Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:49, контрольная работа
Функция планирования в системе управления предприятием является одной из главных, центральных функций, определяющих конечные результаты производственно-сбытовой, экономической, финансовой и инвестиционной деятельности, краеугольным камнем всей системы маркетинга. От качества организации плановой работы на предприятии зависит его выживание, дальнейшее развитие и рост в условиях рынка и усиления конкуренции.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3
Сущность, функции планирования. Роль и место планирования в управлении предприятием условиях рынка…………………………………...………………4
Теоретические и методологические основы стратегического планирования деятельности предприятия………………………..………………………………7
Теоретические и методологические основы оперативного планирования деятельности предприятия….…………………………………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Сущность, функции
планирования. Роль и место планирования
в управлении предприятием условиях
рынка…………………………………...………………4
Теоретические
и методологические основы стратегического
планирования деятельности предприятия………………………..……………………
Теоретические
и методологические основы оперативного
планирования деятельности предприятия….……………………………………………
Функция планирования в системе управления предприятием является одной из главных, центральных функций, определяющих конечные результаты производственно-сбытовой, экономической, финансовой и инвестиционной деятельности, краеугольным камнем всей системы маркетинга. От качества организации плановой работы на предприятии зависит его выживание, дальнейшее развитие и рост в условиях рынка и усиления конкуренции.
Многолетний
опыт зарубежных фирм и российских
предприятий показал, что недооценка
планирования предпринимательской
деятельности в условиях рынка, сведение
его к минимуму, игнорирование
или некомпетентное осуществление
зачастую приводят к неоправданным
экономическим потерям и, в конечном
счете, к банкротству.
оперативное стратегическое планирование
Сущность,
функции планирования.
Роль и место планирования
в управлении предприятием
в условиях рынка
Планирование является важнейшей частью предпринимательской практики. Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. Следовательно, основной стадией управления любым видом деятельности является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения.
Именно к стадии постановки цели относят предвидение, прогнозирование, планирование. Конечным результатом этой стадии является построение идеальной модели хода производственного процесса, направленного на достижение главной цели предприятия.
Планирование позволяет решить следующие ключевые задачи:
Процесс планирования отвечает на три основных вопроса:
где мы находимся в настоящее время? Ответ предполагает оценку сильных и слабых сторон предприятия в наиболее значимых сферах деятельности, дает возможность установить, чего реально может добиться предприятие;
куда мы хотим двигаться? На основе оценки шансов и возможностей, угроз и риска, которые исходят из окружающей предприятие внешней среды, руководство определяет цели предприятия и факторы, которые могут помешать их достижению;
как мы собираемся это сделать? Руководству предстоит решить, как в общих чертах, так и детально, что должны делать сотрудники, чтобы осуществить задуманное.
В условиях рыночной экономики подход предприятия к планированию жестко предопределен двумя главными задачами: как создать продукцию высокого качества, исходя из потребностей рынка, и как выгодно продать эту продукцию.
План — это система обязательных адресных заданий, определяющих основные направления движения и экономические показатели предприятия.
План деятельности должен быть выражен в письменной форме и включать следующую информацию:
набор обязательных документов;
структуру, отражающую внутреннюю логику построения;
перечень исполнителей с указанием их дифференцированных задач;
перечень необходимых действий по осуществлению предусмотренных задач;
сроки
исполнения, указанные в соответствии
с последовательностью
смету расходов и доходов;
расчет экономического эффекта как числового выражения поставленных задач.
Таким образом, разработка планов помогает выявить потенциальные проблемы и последствия, создает основу для оценки затрат, выявляет непредвиденные обстоятельства, которые следует учитывать при достижении целей, избавляет от прожектерства.
Практика показала, что планирование - это процесс непрерывный, никакой план не является окончательным, он всегда остается объектом для пересмотра.
В современных условиях хозяйствования планирование наполняется новым содержанием:
Эффективная
деятельность предприятия в условиях
рыночной экономики в значительной
степени зависит от того, насколько
достоверно оно предвидит дальнюю
и ближнюю перспективу
2.
Теоретические и методологические
основы стратегического
планирования деятельности
предприятия
Стратегическое планирование является порождением рыночной системы хозяйствования, характеризующейся высокой степенью неопределенности и динамичности окружающей предприятие внешней среды. В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Применение стратегического планирования создает важнейшие преимущества в функционировании предприятия:
Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует и творческий, интуитивный подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы, так как основная цель стратегического планирования заключается в моделировании будущей успешной деятельности предприятия.
В
условиях нестабильности и динамичного
изменения окружающей среды основной
проблемой для предприятия
Стратегическое
управление представляет собой деятельность
высшего руководства
Одной
из важнейших функций
Стратегия определяет цели и основные пути их достижения таким образом, что организация концентрирует свои действия в едином направлении.
Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию развития предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей (рисунок 1).
Рисунок
1 - Логика стратегического планирования
Среду
любой организации можно
Внутренняя среда организации включает следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру. Описание внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.
Два других пространства: микро- и макросреда - составляют внешнюю среду фирмы.
Микросреда - это среда непосредственных контактов с фирмой, она включает тех участников рынка, с которыми у фирмы есть прямые отношения или которые оказывают прямое воздействие на фирму. Это, во-первых, поставщики экономических ресурсов, необходимых фирме (сырье, финансовый капитал, производительный капитал), отдельно выделяют поставщиков труда — наемных работников, затем клиенты — потребители
продукции фирмы, посредники: финансовые, торговые, маркетинговые, государственные экономические структуры (например, налоговая инспекция). Во-вторых, к элементам микросреды относят конкурирующие фирмы и так называемые контактные аудитории: средства массовой информации, общества потребителей и т. п., которые оказывают существенное влияние на формирование благоприятного или неблагоприятного облика фирмы.
Макросреда (общая среда) состоит из элементов, которые не связаны с фирмой напрямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса. С этой точки зрения общую среду бизнеса иногда называют экологией фирмы. Общая среда — это среда косвенных контактов фирмы. Выделяют четыре основных фактора общей среды: экономические, технологические, политико-правовые, социально-культурные. Каждый из них, в свою очередь, тесно связан с остальными факторами и воздействует на них.
Именно
внешнее окружение диктует
Стратегическое планирование состоит из ряда взаимосвязанных этапов.
Сначала проводится исследование внешней и внутренней среды организации, потом определяются основные ориентиры фирмы. На следующей ступени, уже в рамках стратегического анализа, фирма сравнивает результаты первого и второго этапов, определяет возможные варианты стратегий, затем выбирает один из вариантов и формулирует собственную стратегию.