- экологический правопорядок в целом. Объектом таких посягательств являются общественные отношения по поводу окружающей среды как интегрированного объекта правового регулирования использования и охраны. По Уголовному кодексу к данному виду преступлений относятся составы, сформулированные в статьях 215, 237, 247-249, 259, 262, 358;
- порядок использования и охраны отдельных природных ресурсов. Это – преступления, предусмотренные ст.245, 250-258, 260-261 УК РФ.
Заметим, что диспозиции
всех статей об ответственности за
специальные экологические преступления
являются бланкетными и отсылают
к различного рода законам и подзаконным
нормативным актам, в которых
сформулированы требования экологической
безопасности. В зависимости от последствий
экологическое законодательство предусматривает
три категории преступлений:нарушение;нарушение,
повлекшее значительный ущерб, нарушение,повлекшее
смерть человека.Смерть человека вследствие
экологического преступления оценивается
законом как неосторожность. С точки зрения
санкций, установленных за специальные
экологические преступления,их можно
отнести к менее тяжким преступлениям.Только
по двум составам может быть применено
наказание в виде лишения свободы на срок
до восьми лет:за нарушение правил обращения
экологически опасных веществ и отходов,
повлекшее по неосторожности смерть человека
или массовое заболевание людей, и за уничтожение
или повреждение лесов либо насаждений,не
входящих в лесной фонд,путем поджога,иным
общеопасным способом или в результате
загрязнения вредными веществами,отходами,
выбросами,отбросами(ст.247, 261 УК РФ). Смежными
составами преступлений в области природопользования
и охраны окружающей среды следует считать
те из них, которые выполняют экологические
функции лишь при определенных обстоятельствах
объективного порядка: отказ в предоставлении
гражданину информации(ст.140); регистрация
незаконных следок с землей(ст.170); терроризм(ст.205);
нарушение правил безопасности при ведении
горных, строительных или иных работ(ст.216);
нарушение правил безопасности на взрывоопасных
объектах (ст.217);нарушение правил учета,хранения,
перевозки и использования взрывчатых,легковоспламеняющихся
веществ и пиротехнических изделий (ст.218);нарушение
правил пожарной безопасности(ст.219); незаконное
обращение с радиоактивными материалами(ст.220);
хищение либо вымогательство радиоактивных
материалов(ст.221); незаконный оборот сильнодействующих
или ядовитых веществ в целях сбыта (ст.234);
нарушение санитарно-эпидемиологических
правил (ст.236);нарушение правил безопасности
при строительстве,эксплуатации или ремонте
магистральных трубопроводов(ст.269); планирование,подготовка,развязывание
или ведение агрессивной войны (ст.353);производство
или распространение оружия массового
поражения(ст.355); применение запрещенных
средств и методов ведения войны(ст.356).
Эти составы приобретают экологическое
значение лишь тогда, когда в результате
совершаемых противоправных действий
нарушаются правила природопользования
и причиняется вред окружающей среде.
Некоторые составы, не являясь по своей
природе экологическими,при определенных
обстоятельствах также могут быть использованы
в целях охраны окружающей среды. К дополнительным
следует отнести ряд преступлений против
государственной власти, интересов государственной
службы и службы в органах местного самоуправления:
злоупотребление должностными полномочиями(ст.285);
превышение должностных полномочий(ст.286);
служебный подлог (ст.292);халатность(ст.293).
Предусмотренные этими статьями преступления
могут применяться напрямую к тем должностным
лицам, которые своими действиями или
бездействием способствовали причинению
вреда окружающей среде. При рассмотрении
уголовных дел,возникших в связи с нарушением
экологического законодательства,следует
иметь в виду руководящие разъяснения,сформулированные
в Постановлении Пленума Верховного Суда
РФ «О практике применения судами законодательства
об ответственности за экологические
правонарушения».13В частности,необходимо
отграничивать экологические преступления
от экологических проступков.В случае
возникновения трудностей в разграничении
уголовно наказуемых деяний от административных
проступков особое внимание следует уделять
выяснению всех обстоятельств,характеризующих
состав экологического правонарушения,последствий
противоправного деяния, размера нанесенного
вреда и причиненного ущерба (п.13). Преступления,
предусмотренные ст.256 (незаконная добыча
животных и растений),ст.258 (незаконная
охота), считаются оконченными с момента
начала добычи, выслеживания,преследования,ловли
независимо от того, были ли фактически
добыты водные животные и растения, рыба
или иные животные Преступления, связанные
с причинением крупного ущерба,образуют
оконченный состав лишь при наличии реального
ущерба (п.17Постановления). Следует
отметить, что «в Уголовном кодексе расширяются
и дифференцируются параметры уголовно-правовой
ответственности за экологические преступления,в
том числе преступления,связанные с опасными
для общества и окружающей среды вредными
воздействиями на различные объекты экологической
системы – землю,атмосферу,воды, животный
и растительный мир, безопасность человека.
Закрепление в уголовной законе положения
об обязанности должностных лиц соответствующих
государственных органов своевременно
обеспечивать граждан необходимой экологической
информацией,особенно в сфере безопасности
человека, является исключительно важным
с точки зрения предотвращения вредных
для граждан последствий,а также расширения
возможности предъявлять к государственным
органам требования о возмещении причиненного
гражданам вреда экологическими преступлениями».14
- УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Уголовным кодексом РФ предусматриваются
за совершение экологических преступлений(как
в главе«Экологические преступления»,так
и в других главах) различные виды
наказаний:от штрафа до лишения свободы.Ответственность
за экологические преступления разнообразна
и использует почти всю палитру
возможных видов уголовного наказания.
За совершение экологических
преступлений УК РФ предусматривает
следующие виды наказаний:
- штраф, то есть «денежное взыскание,
назначаемое в пределах, предусмотренных
УК РФ, в размере, соответствующем определенному
количеству минимальных размеров оплаты
труда, установленных законодательством
Российской Федерации на момент назначения
наказания, либо в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за
определенный период».15
Наказание в виде штрафа предусмотрено
почти за все экологические преступления.Его
размер зависит от характера совершенного
преступления. Минимальный размер штрафа–
200 минимальных размеров оплаты труда,
максимальный– до 700 минимальных размеров
оплаты труда.
- лишение права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью.«Данный
вид наказания используется в
виде основного или дополнительного
в тех случаях,когда совершение
преступления связано с должностным
положением осужденного либо
характером его профессиональной
деятельности».16Такое наказание
предусмотрено за многие экологические
преступления.Иногда установлен и срок
действия данного наказания.
-обязательные работы, которые
заключаются в выполнении осужденным
в свободное от основной работы
или учебы время бесплатных
общественно полезных работ,вид
которых определяется органами
местного самоуправления.Они устанавливаются
на срок от 60 до240 часов и отбываются
не свыше 4-х часов в день.
Данный вид наказания установлен,в
частности,за незаконную порубку
деревьев и кустарников.
-исправительные работы.
Отбываются по месту работы
осужденного,при этом из его
заработка производятся удержания
в доход государства в размере,установленном
приговором суда, в пределах от
5 до 20%. Такое наказание установлено,к
примеру, за нарушение ветеринарных
правил и правил,установленных
для борьбы с болезнями и
вредителями растений (до1 года); за
загрязнение атмосферы (до2 лет);
за порчу земли (до 2 лет);за
нарушение режима особо охраняемых
природных территорий и природных
объектов (до2 лет).
-ограничение свободы.
Оно заключается в содержании
осужденного,достигшего к моменту
вынесения судом приговора восемнадцатилетнего
возраста, в специальном учреждении
без изоляции от общества в
условиях осуществления за ним
надзора.Такое наказание предусмотрено
за порчу земли(до 3 лет); уничтожение
критических местообитаний для
организмов,занесенных в Красную
книгу Российской Федерации (до3
лет).
- арест. Он заключается в содержании
осужденного в условиях строгой изоляции
от общества. Предусматривается за загрязнение
вод (до 3 месяцев);за загрязнение морской
воды(до 4 месяцев).
- лишение свободы на
определенный срок. Данный вид
наказания предусматривается за
многие преступления,в том числе
за нарушение правил охраны
окружающей среды при производстве
работ (до 5 лет);за нарушение правил
обращения экологически опасных
веществ и отходов (от3 до 8 лет);
за нарушение правил безопасности
при обращении с микробиологическими
либо другими биологическими
агентами или токсинами (от2 до
5 лет); за загрязнение вод (до 5
лет); за загрязнение атмосферы
(до3 лет); за порчу земли (до 3 лет);за
уничтожение критических местообитаний
для организмов,занесенных в Красную
книгу Российской Федерации (до3
лет); за уничтожение или повреждение
лесов (до 8 лет).Наиболее строгая
уголовная ответственность предусмотрена
за экоцид, то есть массовое
уничтожение растительного и
животного мира, отравление атмосферы
или водных ресурсов,а также
совершение иных действий,способных
вызвать экологическую катастрофу.Данное
преступление наказывается лишением
свободы на срок от 12 до20 лет. Применение
уголовной наказания характеризуется
особыми уголовно-процессуальными процедурами-
дознание,предварительное следствие,судебное
разбирательство уголовного дела. Субъектами
уголовного наказания за экологические
преступления могут быть только физические
лица, достигшие16-летнего возраста. «Уголовное
наказание применяется только судом за
совершение преступления и объявляется
в тех случаях,когда другие,более мягкие
меры наказания представляются недостаточными,нерезультативными,а
исправление и перевоспитание нарушителей
природоохранного законодательства предполагает
применение более строгих уголовных санкций».17
«Уголовный кодекс РФ значительно усилил
ответственность за преступления против
окружающей среды: норм о ней стало почти
в три раза больше,увеличилась и максимальная
планка наказаний,что свидетельствует
об изменении взглядов на степень общественной
опасности вторжения человека в окружающую
среду, о критической оценке современного
состояния окружающей среды, когда необходима
реализация всего комплекса мер, направленных
на ее спасение,иначе может оказаться
поздно».18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотел бы отметить,что
не смотря на ранее сказанное, обращают
на себя внимание незначительные цифры
привлечения к уголовной ответственности.
