Свобода совести в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:43, контрольная работа

Описание

В современном обществе свобода совести и свобода вероисповедания представляется одной из глобальных проблем теоретического и отраслевого правоведения, которая активно дискутируется в современной российской и зарубежной науке. Актуальность проблемы обуславливается недостаточной и противоречивой научно-теоретической разработанностью, доминированием устаревших подходов к проблеме реализации свободы совести и свободы вероисповедания, а также отсутствием выработанного понятийного аппарата.

В настоящее время в России, являющейся многоконфессиональной и многонациональной страной, и во всем мире ситуация в области свободы совести и свободы вероисповедания характеризуется как кризисная, выход из которой необходим, так как право на свободу совести и вероисповедания является одним из базисных прав человека и гражданина, а его обеспечение играет решающую роль в вопросе прав человека в целом. Пренебрежение указанным правом превращает в фикцию такие понятия, как «правовое государство» и «гражданское общество».

Содержание

Введение …………………………………………………………………………2

Глава 1. Нормативно-правовые акты о свободе совести и вероисповедания в России……………………………………………………………………………5

1.1 Конституция, как основной источник закрепления права на свободу совести и вероисповедания в России………………………………………….5

1.2 Федеральный Закон «О свободе совести о религиозных объединениях»…………………………………………………………………..7


Глава 2. Судебная практика в отношении свободы совести и вероисповедания в России………………………………………………………………………….16

2.1 Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации в отношении свободы совести и вероисповедания……………………………16

Заключение………………………………………………………………………23

Список источников и литературы…………………………………….……….24

Работа состоит из  1 файл

Свобода совести и вероисповедания в России.docx

— 53.34 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение …………………………………………………………………………2

Глава 1. Нормативно-правовые акты о свободе совести и вероисповедания в России……………………………………………………………………………5

1.1 Конституция,  как основной источник закрепления  права на свободу совести и  вероисповедания в России………………………………………….5

1.2 Федеральный Закон «О свободе совести о религиозных объединениях»…………………………………………………………………..7 

Глава 2. Судебная практика в отношении свободы совести и вероисповедания в России………………………………………………………………………….16

2.1 Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации в отношении свободы совести и вероисповедания……………………………16

Заключение………………………………………………………………………23

Список  источников и литературы…………………………………….……….24

 

      Введение 

     Современная социально-политическая ситуация в  России неразрывно связана с государственно-конфессиональными  отношениями и различными мировоззренческими ориентациями ее граждан. Россия является страной, народы которой исповедуют разные религии: христианство, ислам, буддизм, иудаизм и многие другие. По данным Федеральной регистрационной службы на 1 января 2009 года, в стране насчитывается 22 866 зарегистрированных религиозных организаций (в том числе 454 централизованных религиозных организаций, 21 550 местных религиозных организаций, 169 духовных образовательных учреждений, 414 монастырей, 279 других религиозных учреждений), принадлежащих к 68 религиозным течениям. Кроме того, значительное число религиозных групп осуществляет свою деятельность без государственной регистрации, не получая статуса юридического лица.

     Такое многообразие конфессионального пространства нашей страны не является чем-то уникальным в мировой практике, а представляет собой объективно обусловленную  реальность. Оно складывалось в результате исторически длительного и сложного процесса, под воздействием различных  факторов экономического, политического, национального и военного характера. Это продолжавшееся веками географическое расширение нашей страны, включение в ее состав новых территорий с населявшими их народами, исповедавшими свои религии и культы. Это и развитие экономических связей России с зарубежными странами, культурный обмен, миссионерство, собственные духовные поиски россиян и т.п.

     В целом современная религиозная  картина характеризуется двумя  тенденциями: возрождением и возрастающим влиянием традиционных конфессий и развитием новых религиозных движений.

     Самая крупная и влиятельная конфессия – Русская Православная Церковь (Московский патриархат) – имеет 12 586 зарегистрированных приходов, монастырей, миссий и учреждений.

