Уголовное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:07, реферат

Описание

Цель данного реферата состоит в обзоре основных классификаций и групп экологических преступлений, принципов ответственности, предусмотренной законом за экологические правонарушения.

Работа состоит из  1 файл

УГОЛОВКА ЭКОЛОГИЯ.docx

— 27.62 Кб (Скачать документ)

 

Введение

В настоящее время важно  осознать неразрывную связь природы  и общества. С одной стороны, природная  среда, географические и климатические  факторы оказывают значительное воздействие на развитие общества. С другой стороны общество влияет на окружающую среду.

Экологическую обстановку в  значительной степени усложняют  и различного рода правонарушения в  области экологической безопасности.

В cт. 47 Конституции Республики Беларусь указывается: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права»

Правовую основу охраны окружающей среды составляет Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, которые определяют компетенцию  органов государственной власти и управления в области охраны окружающей среды, кодексы, а также  иные законодательные акты, регулирующие непосредственно вопросы охраны окружающей среды.

Таким образом, охрана окружающей среды является одной из наиболее важных проблем, стоящих перед человечеством на сегодняшний день.

Цель данного реферата состоит в обзоре основных классификаций и групп экологических преступлений, принципов ответственности, предусмотренной законом за экологические правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы уголовной  ответственности за экологические  преступления

Согласно ч. 1 ст. 44 Уголовного кодекса Республики Беларусь  уголовная ответственность – это осуждение от имени государства по приговору суда лица, совершившего преступление, и применение к нему на основе осуждения наказания или иных мер уголовной ответственности в соответствии с уголовным законом [4].

Право строится и функционирует  на определенных принципах, выражающих его сущность и социальное назначение, отражающих главные свойства и особенности. Принципами права должны руководствоваться  все участники экологических  отношений – органы законодательной, исполнительной, судебной власти, предприятия, общественные формирования, граждане. Соблюдение принципов может служить  мерилом правового и социального  характера государства, эффективности  всей деятельности по обеспечению рационального  природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических прав и  законных интересов человека и гражданина.

Право окружающей среды основано как на общих принципах белорусского права, так и на отраслевых принципах.

Общие принципы указаны в  ч. 1 ст. 3 Уголовного кодекса, что уголовная ответственность в Республике Беларусь основывается на принципах законности, равенства граждан перед законом, неотвратимости ответственности, личной виновной ответственности, справедливости и гуманизма [4].

Согласно ч. 2 ст. 3 Уголовного кодекса принцип законности означает следующее:

    • никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовной ответственности иначе как по приговору суда и в соответствии с законом;
    • нормы Уголовного кодекса подлежат строгому толкованию;
    • применение уголовного закона по аналогии не допускается;
    • применение уголовного закона по аналогии не допускается [4].

Принцип равенства граждан  перед законом закреплен в  ч. 3 ст. 3 Уголовного кодекса, согласно которой лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также  других обстоятельств [4].

Принцип неотвратимости уголовной  ответственности закреплен в  ч. 4 ст. 3 Уголовного кодекса. Он означает, что каждое лицо, признанное виновным в совершении преступления, подлежит наказанию или иным мерам уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответственности или наказания допускается лишь в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом [4].

Сущность принципа неотвратимости ответственности была достаточно четко  сформулирована Чезаре Бекариа, который считал, что одно из  самых действенных средств, сдерживающих преступления, заключается не в жестокости наказаний, а в их неизбежности. Уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного наказания произведет всегда большее впечатление, чем страх перед другим более жестоким, но сопровождаемым надеждой на безнаказанность [1, с. 111].

Принцип личной виновной ответственности  раскрывается в ч. 5 ст. 3 Уголовного кодекса. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те совершенные им общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, предусмотренные Уголовным кодексом, в отношении которых установлена его вина, т.е. умысел или неосторожность. Уголовная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается [4].

Личная ответственность  означает, что за общественно опасное  деяние и наступившие в результате его совершения последствия должно отвечать только то лицо, которое это деяние совершило и которое непосредственно причинило вред охраняемым законом общественным отношениям. Сфере уголовной ответственности не должна распространяться на членов семьи виновного или его близких, не причастных к совершению преступления. Этот принцип распространяется и на имущество лица, когда возникает необходимость назначить дополнительное наказание в виде конфискации имущества. В ч. 1 ст. 61 Уголовного кодекса четко оговорено, что при конфискации изымается в собственность государства все или часть имущества, являющегося собственностью осужденного.

Принцип справедливости закреплен  в ч. 6 ст. 3 Уголовного кодекса. Он означает, что любые меры уголовной ответственности, в том числе и наказание, должны устанавливаться и назначаться с учетом характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление [4].

Принцип гуманизма закреплен  в ч. 7 ст. 3 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Его сущность состоит в том, что человек признается в качестве высшей социальной ценности, необходимо уважение его личности, прав и свобод.  Применительно к уголовному праву,  к уголовной ответственности следует иметь в виду два аспекта гуманистического отношения к человеку:

    • защита человека, его прав и свобод, а также в целом всего общества от преступных посягательств;
    • человеческое   отношение к лицу, совершившему преступление [4].

