Разграничение составов государственной измены и шпионажа от смежных составов преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:19, курсовая работа

Описание

Безопасность государства - это безопасность его граждан. Национальная безопасность неразрывно связана с деятельностью государства. Только оно может, опираясь на свой аппарат, властные органы, деятельность которых поставлена в жесткие рамки и подкрепляется соответствующими правовыми актами, обеспечить покой граждан, создать благоприятные условия для их жизни и деятельности. Никакие другие социальные силы не смогут выполнить этой задачи.

Содержание

Введение
Раздел 1. Понятие, сущность и виды шпионажа
Раздел 2. Уголовно правовая характеристика шпионажа
§ 2.1 Объективная сторона шпионажа
§2.2 Объективные признаки шпионажа
§2.3 Субъективные признаки шпионажа
Раздел 3. Разграничение составов государственной измены и шпионажа от смежных составов преступлений
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая (2).docx

— 49.30 Кб (Скачать документ)

Сопоставлять  можно только конечные результаты на соответствующем системном уровне. Наиболее часто на практике встречаются  две физические формы проявления информации: акустическая (речевая), воспринимаемая органом слуха, и зрительная (сигнальная),воспринимаемая органом зрения человека. Второй вид очень обширен, целесообразно дальнейшее его видовое дробление - на объёмно-видовую и аналого-цифровую . Примерами первой являются случаи непосредственного зрительного восприятия человеком окружающей обстановки как с использованием наблюдательных приборов, так и без них; чтение чертежей и документов на различных носителях. и др. Значительно более широкой является подгруппа аналого-цифровой информации, где участие органа зрения человека может носить выборочные контрольные функции. Примерами являются сигналы в телекоммуникационных сетях, символьно-цифровая информация компьютерных сетей и пр. Говоря о шпионаже, мы подразумеваем несанкционированное получение конфиденциальной информации. Информационная угроза - это способ получения конфиденциальной информации в конкретной физической форме её проявления. Таким образом, речь идёт при этом не об информации вообще, а только той её части, которая представляет собой коммерческую или государственную тайну в определённой физической форме проявления. Конкретную реализацию информационной угрозы с указанием необходимых специальных технических средств (СТС) часто называют сценарием. Так, например, акустический (речевой) контроль помещений может осуществляться путём использования вносимых радиомикрофонов, специальных проводных систем с выносным микрофоном, стетоскопов, вносимых диктофонов и т.п. Всё это - различные сценарии акустической (речевой) угрозы. Информационная угроза, как уже отмечалось, имеет векторный характер, она направлена на определённые места и цели. Как правило это объекты концентрации конфиденциальной информации, т.е. помещения, где ведутся важные разговоры; архивы хранения информации; линии внешней и внутриобъектовой кабельной и беспроводной связи; места обработки (в т.ч. компьютерной) информации; служащие с высоким должностным положением и т.п. Совокупность целей информационных угроз образует пространство информационных угроз. Физическая форма проявления информации и пространство информационных угроз с его типовыми составляющими (помещения, каналы связи, служащие) определяют сложившуюся к настоящему времени тактическую классификацию специальных технических средств. Специальные технические средства получение акустической (речевой) информации Речь идет о технике подслушивания разговоров, происходящих в помещениях или на открытом воздухе (на улице, территории предприятия, в парке и т.п. Традиционная номенклатура этих средств включает в себя вносимые или заранее устанавливаемые радиомикрофоны; специальные проводные системы (в т.ч. волоконные) с выносными микрофонами, использование существующих слаботочных и сильноточных сетей, стетоскопы с проводной или беспроводной передачей информации; вносимые диктофоны; направленные микрофоны; лазерные средства контроля микровибраций оконных стёкол и др. 2. Специальные фото, видео и оптические системы. Предназначены для негласного наблюдения и документирования внешней обстановки как в дневное, так и ночное время суток; дистанционного чтения и копирования документов; получения установочных данных о маршрутах движения, видах продукции и т.п. Эти и другие тактические задачи решаются с помощью наблюдательных специальных приборов, приборов ночного видения, скрытых фото и телекамер со “зрачками” малого диаметра и др. 3. Техника перехвата телефонных разговоров. Позволяет решать задачи несанкционированного прослушивания телефонных линий с использованием контактного подключения либо бесконтактных датчиков (сенсоров); контролировать разговоры достаточно большого числа объектов, используя современные компьютерные возможности записи речевой информации. 4. Специальные технические средства для перехвата и регистрации информации с технических каналов связи. Разнообразие современных каналов связи породило разнообразие специальных технических средств, предназначенных для перехвата акустической и сигнальной информации с них. Номенклатура СТС рассматриваемого тактического вида включает в себя: средства радиомониторинга и перехвата информации с каналов внутриобъектовой и межобъектовой радиосвязи технику контроля каналов пейджинговой связи; технические средства перехвата информации с каналов сотовой связи; средства перехвата информации с каналов телексной связи; средства перехвата факсимильных сообщений. специальные технические средства получения информации с проводных сетей, служебных коммуникаций и каналов межкомпьютерной связи. 