Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:28, курсовая работа
Под системой наказаний понимается исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, установленный действующим законодательством, расположенных в определенном порядке с учетом их сравнительной тяжести[1].
Характерной чертой системы наказаний по уголовному праву России является наличие в ней значительного числа разнообразных видов наказаний и весьма существенных различий между ними.
Лишение свободы на определённый срок сопряжено с возложением на осужденного определенных и достаточно серьезных правоограничений, существенно изменяющих правовой статус лица. Оно лишается права передвижения, ограничивается в распоряжении своим временем, в общении с друзьями и близкими и т.д. Правоограничение заключается также в ограничении возможности выбора вида трудовой деятельности, регламентации времени работы и отдыха. Это наказание предполагает и исправительно-трудовое воздействие на осужденного, осуществляемое посредством содержания его в условиях определенного режима, привлечения к труду, проведения с ним воспитательной работы.
К исправительным учреждениям, в которых отбывается наказание в виде лишения свободы относятся колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого и особого режима, а также тюрьмы.
Включение пожизненного лишения свободы в систему наказаний отражает тенденции развития уголовной политики, учитывает состояние преступности в стране, ее динамику и структуру, которые, как известно, неблагоприятны и характеризуются в последние годы интенсивным ростом тяжких и особо тяжких преступлений насильственного, корыстно-насильственного и корыстного характера. Сложившаяся криминогенная ситуация во многом обусловила и введение наказания в виде пожизненного лишения свободы.
Высокие карательные свойства пожизненного лишения свободы, детерминированные содержанием осужденных в условиях особо строгой изоляции, ограничивают его применение. Вопрос о его назначении возникает тогда, когда суд сочтет возможным не применять к осужденному исключительной меры наказания. Пожизненное лишение свободы применяется только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь (ч.1. ст.57 УК). Кроме того, пожизненное лишение свободы может быть применено при замене в порядке помилования смертной казни (ч.3. ст.59).
Смертная казнь остается в УК исключительной мерой наказания. Право на жизнь - конституционное право человека и гражданина (ст.20 Конституции), и лишен он этого права может быть только в исключительных случаях по решению суда при совершении особо тяжких преступлений против жизни.
Смертная казнь по УК предусмотрена по пяти составам преступлений: умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.105); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст.295); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст.317) и геноцид (ст.357).
Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.
Глава II. «Уголовная ответственность военнослужащих»
§1.Основания для привлечения к уголовной ответственности.
Военнослужащие как граждане Российской федерации наделены теми же правами и свободами, которые присущи всем гражданам и изложены в Конституции РФ. В силу особенностей федеральной государственной службы на них действующим законодательством возложены дополнительные обязанности, а в понятие статуса, как это вытекает из ст.1 Закона РФ “О статусе военнослужащих”, входит и их ответственность[8].
Особое место среди видов ответственности занимает уголовная. Анализ понятия преступления, в том числе посягающего на порядок несения военной службы, позволяет прийти к выводу о существующей тесной взаимосвязи прав, обязанностей и ответственности военнослужащих, характеризующих их конституционно-правовой статус.
Правовым основанием установления уголовной ответственности за преступления против военной службы является Конституция РФ, ст.59 которой провозглашает защиту Отечества в качестве долга и обязанности гражданина Российской Федерации[9]. Это требование запрещает гражданам уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, а военнослужащим - нарушать установленный порядок ее прохождения.
Военнослужащие несут уголовную ответственность на одинаковых для всех граждан основаниях независимо от воинского звания и занимаемой должности. Однако с учетом особенностей правового положения они могут привлекаться к ответственности за совершение не только общеуголовных, но и особых, воинских преступлений (по установленным для них нормам военно-уголовного законодательства).
Ключевой нормой, определяющей содержание и пределы ответственности за преступления против военной службы, является ст.331 УК, формирующая их понятие: “Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов”.
Исходя из приведенной дефиниции, можно сделать вывод, что законодательство о воинских преступлениях отражает связь уголовного законодательства с военным строительством, его направленность на обеспечение боевой готовности войск уголовно-правовыми средствами, возможность применения его в условиях военного времени и боевой обстановки, а также особый статус лиц - субъектов преступлений против военной службы с особенностями их ответственности за совершение преступлений.
Понятие преступлений против военной службы создает правовую базу для борьбы с данного рода посягательствами и для развития законодательства в соответствии с изменениями, происходящими в экономической, политической, военной и иных сферах общественной жизни. Воинское преступление - одна из угроз военной безопасности государства, его общественная опасность проявляется в причинении либо создании угрозы причинения вреда интересам военной безопасности страны[10].
Специфика уголовной противоправности преступлений против военной службы состоит в том, что они нарушают не только соответствующий уголовно-правовой запрет, но и правила несения военной службы, возложенные на военнослужащих обязанности, закрепленные в других законах, воинских уставах, иных нормативно-правовых актах[11]. Содержание каждого воинского преступления можно уяснить только посредством анализа определенных военно-правовых норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность. Например, без обращения к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ нельзя уяснить сущность допущенных виновным нарушений правил караульной службы и наступивших при этом последствий.
Военно-служебные отношения делятся на общие и специальные. Общие воинские отношения – это отношения, субъектами которых являются все военнослужащие. Специальные - устанавливаются в особых сферах военно-служебной деятельности, связанных с решением определенных задач, их субъектами являются не все, а отдельные категории военнослужащих.
