Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:22, реферат
В соответствии с пунктом 19 главы 5 Правил по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 27 апреля 2000 г. N 46/76/1859/20 (далее -- Правила), должник считается устойчиво неплатежеспособным в том случае, если имеется неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение 4-х кварталов, предшествующих составлению последнего баланса.
Вопрос. Достаточно ли обязать управляющего провести анализ финансового состояния должника и дать заключение о банкротстве либо необходимо хозяйственному суду назначить экспертизу в соответствии с нормами ХПК?
Ответ. В соответствии со статьей 37 Закона анализ финансового состояния и платежеспособности должника проводится в процессе защитного периода (для определения наличия оснований для возбуждения конкурсного производства) и в процессе конкурсного производства - в целях определения возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника.
Временный управляющий (управляющий) проводит такой анализ после установления достаточности имущества должника для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения управляющему.
По предложению управляющего или по собственной инициативе для проведения анализа финансового состояния и платежеспособности должника хозяйственный суд вправе назначить экспертизу финансово-хозяйственной деятельности должника в соответствии с ХПК.
Таким образом, хозяйственный суд может ограничиться проведением управляющим анализа финансового состояния должника без назначения экспертизы.
Управляющий в производстве по делу о банкротстве
Вопрос. Каков порядок возмещения расходов, связанных с временным проживанием управляющего?
Ответ. Расходы, связанные с временным проживанием управляющего, не имеющего постоянного места жительства в районе местонахождения должника в связи с исполнением своих обязанностей, возмещаются за счет должника и покрываются за счет его имущества во внеочередном порядке в размере, установленном хозяйственным судом.
Непосредственно порядок возмещения перечисленных расходов законодательством не установлен.
Вопрос. Вправе ли управляющий обжаловать решение (определение) о назначении ему вознаграждения?
Ответ. В соответствии со статьей 198 ХПК определения хозяйственного суда первой инстанции могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке отдельно от решения хозяйственного суда в случаях, предусмотренных ХПК, а также если определения препятствуют возможности дальнейшего движения дела.
На остальные определения хозяйственного суда первой инстанции кассационные жалобы (протесты) не подаются, но возражения против этих определений могут указываться при обжаловании (опротестовании) решения.
В силу статьи 5 Закона дела о банкротстве рассматриваются хозяйственными судами в соответствии с ХПК, а также иными законодательными актами в порядке, установленном Законом. При этом вынесение определения о назначении вознаграждения управляющему не предусмотрено, как не предусмотрена и возможность его обжалования (в отличие, например, от определения об открытии конкурсного
производства, вынесение которого определено статьей 42 Закона).
Таким образом, если в определении о возбуждении конкурсного производства или решении о банкротстве разрешен вопрос о назначении вознаграждения управляющему, то такой акт хозяйственного суда может быть обжалован в соответствующей его части.
Если определение о назначении вознаграждения управляющему вынесено отдельно до принятия решения, то управляющий вправе обжаловать такое определение при обжаловании (опротестовании) решения.
В остальных случаях (при вынесении отдельных определений) управляющий вправе подать в хозяйственный суд заявление, которое в соответствии с частью первой статьи 50 Закона должно быть рассмотрено в судебном заседании в течение четырнадцати дней со дня его подачи.
Вопрос. Каков порядок привлечения управляющего к ответственности за причиненный по его вине должнику или кредиторам имущественный ущерб?
Ответ. Управляющий может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, уголовным законодательством и др.
Статьями 5 и 83 Закона установлено, что дела о банкротстве рассматриваются хозяйственными судами в соответствии с ХПК, а также иными законодательными актами в порядке, установленном Законом.
Хозяйственный суд при рассмотрении дела о банкротстве вправе разрешать споры о признании сделок недействительными и иные споры между юридическими и (или) физическими лицами, связанные с имуществом должника, в том числе о взыскании заработной платы или иного вознаграждения, незаконно выплаченных должником.
