Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является подведение итогов судебно правовой реформы за 20 лет с момента образования Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение Концепции судебно-правовой реформы 1992 г. и ее практическую реализацию;
- изучение современного этапа судебно-правовой реформы.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Становление судебной системы в Республике Беларусь
1.1. Концепция судебно-правовой реформы 1992 г.: основные положения . . . . . . .
7
1.2. Практическая реализация концепции судебно-правовой реформы 12
Глава 2. Современный этап судебно-правовой реформы
2.1. Основные достижения в создании судебной системы Республики Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .
16
2.2. Перспективы развития судебной системы: основные направления 21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 81.00 Кб (Скачать документ)

1. Мировой суд рассматривает в единоличном порядке некоторые категории

гражданских, уголовных  и административных дел. Однако, несмотря на, казалось бы, очевидные достоинства мировой юстиции и сегодня существует достаточно много противников возрождения института мировых судей. Их аргументы могут быть сведены к следующем:

- институт мировых судей характерен для прецедентной правовой системы;

- создание дополнительного звена в системе судов общей юрисдикции повлечёт за собой дополнительные материальные затраты;

- нельзя возрождать институт, созданный в иных экономических условиях, в ином правовом поле, основанный не только на других принципах права, но и на иных морально-этических принципах, действовавший в сфере иного правосознания;

- воссоздание института мировых судей приведёт к удалению из правосудия народного правосознания (имеется в виду рассмотрение дел мировым судьёй единолично, без участия народных заседателей).

2. Межрайонные (окружные) суды действуют в составе:

- одного профессионального судьи, единолично рассматривающего уголовные дела о преступлениях, влекущих наказание в виде лишения свободы на срок не свыше трех лет, и гражданские дела, не подсудные мировому суду;

- одного профессионального судьи и коллегии присяжных заседателей, рассматривающих уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет, если обвиняемый не признает себя виновным в совершении преступления;

- трех профессиональных судей, рассматривающих уголовные дела о преступлениях с вышеуказанной мерой наказания, если обвиняемый не требует суда присяжных, и сложные гражданские дела.

В таком же составе  межрайонный (окружной) суд действует  в качестве апелляционной инстанции  для мировых судов.

3. Областные, Минский городской суды действуют в составе:

- трех профессиональных судей и коллегии присяжных заседателей, рассматривающих по первой инстанции уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или смертная казнь, когда обвиняемый не признает себя виновным;

- трех профессиональных судей, рассматривающих по первой инстанции уголовные и гражданские дела, не подсудные нижестоящим судам;

- второй апелляционной и кассационной инстанции для межрайонных (окружных) судов.

4. Верховный Суд как высший орган судебной власти, выступающий в качестве единственной надзорной инстанции в отношении всех судов общей юрисдикции, а также апелляционной и кассационной инстанции в отношении судебных решений областных судов.

В отличие от действующей  ныне в республике трехзвенной системы судов общей юрисдикции вводится четырехзвенная система, что предполагает увеличение численности судов и судейского корпуса, позволит дифференцировать судопроизводство (в зависимости от общей опасности и характера деяний, а также от сложности и цены гражданского иска), максимально приблизить суд к населению, лучше решить вопросы организации судебной работы.

Введение суда присяжных  как наиболее демократичной формы  отправления правосудия, выработанной цивилизацией и обеспечивающей независимость и самостоятельность суда, определяется необходимостью расширения реального участия населения в судебной деятельности. Суд присяжных - это еще и важная гарантия прав человека, обвиняемого в совершении преступления, не беспристрастный, независимый, коллегиальный суд сограждан, которым он доверяет решать свою судьбу. Это право в демократическом правовом государстве должно быть гарантировано. Введение судебных округов, не совпадающих с границами административных районов, преследует цель устранить зависимость судов от местных влияний, более равномерно распределить нагрузку основного звена судебной системы, а также проводить специализацию судей.

5. Областные и приравненные к ним хозяйственные суды действуют в соответствии с Законом Республики Беларусь «О хозяйственном суде в Республике Беларусь».

