г. № 40 ст. 239
[9] См. Ведомости Верховного Совета СССР. 1956г. №1 ст. 20
[10] Гуценко К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко. – М.: Издательский книготорговый дом «ЗЕРЦАЛО – М», 2007.
[11] Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор: Учебник// Высшее образование.2005.
[12] Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.02.2011) "О прокуратуре Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472
[13] Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.02.2011) "О прокуратуре Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472
[14] Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (в ред. от 27.07.2010)// "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3590.
[15] Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.02.2011) "О прокуратуре Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472
Информация о работе Прокурорский надзор в Российской Федерации