Таким образом, споры по возмещению имущественного ущерба, возникшего в результате противоправных действий управляющего, могут быть рассмотрены хозяйственным судом, рассматривающим дело о банкротстве.
Управляющий обязан за счет своего имущества возместить кредиторам или должнику имущественный ущерб, причиненный по его вине.
В соответствии с частью второй статьи 83 Закона в случае, если имущества управляющего - юридического лица - недостаточно для возмещения имущественного ущерба, причиненного по вине управляющего, ущерб возмещается за счет личного имущества руководителя этого управляющего - юридического лица.
Вопрос. Из каких средств оплачиваются услуги архивных учреждений?
Ответ. Сумма денежных средств по оплате услуг архивного учреждения должна заранее включаться управляющим в план ликвидации должника.
Вопрос. В чем заключается контроль хозяйственного суда за
действиями управляющего при осуществлении процедур банкротства?
Ответ. В процессе осуществления производства по делу о банкротстве хозяйственный суд осуществляет контроль за законностью действий управляющего.
В порядке, предусмотренном Законом и ХПК, управляющий готовит и представляет хозяйственному суду необходимые документы, отчеты о своей деятельности, совершает действия в пределах своих полномочий, в том числе проводит собрание кредиторов с участием судей (судьи), осуществляющих производство по делу о банкротстве.
В соответствии со статьями 50, 78 Закона хозяйственный суд рассматривает жалобы на действия управляющего, освобождает его от исполнения обязанностей в связи с недобросоветстным или ненадлежащим их исполнением. При этом в соответствии с разделом III Закона контроль за деятельностью управляющего в производстве по делу о банкротстве осуществляет собрание и комитет кредиторов.
Кроме того, согласно части пятой статьи 62 Закона, контроль за деятельностью управляющих осуществляет Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь (далее - Департамент). Такой контроль проводится путем текущих и выборочных проверок деятельности управляющего.
В настоящее время Департаментом разрабатывается проект Порядка осуществления контроля за деятельностью управляющих, которым предусматривается также осуществление постоянного мониторинга деятельности управляющего.
Открытие конкурсного производства
Вопрос. Если у судебного исполнителя находится на исполнении исполнительный документ и исполнительное производство приостановлено в связи с возбуждением конкурсного производства, обязан ли судебный исполнитель передать исполнительный документ управляющему либо это обязанность кредитора?
Ответ. Судебный исполнитель должен передать исполнительный документ кредитору, который вправе решать, предъявлять или не предъявлять свои требования к должнику, поскольку в соответствии со статьей 93 Закона именно ему (кредитору) принадлежит право предъявления требований.
Вопрос. Каков порядок рассмотрения поступающих в хозяйственный суд исковых заявлений, заявлений о возбуждении приказного производства в отношении юридического лица, указанного в данных заявлениях ответчиком или должником, после возбуждения одним из хозяйственных судов Республики Беларусь дела о банкротстве юридического лица?
Ответ. В таком случае хозяйственный суд должен исходить из того, что после возбуждения дела о банкротстве все имущественные требования к должнику могут предъявляться только в порядке, установленном Законом.
Поэтому при обращении кредиторов с исковыми заявлениями, заявлениями о возбуждении приказного производства хозяйственному суду следует отказывать в их принятии в связи с неподведомственностью.
Иски кредиторов, содержащие неимущественные требования, должны приниматься и рассматриваться судами в общем порядке.
Вопрос. На практике имеют место случаи, когда налоговые органы отказывают управляющим в процедуре банкротства, в удовлетворении ходатайств об отмене ранее выписанного предписания о приостановлении операций по расчетному счету. При этом налоговые органы ссылаются на то, что абзац тринадцатый статьи 90 Закона не может применяться. От управляющего требуют предоставить расчеты по налогам должника за предыдущие периоды. Однако из-за отсутствия документации такой возможности не имеется. В результате оперировать счетом управляющий не может и обращается в хозяйственный суд. Как должен хозяйственный суд реагировать на данную ситуацию?