     Другим  крупнейшим направлением христианства в нашей стране является протестантизм, представляющий собой совокупность многочисленных самостоятельных церквей, связанных происхождением с Реформацией. Сюда относятся лютеране, евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, адвентисты, пресвитериане и другие деноминации, имеющие около 4 750 зарегистрированных общин. Общее количество членов протестантских конфессий составляет до полутора миллионов человек.

     Третье  место по количеству зарегистрированных в России общин занимает ислам (второе после православия по числу верующих). Мусульманское сообщество имеет 3 815 зарегистрированных организаций. Однако еще большее количество исламских общин существует без государственной регистрации.

     Старообрядческие, иудейские, католические и буддийские объединения насчитывают соответственно 283, 286, 240 и 200 зарегистрированных организаций. Имеются и религиозные организации с незначительным количеством последователей, исчисляемые одним-двумя приходами. Это духоборы, толстовцы, копты, квакеры, сикхи, караимы другие.

     По  данным всероссийского опроса, проведенного в апреле 2009 года, к последователям православия себя относят 73% россиян, ислама – 6%, к другим конфессиям – менее 1%. Ещё 3% считают себя верующими, но к какой-либо конкретной конфессии не принадлежат; 7% колеблются между верой и неверием, и 10% причисляют себя к неверующим.

     Поликонфессиональный  характер Российской Федерации, безусловно, накладывает свой отпечаток на содержание государственно-конфессиональных отношений и практику реализации законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях.

     В современном обществе свобода совести  и свобода вероисповедания представляется одной из глобальных проблем теоретического и отраслевого правоведения, которая  активно дискутируется в современной  российской и зарубежной науке. Актуальность проблемы обуславливается недостаточной и противоречивой научно-теоретической разработанностью, доминированием устаревших подходов к проблеме реализации свободы совести и свободы вероисповедания, а также отсутствием выработанного понятийного аппарата.

     В настоящее время в России, являющейся многоконфессиональной и многонациональной страной, и во всем мире ситуация в области свободы совести и свободы вероисповедания характеризуется как кризисная, выход из которой необходим, так как право на свободу совести и вероисповедания является одним из базисных прав человека и гражданина, а его обеспечение играет решающую роль в вопросе прав человека в целом. Пренебрежение указанным правом превращает в фикцию такие понятия, как «правовое государство» и «гражданское общество».

 

      Глава 1. Нормативно-правовые акты о свободе совести и вероисповедания в России 

      1.1 Конституция, как основной источник закрепления права на свободу совести и вероисповедания в России 

     Правоотношения  в области реализации религиозных  прав и свобод регулируются нормативными правовыми актами, принадлежащими к  различным отраслям права. В состав правовых актов о свободе совести  и о религиозных объединениях входят Конституция Российской Федерации, международные акты и международные  договоры Российской Федерации, федеральные  законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства  Российской Федерации, постановления  палат Федерального Собрания Российской Федерации, нормативные акты министерств  и ведомств. Правовые акты и нормы, составляющие данную отрасль законодательства, взаимосвязаны, имеют иерархию и  пределы регулирования. В этой иерархии особая роль принадлежит Конституции  Российской Федерации, которая обладает высшей юридической силой, имеет  прямое действие и применяется на всей территории России. Конституция  регулирует наиболее принципиальные вопросы  реализации свободы совести. К числу  таких вопросов относятся:

  • в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (ст.13);
  • Российская Федерация — светское государство (ст.14);
  • никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.14);
  • религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14);
  • государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (ст.19);
  • каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28);
  • не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства (ст.29);
  • никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст.30);
  • гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ст.59).1