Лицу, совершившему преступление, должно быть назначено наказание  или иная мера уголовной ответственности, необходимые и достаточные для  его исправления, и что применяемые  к нему меры уголовной ответственности  не имеют своей целью физических страданий или унижения человеческого  достоинства.

Отраслевые принципы охраны окружающей среды определены в ст. 4 Закона «Об охране окружающей природной среды». Этим Законом установлено, что при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Республики Беларусь, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами:

  • соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;
  • научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды;----- Данный принцип в определенных пределах реализуется при планировании - составлении программ социально-экономического развития
  • охраны, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и их воспроизводства как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;-------- в соответствии с которым должно быть обеспечено неистощительное, экологически обоснованное природопользование в интересах настоящего и будущих поколений, сохранение долгосрочного потенциала национальных природных ресурсов;
  • обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья граждан;
  • предупредительного характера мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде;
  • государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования; Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. 
  • платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного окружающей среде;------ согласно которому любое использование природных ресурсов осуществляется за плату, за исключением общего природопользования граждан, а также случаев, прямо указанных в законодательных актах;
  • экономического стимулирования рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;------- любая природоохранная деятельность экономически убыточна, поскольку требует дополнительных затрат, которые увеличивают стоимость продукции. Именно поэтому любого природопользователя надо принуждать строить очистные сооружения, экономить природные ресурсы, чтобы не наносить ущерба природе. Что касается экономического механизма стимулирования ООС, то он направлен на то, чтобы сделать природоохранные мероприятия экономически выгодными.
  • независимости контроля в области охраны окружающей среды; 
  • учета природных и социально-экономических особенностей территорий, в том числе режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов, при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • приоритета сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов и природных комплексов;
  • допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды;
  • обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан;
  • сохранения биологического разнообразия;
  • обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к юридическим лицам и гражданам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность или планирующим ее;
  • презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;------- Данный принцип подразумевает, что любая деятельность признается опасной до тех пор, пока не будет доказано иное.
  • снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования наилучших доступных технических методов и технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов;
  • запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды;
  • гласности в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной экологической информацией;--- гарантирует право получать информацию о деятельности органов государственной власти. К таковой информации относится, в том числе, информация, созданная органом в рамках своих полномочий, т.е., например, органы, осуществляющие мониторинг окружающей среды, обязаны предоставлять по запросу созданную ими в ходе мониторинга информацию.
  • недопущения совмещения функций государственного регулирования, управления и контроля в области охраны окружающей среды и функций природопользования;-------- предусматривает запрет совмещения функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов.
  • ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;---- в результате вредного воздействия на окружающую среду лицо привлекается к ответственности.
  • организации и развития системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирования экологической культуры;--- Предусмотрено экологическое образование и в рамках естественно-научного компонента государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
  • международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.----Республика Беларусь сотрудничает с иностранными государствами, организациями в области охраны окружающей среды [3]

Основными принципами обеспечения  экологической безопасности являются:

  • приоритет безопасности для жизни и здоровья личности и общества;
  • суверенитет государства над природными ресурсами;
  • неотвратимость ответственности за ущерб, причиненный трансграничным загрязнением;
  • солидарная ответственность за ущерб, причиненный трансграничным загрязнением;
  • согласование экологической политики государств;
  • согласование законодательной политики государств в области обеспечения экологической безопасности;
  • взаимопомощь государств при ликвидации последствий и предупреждении экологического бедствия;
  • широкое участие в международной деятельности в области экологической безопасности;
  • обязательность государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы всех проектов строительства, реконструкции и производства любой продукции;
  • государственная поддержка мероприятий по оздоровлению среды обитания человека;
  • организация системы государственного экологического мониторинга состояния окружающей природной среды;
  • обеспечение полной, достоверной и своевременной информированности граждан, учреждений и организаций об угрозах экологической безопасности [2, с.52].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

С каждым годом число экологических  преступлений и правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние  экологической безопасности, причиняют  вред не только экономике страны, но и подрывают биологические основы существования человека.

В совокупности с другими  экологическими правонарушениями по тяжести  своих отрицательных последствий  демографического, экологического, социального  характера они представляют реальную угрозу национальной безопасности.

Всё это диктует необходимость  постоянного обеспечения активных и чётко скоординированных действий всех природоохранных, контрольных  и правоохранительных органов по укреплению экологической законности и правопорядка.

Так, можно сделать вывод, что Уголовный кодекс Республики Беларусь закрепляет общепризнанные мировым сообществом принципы юридической ответственности в целом, а Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» закрепляет отраслевые принципы юридической ответственности за экологические правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников

  1. Алексеев Н.Н. Основы философии права. – Спб.: Лань, 1999. – 252 с.
  2. Балашенко, С.А. Экологическое право: Учебное пособие / С.А. Балашенко, Д.М. Демичев. – Мн.: Ураджай, 1999. – 398 с.
  3. Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XІІ «Об охране окружающей среды» в редакции от 30 декабря 2011 г. № 331-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2012 г. - № 5, 2/1883
  4. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 9.07.1999 г. в редакции от 21.07.2008 г. // Национальный реестр нормативно-правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 97.

Информация о работе Уголовное право