5. Специальные технические средства для контроля почтовых сообщений и отправлений. Назначение этих средств- обеспечить негласный просмотр (чтение) почтовых сообщений, при необходимости осуществить копирование или подделку документов. Технические средства включают в себя соответствующий инструмент для вскрытия конвертов (упаковок) и их последующего восстановления; технические(оптоэлектронные) и химические (просветляющие составы) средства преодоления конвертовой защиты; маркерную и др. технику. 6. Специальные технические средства для негласного исследования предметов и документов. В данную видовую категорию СТС включают обычно криминалистическое оборудование, представляющее собой технику фиксации и изъятия следов; получения вещественных доказательств; технику дактилоскопирования и др. 7. Специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов. Можно выделить три разновидности СТС данного тактического вида: специальный режущий и монтажный инструмент; технические средства и комплексы диагностики запирающих и блокирующих устройств; специальные технические средства и приспособления для преодоления запирающих устройств, блокирования систем сигнализации. 8.Специальные технические средства для негласного контроля за перемещением транспортных средств и др. объектов. Основная цель применения специальных технических средств данной категории - установить маршруты движения людей и транспортных средств, а также местонахождение объектов наблюдения. Решаются подобные задачи с применением специальных радиомаяков, размещаемых на объектах слежения, с применением технических средств их дистанционной пеленгации. Существует практика использования маркерной техники с применением короткоживущих радионуклидов. 9. Специальные технические средства для негласного получения (уничтожения) информации с технических средств её хранения, обработки и передачи. Современный рынок открытых отечественных и зарубежных предложений позволяет выделить несколько разновидностей СТС данной тактической категории. специальные сигнальные радиопередатчики, размещаемые в средствах вычислительной техники, модемах и др. устройствах, передающих информацию о режимах работы(паролях и пр.) и обрабатываемых данных ; технические средства контроля и анализа побочных излучений от ЭВМ и компьютерных сетей; специальные средства для экспресс копирования информации с магнитных дискет или разрушение (уничтожение) её. Самостоятельный раздел образуют т.н. программные методы разрушения (уничтожения) информации. 10. Специальные технические средства для негласной идентификации личности. К данной категории относят обычно: анализаторы стрессов и полиграфы; устройства для медико-биологического и биохимического мониторинга личности; идентификаторы голосов, почерков, отпечатков пальцев и др.  Военная разведка — комплекс мероприятий по получению и обработке данных о действующем или вероятном противнике, его военных ресурсах, боевых возможностях и уязвимости, а также о театре военных действий. Она делится на тактическую разведку и стратегическую разведку. Политическая разведка — деятельность, направленная на добывание сведений о внутренней и внешней политике иностранного государства.   Экономическая разведка — вид внешней разведки, объектами которой являются промышленность, транспорт, торговля, финансовые и денежно-кредитные системы, природные ресурсы и т. п.  Бизнес-разведка.  Внешняя контрразведка - вид внешней разведки, объектами которой являются разведывательные службы иностранных государств, добывание сведений о их деятельности.    Добывание сведений о международных террористических организациях и подготавливаемых за рубежом государственных переворотах в своей стране.  Добывание сведений о международной организованной преступности.  Существует ещё немало примеров промышленного шпионажа, к примеру: секрет паровой машины Ньюкомена, секрет фабричной системы Аркрайта, Бразильский секрет каучука.  Но в своём большинстве все преступления связанные с промышленным шпионажем  приносили выгоду ни всему государству в целом, а какому-то одному конкретному лицу или группе лиц. На современном этапе развития промышленного шпионажа, огромные компании, ведя подобного рода деятельность, используют самые современные технологии для добычи интересующей их информации, но в целом приоритет ценностей при этом не поменялся – монополия производства.  Экономический шпионаж осуществляется на государственном уровне и основывается на добычи информации у иностранных фирм, дабы иметь и использовать преимущества предприятий своей страны.  Юридические рамки видов шпионажа подлежат юридически может быть наказуем, кроме всего прочего, согласно уголовному кодексу. разной оценке. Например, в Германии промышленный шпионаж попадает под положения Гражданского свода законов, такого как Закон о шпионаже данных, и  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                                                                                                                     
 