Деление воинских отношений на общие и специальные учтено при построении системы составов преступлений против военной службы: одни деяния нарушают общие отношения, другие - специальные. К первым относятся преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений, против порядка пребывания на военной службе, а также против порядка сбережения военного имущества. Остальные преступления носят специальный характер - против установленного порядка несения специальных видов военной службы, а также против установленного порядка безопасного использования отдельных военно-технических средств.
Специальный характер объекта преступления против военной службы, каковым является порядок ее прохождения, определяет и специфику посягательства на него. Оно выражается в нарушении тех или иных закрепленных воинскими уставами, иными нормативно-правовыми актами правил исполнения служебных обязанностей.
Последствия нарушения порядка прохождения военной службы - это всегда вред, связанный с ослаблением обороноспособности войск, их боевой способности, неисполнением тех задач, которые стоят перед воинским подразделением, созданием угроз для различных объектов, защиту которых воинское подразделение осуществляет[12].
Уголовное законодательство, правовое положение и особенности статуса военнослужащих предусматривают некоторые особенности обстоятельств, исключающих преступность деяния в условиях военной службы.
Глава 8 УК РФ к обстоятельствам, исключающим преступность деяния, относит необходимую оборону (ст.37), причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст.38), крайнюю необходимость (ст.39), физическое или психическое принуждение (ст.40), обоснованный риск (ст.41) и исполнение приказа или распоряжения (ст.42). Нормы об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, на общих основаниях применяются и к военнослужащим, действовавшим в той или иной ситуации в строгом соответствии с их требованиями.
При применении отдельных норм гл.8 УК к военнослужащим необходимо учитывать особенности военной службы как особого вида государственной службы, которая связана с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
Особенности военной службы и статуса военнослужащих в определенных ситуациях обусловливают признание необходимой обороны не только правом военнослужащих, но и их правовой обязанностью. При несении боевого дежурства (боевой службы), караульной и других специальных служб, признаваемых выполнением боевой задачи, военнослужащие не вправе, ссылаясь на состояние крайней необходимости, уклониться от выполнения воинских обязанностей, даже если их жизни угрожает опасность[13].
Таким образом, особый характер военно-служебной деятельности в сочетании с ее исключительной опасностью и обязательностью, обусловливает необходимость уголовно-правовой охраны интересов военной службы, использования уголовного права как средства принуждения к соблюдению установленного порядка прохождения военной службы и решения, по возможности, специальных воинских задач исправления военнослужащих, совершивших преступления, предупреждения с их стороны новых общественно опасных деяний, а также защиты от преступных посягательств граждан.
§2. Специальные виды наказаний, применяемые к военнослужащим.
В соответствии с п. "е", "и", "к" ст. 44, ч. 1 ст. 45 УК РФ к специальным видам наказаний относятся: ограничение по военной службе; арест с отбыванием на гауптвахте; содержание в дисциплинарной воинской части.
Специальным дополнительным видом наказания в соответствии с п. "в" ст. 44, ч. 3 ст. 45 УК РФ является лишение воинского звания. Содержание и сроки основных специальных видов наказаний определены в ст. 51, 54 - 55 УК РФ. Содержание дополнительного специального наказания в виде лишения воинского звания - в ст. 48 УК РФ.
Анализ ст. 51, 54, 55 УК РФ позволяет сделать вывод, что основные специальные виды наказаний подразделяются на наказания, которые могут применяться только к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (ограничение по военной службе - ст. 51 УК РФ); только к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву либо проходящим ее по контракту на должностях рядового и сержантского состава и не выслужившим на момент вынесения приговора срока службы по призыву (содержание в дисциплинарной воинской части - ст. 55 УК РФ); ко всем категориям военнослужащих (арест с отбыванием на гауптвахте - ч. 3 ст. 54 УК РФ). Специальный дополнительный вид наказания в виде лишения воинского звания может применяться ко всем категориям военнослужащих в звании выше рядового.
Как видно из санкций ст. 332 - 352 УК РФ, определяющих уголовную ответственность за преступления против военной службы, законодатель широко использует применение специальных видов наказаний.
Так, содержание в дисциплинарной воинской части указано почти во всех статьях, предусматривающих уголовную ответственность за преступления против военной службы (ст. 332 - 337, 339 - 350 УК РФ), при отсутствии квалифицирующих признаков, усугубляющих ответственность за содеянное.
Арест в качестве специального вида наказания предусмотрен в ст. 332, 337, 339, 342 - 344, 346 - 348, 350 УК РФ. Следует отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 34 УК РСФСР[14] также допускалось применение ареста с содержанием на гауптвахте на срок до двух месяцев взамен исправительных работ без лишения свободы. Но это нельзя было считать отдельным видом наказания. Тем более что, исходя из принципа справедливости, подобная замена представлялась весьма проблематичной, поскольку исправительные работы по своему режиму существенно отличались от ареста с содержанием на гауптвахте. В судебной практике подобные решения встречались крайне редко. Поэтому установление ареста с содержанием на гауптвахте в качестве отдельного вида наказания в новом УК представляется весьма важным шагом в совершенствовании уголовного законодательства. Положение о наказании в виде ареста, как известно, пока не действует ввиду отсутствия необходимых условий для исполнения этого наказания[15].
Специальный вид наказания - ограничение по военной службе - предусмотрен ст. 332 - 334, 336, 337, 339 - 349 УК РФ. Специальные виды наказания, как правило, указываются в санкциях статей УК РФ в качестве альтернативных мер уголовно-исправительного воздействия, что способствует индивидуализации наказания.