     Конституция 1993 г. предусматривает, что каждому гарантируется «свобода совести, свобода вероисповедания». Таким образом, на конституционном уровне теперь свобода совести, хотя и связывается со свободой вероисповедания, тем не менее, не отождествляется с ней, как это было ранее. В чем же дело? Очевидно, в том, что их в принципе стали считать близкими, но самостоятельными понятиями. Свобода совести имеет как бы два аспекта.2 Один – это свобода морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т.д.). Отсюда, кстати, распространенные представления о порядочности, совестливости человека. Есть некий идеал, эталон, с которым можно соизмерять каждую личность. Другой аспект свободы совести – это как раз и есть внутренняя (духовная) возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему. Свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существование такого идеала не в виде кого-то из окружающих, а в виде необычного (божественного) существа, не только самого честного, справедливого, гуманного, но и думающего о нравственной чистоте каждого из нас, помогающего нам выбрать истинный путь, удерживающего от плохих поступков, настраивающего на помощь ближнему. Поскольку подобному существу принадлежат все самые лучшие качества – это сближает, а то и идентифицирует свободу вероисповедания со свободой совести.

     Одной из важнейших составляющих российского  законодательства в области свободы  совести и вероисповедания являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ч.4 ст.15). Данное положение включено в Конституцию впервые в истории России. Тем самым открывается возможность прямого действия и применения актов международного права, таких, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений и т.д.

     Положения Конституции РФ и норм международного права в области свободы совести  и вероисповедания получили развитие во многих нормативных правовых актах. 

     1.2 Федеральный Закон «О свободе совести о религиозных объединениях» 

     К числу важнейших базовых законов  в области свободы совести  и вероисповедания относится федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», вступивший в силу 1 октября 1997 г. Рождался он непросто, вызывая активные дискуссии внутри страны и за рубежом (даже в парламентах отдельных государств). В отличие от других законов, где преамбулы (т.е. вступительные тексты), как правило, не имеют самостоятельного значения и объясняют цели акта, в названном Законе уже преамбула имеет важное политическое и конституционно-правовое звучание. Приведем ее полностью: «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон».3

     В преамбуле Закона следует особо  отметить два фактора. Один заключается  в том, что признается особая роль православия в истории России. Это связано, надо полагать, с тем, что православие является религией основной государство образующей нации и оно всегда участвовало в укреплении Российского государства. Федеральное Собрание вместе с тем засвидетельствовало свое уважение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и иным религиям, распространенным у других народов России. Это не «ранжирование» религий, а именно учет степени их распространенности в Российской Федерации. Отсюда и второй фактор: содержание Закона свидетельствует о том, что никаких юридических преимуществ названные религии не имеют ни друг перед другом, ни перед иными религиями (верованиями).

     Вместе  с тем необходимо указать на то, что Федеральный закон 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» не проводит каких-либо различий между свободой совести и свободой вероисповедания, по тексту акта они используются совместно в виде обобщенного понятия. Причем надо отметить, что в Законе предусмотрено одно право личности, охватывающее обе данные свободы. Ст. 3 именуется «право на свободу совести и свободу вероисповедания». Из анализа ст. 28 Конституции и ст. 3 Закона следует, что к содержанию данного права и соответствующих свобод нужен многоаспектный подход.4

     Во-первых, по возможностям человека. Норма Конституции  и повторяющая ее (но с некоторыми новациями) статья Закона говорят о  том, что у личности есть право: исповедовать индивидуально или совместно  с другими любую религию или  не исповедовать никакой; свободно выбирать и менять (это слово добавлено  в Законе), иметь и распространять религиозные и иные убеждения  и действовать в соответствии с ними. Представляется существенным положение, записанное в ч. 3 ст. 2 Закона: ничто в законодательстве о свободе  совести, свободе вероисповедания  и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести  и свободу вероисповедания, гарантированных  Конституцией РФ или вытекающих из международных договоров РФ.

     Закон устанавливает (ч. 2 ст. 3), что право  человека и гражданина на свободу  совести и свободу вероисповедания  может быть ограничено федеральным  законом только в той мере, в  какой это требуется в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и  безопасности государства.

Информация о работе Свобода совести в России