6. Высший Хозяйственный Суд осуществляет руководство и организует работу всей системы хозяйственных судов. Он является высшим органом судебной власти в сфере экономических правоотношений. Высший Хозяйственный Суд осуществляет надзор в отношении всех судебных решений системы хозяйственных судов. Он вправе рассмотреть любой спор, подсудный нижестоящим судам. Рассматривает по существу наиболее сложные экономические споры, отнесенные к его компетенции законодательством о хозяйственных судах. Наряду с Высшим Хозяйственным Судом, хозяйственными судами областей в дальнейшем возможно образование хозяйственных судов городов и районов, по отношению к которым вышестоящие хозяйственные суды должны выступать в качестве кассационной и апелляционной инстанции.

7. Особое место в судебной системе республики должен занимать Конституционный Суд. Этот орган призван обеспечить соответствие законов, иных нормативных актов Конституции и международно-правовым обязательствам республики.

В вышестоящих судах  общей юрисдикции и хозяйственных  судах возможно создание специализированных коллегий, а впоследствии при появлении  соответствующих условий - преобразование их в специализированные суды (по делам  несовершеннолетних, семейные, административные, налоговые, патентно-лицензионные, финансовые и другие). Подобная специализация в рамках Конституционного Суда также не должна быть исключена. В настоящее время согласно ст.28 и ст.59 Кодекса РБ О судоустройстве статусе судей 29 июня 2006 г. N 139-З в системе общих судов могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др., а в системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др.

8. Военные суды как  органы правосудия входят в  систему судов общей юрисдикции  и действуют в Вооруженных  Силах. К подсудности военных  судов следует отнести:

- дела о воинских преступлениях;

- рассмотрение жалоб военнослужащих на неправомерные действия и решения воинских должностных лиц и органов военного управления;

- дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и военнообязанными во время прохождения учебных сборов;

- дела об административных правонарушениях военнослужащих.

Система военных судов должна основываться на общих началах организации и осуществления судебной власти с учетом специфики построения Вооруженных Сил. Коллегии присяжных заседателей военных судов формируются из числа военнослужащих. В целях укрепления независимости военных судов от военного командования их необходимо вывести из состава Вооруженных Сил с исключением личного состава из штатной численности войск.

Для обеспечения независимости  и самостоятельности судебной власти весьма существенно создание судейской  корпорации. Следует укрепить самоуправление судей, сделать его максимально независимым от администрации за счет подбора в квалификационные коллегии членов, в основном не связанных между собой отношениями соподчиненности.

Большое внимание в Концепции 1992 г. уделялось требованиям, предъявляемым к кандидатам на судебную должность, обеспечению высокого правового статуса судей и развитию судейского самоуправления. Решение этих вопросов не вызывает существенных возражений и сегодня. В Концепции 1992 г. впервые были провозглашены идеи свободной деятельности адвокатов и многообразия организационно-правовых форм их деятельности. Тем самым, в Концепции 1992 года были закреплены прогрессивные для того времени идеи. Она наметила широкую программу мер по приведению национальной правовой системы в соответствие с международными стандартами и требованиями того времени. Однако по объективным и субъективным причинам они в своем большинстве не были осуществлены.

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 16. Ст.270.

2 10. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республи-канских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.

3 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 16. Ст.270.

4 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. № 11. Ст.120

5 НРПА.2006.№107.2/1236

6 Судоустройство: учебник / Данилевич А.А и [др.] под общ. ред. А.А. Данилевича – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2010.464 с. с.14

7 Юнчик, Л. Как вершится правосудие / Г. Юнчик // Газета «Рэспублiка» [Электронный ресурс]. – 2007. – № 224 (4403). – Режим доступа: http://www.respublika.info/4403/roundtable/article21654/. – Дата доступа: 03.03.2012

8 Мартинович И.И. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Суд присяжных и другие нововведения в законодательстве о судоустройстве. / И.И. Мартинович, М.И. Пастухов. – Минск: «Амалфея», 1995 – 224 с. С.4- 5


Информация о работе Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь