Уголовная ответственность несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение коллизий в праве, их понятие причины их возникновения, развития, виды, а также способы устранения.

Содержание

Введение
1. Общие положения о коллизиях в праве
1.1 Понятие юридических коллизий
1.2 Виды юридических коллизий
2. Коллизии в правовой системе
2.1 От противоречий - к юридической гармонизации
2.2 Обеспечение верховенства Конституции
3. Способы преодоления юридических коллизий
3.1 Способы разрешения юридических коллизий
3.2 Управленческие процедуры разрешения споров
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

 

Правоприменительная практика ориентируется  на соблюдение установленных соотношений  между законодательными актами. Довольно часто в последние годы данное явление наблюдается в отношении  доминирующей роли ГК РФ. Достаточно сослаться на постановление Конституционного Суда РФ10 от 23 февраля 1999 г. по делу о проверке конституционности части второй ст. 29 ФЗ от 3 февраля 1996 г. "О банках и банковской деятельности" в связи с жалобами граждан. Речь шла о допустимости действий банков в одностороннем порядке снижать размер процента по вкладу на основе части второй ст. 29 названного федерального закона. Между тем ГК РФ не допускает к разрыву правопреемственности. Не лучше ли точно определять, какой правовой акт и в какой части сохраняет юридическую силу? Действует также правило о том, что специальные предписания имеют приоритет перед общими предписаниями. Но и оно должно быть более строгим по своему объему.

 

В законодательстве отражено правило  о приоритете норм специального отраслевого законодательства в отношении регулирования смежных отношений. Так, глава 17 ГК РФ о праве собственности и других вещных правах на землю вводятся в действие со дня введения в действие принятого Государственной Думой Земельного кодекса. Неясно, правда, как быть с нормами действующего ГК РСФСР.

 

Сходные правила содержатся в Семейном кодексе РФ11. Семейное законодательство, как известно, относится к предметам  совместного ведения Федерации  и ее субъектов (п. "и" ст. 72 Конституции  РФ). Поэтому в ст. 3 СК РФ установлено: нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Федерации, должны соответствовать указанному кодексу (п. 2 ст. 3). То же относится к федеральным законам, действующим в данной сфере.

 

Весьма важной линией зависимостей правовых актов является соотношение закона и подзаконного акта. Оно выступает как определяющий фактор в формировании и развитии всего правового массива. Причем верховенство закона признано в качестве главного проявления принципа верховенства права. Конституционное закрепление приоритета закона среди других правовых актов позволяет характеризовать последние как подзаконные, создаваемые на основе и во исполнение закона.

 

Юридические приоритеты должны быть обеспечены и неуклонно действовать. Пока их практическое использование не вполне эффективно. Нередки случаи игнорирования или отступлений от юридических приоритетов как на стадии подготовки и принятия, так и реализации юридических приоритетов. Допускается их упрощенное или неправильное толкование. Между тем юридические приоритеты способствуют гармонизации правовой системы и устойчивым связям актов и норм между собой.

 

Для достижения данной цели необходимо:

 

а) глубже освоить значение юридических  приоритетов,

 

б) полно и точно закреплять их в законодательстве,

 

в) шире использовать юридические  приоритеты в процессе толкования и  реализации норм,

 

г) применять меры конституционной  и иной ответственности за отступления  от юридических приоритетов,

 

д) чаще акцентировать внимание Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, иных судов на обеспечении юридических приоритетов в их решениях.

 

Рассмотрим теперь коллизионные нормы, предназначенные специально для  преодоления возможного столкновения норм, когда для регулирования тех или иных отношений требуется выбрать его форму из разных, но смежных правовых систем.

 

Главное заключается в том, каков  принцип выбора правовых норм, подлежащих применению, сочетаемый с использованием "указанных" им материальных и  процессуальных норм. Выбор может быть обязательным, когда он предопределен заранее в законе, и договорным, по усмотрению сторон.

 

Объектом регулирования более  специальных коллизионных норм являются преимущественно нормы разных правовых систем, как внутри федеративного  государства, так и вне его. Ведь иностранное и международное право представляют собой сложно организованные системы со своими принципами. Соприкосновение правовых систем и их составных частей в регулировании общих или смежных отношений и в обеспечении согласованных интересов сопровождается "встречами", "переплетением", "столкновением" разных норм. И здесь помогают коллизионные нормы, содержащие принципы рассмотрения спорных правовых ситуаций и критерии выбора норм для их регулирования. Достигаемые с их помощью решения дают эффект.

