Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 07:46, контрольная работа
Уголовное наказание является и карой, и средством исправления преступника. Эти цели не могут быть поставлены при избрании такой меры пресечения, как содержание под стражей.
Лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, в силу презумпции невиновности юридически не могут считаться преступниками.
Из этого следует, что содержание под стражей в порядке меры пресечения не является ни карой, ни средством исправления. Содержание под стражей применяется с целью изоляции подозреваемых и обвиняемых от общества.
Введение…………………………………………………………… ……3
1. Понятие и назначение следственных изоляторов……………… …..4
2. Основные задачи следственного изолятора……………………… …8
3. Право на личную безопасность подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах………………………………… .13
Заключение…………………………………………………………… ..18
Список использованной литературы………………………………… .19
3. Право на личную безопасность подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах.
Конституция Российской Федерации в качестве основных приоритетов объявила права и свободы личности высшей ценностью. Поэтому проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в условиях их изоляции от общества как никогда актуальны, тем более в докладе Уполномоченного по правам человека за 2007 г. обозначена проблема соблюдения прав и свобод человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в том числе и следственных изоляторах.
Так, по данным заместителя директора ФСИН В.И. Семенюка, динамика нахождения подозреваемых и обвиняемых характеризуется следующими данными: в 2003 г. было арестовано 311,5 тыс. человек; в 2004 г. - 328,4 тыс.; в 2005 г. - 380,5 тыс.; 2006 г. - 272 тыс.6; 2007 г. - 222,4 тыс. человек7. Таким образом, в среднем в следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы ежемесячно поступает 30 тыс. человек.
Между тем не искоренены еще недозволенные методы обращения с подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в следственных изоляторах: известны случаи физического воздействия, жестокого обращения и пыток с целью дезориентировать их и принудить к уступчивости, получить признательные показания, свидетельства против других лиц, имеются примеры, когда они приводили к смерти или иным тяжким последствиям8.
Существенная гуманизация деятельности уголовно-исполнительной системы в последние годы повлекла за собой значительные изменения законодательства, регулирующего порядок отбытия наказания и правовое положение осужденных к лишению свободы. Так, в 1992 г. в действовавший в то время Исправительно-трудовой кодекс впервые была включена норма, закрепляющая право осужденных на личную безопасность.
Федеральный закон от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в ст. 19 предусмотрел право на личную безопасность.
Данные положения были введены в законодательство в качестве необходимой меры, обеспечивающей возможность любого арестованного получить гарантии личной неприкосновенности. Как абсолютно верно пишет по этому поводу Б.З. Маликов, наделяя лиц данной категории правом на личную безопасность, государство не только защищает их от вероятных посягательств, но и противодействует возможному совершению правонарушений в исправительных учреждениях9.
Сущность рассматриваемого права состоит в том, что при возникновении какой-либо угрозы жизни и здоровью осужденного к лишению свободы он вправе обратиться к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказание, с просьбой обеспечить его личную безопасность. В данном случае это должностное лицо обязано незамедлительно осуществить меры по устранению угрозы жизни и здоровью обратившегося осужденного. Начальник учреждения должен принять решение о переводе данного лица в безопасное место или иные меры, снимающие угрозу личной безопасности. Ранее при возникновении подобных ситуаций в тюремной среде они сами решали возникающие угрозы - обычно это были или побег из исправительного учреждения, или совершение грубого нарушения, в результате которого в обязательном порядке следовало водворение в штрафной изолятор, а нередко конфликт завершался и совершением преступления10.
Анализ сущностной стороны
рассматриваемого права
Вместе с тем достаточно узкое толкование практическими работниками исправительных учреждений юридической нормы, закрепляющей порядок реализации осужденными к лишению свободы рассматриваемого права, сводящегося зачастую лишь к устранению угрозы физической расправы, на наш взгляд, является неправомерным. К основаниям перевода лица в безопасное место также необходимо отнести психическое насилие, выраженное в систематическом совершении действий по отношению к арестованному, которые унижают его честь и достоинство. Достаточно высокий уровень распространенности таких явлений в исправительных учреждениях диктует необходимость адекватного реагирования со стороны их администраций с незамедлительным помещением осужденного в безопасное место. Непринятие должных мер компетентными лицами в указанной ситуации может привести не только к причинению вреда данному лицу, но и в целом дестабилизировать нормальную жизнедеятельность исправительного учреждения11.
