Реформирование системы мест лишения свободы в 1954—1959 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:44, контрольная работа

Описание

В качестве основной причины, затрудняющей работу по перевоспитанию заключенных и способствующей распространению в МТУ вредного влияния рецидивистов и лиц, осужденных за тяжкие преступления, ЦК КПСС назвал необоснованное совместное размещение в ряде лагерей и колоний впервые осужденных за незначительные преступления с неоднократно судимыми. При таком положении дел впервые осужденные не только не перевоспитывались, но и, наоборот, становились после освобождения на путь преступлений.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . 3
1.Реформирование системы мест лишения свободы
в 1954—1959 гг. . . . . . . . . 4
1.1.Последствия амнистии, проведенной в 1953 году . . . 8
1.2.Совершенствование уголовной и судебной политики
50-х годов. . . . . . . . . . 12
Заключение. . . . . . . . . . 18
Список использованной литературы. . . . . . 20

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по Уголовному Праву.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

                             

     План  работы

    Введение . . . . . . . . . . 3

    1.Реформирование  системы мест лишения свободы  
    в 1954—1959 гг. . . . . . . . . 4

    1.1.Последствия  амнистии, проведенной в 1953 году . . . 8

    1.2.Совершенствование  уголовной и судебной политики  
    50-х годов. . . . . . . . . . 12

    Заключение. . . . . . . . . . 18

    Список использованной литературы. . . . . . 20

 

      Введение

     Для коренной перестройки сложившейся  ранее практики работы ИТУ принципиально  важное значение имела оценка деятельности этих учреждений, которая была дана в постановлениях, принятых ЦК КПСС 12 марта и 10 июля 1954 г. В них отмечалось, что важнейшая государственная задача по перевоспитанию заключенных на основе приобщения их к общественно полезному труду путем обучения трудовым профессиям, необходимым после отбытия наказания, исправительно-трудовыми лагерями выполняется неудовлетворительно. Уделяя основное внимание хозяйственной деятельности, руководство ГУЛАГа и лагерей данную работу упустило.

     В качестве основной причины, затрудняющей работу по перевоспитанию заключенных и способствующей распространению в МТУ вредного влияния рецидивистов и лиц, осужденных за тяжкие преступления, ЦК КПСС назвал необоснованное совместное размещение в ряде лагерей и колоний впервые осужденных за незначительные преступления с неоднократно судимыми. При таком положении дел впервые осужденные не только не перевоспитывались, но и, наоборот, становились после освобождения на путь преступлений. 
 
 
 
 
 
 

 

      1.Реформирование системы мест лишения свободы в 1954—1959 гг. 

     Нарушение социалистической законности, излишне  суровая карательная политика, деформация основополагающих принципов исправительно-трудовой политики, нераспространение амнистии 1953 г. на лиц, осужденных на длительные сроки, порождали у части заключенных пессимизм, неверие в справедливость, безразличие к своей судьбе. Наиболее ярко это проявлялось в лесозаготовительных лагерях, лагерях Дальстроя и в некоторых других местах лишения свободы. Не видя выхода из создавшегося положения, они оказывали противодействие мерам администрации по укреплению порядка. Это выражалось в невыполнении законных требований администрации, массовых беспорядках, бандитизме, сопровождавшихся убийствами осужденных и работников админи страции, нападениях на конвой и его разоружении с целью совершения групповых побегов. Отнюдь не случайно на 1954 г. выпадают массовые выступления заключенных, из которых наиболее известными стали массовые беспорядки, имевшие место в Степном ИТЛ, дислоцированном на территории Казахской ССР, которые длились 40 дней.