 

Правда, в юридической литературе им не очень повезло, и в книгах по теории права коллизионные нормы  часто не выделяются12. Лишь в немногих трудах их анализируют как способ дополнительного обеспечения выполнения материальных норм. Коллизионные нормы классифицируют следующим образом для преодоления противоречий между разновременно действующими нормами, между общими и специальными нормами, как пространственные, иерархические, содержательные.

 

Коллизионные нормы специфичны по структуре и содержат либо юридические приоритеты, либо запреты, либо критерии правового выбора, сочетаемые с процессуальными нормами. Коллизионные нормы в этом смысле могут быть "чистыми" и "смешанными", и получать выражение в конституциях, законах, иных актах внутреннего права, а также в международных актах и договорах. Обнаруживаются их связи между собой, когда удлиняется радиус споров, когда совмещаются процедуры их разрешения, когда соблюдение публичного порядка служит исходной базой.

 

Во внутреннем праве коллизионные нормы выстраиваются в разных рядах. Основу их различения следует искать в характере и способах регулирования коллизионных ситуаций, преодоления разногласий и разрешения споров. Причем общие средства, закрепленные в конституционном законодательстве, сочетаются со специфическими средствами, присущими разным отраслям права. Поэтому коллизионные нормы можно классифицировать следующим образом:

 

а) нормы-доминанты, выражающие юридический  приоритет в случае "столкновения" разных норм (таковы, например, нормы, содержащиеся в п. 5 ст. 3 ГК РФ);

 

б) нормы-запреты и ограничения, когда с их помощью предотвращаются  коллизионные ситуации;

 

в) нормативно установленные процедуры  преодоления разногласий и разрешения споров;

 

г) нормы-санкции, применяемые в  случае нарушений названных норм.

 

Но при этом конституционный  порядок служит как исходной базой, так и целью применения коллизионных норм. Ведь речь идет о мини-правовых массивах внутри общей правовой системы  страны.

 

Важно при этом отметить, что перечисленные  коллизионные нормы имеют отношение преимущественно к противоречиям норм двух уровней правовой системы (федерального и регионального), либо к построению и динамике отрасли законодательства, как внутри ее, так и вовне, в соотношении с нормами других отраслей. Именно выделяемые структурно оформленные правовые массивы подчиняются как собственной правовой логике соотносимости составных частей, так и общим принципам иерархичности норм, актов, институтов, подотраслей и отраслей.

 

Коллизионные нормы применяются  при одновременном действии федерального и регионального права. Здесь ключевыми являются нормы, содержащиеся в пп. 5 и 6 ст. 76 Конституции РФ. Во-первых, установлено предостережение - акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с пп. 1 и 2 ст. 76; во-вторых, основанием для выбора доминирующей нормы является противоречие между федеральными и региональными актами; в-третьих, введен принцип "рокировки", когда тот или иной акт действует в сфере предметов ведения Федерации или ее субъекта.

 

Коллизионные нормы применяются  для обеспечения приоритетного  действия базовых законов. Как уже  отмечалось, такой порядок способствует консолидации отраслевого законодательства и предотвращению юридических противоречий внутри него и вовне. Здесь эти нормы служат императивом для норм законов и правовых актов данной отрасли. Нарушение "долженствования" означает отступление от презумпции приоритета норм базовых законов и служит основанием для признания соответствующих нарушений законности.

 

В случае нарушений соотношения  федеральных и региональных актов  действует защитный механизм. Предостережение, запрет и презумпция ничтожности "актов-нарушителей", означают, что такие акты не должны исполняться, применяться или реализовываться  иным способом. В случае отказа обращение в Конституционный Суд может привести к его решению, подтверждающему ничтожность "акта-нарушителя". Он признается недействительным, равно как и все основанные на нем правоприменительные решения. Такой вывод можно сделать из оценки прерогатив Конституционного Суда.

