Уголовно-исполнительное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 13:24, контрольная работа

Описание

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории Российской Федерации. Исполнение наказаний, а также применение средств исправления осуждённых и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения.

Содержание

Введение 3


1. Понятие, содержание, цели и задачи уголовно-исполнительного

Законодательства 4


2. Понятие и содержание норм уголовно-исполнительного законодательства 5


3. Уголовно-исполнительные правоотношения и их структура 8


4. История развития уголовно-исполнительного законодательства и права

в России 9


Заключение 13


Задача 14


Список использованной литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Глава 2.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

     Виды  и структура норм уголовно-исполнительного  законодательства.

     В зависимости от характера, устанавливаемого поведения нормы уголовно-исполнительного  права можно классифицировать следующим образом: регулятивные, поощрительные и охранительные.

     Регулятивные  – это те нормы, которые устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений. В свою очередь они делятся в зависимости от характера установленных прав и обязанностей на:

     - обязывающие нормы, которые устанавливают требования к субъектам совершать определенные действия; например ст.82 УИК – устанавливает требования режима в местах лишения свободы. Это обязательная изоляция и постоянный надзор за осужденными;

     - уполномочивающие нормы представляют субъектам выбор варианта поведения в рамках установленных законом. Согласно ч.IV ст. 89 УИК по желанию осужденного или адвоката свидания могут представляться наедине;

     - запрещающие нормы напротив устанавливают требования к субъектам  воздерживаться от неправомерных действий; например ч.I стю90 УИК устанавливает – вес одной передачи не более веса посылки.

     Поощрительные нормы направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправление осужденных. Они в основном сконцентрированы в ст. 113 УИК – меры поощрения применяемые к осужденным. Согласно ч.II ст. 111 УИК участие осужденных в самодеятельных организациях поощряется и учитывается при определении степени их исправления. Они также сформулированы и содержаться в ст.108, 109, 112 и др.

     Охранительные нормы призваны защищать правоотношения, возникающие в процессе отбывания наказания, к таким нормам относятся ст. 115 – меры взыскания и ст. 102 – материальная ответственность лиц лишенных свободы (это порча государственного имущества, книг, постельных принадлежностей, производственного инвентаря и т.д.)

     Нормы уголовно-исполнительного права  подразделяются на материальные и процессуальные (процедурные).

     Материальные  нормы права устанавливают содержание правила поведения, а процедурная норма регулирует условия и порядок его реализации.

     Например  в ст.113 и 115 УИК сформулированы материальные нормы (меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным), а в ст.116 и 117 определена процедура их применения.

     Таким образом, разделение норм уголовно-исполнительного  права на виды имеет не только общетеоретическое значение, оно помогает предметно анализировать их при правоприменительной деятельности.

     В общей теории права в структуре норм выделяются гипотеза, диспозиция и санкция. Такое структурное разделение норм применимо и в уголовно- исполнительном праве.

     Гипотеза  представляет собой условие или событие, при наличии которого норма должна применяться. Во многих случаях гипотеза выносится за пределы текста нормы, она может быть общей для большинства норм, а также может содержаться в самом нормативном акте, например, в ст.97 УИК сформулированы условия краткосрочного выезда осужденных за пределы мест лишения свободы.

     Диспозиция  – правило поведения субъектов и участников правоотношений, где определены их права и обязанности.

     В качестве санкции рассматривается предусмотренное нормой права последствие нарушения установленных ею правил поведения. Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права в отличие от норм уголовного права является то, что они могут находиться в другой статье (ст.115 УИК), но применяются за нарушение правил поведения, установленных в различных статьях УИК.

     Применение  норм уголовно-исполнительного права.

     Необходимым условием выполнения задач, поставленных перед уголовно-исполнительным законодательством, является успешная реализация норм данной отрасли права. Она зависит от многих социальных, организационных и правовых факторов. К социальным условиям можно отнести отношение государства, общества, граждан к выполнению правовых предписаний, правопослушное поведение представителей государственной власти, должностных лиц, лиц, обладающих должностными полномочиями, представителей общественных объединений, а также граждан. К числу указанных факторов относятся господствующие в обществе, различных слоях населения и группах граждан нравственные и правовые представления, психологические установки на соблюдение законов; серьезно влияет на успешность реализации норм уголовно-исполнительного права состояние экономики. Экономический кризис в обществе препятствует выполнению такой задачи, как успешная реализация средств исправления осужденных.

     Кроме социальных и организационных факторов, влияющих на применение норм уголовно-исполнительного права, существует и правовой фактор. Он определяется степенью и полнотой регламентации правового механизма реализации норм этой отрасли права, полнотой и всесторонностью процедурного обеспечения норм материального права. Материальная норма без соответствующих ей процедурных норм остается мертвой.

     Успешное  применение норм уголовно-исполнительного  права предлагает их реализацию в пространстве и во времени, основные правила которой установлены в ст.6 УИК.