 

Раздел 2 Уголовно-правовая характеристика шпионажа и государственной измены.                                                                                      

Теперь  посмотрим поближе, что же собой  представляет шпионаж. Согласно статье 166  Уголовного кодекса РК, шпионажем  признаётся «передача, а равно собирание,  похищение или хранение в целях  передачи иностранному государству, иностранной  организации или их представителям сведений, составляющих государственную  тайну, а также передача или собирание  по заданию иностранной разведки иных сведений для  использования  их в ущерб внешней безопасности Республики Казахстан, если эти  деяния совершены иностранным гражданином  или лицом без гражданства».В данном составе преступления самостоятельным признаком выступает предмет посягательства. Таким образом, сюда входят сведения составляющие государственную тайну, а при определённых условиях и иная информация. Состав преступления при шпионаже схож с составами других преступлений включённых  в состав  Уголовного Кодекса РК и в связи с этим следует провести их разграничение. К примеру, шпионаж тесно связан с государственной изменой, но различие будет составлять субъект преступления, так как при шпионаже субъектом преступления является иностранный гражданин или лицо без гражданства, а при государственной измене гражданин РК. Шпионаж по объективной стороне отличается от  выдачи государственной тайны как формы государственной измены тем, что сведения, упомянутые в ст. 166 УК, при шпионаже не находятся в распоряжении или обладании виновного. Так же шпионаж имеет определённое сходство со ст.172 УК, так как в обоих случаях присутствует государственная тайна . Следует заметить, что шпионаж – преступление, посягающее на внешнюю безопасность  государства, но не из внутри, а из вне. Как свидетельствует текст ст. 166 УК РК  шпионаж – деятельность иностранных граждан или лиц без гражданства и, следовательно, как справедливо замечает доктор юридических наук профессор А. И. Рарог, «шпионаж – деятельность агентов иностранных спецслужб». Объективная сторона шпионажа характеризуется в УК как передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений.                                                                   

Таким образом, предмет преступления заключается: В сведениях составляющих государственную тайну и в иных сведениях не  составляющих государственной тайны                                                                                                                  

Особенностями предмета шпионажа определяется и специфика  шпионских действий в  отношении  предмета преступления. Действия, имеющие  своим предметом сведения,  составляющие государственную тайну, состоят  в: 1) собирании, 2) похищении, 3)  хранении, 4) передаче.                                                                                                                                                                                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Объективная  сторона шпионажа                                                                                                                                                   

Объективная сторона шпионажа, имеющего своим  предметом сведения, не составляющие  государственной тайны, состоит  из собирания или передачи этих сведений. В этом случае предметом преступления могут быть самые разные сведения экономического, политического, научного, технического или иного характера  не относящиеся к государственной  тайне. Ими могут быть и не секретные  сведения, в том числе открытые, поэтому законодатель не предусматривает  такой формы их получения как  похищение, и не наказывает их хранение. Способы собирания таких сведений могут  быть вполне легальными: изучение периодической печати или специальной  литературы,  личное наблюдение, систематизирование сообщений средств массовой информации и  т.д. Собирание или передача подобных сведений будет образовывать объективную сторону  преступления только при наличии двух условий: 1) эти действия совершаются по  заданию иностранной разведки; 2) они предназначены для использования в ущерб  внешней безопасности Республики Казахстан. Отсутствие хотя бы одного из этих  условий исключает оценку деяния как шпионажа. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из действий, описанных в диспозиции ст. 166 УК РК                                                          2.2   Субъективная сторона данного преступления характеризуется только прямым умыслом, как лицо осознаёт общественную опасность совершаемых им действий и сознательно к ним стремится.  При передаче или собирании сведений, не составляющих государственную тайну, виновный преследует специальную цель: использование собираемых или передаваемых  сведений в ущерб государства. Мотивы преступления при шпионаже могут быть различными, но на квалификацию преступления они не влияют. Наиболее частым мотивом шпионажа являются корыстные побуждения, так как шпионская деятельность обычно хорошо оплачивается. Субъектом данного преступления будет являться иностранный гражданин или лицо без гражданства, так как аналогичные действия гражданина Республики Казахстан будут рассматриваться как государственная измена. Так как деятельность шпионов, это деятельность спецслужб, то соответственно, в каждом государстве должна быть нормативно-правовая база регулирующая данный вид деятельности, постатейно регламентирующая порядок прохождения службы в органах  внешней разведки, предусматривающая социальные гарантии лицам работающим в ОВР и многие другие аспекты предусмотренные законодателем. В России таким нормативно- правовым актом является Закон № 5-ФЗ «О внешней разведке» от 10.01.1996.                         Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Казахстана , если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства… В науке и практике считается, что данное определение распространяется (за исключением указания на субъектов) и на шпионаж как форму государственной измены. Таким образом, по  законодательству предметом шпионажа могут быть не только сведения, составляющие государственную тайну, но и любая информация из открытых источников (газет, журналов), если такая информация собирается по заданию иностранной разведки и может быть использована в ущерб внешней безопасности Казахстана. Разумеется, виновный должен осознавать два последних обстоятельства в момент совершения деяния, иначе в его действиях не будет состава преступления. Шпионаж, совершённый гражданином РК, наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо без такового. Шпионаж, совершённый иностранцем или лицом без гражданства, по УК РК влечёт наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до двадцати лет.         