     Проведенная в 1955 г. проверка работы ряда исправительно-трудовых учреждений и лагерей показала, что не везде были полностью решены вопросы раздельного содержания контингента по видам режима. Режим, состояние политико-воспитательной работы, дисциплина среди заключенных не отвечали требованиям нормативных актов МВД СССР. Серьезные нарушения Положения о лагерях и колониях были допущены в ряде мест при организации подразделений облегченного режима. При переводе на этот режим заключенные часто оказывались в худших условиях. Дело доходило до того, что многие из них отказывались переходить в такие подразделения, поскольку бытовые условия в них были значительно хуже, чем в подразделениях общего и даже строгого видов режима. Многочисленные нарушения заключенными внутреннего порядка и дисциплины в лагерях объяснялись прежде всего отсутствием постоянного надзора за ними. Администрация нередко находилась в жилой зоне лишь в дневное время, после вывода осужденных на работу. В вечернее время, а тем более в ночное заключенные были предоставлены сами себе, оставаясь вне контроля. Дежурство работников администрации внутри жилых зон с целью обеспечения внутреннего порядка во многих случаях не было организовано.

     Работники отдельных лагерных подразделений  проявляли нерешительность и боязнь в тех случаях, когда надо было принимать своевременные и необходимые меры в отношении нарушителей лагерного режима. Верхушка, главари-рецидивисты пользовались трусостью и бездеятельностью администрации. Дело доходило до того, что в отдельных лагерных пунктах хозяевами положения были уголовники, убийцы, воры, а не администрация. О неспособности отдельных руководящих работников в новых условиях выполнять ответственную задачу по поддержанию необходимого порядка в лагерях и колониях свидетельствуют факты обращения в высшие инстанции начальников отделений, лагерных пунктов с просьбой о направлении специальных групп "паханов" из рецидивистов для "наведения порядка". Попытки опереться в работе на уголовно-бандитствующий элемент и его действиями поддерживать внутренний распорядок в лагерях являлись крайне опасными. По существу это означало, что перевоспитание заключенных подменялось расправой над ними уголовников. Такие факты являлись грубейшим нарушением законности, извращением исправительно-трудовой политики, пособничеством преступным элементам в совершении ими преступлений. Стремление администрации изолировать друг от друга враждующие между собой группировки заключенных не только не приносило пользы, но, наоборот, приводило к разжиганию вражды между ними. Как указывалось в обзоре "О борьбе с воровскими группировками в Красноярском ИТЛ МВД СССР", отрицательную роль в деятельности учреждения сыграли указания вышестоящих органов, которые вместо выработки мероприятий по борьбе с воровскими группировками рекомендовали администрации ПТУ учитывать наличие вражды между группировками и в работе исходить 113 этого. В противном случае следовали административные меры. Основными причинами неудовлетворительного состояния режима содержания заключенных во второй половине 50-х гг. в лесных и ряде других контрагентских исправительно-трудовых лагерей являлось следующее:

  • Во-первых, часть работников мест лишения свободы, в том числе и отдельные начальники ИТЛ, их заместители, начальники режимно-оперативных отделов и политорганов, недостаточно уяснили основные требования, изложенные в постановлении ЦК КПСС от 10 июля 1954 г. и в новом Положении об ИТЛ. Требования наведения порядка в размещении заключенных по видам режима, изоляции воров-рецидивистов, бандитов, убийц и других опасных преступников от основной массы осужденных, строжайшего соблюдения каждого вида режима выдвигались как непременное условие успешной работы по исправлению заключенных.
  • Во-вторых, некоторые работники лагерей продолжали, как и раньше, уделять основное внимание производственно-хозяйственной деятельности, забывая о воспитательных задачах.
  • В-третьих, неполная трудовая занятость заключенных, плохая организация труда, большое количество отказывающихся от работы, наличие неработающих инвалидов не способствовали укреплению дисциплины в лагерях, разоблачению тунеядцев, которые являлись, как правило, нарушителями режима.
  • В-четвертых, значительная часть кадров среднего звена ИТУ-начальники отделений и особенно начальники лагерных пунктов - не соответствовали занимаемым должностям. На эти решающие участки работы нередко попадали случайные люди, не имеющие подготовки, опыта работы, освобожденные от должности как не справившиеся с работой.
  • В-пятых, в силу инерции многие работники МТУ не могли отойти от привычной практики, когда они занимались только функциями охраны, а оперативные работники — только оперативной работой.
  • В-шестых, отрицательную роль в укреплении режима сыграло ослабление требований к заключенным. Руководители отдельных МТУ предоставляли неоправданные льготы заключенным, допускали излишества в их бытовом и культурном обслуживании, в расходовании ими личных денег, получении посылок и т. д. Мероприятия по совершенствованию режима отбывания наказания, организации политико-воспитательной работы, а также комплекс мер по разложению воровских группировок наряду с усилением борьбы с преступными проявлениями, осуществляемые в МТУ, вызывали противодействие со стороны наиболее отрицательно настроенной части заключенных. В изменившихся условиях они лишались возможности безнаказанно грабить и притеснять других заключенных, паразитировать за счет их труда, пользоваться в лагерях привилегиями, которые сами себе создавали.

