Уголовное право Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 07:59, реферат

Описание

Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы[1].

Это предполагает и соответствующий уровень уголовно-правовой охраны названных интересов. Речь идет как об охране прав и свобод потерпевшего от преступных посягательств, так и об охране указанных ценностей лиц, совершивших такого рода посягательства. Последнее обстоятельство является важным по двум соображениям.

Содержание

Введение

1. Уголовный закон. Понятие, источники, действие

1.1 Понятие и источники уголовного закона

1.2 Действие закона во времени и пространстве

1.4 Принцип законности

2. Обратная сила уголовного закона

2.1 Понятие и действие обратной силы уголовного закона

2.2 Виды обратной силы уголовного закона

2.3. Признание нормы более мягкой по диспозиции и санкции

Заключение

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 35.76 Кб (Скачать документ)

На основе взаимности личной неприкосновенности и иммунитетом  пользуются сотрудники административно-технического персонала и проживающие вместе с ними члены семей, если они не являются гражданами данного государства. Причем таким правом они пользуются только в случае совершения ими преступных действий при исполнении служебных обязанностей.

Дипломатический иммунитет отнюдь не означает исключения преступности и наказуемости лиц, пользующихся таким правом. Закон устанавливает, что вопрос об уголовной ответственности  названных лиц разрешается дипломатическим  путем. В принципе исключается не преступность и наказуемость, а возможность  привлечения к уголовной ответственности  и рассмотрению уголовного дела по закону РК.

Статьей 8 УК урегулирован вопрос о выдаче лиц, совершивших  преступление. Законом закреплено, что не подлежит выдаче иностранному государству гражданин РК, совершивший  преступление на территории этого государства, если иное не предусмотрено международными договорами. Иностранцы и лица без  гражданства, совершившие преступления вне пределов РК и находящиеся  на территории РК, могут быть выданы иностранному государству для привлечения  к уголовной ответственности  или отбыванию наказания в  соответствии с международными договорами РК.

Принцип гражданства  состоит в том, что граждане Республики Казахстан, совершившие преступления за границей, подлежат ответственности  по законодательству республики, если совершенное ими деяние признано преступлением в том государстве, на территории которого оно было совершено, и если лица не были осуждены в другом государстве. При осуждении таких  лиц наказание не может превышать  верхнего предела санкции, предусмотренной  законом того государства, на территории которого было совершено преступление.

На тех же основаниях несут ответственность  и лица без гражданства.

Иностранцы, совершившие  преступление вне пределов Республики Казахстан, подлежат уголовной ответственности  по УК республики в следующих случаях:

а) если преступление направлено против интересов Республики Казахстан;

б) если они совершили  преступление, предусмотренное международным  договором.

Эти правила  применяются, если иностранные граждане не были осуждены в другом государстве  и привлекаются к уголовной ответственности  на территории Республики Казахстан. В  Уголовном кодексе Республики Казахстан  решается вопрос о влиянии судимости  и других уголовно-правовых последствий  совершения лицом преступления на территории другого государства.[5]

1.3 Принцип законности 

Призванный выступать  в качестве основного средства установления и обеспечения правопорядка во всех сферах правового регулирования, общеправовой принцип законности приобретает в уголовном праве специфическое, обусловленное предметом и методом данной отрасли содержание. Статья 9 УК РК выражает его законодательной формулой: преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Тем самым законодатель выделил суть, основное свойство уголовно-правового  принципа законности — требование неуклонного соблюдения императивного  правила nullum crimen, nulla poena sine lege (нет преступления, нет наказания без прямого указания на то закона).

Суть принципа законности сводится к тому, что  преступность и наказуемость деяния должны определяться только уголовным  законом. При этом согласно подпункту 10 пункта 4 статьи 77 Конституции применение уголовного закона по аналогии не допускается. В УК этот принцип закреплен в  части первой статьи 9. На практике реализация данного принципа должна вылиться в  полном отказе от попыток искусственной  криминализации деяний, не попадающих непосредственно под признаки конкретного  состава преступления, даже если эти  деяния и предоставляют определенную опасность для общества.[6]

Именно на основании  принципа законности решаются важнейшие  уголовно-правовые вопросы об источниках уголовного права и основании уголовной ответственности.