Объективные признаки государственной измены и  шпионажа                                                               Объектом государственной измены является внешняя безопасность страны. Внешняя  безопасность характеризуется состоянием защищенности жизненно важных интересов  личности, общества и государства  от внешних угроз. В свою очередь, жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых  надежно обеспечивает существование  и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К  основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный  строй, суверенитет, территориальная  целостность.   Как уже было сказано выше, к числу преступлений, посягающих на внешнюю безопасность России, относятся государственная  измена (ст.165 УК) и шпионаж (ст.167  УК РФ ).Посягательства на внешнюю безопасность характеризуются повышенной степенью опасности, что и обусловило отнесение их к числу особо тяжких преступлений. Обеспечение внешней безопасности является одним из важнейших направлений деятельности современного государства.                                         Итак, непосредственным объектом государственной измены и шпионажа, является внешняя безопасность, которая слагается из суверенитета, обороноспособности и территориальной неприкосновенности . Государственная измена и шпионаж могут посягать одновременно на суверенитет, обороноспособность и территориальную неприкосновенность России и на отдельные слагаемые (компоненты) внешней безопасности, например, только на обороноспособность .  Объективная сторона состава государственной измены характеризуется деянием в форме альтернативных действий: 1) шпионаж; 2) выдача государственной тайны; 3) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.       Последняя форма объективной стороны государственной измены может иметь вид как действия, так и бездействия. Любое из указанных действий (актов бездействия) должно обладать объективным признаком угрозы причинения ущерба внешней безопасности РФ. Выдача государственной тайны иностранному государству или иностранной организации состоит в передаче гражданином РФ представителям иностранного государства или иностранной организации сведений, составляющих государственную тайну, в ущерб внешней безопасности РФ.  Понятие государственной тайны определяется в Законе РК . «О государственной тайне» как государственная тайна – защищаемое государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждается по представлению Правительства Президентом РФ. Выдача государственной тайны может иметь различные формы: устное сообщение сведений агенту иностранной разведки, передача документа, составляющего государственную тайну.                                                                                                                                                       Так например: в аналогичном законодательстве у России и СССР,  по определению Верховного суда РФ гражданин Калугин был признан виновным в том, что он, являясь гражданином СССР, а затем и РФ, совершил государственную измену в форме выдачи государственной тайны иностранному государству в ущерб внешней безопасности России. Как следует из материалов дела, в 1953 году Калугин дал собственноручное обязательство о неразглашении известных ему по службе в органах государственной безопасности составляющих государственную тайну сведений, а в 1956 году им принята военная присяга. По сообщению Центра СВР России в период нахождения в длительных служебных командировках в США (1958 - 71 гг.), осуществляя свои разведывательные функции под прикрытием журналистской и дипломатической деятельности, Калугин проходил по оперативным и отчетным документам под присвоенным ему псевдонимом. Согласно заключению экспертов в книге, изданной в 1994 году в г. Нью-Йорке Калугиным в соавторстве с американским журналистом Фэном Мон-тейном, под названием "The First Direktorate" ("Первое управление"), содержались сведения, составляющие государственную тайну, в частности, об организации, средствах и методах оперативной работы органов госбезопасности СССР. При таких данных, когда имевшиеся у Калугина таких сведений, суд обоснованно не усомнился в соавторстве Калугина при написании, а затем и издании в США упомянутой книги. Всесторонне, полно и объективно исследовав обстоятельства дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, проверив все версии, выдвигавшиеся в защиту Калугина и отвергнув их, суд пришел к обоснованному выводу о его виновности в государственной измене, дав содеянному им правильную юридическую оценку. И Калугин был осужден по ст. 275 УК РФ на 15 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Шпионаж как форма государственной измены представляет собой совершенные гражданином РФ альтернативные действия в виде сбора, похищения или хранения для передачи или передача иностранному государству, иностранной организации или их представителям различных сведений (в том числе составляющих государственную тайну), создающие угрозу причинения ущерба внешней безопасности РФ.                                                                                                                             Отличие шпионажа, сопряженного с передачей сведений, составляющих государственную тайну, от выдачи государственной тайны состоит в том, что при шпионаже соответствующие сведения собираются, похищаются или хранятся у лица, не наделенного полномочиями в отношении таких сведений.                                                                                                                                                                      Под иным оказанием помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям понимается всякое другое, кроме шпионажа и выдачи государственной тайны, содействие названным субъектам в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Фактическое содержание такого содействия может быть самым разнообразным. К ним относятся: вербовка агентов для спецслужб зарубежных государств; подбор для иностранных агентов явочных и конспиративных квартир, оказание им помощи в устройстве на работу; снабжение их необходимыми документами, транспортом, деньгами и т.д. Объективные признаки шпионажа. Предмет шпионажа – это, во-первых, сведения, составляющие государственную тайну, а во-вторых, при определенных условиях иные сведения, т.е. не составляющие  государственной тайны.                                                                                            