     На  еще большее усиление изоляции заключенных  были направлены приказы МВД СССР "О мерах усиления изоляции уголовно-бандитствующего элемента в ИТЛ МВД" и "О мерах по дальнейшему усилению изоляции уголовно-бандитствующего паразитического элемента из числа заключенных". В качестве главных задач оперативного, режимного и политического аппаратов МТУ определялись своевременное выявление и действенная изоляция всех заключенных, отнесенных к этой категории. Однако на местах по-прежнему допускалось совместное содержание лиц, осужденных впервые и за малозначительные преступления, с неоднократно судимыми, осужденными за особо опасные преступления.

 

1.1.Последствия амнистии, проведенной в 1953 году. 

     В 1953 г. произошло особо значимое событие  для мест лишения свободы в  связи с массовым освобождением  осужденных за уголовные преступления по амнистии, объявленной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 г. Следует отметить, что при подготовке амнистии, затронувшей значительную часть осужденных, не были предусмотрены меры по нейтрализации отрицательных последствий, которые свойственны всякой амнистии. Часть освобожденных не имела места жительства, утратила социальные связи с родственниками. Вопросы трудового и бытового устройства заранее не прорабатывались. Часть амнистированных, оказавшись на свободе и не получая помощи от государственных органов в решении социально-бытовых вопросов, становилась на путь преступлений.

     Поспешно  проведенная амнистия имела ряд  отрицательных последствий, непосредственно  касающихся ИТУ: увеличилась концентрация лиц, осужденных за наиболее опасные  преступления; активизировали преступную деятельность лица, к которым амнистия не была применена; потребовалось значительное перемещение заключенных в связи с ликвидацией многих ИТЛ и др.

     Тогда же, в марте 1953 г., подавляющее большинство  ИТЛ и колоний (за исключением  тех, которые обеспечивали строительство важнейших оборонных объектов) были переданы в ведение Министерства юстиции СССР. Создание двух самостоятельных систем, вопреки опыту начала 30-х гг., не способствовало ни повышению уровня руководства местами лишения свободы, ни улучшению их деятельности, а поэтому постановлением Совета Министров СССР от 21 января 1954 г. они были возвращены в МВД СССР.

     За  то короткое время, когда большая  часть мест лишения свободы находилась в составе Министерства юстиции  СССР, многие десятки тысяч квалифицированных сотрудников ИТУ перешли на работу в другие ведомства, что негативно сказалось на кадровом составе мест лишения свободы.