В качестве еще одного основания
реализации лицами, содержащимися в
исправительных учреждениях, права
на личную безопасность следует назвать
угрозу их здоровью, исходящую от других
лиц, являющихся носителями опасных
заболеваний (наркомания, психические
расстройства, туберкулез, ВИЧ и
др.). В настоящее время
Исходя из анализа положения, закрепляющего
право осужденных к лишению свободы
на личную безопасность, можно прийти
к выводу, что его реализация может
осуществляться в двух формах: 1) по
заявлению самого лица и 2) по инициативе
начальника исправительного учреждения.
В первом случае сам арестованный,
определив наличие
Вместе с тем при более
глубоком анализе норм Правил внутреннего
распорядка следственного изолятора
достаточно остро встает проблема того,
является ли принятие решения о переводе
подозреваемого и обвиняемого в
безопасное место начальником
Заключение
Следственный
Основными задачами следственного изолятора
являются:
- Создание условий, исключающих возможность подозреваемым и
обвиняемым, содержащимся под стражей,
скрыться от следствия или суда, а осужденным к лишению
- Осуществление мер,
- Обеспечение правопорядка
- Обеспечение соблюдения
- Организация
Список использованной литературы
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Официальный текст // - М. : Омега, 2007.
4. Положение о следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции РФ (утверждено приказом Минюста РФ от 25.01.1999г.№20(с изм. от 5.03.2004г.)Гл.Основные задачи
5. Положение о следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции РФ (утверждено приказом Минюста РФ от 25.01.1999г.№20(с изм. от 5.03.2004г.)Гл. Функции
6. Семенюк В.И. О правовом регулировании заключения под стражу // Российский следователь. 2006. N 10. С. 13.
7. Данные статистической отчетности о работе судов общей юрисдикции // URL: http://cdep.ru/statistics.asp.
8. Камышанский В.А. Анализ следственной практики по Российской Федерации // Особенности расследования злоупотреблений в деятельности правоохранительных органов: Материалы российско-американского семинара. СПб.: Юрид. институт Ген. прокуратуры РФ, 1989.
9. Маликов Б.З. Лишение свободы: правовой статус осужденных и некоторые противоречия его отражения в законе // Следователь. 2000. N 5. С. 37.
10. Зубков А.И., Уткин В.А. Изменения в режиме исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы // Уголовно-исполнительное право. М.: Норма, 2002. С. 610.
11. Васильева А.И., Маслихин А.В. Исполнение наказаний, связанных с мерами исправительно-трудового воздействия. Рязань: РВШ МВД СССР, 1989. С. 49.
1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Официальный текст // - М. : Омега, 2007.
4 Положение о следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции РФ (утверждено приказом Минюста РФ от 25.01.1999г.№20(с изм. от 5.03.2004г.)Гл.Основные задачи
5 Положение о следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции РФ (утверждено приказом Минюста РФ от 25.01.1999г.№20(с изм. от 5.03.2004г.)Гл. Функции
6 Семенюк В.И. О правовом регулировании заключения под стражу // Российский следователь. 2006. N 10. С. 13.
7 Данные статистической отчетности о работе судов общей юрисдикции // URL: http://cdep.ru/statistics.asp.
8 Камышанский В.А. Анализ следственной практики по Российской Федерации // Особенности расследования злоупотреблений в деятельности правоохранительных органов: Материалы российско-американского семинара. СПб.: Юрид. институт Ген. прокуратуры РФ, 1989.
9 Маликов Б.З. Лишение свободы: правовой статус осужденных и некоторые противоречия его отражения в законе // Следователь. 2000. N 5. С. 37.
10 Зубков А.И., Уткин В.А. Изменения в режиме исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы // Уголовно-исполнительное право. М.: Норма, 2002. С. 610.
11 Васильева А.И., Маслихин А.В. Исполнение наказаний, связанных с мерами исправительно-трудового воздействия. Рязань: РВШ МВД СССР, 1989. С. 49.