Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:17, реферат
Совокупность правил, определяющих конкретный порядок отбывания наказания, установленный уголовно-исполнительным законодательством и обязательных для осужденных, следует считать режимом отбывания наказания в узком смысле слова. В этих правилах сосредоточен комплекс правоограничений, выражающих уголовно-правовую кару и составляющих содержание режима отбывания наказания.
1. Правовое регулирование режима в исправительных учреждениях.
Совокупность правил, определяющих конкретный порядок отбывания наказания, установленный уголовно-исполнительным законодательством и обязательных для осужденных, следует считать режимом отбывания наказания в узком смысле слова. В этих правилах сосредоточен комплекс правоограничений, выражающих уголовно-правовую кару и составляющих содержание режима отбывания наказания.
Режим в широком смысле слова следует понимать как управляемый, регулируемый в определенной организационно-правовой форме карательно-воспитательный процесс.
Согласно ст. 82 УИК РФ основными требованиями режима в местах лишения свободы являются:
- обязательная изоляция осужденных и постоянный надзор за ними с тем, чтобы исключить возможность совершения ими новых преступлений или других антиобщественных поступков;
- точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей;
- реализация их прав и законных интересов;
- обеспечение личной безопасности осужденных и персонала;
- раздельное содержание разных категорий осужденных;
- различные условия содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного.
Режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, т.е. совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и правоограничений[1].
Содержание режима в исправительном учреждении определяется его основными признаками и функциями и включает в себя совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения отбывания наказания. Их можно разделить на правила относящиеся к персоналу исправительного учреждения, к осужденным и иным гражданам, находящимся в исправительном учреждении или прилегающим к ним территориях.
Нормы режима направлены на обеспечение реализации следующих его функций: карательной, воспитательной, профилактической.
Правила, относящиеся к персоналу исправительного учреждения регламентируют его права и обязанности в сфере режима.
К ним относятся правила по обеспечению изоляции осужденных, безопасности, соблюдению внутреннего распорядка, реализации прав осужденных и выполнению ими своих обязанностей, предупреждению с их стороны преступлений. Изоляция осужденных означает принудительное помещение их на основании приговора в исправительное учреждение, лишение их права свободного передвижения и ограничение социальных связей.
Степень изоляции зависит от вида исправительного учреждения. Максимальная изоляция имеет место в тюрьмах, в колониях особого режима. Минимальная в колониях поселениях. Степень изоляции зависит от поведения осужденных. Изоляция осужденных осуществляется путем охраны и надзора за ними.
Правила отбывания наказания осужденными можно подразделить на правила, обеспечивающие реализацию предоставленных им прав и выполнение возложенных на них обязанностей, определяющие применение к ним мер исправительного воздействия, обеспечивающие социальную защиту осужденных.
Правила, регулирующие поведение осужденных и распорядок дня в конкретном исправительном учреждении, определяет образ их жизни во время отбывания наказания. Эти правила закреплены в отдельной главе 13 УИК РФ. Особое место в системе режима отбывания наказания занимают нормы, обеспечивающие социальную защиту осужденных, их права на личную безопасность (ст. 13 УИК), право на получение информации о своих правах и обязанностях, на вежливое обращение, на обращение с предложенными заявлениями и жалобами (ст. 12 УИК), правила, гарантирующие свободу совести и свободу вероисповедания (ст. 14 УИК).
Правила режима, относящиеся к иным гражданам, находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к ним территориях, регулируются следующим образом. На территории исправительного учреждения могут находиться различные категории граждан. Закон перечисляет многие категории из них: священнослужители (ст. 14 УИК), адвокаты и лица, имеющие право на оказание юридической помощи (ст. 12 УИК), лица, пребывающие на свидание с осужденными (ст. 89 УИК), вольнонаемный персонал, учителя, врачи, работники домов ребенка и другие. Все они обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка исправительного учреждения, порядок взаимоотношений с осужденными. В случае их нарушения к ним могут применяться установленные в законе меры воздействия: вольнонаемному составу и иным гражданам может быть запрещен доступ на производственную зону и иные объекты исправительного учреждения, к лицам, прибывшим на свидание могут быть применены меры административного воздействия. Данные полномочия предоставлены администрации исправительного учреждения Законом «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», согласно которому они имеют право требовать соблюдение Правил внутреннего распорядка, составлять протоколы об административных правонарушениях (ст14).
2. Режим особых условий.
Согласно ст. 85 УИК РФ предусмотрены основания для введения в исправительном учреждении режима особых условий. Это: массовые беспорядки, групповые неповиновения осужденных, стихийные бедствия, введение в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения.
Согласно ч. 2 ст. 85 УИК РФ введение в исправительном учреждении особых условий может повлечь прекращение приобретения осужденными продуктов питания, свидания, передач, переписи и отправления денежных переводов, телефонных переговоров, прогулок, прекращаются выезды осужденных за пределы исправительного учреждения.
Режим особых условий устанавливается строго определенными лицами на срок до 30 суток, а при необходимости может быть продлен тот же срок. При возникновении реальной угрозы жизни и здоровью осужденных и персонала начальник учреждения самовольно может вводить режим особых условий и уведомить должностное лицо, имеющее право принимать такое решение. Такое решение могут принимать следующие лица: Министр юстиции, Министр внутренних дел, теперь начальник управления юстиции субъекта РФ, начальник УИН.
Указанные должностные лица согласовывают свое решение с Генеральным прокурором РФ и в 3-дневный срок принимают решение либо о введении режима особых условий, либо о его отмене.
Режим особых условий выражается в переводе учреждения на усиленный вариант охраны и надзора, устанавливается особый порядок допуска персонала и иных лиц на территорию учреждения. В самом исправительном учреждении может быть изменен распорядок дня и ограничена деятельность коммунально-бытовых, культурно-просветительских и медико-санитарных служб. Режим особых условий связан с существенными ограничениями прав и свобод осужденных и усиленного варианта несения службы персонала ИУ.
[1] Уголовно-исполнительное право: Учебник под / Под ред. проф. И.В. Шмарова – М.: Издат. БЕК, 1998. С. 305.