Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 13:24, контрольная работа
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории Российской Федерации. Исполнение наказаний, а также применение средств исправления осуждённых и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения.
Введение 3
1. Понятие, содержание, цели и задачи уголовно-исполнительного
Законодательства 4
2. Понятие и содержание норм уголовно-исполнительного законодательства 5
3. Уголовно-исполнительные правоотношения и их структура 8
4. История развития уголовно-исполнительного законодательства и права
в России 9
Заключение 13
Задача 14
Список использованной литературы 15
Виды и структура норм уголовно-исполнительного законодательства.
В
зависимости от характера, устанавливаемого
поведения нормы уголовно-
Регулятивные – это те нормы, которые устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений. В свою очередь они делятся в зависимости от характера установленных прав и обязанностей на:
- обязывающие нормы, которые устанавливают требования к субъектам совершать определенные действия; например ст.82 УИК – устанавливает требования режима в местах лишения свободы. Это обязательная изоляция и постоянный надзор за осужденными;
- уполномочивающие нормы представляют субъектам выбор варианта поведения в рамках установленных законом. Согласно ч.IV ст. 89 УИК по желанию осужденного или адвоката свидания могут представляться наедине;
- запрещающие нормы напротив устанавливают требования к субъектам воздерживаться от неправомерных действий; например ч.I стю90 УИК устанавливает – вес одной передачи не более веса посылки.
Поощрительные нормы направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправление осужденных. Они в основном сконцентрированы в ст. 113 УИК – меры поощрения применяемые к осужденным. Согласно ч.II ст. 111 УИК участие осужденных в самодеятельных организациях поощряется и учитывается при определении степени их исправления. Они также сформулированы и содержаться в ст.108, 109, 112 и др.
Охранительные нормы призваны защищать правоотношения, возникающие в процессе отбывания наказания, к таким нормам относятся ст. 115 – меры взыскания и ст. 102 – материальная ответственность лиц лишенных свободы (это порча государственного имущества, книг, постельных принадлежностей, производственного инвентаря и т.д.)
Нормы
уголовно-исполнительного
Материальные нормы права устанавливают содержание правила поведения, а процедурная норма регулирует условия и порядок его реализации.
Например в ст.113 и 115 УИК сформулированы материальные нормы (меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным), а в ст.116 и 117 определена процедура их применения.
Таким образом, разделение норм уголовно-исполнительного права на виды имеет не только общетеоретическое значение, оно помогает предметно анализировать их при правоприменительной деятельности.
В общей теории права в структуре норм выделяются гипотеза, диспозиция и санкция. Такое структурное разделение норм применимо и в уголовно- исполнительном праве.
Гипотеза представляет собой условие или событие, при наличии которого норма должна применяться. Во многих случаях гипотеза выносится за пределы текста нормы, она может быть общей для большинства норм, а также может содержаться в самом нормативном акте, например, в ст.97 УИК сформулированы условия краткосрочного выезда осужденных за пределы мест лишения свободы.
Диспозиция – правило поведения субъектов и участников правоотношений, где определены их права и обязанности.
В качестве санкции рассматривается предусмотренное нормой права последствие нарушения установленных ею правил поведения. Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права в отличие от норм уголовного права является то, что они могут находиться в другой статье (ст.115 УИК), но применяются за нарушение правил поведения, установленных в различных статьях УИК.
Применение норм уголовно-исполнительного права.
Необходимым условием выполнения задач, поставленных перед уголовно-исполнительным законодательством, является успешная реализация норм данной отрасли права. Она зависит от многих социальных, организационных и правовых факторов. К социальным условиям можно отнести отношение государства, общества, граждан к выполнению правовых предписаний, правопослушное поведение представителей государственной власти, должностных лиц, лиц, обладающих должностными полномочиями, представителей общественных объединений, а также граждан. К числу указанных факторов относятся господствующие в обществе, различных слоях населения и группах граждан нравственные и правовые представления, психологические установки на соблюдение законов; серьезно влияет на успешность реализации норм уголовно-исполнительного права состояние экономики. Экономический кризис в обществе препятствует выполнению такой задачи, как успешная реализация средств исправления осужденных.
Кроме социальных и организационных факторов, влияющих на применение норм уголовно-исполнительного права, существует и правовой фактор. Он определяется степенью и полнотой регламентации правового механизма реализации норм этой отрасли права, полнотой и всесторонностью процедурного обеспечения норм материального права. Материальная норма без соответствующих ей процедурных норм остается мертвой.
Успешное применение норм уголовно-исполнительного права предлагает их реализацию в пространстве и во времени, основные правила которой установлены в ст.6 УИК.
В ч.I ст.6 УИК определено, что уголовно-исполнительное законодательство РФ применяется на всей территории РФ. Это положение особенно важно для государства с федеративным устройством. Никакие иные правила исполнения наказания, устанавливаемые субъектами Федерации (кроме случаев, прямо предусмотренных в УИК), не могут применяться на его территории, как противоречащие ст.71 Конституции. В ч.II ст.6 УИК впервые установлены правила применения уголовно-исполнительного законодательства во времени.
Для выяснения начала действия закона, регулирующего исполнение наказания, необходимо руководствоваться общим положением о вступлении законов в силу, согласно ч.3.ст.15 Конституции РФ в которой говориться «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Из данного конституционного положения следует, что нормы уголовно- исполнительного права вступают в действие с момента их опубликования, если иное не оговорено в самом тексте закона или соответствующем законе, определяющем порядок введения его в действие.
Так,
Закон « О введении в действие
Уголовно-исполнительного
Действие нормативного акта, регулирующего исполнение наказания, прекращается с момента опубликования соответствующего закона об отмене конкретного акта или с того дня, который специально оговорен во вновь принятом законе. В ст. 2 Закона «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса РФ» указывается, что ИТК 1970 г. признается утратившим силу с 1 июля 1997г.
Введение
в действие норм уголовно-исполнительного
права может влечь за собой ухудшение
положения некоторых категорий осужденных.
Так для лиц, содержащихся в колониях общего
и строгого режимов, нормами УИК была предусмотрена
возможность перевода с 1 июля 1997 г. на
строгие условия (ч.4 ст. 121, ч. 3 ст. 123), где
они содержатся в запираемых помещениях,
что не было предусмотрено ИТК 1970 г.
3.
Уголовно-исполнительные
правоотношения и
их структура.
Уголовно-исполнительные правоотношения возникают с момента вступления приговора в законную силу и продолжаются до отбытия осужденным наказания ( ст.7 УИК).
Согласно ст. 390 УПК моментом возникновения уголовно-исполнительных отношений является распоряжение об исполнении судебного приговора и с этого момента лицо становится не подсудимым, а осужденным. Поэтому в процессе исполнения наказания уголовно-исполнительные правоотношения, не меняя свою юридическую природу, могут изменить свое содержание. Это может быть как при замене одного вида наказания другим, так и при изменении вида исправительного учреждения.
В
этой связи необходимо рассмотреть
структуру уголовно-
- субъекты и иные участники правоотношений;
- содержание правоотношений
- объекты правоотношений;
- юридические факты,
Субъектами правоотношений являются юридические и физические лица, которые обладают определенными субъективными правами и обязанностями, установленные нормами уголовно-исполнительного права.
Согласно ст.16 УИК к этим субъектам, прежде всего, относятся учреждения и органы, исполняющие наказания:
- суды – исполняющие лишение специального воинского звания или почетного звания, классного чина (ч.VI ст. 16);
- судебные приставы, на которых возложено исполнение штрафа;
-
уголовно-исполнительная
-
учреждения уголовно-
-
дисциплинарная воинская часть,
- командование гарнизонов, исполняющих арест и ограничение по военной службе.
Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений могут выступать прокуроры, осуществляющие надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, а также участвующих в решении многих правовых вопросов, связанных с исполнением и отбыванием наказаний. Например, дают санкцию на задержание осужденного, уклоняющегося от выезда к месту отбывания наказания в виде ограничения свободы (ч.2 ст. 48 УИК), дают согласие на введение режима особых условий в исправительном учреждении (ч.3 ст. 85) и т. д.
Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений являются осужденные т.к. уголовно-исполнительные правоотношения возникают именно при отбывании ими наказаний. Субъектами правоотношений, которые обладают наименьшим объемом прав и обязанностей являются – общественные объединения, попечительский совет, отдельные граждане, священнослужители и родственники осужденных, лица, работающие на предприятиях с осужденными.
Под содержанием уголовно- исполнительных правоотношений следует понимать фактическое поведение субъектов, а также совокупность их прав и обязанностей, иными словами взаимосвязь прав и обязанностей образуют содержание правоотношений. Права и обязанности корреспондируются между собой, поэтому если один из субъектов несет какую-либо обязанность, то другой из них имеет право требовать выполнения данной обязанности, что образует взаимосвязанную систему и определяет содержание правоотношений, а совокупность их прав и обязанностей зависит от вида исполняемого наказания, которое реализуется в процессе его исполнения.
Объектом правоотношений могут быть реально существующие обстоятельства или законные интересы, по поводу которых возникают правоотношения. Например, - для осужденных, - получение краткосрочного или длительного свидания, выезд из исправительного учреждения и т.д. Для администрации исправительных учреждений в качестве объекта выступают интересы, связанные с обеспечением режима и внутреннего порядка в исправительных учреждениях и т. д. В этой связи можно считать, что реализация прав и обязанностей субъектов и участников направлена на определенные объекты.
Юридические факты представляют собой действия или события, в связи с которыми возникают, изменяются или прекращаются уголовно-исполнительные правоотношения. Юридические факты можно разделить на несколько групп:
1) генеральный юридический факт – это вступление приговора суда в законную силу обращение его к исполнению (действие); истечение срока наказания назначенное судом; условно досрочное освобождение, иначе говоря – событие;
Информация о работе Уголовно-исполнительное законодательство