Причина этого кроется не только в недостатках
правоохранительных органов, но и гораздо
глубже.
По мнению большинства
криминологов,декриминализация некоторых
экологических преступлений может
способствовать усилению борьбы с ними,
так как создает условия для
быстрой и неотвратимой ответственности
за них. Исправительно-трудовая практика
свидетельствует,что ужесточение
наказания само по себе, не поддержанное
комплексом социальных мер, отнюдь не
снижает преступности.Более того,необоснованное
усиление наказаний,равно как и
неоправданное их смягчение, может
снизить их эффективность.
«Экологические проблемы,
тесно связанные с экономическими,трудно
решить с помощью лишь уголовной
репрессии: вековой опыт показывает, что
ключ к их решению лежит в плоскости концептуального,политического,
воспитательного, нравственного характера,
а уже потом -юридического, уголовного.
Установление в законе и применение на
практике уголовной ответственности способствует
их предупреждению, когда иные, более мягкие
меры воздействия оказываются недостаточными,нерезультативными».19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
- Уголовный кодекс Российской Федерации.
- Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник. – М.: НОРМА, 2000.
- Веденин Н.Н. Экологическое право: Учебник. – М.: Право и закон, 2000.
- Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. – М.: Юристъ, 1999. С. 475.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 2-е изд. / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. – М.: НОРМА, 1998.
- Плешаков А.М. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями. – М., 1994.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998г. №14 // Российская газета. 1998г. 24 ноября.
- Чубуков Г.В. Понятие и виды ответственности за нарушение экологического законодательства. / Актуальные проблемы теории права и государства и экологического права: Сб. научных статей. Вып. 1. / Под ред. А.И. Бобылева, Н.А. Духно. – М.: ЮИ МГУ путей сообщения, 2000.
- Экологическое право Российской Федерации. Курс лекций. / Под ред. Ю.Е. Винокурова. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1999.
- Экологическое право: Учебник. / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Гучков и др.; Под ред. В.В. Гучкова. – М.: Закон и право. 2000.
- Чубуков Г.В. Понятие и виды ответственности за нарушение экологического законодательства. / Актуальные проблемы теории права и государства и экологического права: Сб. научных статей. Вып. 1. / Под ред. А.И. Бобылева, Н.А. Духно. – М.: ЮИ МГУ путей сообщения, 2000. С. 19.
- Веденин Н.Н. Экологическое право: Учебник. – М.: Право и закон, 2000. С. 111.
- Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. – М.: Юристъ, 1999. С. 475.
- Экологическое право Российской Федерации. Курс лекций. / Под ред. Ю.Е. Винокурова. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. С. 238-239.
- Экологическое право: Учебник. / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Гучков и др.; Под ред. В.В. Гучкова. – М.: Закон и право. 2000. С. 201.
- Ст. 5 Уголовного кодекса Российской Федерации.
- Экологическое право: Учебник. / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Гучков и др.; Под ред. В.В. Гучкова. – М.: Закон и право. 2000. С. 214.
- Плешаков А.М. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями. – М., 1994. С. 5.
- Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. – М.: Юристъ, 1999. С.488.
- Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник. – М.: НОРМА, 2000. С.227.
- Экологическое право. Учебник. / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Гучков и др.; Под ред. В.В. Гучкова. – М.: Закон и право, 2000. С.217.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 2-е изд. / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. – М.: НОРМА, 1998. С. 556.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998г. №14. // РГ. 1998г. 24 ноября.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 2-е изд. / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. – М.: НОРМА, 1998. С.100.
- Экологическое право. Учебник. / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцеквский, В.В. Гучков и др.; Под ред. В.В. Гучкова. – М.: Закон и право, 2000. С. 217-128.
- Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник. – М.: НОРМА. 2000. С. 229.