Преступность  деяния и все его уголовно-правовые последствия не могут быть определены помимо уголовного закона, причем закона, действовавшего во время совершения деяния. Именно такое традиционное понимание принципа обосновывает прямой запрет аналогии уголовного закона и определяет запрет на придание обратной силы законам, устанавливающим преступность (наказуемость) деяния.

Только известный  и вступивший в силу закон способен предопределять поведение человека и требовать ответственности  за неисполнение устанавливаемых норм: permissum veditur id omne, quod поп reperitur prohibition (каждый имеет право считать дозволенным то, что не запрещено законом); moneat lex, priusquam feriat (пусть закон предостерегает, прежде чем поражает)[7].

И если ранее  соображения о праве законодателя на придание обратной силы законам, устанавливающим  или усиливающим ответственность, являлись предметом споров, в которых  утилитарные доводы зачастую преобладали  над требованиями законности, то сегодня ст. 77, п. 5 Конституция РК, нормы которой обладают высшей юридической силой и прямым действием, гарантирует: «законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон»[8].

Обратная сила уголовного закона - есть принцип уголовного права, основанный на гуманизме как  философско-правовом явлении, представляющий собой совокупность требований, предъявляемых  обществом к государству при  осуществлении им правотворческой  и правоприменительной деятельности, направленных на обеспечение прав и  свобод человека и гражданина.

Отдельные исследователи, подчеркивая значение принципа обратной силы уголовного закона, отмечают, что  принцип обратной силы уголовного закона должен быть размещен в преамбуле  Уголовного кодекса.  

2. Обратная сила  уголовного закона   

2.1 Понятие и действие  обратной силы  уголовного закона 

Принцип гуманизма  отражается и в положениях об обратной силе закона. В ныне действующей Конституции Республики Казахстан в пункте 2 статьи 13 Конституции говорится о праве каждого на судебную защиту своих прав и свобод, а так же в совокупности с положениями раздела VII Основного Закона «Суды и правосудие» статьи 77 пункт 5 говорится, что «законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон»[9].

Таким образом, исключением из общего правила действия уголовного закона во времени являются правила об обратной силе уголовного закона, о которых говорится в статье 5 Уголовного Кодекса Республики Казахстан «Обратная сила уголовного закона»:

В соответствии с частью первой статьи 5 УК закон, устраняющий  преступность или наказуемость деяния, смягчающий ответственность или  наказание, или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее  деяние до вступления такого закона в  силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

Новый уголовный  закон всегда имеет обратную силу в следующих случаях:

1) когда устраняет  преступность или наказуемость  деяния;

2) когда он  смягчает ответственность или  наказание; 

3) когда он  иным образом улучшает положение  лица, совершившего преступление.

Первое утверждение  касается декриминализации преступлений (например, в советское время преступлением  были операции с иностранной валютой, которые впоследствии были декриминализированы).

Вопрос о том, смягчает ли новый закон наказание  по сравнению с ранее действовавшим, должен решаться на основе сравнения диспозиции и санкции двух законов. При этом избранная мера наказания не должна превышать максимального предела наказания, установленного другим законом.

Новый уголовный  закон, по сравнению с прежним, может изменить не только санкцию, но и ряд признаков состава, отягчающие или смягчающие ответственность обстоятельства, т. е. диспозицию. В этом случае должен применяться, как более мягкий, тот уголовный закон, который рассматривает совершенное виновным деяние в качестве менее опасного преступления.

Законом, иным образом  улучшающим положение лица, следует  считать, например, закон, смягчающий вид  исправительного учреждения осужденным к лишению свободы, в случаях  смягчения сроков наказания, необходимых  для условно-досрочного освобождения, уменьшения сроков погашения и снятия судимости и в других случаях, улучшающих положение лица.

