Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:48, реферат
Уголовное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Уголовная политика – это совокупность всех государственных мер защиты общества и отдельного гражданина от преступных посягательств. Направлена на предупреждение преступности и борьбу с ней. Наряду с общими вопросами обеспечения безопасности и стратегии уголовной политики занимается реформой уголовного права.
Уголовное
право — это отрасль права,
регулирующая общественные отношения,
связанные с совершением
Уголовная политика – это совокупность всех государственных мер защиты общества и отдельного гражданина от преступных посягательств. Направлена на предупреждение преступности и борьбу с ней. Наряду с общими вопросами обеспечения безопасности и стратегии уголовной политики занимается реформой уголовного права.
Сущность уголовной политики определяется интересами и целями её носителей. Основополагающими составляющими уголовной политики являются политико-правовые отношения, юридические нормы, политико-правовые идеи и взгляды, их социальные носители (субъекты), деятельность последних, её направления, формы и способы, преступность как специфический объект государственной деятельности, функционально-целевая установка на предупреждение и устранение преступности.
Функции уголовной политики обусловлены характером и природой её субъектов, их компетенцией и социально-правовым статусом. Они носят многоуровневый, разнородный, иерархичный характер и включают: функции субъектов общегосударственной юрисдикции, специальной государственной юрисдикции и общесоциальной юрисдикции.
Особое
место в реализации уголовной
политики, её социальной роли занимают
функции правоохранительных органов
и сопряженных с ними силовых структур,
осуществляющих деятельность по предупреждению
и устранению преступности. Основными
функциями уголовной политики являются
предупреждение и устранение преступности,
организационно-
Вопрос об уголовной политике современной России определяется комплексом социальных и специальных факторов экономического, политического, духовного, методологического, юридического, уголовно-правового, криминологического и иного характера.
Преступность, корни которой уходят глубоко в экономику, политику и духовную жизнь общества, всё больше становится фактором, определяющим все системообразующие элементы не только политики, но и всей общественной жизни, безопасности социальной системы, её жизнеспособности.1
В экономическом плане проблема уголовной политики непосредственно связана с решением насущных экономических и социальных проблем России.
В политическом отношении уголовная политика является составной частью политики государства, её относительно самостоятельным видом и направлением. И как часть политики государства она в силу специфики своего объекта социального управления, то есть преступности, оказывает прямое и мощное воздействие на политику государства в целом, вплоть до изменения сущности последней.
В духовном смысле уголовная политика представляет собой интегрированное производное общественного сознания, доктринальную часть и форму господствующей идеологии. Разрушительные экономические и социально-политические процессы оказывают губительное влияние и на духовную жизнь общества, общественное сознание, идеологию.
Существенно изменилась юридическая база уголовной политики, ее главная часть - уголовное законодательство. Принятый в 1996 году Уголовный кодекс РФ провозгласил демократические и гуманные социальные приоритеты - защиту прав и свобод личности 2.
Криминологический аспект уголовной политики РФ обозначен в законодательстве и в юридических науках. Поскольку преступность составляет сущность предмета криминологии3, то она, криминология, должна не только соприкасаться, но и непосредственно разрабатывать проблемы уголовной политики, что она фактически и делает, раскрывая общие и особенные вопросы борьбы с преступностью, её предупреждения, относящиеся и к доктринальной, и к предметно-практической сторонам предмета уголовной политики.
С вопросом о статусе и месте уголовной политики в системе юридических наук тесно связан и вопрос о взаимосвязи, взаимодействии различных отраслей права и разных юридических наук. Уголовная политика невозможна без такого взаимодействия, равно как и без диалектической взаимосвязи юридических и других наук. Особое значение в этом плане имеют социально-психологический и связанные с ним аспекты уголовной политики, в том числе биологический, демографический, географический, а также международный.
Термин "преступление" происходит от понятия "преступить какие-то границы, пределы", т. е. нарушить общепринятые правила поведения в обществе. Уголовное право как раз и определяет границы допустимого поведения, нарушение которых будет считаться преступлением. Несмотря на то, что уголовное право в первую очередь осуществляет охранительную функцию, защищая определенные ценности и общественные отношения, в том числе и регулируемые другими отраслями права, оно имеет и иные функции.
Охранительная
функция является главной и заключается
в определении ответственности
за нарушение установленных в
государстве правил поведения людей,
за причинение вреда личности, а также
материальным, политическим, социальным,
экономическим и моральным ценностям
общества.