     Существенное  обновление кадрового состава в  местах лишения свободы несомненно оказало влияние на интенсификацию углубленной подготовки различных категорий начальствующего состава. В связи с этим издается приказ МВД СССР от 21 сентября 1954 г. "Об организации переподготовки начальствующего состава ГУЛАГ МВД СССР". Срок переподготовки для всех категорий сотрудников устанавливался в шесть месяцев. Определялись учебные заведения, на которые возлагалась реализация этого приказа. В Высшую школу МВД СССР направлялись начальники ИТЛ, УИТЛК, ОИТК и их заместители в количестве 50 человек. На базе Вильнюсской школы подготовки начальствующего состава обучались начальники отделов и отделений режима и оперативной работы, их заместители — всего 75 человек. В Орджоникидзевском военном училище — начальники лагерных отделений и лагерных пунктов, 250 человек; в Львовской школе подготовки начсостава — начальники спецотделов (отделений), 40 человек; в Ленинградской военно-политической школе — начальники культурно-воспитательных отделов и отделов кадров, 100 человек; в Ташкентской школе усовершенствования офицерского состава — начальники отделов (отделений) интендантской службы, 40 человек. Рязанская школа милиции перепрофилировалась в школу подготовки начсостава ГУЛАГа.

     В названных выше постановлениях ЦК партии обязал МВД СССР в кратчайший срок устранить отмеченные недостатки в  работе исправительно-трудовых лагерей и колоний, навести порядок в режиме содержания и охране заключенных, "принять меры к коренному улучшению дела их исправления и перевоспитания", наметить развернутую программу совершенствования деятельности мест лишения свободы.

     В целях выполнения постановлений ЦК КПСС требовалось глубоко изучить деятельность лагерей и колоний, проверить, как каждое ИТУ решает поставленные перед ним задачи. В апреле— мае 1954 г. эта работа в союзных республиках и областях осуществлялась комиссиями в составе министров внутренних дел союзных и автономных республик, начальников УМВД краев и областей, начальников отделов кадров, политотделов, а где их не было, она проводилась представителями партийных организаций УИТЛК и ОМТК. По согласованию с соответствующими партийными и советскими органами в состав комиссий включались представители ЦК компартий союзных республик, краевых и областных комитетов партии, органов прокуратуры.

     По  результатам проверки был подготовлен  доклад Правительству СССР, а на местах комиссии информировали республиканские, краевые, областные партийные и советские органы. Материалы проверок нашли отражение в ряде приказов, изданных МВД СССР в мае 1954 г.

     Одновременно  с принятием организационных  мер ставилась задача партийно-политического обеспечения перестройки деятельности ИТУ. В целях коренного улучшения практики работы ИТУ непосредственное проведение политико-воспитательной работы с заключенными возлагалось на политорганы. В связи с этим 18 октября 1954 г. ЦК КПСС утвердил новое Положение о политорганах ГУЛАГ МВД СССР, в соответствии с которым организация политико-воспитательной работы с заключенными становилась одной из основных задач политотделов и партийных организаций лагерей и колоний. ЦК КПСС обязал Политотдел ГУЛАГ МВД СССР и полиотделы лагерей разъяснять заключенным внутреннюю и внешнюю политику Коммунистической партии и Советского правительства, повышать их политическую сознательность и общественную активность, всемерно содействовать возвращению к честной жизни на свободе.

     Тем самым создавались предпосылки для реализации требований советской исправительно-трудовой политики. Для успешного решения поставленных задач от исполнителей требовалось:

  • укрепить руководящие кадры и личный состав исправительно-трудовых лагерей и колоний коммунистами территориальных партийных и советских органов;
  • обеспечить точное выполнение предписаний нормативных актов;
  • повысить требовательность ко всем сотрудникам за выполнение своего служебного долга, освобождаясь от тех, кто проявляет трусость, нерешительность;
  • правильно определить вид режима каждому заключенному;
  • правильно оценить вред, который приносят враждующие группировки, отделить уголовно-бандитствующий элемент и злостных нарушителей режима от основной массы, отказаться от порочной практики опираться в работе на заключенных из числа уголовников;
  • пересмотреть сложившуюся дисциплинарную практику;
  • обеспечить реализацию воспитательных функций, создать актив, опираться в работе на него и на положительную часть заключенных, оказывать помощь руководству подразделений в решении всех вопросов;
  • определить порядок оказания помощи заключенным в трудовом и бытовом устройстве после освобождения.

Информация о работе Реформирование системы мест лишения свободы в 1954—1959 гг