Ответ. Требования об отмене ранее принятых мер по обеспечению требований кредиторов, снятии ранее наложенных в рамках гражданского или хозяйственного судопроизводства арестов на имущество должника, установленные абзацем тринадцатым статьи 90 Закона, распространяются и на налоговые органы.
Если налоговые органы отказываются отменить предписание о приостановлении операций по счету, то управляющий вправе обратиться вхозяйственный суд с требованием о признании недействительным такого предписания в порядке искового производства.
Вопрос. На каких должностных лиц юридического лица и в каких случаях могут быть возложены ограничения, предусмотренные частью четвертой статьи 92 Закона (должнику запрещается выезд за границу без разрешения хозяйственного суда в период от момента вынесения хозяйственным судом определения об открытии в отношении конкурсного производства до вынесения решения о банкротстве должника)? Ведь в этот период должник обязан по первому требованию являться в хозяйственный суд?
Ответ. Хозяйственный суд в каждом случае должен устанавливать должностных лиц, заинтересованных лиц в отношении должника, других лиц, имеющих право давать обязательные указания, учитывая обстоятельства дела, мнение управляющего, организационно-правовую форму юридического лица, а также положения статьи 1 Закона в части определения заинтересованных лиц в отношении должника – юридического лица.
В зависимости от должностных обязанностей, закрепленных в учредительных документах должника, такими должностными лицами могут быть, например, непосредственный руководитель должника – юридического лица (директор, генеральный директор), учредители хозяйственных обществ, если согласно документам они осуществляют непосредственное управление должником, участники хозяйственных товариществ.
Исходя из конкретных обстоятельств дела хозяйственный суд может распространить ограничения, предусмотренные статьей 92 Закона, на главного бухгалтера (бухгалтера) должника, который в соответствии с абзацем десятым статьи 1 Закона является заинтересованным в отношении должника лицом, если будет необходимо его присутствие при осуществлении процессуальных действий по делу о банкротстве.
Вопрос. Вправе ли хозяйственный суд рассмотреть спор о защите требования после принятия решения по делу о банкротстве, если принятое собранием кредиторов решение (утверждение плана санации или ликвидации) не зависело от числа голосов кредитора, подавшего заявление о защите требования?
Ответ. Хозяйственный суд вправе принять такое требование к рассмотрению и рассмотреть его по существу.
Вопрос. Подлежит ли восстановлению семидневный срок для подачи кредитором заявления о защите требования в хозяйственный суд?
Ответ. Этот срок является процессуальным и подлежит восстановлению при признании уважительными причин пропуска этого срока.
Вопрос. Обязательно ли извещение всех кредиторов, лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы кредитора о нарушении его прав и законных интересов?
Ответ. О времени и месте рассмотрения жалобы кредитора о нарушении его прав и законных интересов хозяйственный суд должен извещать как лиц, участвующих в деле, так и кредиторов.
В случае, если извещение всех кредиторов невозможно или нецелесообразно, например, в связи с большой их численностью, нахождением в различных регионах республики, то извещаются члены комитета кредиторов, которому собранием кредиторов в силу статьи 60 Закона могут быть предоставлены полномочия по защите интересов кредиторов.
Хозяйственные споры с участием должника.
Санация должника. Продажа имущества должника
Вопрос. Каков порядок применения части второй статьи 106 Закона?
Ответ. Предъявление имущественных требований кредиторов к должнику производится в порядке, установленном статьями 93--98 Закона.
В соответствии с частью второй статьи 106 Закона производства по всем имущественным требованиям к должнику, в отношении которого открыто конкурсное производство, возбужденное общими и (или) хозяйственными судами до момента открытия конкурсного производства, приостанавливаются.
Поэтому при вынесении общими или хозяйственными судами определения о приостановлении производства по делу хозяйственные суды должны разъяснять кредиторам, что они вправе предъявить имущественные требования к должнику в порядке, установленном статьями 93--98 Закона.
Информация о работе Судебная практика по делам о банкротстве