Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2011 в 13:54, курсовая работа
Протокольная форма досудебной подготовки материалов, введенная в уголовный процесс Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 января 1985 года, представляет собою одну из форм дифференцированного уголовного судопроизводства в отношении преступлений, не представляющих повышенной опасности и совершенных, как правило, в условиях очевидности. Эта форма судопроизводства первоначально распространялась на девятнадцать составов преступлений, таких, как мелкое хищение государственного и общественного имущества, мелкое хулиганство, склонение от уплаты алиментов и др.
1. Сущность, значение и истоки протокольной формы
досудебной подготовки материалов ........................................................
2. Досудебное производство .................................................................... 5
3. Содержание и реквизиты протокола .................................................... 7
4. Санкция прокурора ............................................................................... 7
5. Производство предварительного расследования ................................ 9
6. Условия и порядок производства в суде ............................................ 10
7. Кассационное и надзорное производство ........................................... 14
Список использованной литературы ......................................................
б)
при выявлении данных, свидетельствующих
о наличии состава
в) при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, он своим постановлением прекращает производство;
г) в случае неполноты собранных материалов, они возвращаются для дополнительной проверки органам дознания; если пробелы проведенной проверки невозможно устранить в установленный законом десятидневный срок, прокурор возбуждает уголовное дело и поручает органу дознания или следователю производство дознания либо предварительного следствия.
Предварительное расследование по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК, производится, как правило, в форме дознания, заменяющего предварительное следствие (ст. 120 УПК), в следующих случаях:
а) при возбуждении начальником органа дознания уголовного дела, если в десятидневный срок невозможно установить существенные обстоятельства совершенного правонарушения;
б) при возвращении материалов прокурором для выяснения существенных обстоятельств или для выполнения каких-либо следственных действий;
в) при возвращении материалов судом для установления обстоятельств, имеющих значение для постановления приговора.
Производство дознания должно быть окончено не позднее чем в двадцатидневный срок со дня возбуждения дела или возвращения дела прокурором или судом (ст. 416 УПК). По делам о преступлениях, перечисленных в частях первой и второй ст. 126 УПК, производится предварительное следствие, которое должно быть закончено в двухмесячный срок.
Требуя соблюдения законности при производстве по протокольной форме. Генеральный прокурор РФ в указании от 10 июня 1992 года № 19/22 предписывает необходимость соблюдения следующих правил: «Иметь в виду, что при невозможности в 10-дневный срок выполнить требования ст. 415 УПК о протокольной форме досудебной подготовки материалов по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК, возбуждается уголовное дело и с соблюдением правил ст. 126 УПК производится дознание или предварительное следствие».
Это
обязывает прокуроров осуществлять
строгий надзор за соблюдением закона
о сроке проведения досудебной подготовки
материалов по протокольной форме.
6.
Условия и порядок
производства в
суде
После того, как прокурор санкционирует протокол, материал направляется в суд для рассмотрения по существу. В соответствии со ст. 418 УПК (в редакции Закона РФ от 29 мая 1992 года) все процессуальные действия, связанные с принятием материалов к производству и рассмотрением уголовного дела, выполняются судьей единолично (до этого нововведения судебное разбирательство дел такого рода осуществлялось судом в составе судьи-профессионала и двух народных заседателей).
В соответствии с пока что не отмененной в законодательном порядке ч. 1 ст. 418 УПК судья, признав протокол и приложенные к нему материалы достаточными для рассмотрения в судебном заседании, выносит постановление о возбуждении уголовного дела или отказывает в возбуждении дела, если полагает, что отсутствуют необходимые основания для возбуждения уголовного дела.
Однако эта норма признана Конституционным Судом РФ противоречащей Конституции РФ в его постановлении «По делу о проверке конституционности статьи 418 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Картаузского районного суда Красноярского края» от 28 ноября 1996 года (СЗ РФ, 1996, № 50, ст. 5679). Вкратце основные доводы такого решения сводятся к утверждению, что суд — орган правосудия, он не должен выполнять никаких обвинительных функций, в том числе заниматься возбуждением уголовных дел, являющимся якобы одним из элементов обвинительной функции в уголовном судопроизводстве.
Это постановление, основанное на весьма спорных доводах, породило «разнобой» в судебной практике. Многие суды попросту перестали принимать материалы, подготовленные с соблюдением протокольной формы, и тем самым вынудили милицейские службы, занимающиеся дознанием, возбуждать по таким материалам уголовные дела и производить расследование по всей форме (см. главы 11—15 учебника). Для этих судов рассматриваемый институт уголовного процесса практически перестал существовать. Другая часть судов не пошла таким путем. Они продолжают принимать к своему производству протоколы и приложенные к ним материалы и, не оформляя официально решения о возбуждении уголовных дел, назначают судебные заседания для их рассмотрения в порядке, установленном ст. 419 УПК.