 

Немалая часть коллизионных норм посвящена  предотвращению и разрешению противоречий между ранее и позднее принятыми  законодательными и иными актами. Тем самым обеспечивается та степень  правопреемственности в регулируемой сфере отношений, которая способствует непрерывности государственного и правового развития и устойчивости статуса граждан и юридических лиц. Здесь требуются полный обзор актов и точная оценка того, какие из них действуют, в каком объеме и какой продолжительности. Недооценка подобных коллизионных норм или их нечеткость порождают сложности в практике правоприменения. С этим можно было столкнуться и при оценке объема действия правовых актов бывшего Союза ССР, и при вступлении в действие новых кодексов, и в других ситуациях.

 

Поэтому столь оправдана связь  между п. 3 ст. 11 и п. 1 заключительных и переходных положений Конституции  РФ, когда признание Федеративного  и иных договоров ограничено критерием  их соответствия Конституции. В случае несоответствия действуют положения Конституции РФ. На практике возникает много разных толкований этих норм, когда данное условие исключается. А это ведет к нарушению конституционной законности.

 

И в процессе вступления в силу принятых законов - возникают противоречия. Поэтому оправдано выделить в интересующем нас плане следующие элементы:

 

а) срок введения в действие соответствующего закона;

 

б) утверждение перечня законов  и актов, признаваемых утратившими  силу. К сожалению, это бывает не всегда, что порождает юридические противоречия. Правоприменители мучаются в выборе "старых" или "новых" норм;

 

в) определение сроков введения в  действие отдельных положений закона, приостановления или преодоления  действия статей других законов, если в этом есть необходимость.

 

В "коллизионном поле" находится и вопрос об обратной силе закона. Известное правило получило значение правового принципа. Придание правовому акту обратной силы допускается лишь с оговоркой - акт не вводит и не усиливает юридическую ответственность за действия, которые на момент их совершения не влекли указанной ответственности или предусматривали более мягкую ответственность.

 

К коллизионным нормам относятся и  процедурные нормы, касающиеся порядка  разрешения разногласий и споров. Чаще всего это судебные, управленческие и согласительные процедуры, применяемые последовательно с учетом динамики и степени остроты юридических коллизий. Подробнее о них будет рассказано ниже. Пока отметим их введение как соответствующими федеральными, так и региональными законами.

 

Критерий конституционности и законности служит первым "фильтром" на пути появления юридических противоречий. Так, в ходе подготовки к вступлению России в ВТО приходится пересматривать нормативные понятия, группы норм Таможенного и Налогового кодексов; готовить новые законы. Международные стандарты ведут к корректировке национальных норм во избежание последующих коллизий.

 

И все же в процессе "соприкосновения" национального и международного права возникают юридические  коллизии. Перечислим некоторые из них:

 

а) несоблюдение общепринятых принципов международного права, например, положений главы 7 Устава ООН, как международными структурами, так и государствами;

 

б) отказ реально привести национальное законодательство в соответствие с  международными стандартами;

 

в) невыполнение актов межгосударственных объединений;

 

г) принятие национальных актов вопреки  нормам международного права;

 

д) ошибочное толкование международно-правовых актов;

 

е) игнорирование критерия конституционности.

 

Отметим, что согласно Венской конвенции о праве международных договоров их участники не могут ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения ими договоров. К тому же в нашей стране действует конституционная норма о применении правил международного договора в случае расхождения их с правилами, установленными законом. На практике возникают в связи с этим сложные вопросы - всегда ли удачно международные нормы "переплавляются" в нормы национального права, проведена ли корректировка последних, кто и как устанавливает "момент" юридической коллизии, каким образом можно их устранять, готовы ли суды к таким спорам?

 

Еще более сложные вопросы возникают  в случае противоречий между национальными  нормами и нормами актов межгосударственных объединений (ст. 79 Конституции РФ). Последние обладают более жесткими структурными способами действия. Опыт "двойки", "пятерки", "десятки" в Содружестве, как и Европейского союза, в этом полностью убеждает.

 

Мировое сообщество строит свои отношения  на основе сотрудничества. В Уставе ООН закреплены такие принципы, как суверенное равенство всех ее членов, добросовестное выполнение ими принятых на себя по Уставу обязательств, разрешение международных споров мирными средствами. Глава VI Устава ООН посвящена мирному разрешению споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям.

Информация о работе Уголовная ответственность несовершеннолетних