Правило об обратной силе уголовного закона распространяется и на лиц, уже осужденных и отбывающих наказание или отбывающих наказание  по старому, более строгому закону, но имеющих судимость.

Если новый  уголовный закон смягчает наказуемость деяния, за которое лицо отбывает наказание, то назначенное наказание подлежит сокращению в пределах санкции вновь  изданного уголовного закона (ч. 2 ст. 5 УК).

В соответствии с частью третьей статьи 5 УК уголовный  закон не имеет обратной силы в  следующих случаях:

1) если он  устанавливает преступность или  наказуемость деяния;

2) если он  усиливает ответственность или  наказание; 

3) если он  иным образом ухудшает положение  лица, совершившего соответствующее  деяние.  

2.2 Виды обратной  силы уголовного  закона  

Различаются две  разновидности обратной силы закона: простая и ревизионная.

Простая обратная сила – это распространение нового, более мягкого уголовного закона на те преступления, по которым приговор суда еще не вступил в законную силу. Если при этом деяние декриминализируется, то возбужденные уголовные дела подлежат прекращению. Если смягчается наказание (иным образом улучшается положение лица, совершившего преступление), то органы предварительного следствия и суд дают юридическую оценку содеянного в соответствии с новым, более гуманным уголовным законом. Таким образом, и обвинение предъявляется, и приговор суда выносится, и наказание назначается в соответствии с новым уголовным законом.

Ревизионная обратная сила – это распространение действия нового, более мягкого уголовного закона на те преступления, по которым приговор суда уже вступил в законную силу. Более того, данный приговор уже может быть приведен в исполнение и лицо – отбывать или отбыть наказание, но иметь непогашенную или не снятую судимость. В этом случае уголовные дела подлежат пересмотру, а вынесенные приговоры – "ревизии". При вступлении в силу нового закона, исключающего преступность и наказуемость деяния, лица, отбывающие наказание, освобождаются от него и считаются не судимыми с момента вступления этого закона в силу. Если новый закон смягчает наказание, оно должно быть сокращено всем лицам, его отбывающим, в пределах, предусмотренных этим законом (ч. 1 ст. 5 УК)[10] 

2.3 Признание нормы  более мягкой по  диспозиции и санкции

Вопрос о том, смягчает ли новый закон наказание  по сравнению с ранее действовавшим, должен решаться на основе сравнения диспозиции и санкции двух законов.

При не изменившихся диспозициях, новый закон является более мягким, если он:

1)    Заменяет один вид наказания другим – более мягким (например, лишение свободы заменяется исправительными работами). При решении вопроса о том, какое наказание является более мягким, следует руководствоваться статьей 39 УК, предусматривающей виды наказаний.

Все наказания  в этой статье УК расположены в  определенной последовательности –  от менее строгих мер к более строгим:

2)    Вместо ранее предусмотренного одного вида наказания (например, лишение свободы или исправительные работы или штраф);

3)    Уменьшает максимум того же вида наказания (например лишение свободы на срок от 2 лет до 5 лет, вместо лишения свободы от 2 лет до 7 лет).

4)    Уменьшает минимум того же вида наказания при том же максимуме наказания (например, лишение свободы от 2 лет до 5 лет);

5)    Отменяет дополнительное наказание, оставляя без изменения основное наказание;

6)    При неизменности основного наказания смягчает вид и сроки дополнительного наказания или придает обязательному дополнительному наказанию факультативный характер;

7)    Если по новому закону наказание одновременно и усиливается, и смягчается по сравнению с прежним законом, должен применяться закон, в соответствии с которым за конкретное деяние может быть назначено более мягкое наказание. При этом избранная мера наказания не должна превышать максимального предела наказания, установленного другим законом.

Информация о работе Уголовное право Республики Казахстан