Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 12:00, курсовая работа
Экономическая безопасность государства. Роль таможенных органов в ее обеспечении. Характеристика таможенных преступлений. Теоретические и практические основы применения уголовного законодательства.
Вторая точка зрения предпочтительнее, поскольку она связывает уклонение от уплаты различных платежей (пошлин, налогов, сборов и т.д.) исключительно с таможенной деятельностью, и в частности, с перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
В соответствии с ТК РФ к числу таможенных платежей относятся:
- таможенные налоги: таможенная пошлина23, налог на добавленную стоимость24, акцизы25;
- таможенные сборы: за таможенное оформление, за хранение товаров, за таможенное сопровождение товаров, за выдачу лицензий и возобновление действия лицензий, за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
- другие таможенные платежи: за информирование и консультирование, за принятие предварительного решения, за участие в таможенных аукционах.
Перечисленные выше, неуплаченные таможенные платежи признаются предметом преступления, если их сумма превышает одну тысячу МРоТ.
Конкретные размеры (ставки), а также порядок начисления каждого из названных видов таможенных платежей определяется законом РФ «О таможенном тарифе», Таможенным кодексом РФ и другими нормативными актами.
Статьей 194 действующего УК РФ установлена дифференцированная ответственность:
- за уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере (ч.1 ст.194);
- за то же деяние, совершенное неоднократно (ч.2 ст. 194).
Объектом данного преступления признается установленный порядок взимания налогов как составной части финансовой системы.
Предметом преступления являются таможенные платежи, которые взимаются в установленном порядке при перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу РФ, и в иных случаях, предусмотренных Таможенным Кодексом РФ.
Объективная сторона преступления выражается как в действиях, направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей, так и в бездействии - неуплате платежей в установленные сроки. Поскольку диспозиция ст.194 бланкетная, то для уяснения конкретных способов осуществления преступления необходимо обратиться к статьям Таможенного кодекса, в которых содержится их описание.
Такие действия могут быть совершены следующими способами:
Заявлением в таможенной декларации или иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений: о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, их цене; иных сведениях, дающих основания для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размеров.
Предоставление таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения о произведенной оплате либо об обеспечении уплаты таможенных платежей.
Отзывом плательщиком платежных документов по перечислению банком денежных средств на счета таможенных органов.
Сокрытием плательщиком счетов в банках и других кредитных учреждениях, на которых имеются средства, необходимые для уплаты таможенных платежей, и т.п.
Неуплата таможенных платежей по независящим от воли плательщика обстоятельствам, лишившим его возможности внести таможенные платежи в установленные сроки, объективной стороны данного преступления не образует (например, по поддельной авизовке со счета были сняты все средства).
Для ответственности по ст. 194 УК РФ не имеет значения, от уплаты одного или нескольких видов таможенных платежей уклонилось лицо. Важно, однако, чтобы сумма неуплаченных таможенных платежей в обоих случаях отвечала критерию крупного размера, что соответствует критерию превышения одной тысячи МРоТ. Если же эта сумма образуется в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, то для уголовной ответственности необходимо доказать, что неуплата этих видов платежей охватывалась единым умыслом виновного.
Момент окончания рассматриваемого преступления обусловлен характером деяния, направленного на уклонение от уплаты таможенных платежей, и способом его осуществления. В зависимости от этого преступление признается оконченным либо с момента истечения срока, отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, либо с момента фактического пользования и распоряжения товаром в иных целях, чем те, в отношении которых были предоставлены льготы по таможенным платежам, либо с момента принятия таможенным органом решения об отсрочке, рассрочке либо освобождении от уплаты таможенных платежей в полном объеме или частично, а равно, о возврате уплаченных таможенных платежей, основанного на предоставлении ему плательщиком недостоверных сведений, документов, содержащих недостоверные сведения, либо после совершения им других незаконных действий по уклонению от уплаты таможенных платежей.
Субъектом данного преступления может быть достигшее 16-летнего возраста, вменяемое частное либо должностное лицо, перемещающее, декларирующее, представляющее и предъявляющее для таможенного оформления товары или иные предметы от своего имени либо представляющее интересы других лиц. В соответствии с ТК РФ к числу субъектов данного преступления могут быть отнесены: декларант, брокер, специалисты по таможенному оформлению, владелец таможенного склада или склада временного хранения, магазина беспошлинной торговли либо руководители юридических лиц.
Лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные (без уплаты установленных таможенных платежей) товары и транспортные средства, если им было известно об этом в момент приобретения, подлежат ответственности за соучастие в данном преступлении.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной формой вины: лицо осознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере и желает этого, то есть направляет свои усилия на осуществление осознанного им общественного опасного деяния.
Неуплата таможенных платежей в установленные сроки по неосторожности, преступления не образует, но влечет административную ответственность за нарушение таможенных правил. Такая же ответственность наступает и в случае умышленного уклонения от уплаты таможенных платежей не в крупном размере.
Установлена ответственность за квалифицированный вид уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере, если оно совершено неоднократно. Неоднократность, имеет место, во-первых, если каждый из вменяемых субъекту эпизодов уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере представляет самостоятельное преступление, не охватываемое единым умыслом, и, во-вторых, если за ранее совершенное преступление лицо не было в установленном порядке освобождено от уголовной ответственности либо судимость за ранее совершенное им преступление не была погашена или снята.
Уклонение от уплаты таможенных платежей наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот МРоТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.
За неоднократное совершение данного преступления размер штрафа может составлять от семисот до одной тысячи МРоТ или заработка или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, а также альтернативно предусмотрен арест на срок до шести месяцев либо лишение свободы на срок до двух лет.
. Заключение.
В данной работе предпринята попытка с современных позиций юридической науки осуществить подробное исследование сущности преступлений, посягающих на общественные отношения и экономическую безопасность страны, складывающиеся в процессе осуществления внешнеэкономических связей с другими государствами, а также проанализировать концепцию учения о составах исследуемых преступлений.
Складывающаяся экономическая обстановка в России показала, что успешная реализация уголовно-правовой защиты экономических, политических, культурных отношений возможна только при условии научно разработанной, четко выверенной и исходящей из существующих реалий уголовной политики, отражающей как ближайшую, так и более отдаленную перспективу.
Уголовная политика в сфере борьбы с таможенными преступлениями призвана определять не только основные направления, цели и средства борьбы с противоправными посягательствами, но и ее формы и методы, роль и место органов, занимающихся правоприменительной практикой.
Борьба с преступлениями, совершаемыми в таможенной сфере, с учетом их большой общественной опасности, должна вестись всеми предусмотренными законом средствами и, разумеется, только в рамках закона.
В работе показано, что таможенное регулирование, применяемое с целью обеспечения экономической безопасности, включает в себя целый комплекс правовых, организационных и иных мероприятий, применяемых с целью обеспечения защиты экономических интересов государства, оптимизации процессов развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений.
Подробно охарактеризованы и классифицированы по видам таможенные преступления с точки зрения современного уголовного и таможенного законодательства РФ с применением практики.
Проведенное исследование в данной курсовой работе позволяет сделать вывод о необходимости научной доработки понятий и содержаний таможенных преступлений, вновь введенных в Уголовный Кодекс РФ, так как недостаточно четкая формулировка их составов в практике правоохранительных органов нередко приводит к ошибкам при квалификации преступлений и назначении наказаний. Более того, несоразмерность тяжести содеянного и привлечение к уголовной ответственности лиц, в действиях которых отсутствует состав преступления - грубо нарушает конституционные права граждан, наносит ущерб престижу государства, являющегося гарантом соблюдения законности.
|