Объективная сторона шпионажа характеризуется  в законе как передача, а равно  собирание, похищение или хранение в целях передачи сведений, составляющих государственную тайну. Кроме того, шпионаж может заключаться в  собирании и передаче иных сведений при определенных условиях. Передача сведений предполагает сообщение иностранному государству, иностранной организации  или их представителям сведений, составляющих государственную тайну. Способ сообщения  таких сведений может быть любым (устным, письменным, по телефону, телетайпу  и пр.).   Собирание - получение  сведений любым (кроме похищения) способом (наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, фотографирование и пр.). Похищение сведений заключается  в противоправном, безвозмездном  изъятии документов, чертежей, схем, отчетов и любых других носителей  секретной информации. Хранение сведений означает совершение действий, связанных  с нахождением этих сведений в  фактическом владении виновного, и  может осуществляться в любых  местах - в помещении и вне его, в оборудованных тайниках и пр. Если собирание и похищение предполагают и хранение сведений (хотя бы на непродолжительное время), то хранение возможно без собирания и похищения (например, когда лицо выступает в качестве посредника, когда сведения оказались у него случайно).Шпионажем являются также передача или собирание иных сведений, в том числе не составляющих государственную тайну. Общественная опасность шпионажа заключается в том, что из владения государством могут уйти важнейшие сведения, составляющие государственную тайну. Кроме того, шпионаж как преступное деяние создает условия для совершения других преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Именно поэтому предметом шпионажа могут быть наряду с государственной тайной иные сведения, не образующие государственной тайны. Объективная сторона шпионажа, имеющего своим предметом сведения, не составляющие государственной тайны, характеризуется только двумя действиями: собиранием или передачей этих сведений. В этом случае предметом преступления могут быть самые различные сведения экономического, политического, научного, технического или иного характера, не относящиеся к государственной тайне. Им могут быть и не секретные, в том числе открытые сведения, поэтому закон не предусматривает такой формы их получения, как похищение, и не наказывает за их хранение. Способы собирания таких сведений могут быть вполне легальными: изучение периодической печати или специальной литературы, личное восприятие, систематизирование сообщений средств массовой информации и т.д. Собирание или передача сведений, не составляющих государственную тайну, образуют объективную сторону шпионажа только при наличии двух условий. Во-первых, эти действия совершаются по заданию иностранной разведки. Во-вторых, они предназначены для использования в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает деяния как шпионажа. Шпионаж по объективной стороне отличается от выдачи государственной тайны как формы государственной измены (ст. 275 УК) тем, что сведения, упомянутые в ст. 276 УК, при шпионаже не находятся в распоряжении или обладании виновного.                                                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Разграничение составов государственной измены и шпионажа от смежных составов преступлений