На данном этапе производства судья, принявший поступившие из милиции протокол и другие материалы, должен решать вопросы, связанные с избранием в отношении предаваемого суду меры пресечения, признанием соответствующего лица в качестве потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, наложением ареста на имущество правонарушителя в возмещение причиненного им вреда, вызовом дополнительных свидетелей и истребованием дополнительных документов. Решение по таким вопросам оформляется постановлением судьи. В этом же процессуальном документе излагается формулировка обвинения, юридическая оценка преступления, указываются размер причиненного ущерба и иные обстоятельства, входящие в предмет доказывания по уголовным делам (ст. 68 УПК).
Признавая лицо потерпевшим или гражданским ответчиком, судья в своем постановлении вправе обязать органы дознания принять необходимые меры для обеспечения заявленного гражданского иска. После вынесения решения о признании кого-то потерпевшим или гражданским истцом он должен поставить в известность об этом соответствующее лицо и разъяснить ему его процессуальные права и обязанности.
Вопросы, связанные с реализацией права подсудимого на защиту, решаются по общим правилам, установленным уголовно-процессуальным законом (в частности, ст.ст. 47—51 УПК).
Постановление
судьи о назначения судебного
заседания направляется подсудимому,
который с этого момента
В судебном заседании дело о любом из преступлении, перечисленных в ст. 414 УПК, рассматривается с соблюдением общих правил, установленных уголовно-процессуальным законодательством.
Если
возникает необходимость
Судебное следствие начинается с оглашения судьей протокола, составленного органом дознания и санкционированного прокурором, а также своего постановления о назначении судебного заседания. В процессе исследования обстоятельств дела допрашиваются подсудимый, потерпевший, свидетели, исследуются вещественные доказательства. После судебных прений, если они происходят, и последнего слова подсудимого судья удаляется для вынесения приговора. При этом должна быть обеспечена тайна постановления приговора.
Все
производство в суде не должно занимать
более четырнадцати суток с момента
поступления протокола с приложенными
к нему материалами до постановления судьей
приговора (прежним законодательством
предусматривался десятидневный срок
производства в суде).
7. Кассационное и надзорное производство
Кассационное и надзорное производство, осуществляемое по делам, рассмотренным по существу в изложенном выше порядке, производится в соответствии с общими принципами и условиями, закрепленными в уголовно-процессуальном законе, которые позволяют вышестоящему суду полно, всесторонне и объективно проверить все материалы, собранные при досудебной их подготовке, а также законность и обоснованность постановленного судьей приговора. Если по уголовным делам, расследуемым и разрешаемым по общим правилам, в кассационном порядке обжалуется и опротестовывается около 30 процентов приговоров судов первой инстанции (по остальным делам приговоры вступают в законную силу по истечении кассационного срока), то по делам, досудебная подготовка, по которым осуществляется по протокольной форме, обжалуется и опротестовывается лишь 5 процентов приговоров. В это число входят и те приговоры, которые пересматриваются в порядке надзора.
Анализ практики показывает, что в порядке надзора пересматриваются приговоры по делам этой категории по протестам прокуроров главным образом в связи с жалобами потерпевших или гражданских истцов, поданными прокурорам после вступления приговоров в законную силу. Происходит это потому, что указанные участники процесса не всегда знают о своем праве на обжалование приговоров. В связи с этим важно, чтобы судья разъяснял потерпевшему и гражданскому истцу не только их право знакомиться с протоколом судебного разбирательства, но и право и порядок обжалования ими приговоров.
В случаях, когда потерпевший по уважительным причинам не смог принять участие в судебном заседании, он должен быть уведомлен о состоявшемся приговоре с разъяснением ему указанных выше прав.
Если прокурор признает приговор суда незаконным или необоснованным, он в соответствии с требованиями ст. 325 УПК обязан принести протест с целью его отмены или изменения. Практика применения закона о протокольной форме досудебной подготовки материалов приводит к выводу о недостаточно организованном прокурорском надзоре за законностью и обоснованностью судебных решений такого рода. Прокуроры районов и городов, их заместители и помощники не всегда проверяют в кассационный срок уголовные дела, рассмотренные судьями без их участия, и не принимают мер к устранению допущенных ошибок.
Рассмотрение
дела в суде кассационной инстанции
осуществляется в соответствии с
общими правилами судопроизводства,
закрепленными в уголовно-
Кассационная инстанция проверяет законность и обоснованность приговора по материалам, имеющимся в деле и дополнительно представленным участвующими в рассмотрении дела лицами. Участвуя в рассмотрении дела, прокурор дает заключение о законности и обоснованности приговора. Заключение должно быть объективным, обоснованным, законным и определенным, а не альтернативным, как это иногда бывает на практике.
Содержание
кассационного определения
Указания суда, содержащиеся в кассационном определении, обязательны для органов дознания и прокурора, а также в отмеченных выше пределах (см. главы 20 и 22 учебника) для судьи, которому предстоит повторное рассмотрение дела.
Необходимо иметь в виду, что при отмене приговора повторное проведение досудебной подготовки материалов в протокольной форме недопустимо. В этих случаях по делу производится дознание или предварительное следствие.
Обращение
кассационного определения к
исполнению производится в обычном порядке
(ст. 354 УПК).
Список использованной литературы
Информация о работе Протокольная форма досудебной подготовки материалов