Уголовное право охраняет только наиболее
значимые для личности, государства и
общества ценности и отношения.
Нарушение других, менее важных правил поведения, нанесение вреда общественным отношениям и ценностям может повлечь административную, гражданско-правовую, дисциплинарную, общественную, моральную ответственность. Уголовная же ответственность - наиболее строгая из всех видов юридической ответственности.
Осуществление охранительной функции уголовного права происходит путем установления уголовно-правовых запретов: запрещается совершать действия, признаваемые опасными и вредными для общества и государства. В определенных случаях, когда на лицо возложена обязанность совершать активные действия, уголовную ответственность может повлечь невыполнение определенной обязанности, т. е. бездействие. Наиболее часто уголовная ответственность за бездействие устанавливается при осуществлении служебных полномочий. В этих случаях вместо запрета уголовно-правовая норма содержит предписание действовать.
Наряду
с охранительной уголовное
Уголовное право также осуществляет воспитательную функцию, содействуя развитию правосознания населения. Сам факт издания уголовных законов позволяет гражданам нашей страны понять, какие деяния законодатель считает вредными и опасными для общества. Применение уголовного закона также воздействует на сознание не только правонарушителя, но и других лиц, воспитывая такое свойство, как правопослушание, т. е. осознанное соблюдение запретов государства.
Большинство граждан не совершают преступлений в силу воспитанной в них нравственной позиции. Однако часть людей, не отличающихся стойкими нравственными убеждениями, допускающих так называемое отклоняющееся поведение (т. е. систематическое пьянство, совершение аморальных поступков, нарушение правил общественного поведения и т. д.), воздерживаются от совершения преступлений из-за страха перед уголовной ответственностью и наказанием.
Поэтому
предупредительная роль уголовного
права заключается как в
Уголовное право призвано проводить в жизнь определенную совокупность основных идей и положений о стратегических направлениях, путях и средствах борьбы с преступностью, которые составляют уголовную политику государства. Конечная цель уголовной политики — различными методами обеспечить максимальный контроль за преступностью. Для этого перед правоохранительными органами ставятся приоритетные на данный момент задачи, совершенствуются законы и подзаконные акты, реформируются с целью оптимизации деятельности правоохранительная и судебная системы и т.д.
Задачи уголовного права неразрывно связаны с задачами уголовной политики в стране и определяются ими.
Самостоятельность российского уголовного права как отрасли права обусловливается рядом его специфических черт: только уголовное право является законодательной базой для определения преступности и наказуемости деяний, оснований уголовной ответственности, применения наказаний и освобождения от ответственности и наказаний, уголовное право имеет собственный предмет регулирования, уголовному праву свойствен особый метод регулирования.
Единственной нормативной базой уголовного права в Российской Федерации является Уголовный кодекс Российской Федерации.
Проблемная ситуация в соотношении уголовной политики и задач уголовного права состоит в том, чтобы регламентированная в статье 2 УК РФ юридическая конструкция задач уголовного права в современных условиях была правильно понята обществом и властью, должным образом доктринально разработана и могла оптимизировать уголовную политику, правотворческую и правоприменительную практику, опираясь при этом на поддержку общества.
Лишь таким образом уголовное право как специфическая система норм действительно может решать задачи4:
а) специфические, ей свойственные, не внедряясь в компетенцию иных отраслей права;
б) достаточно конкретные, поддающиеся проверке и обладающие управленческим потенциалом;
в) только необходимые, являющиеся "последним аргументом" законодателя.
Таким образом, уголовная политика, как бы ни определять ее содержание, как бы ни оценивать влияющие на нее факторы, должна, во всяком случае, опираться на понимание задач уголовного права, адекватное наполнение их юридическим и социальным содержанием. В то же время задачи уголовного права в определенной своей части - но никогда не полностью - адаптируются к проводимой в обществе уголовной политике.
Формами реализации уголовной политики являются законодательная, правоприменительная деятельность государства, а также деятельность государственных органов, общественных, научных, учебных организаций и заведений по правовому воспитанию граждан.
Решающее значение в предотвращении преступлений, снижении их уровня имеют политические, экономические и социальные реформы и мероприятия, повышающие жизненный уровень населения, уровень образования и медицинского обслуживания, содействующие развитию культуры в стране, повышающие уровень общественной нравственности.
Информация о работе Соотношение уголовного права и уголовной политики