     В ч.I ст.6 УИК определено, что уголовно-исполнительное законодательство РФ применяется на всей территории РФ. Это положение особенно важно для государства с федеративным устройством. Никакие иные правила исполнения наказания, устанавливаемые субъектами Федерации (кроме случаев, прямо предусмотренных в УИК), не могут применяться на его территории, как противоречащие ст.71 Конституции. В ч.II ст.6 УИК впервые установлены правила применения уголовно-исполнительного законодательства во времени.

     Для выяснения начала действия закона, регулирующего исполнение наказания, необходимо руководствоваться общим положением о вступлении законов в силу, согласно ч.3.ст.15 Конституции РФ в которой говориться «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Из данного конституционного положения следует, что нормы уголовно- исполнительного права вступают в действие с момента их опубликования, если иное не оговорено в самом тексте закона или соответствующем законе, определяющем порядок введения его в действие.

     Так, Закон « О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса  РФ» устанавливает, что он вводится в действие с 1 июля 1997 г.( ст.1) Одновременно в указанном с учетом изменений внесенных в 2001 г. предусмотрено, что положения Кодекса о наказании в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2004-2006 гг., т. е. в полном объеме УИК РФ вступит в действие до 2006 г. (ст.6 УИК).

     Действие  нормативного акта, регулирующего исполнение наказания, прекращается с момента опубликования соответствующего закона об отмене конкретного акта или с того дня, который специально оговорен во вновь принятом законе. В ст. 2 Закона «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса РФ» указывается, что ИТК 1970 г. признается утратившим силу с 1 июля 1997г.

     Введение  в действие норм уголовно-исполнительного  права может влечь за собой ухудшение положения некоторых категорий осужденных. Так для лиц, содержащихся в колониях общего и строгого режимов, нормами УИК была предусмотрена возможность перевода с 1 июля 1997 г. на строгие условия (ч.4 ст. 121, ч. 3 ст. 123), где они содержатся в запираемых помещениях, что не было предусмотрено ИТК 1970 г.  
 
 

     3. Уголовно-исполнительные  правоотношения и  их структура. 

     Уголовно-исполнительные правоотношения возникают с момента  вступления приговора в законную силу и продолжаются до отбытия осужденным наказания ( ст.7 УИК).

     Согласно  ст. 390 УПК моментом возникновения уголовно-исполнительных отношений является распоряжение об исполнении судебного приговора и с этого момента лицо становится не подсудимым, а осужденным. Поэтому в процессе исполнения наказания уголовно-исполнительные правоотношения, не меняя свою юридическую природу, могут изменить свое содержание. Это может быть как при замене одного вида наказания другим, так и при изменении вида исправительного учреждения.

     В этой связи необходимо рассмотреть  структуру уголовно-исполнительных правоотношений, которые состоят из следующих элементов:

     - субъекты и иные  участники правоотношений;

     - содержание правоотношений

     - объекты правоотношений;

     - юридические факты,

     Субъектами  правоотношений являются юридические и физические лица, которые обладают определенными субъективными правами и обязанностями, установленные нормами уголовно-исполнительного права.

     Согласно  ст.16 УИК к этим субъектам, прежде всего, относятся  учреждения и органы, исполняющие наказания:

     - суды – исполняющие лишение  специального воинского звания или почетного звания, классного чина (ч.VI ст. 16);

     - судебные приставы, на которых  возложено исполнение штрафа;

     - уголовно-исполнительная инспекция,  исполняющая обязательные работы  и исправительные работы;

     - учреждения уголовно-исполнительной  системы, исполняющие наказания в исправительных центрах, арестных домах, в исправительных учреждениях лишения свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертную казнь;

     - дисциплинарная воинская часть,  исполняющая содержание осужденных военнослужащих в дисциплинарных воинских частях;

     - командование гарнизонов, исполняющих  арест и ограничение по военной службе.

     Субъектами  уголовно-исполнительных правоотношений могут выступать прокуроры, осуществляющие надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, а также участвующих в решении многих правовых вопросов, связанных с исполнением и отбыванием наказаний. Например, дают санкцию на задержание осужденного, уклоняющегося от выезда к месту отбывания наказания в виде ограничения свободы (ч.2 ст. 48 УИК), дают согласие на введение режима особых условий в исправительном учреждении (ч.3 ст. 85) и т. д.

     Субъектами  уголовно-исполнительных правоотношений являются осужденные т.к. уголовно-исполнительные правоотношения возникают именно при отбывании ими наказаний. Субъектами правоотношений, которые обладают наименьшим объемом прав и обязанностей являются – общественные объединения, попечительский совет, отдельные граждане, священнослужители и родственники осужденных, лица, работающие на предприятиях с осужденными.

     Под содержанием уголовно- исполнительных правоотношений следует понимать фактическое поведение субъектов, а также совокупность их прав и обязанностей, иными словами взаимосвязь прав и обязанностей образуют содержание правоотношений. Права и обязанности корреспондируются между собой, поэтому если один из субъектов несет какую-либо обязанность, то другой из них имеет право требовать выполнения данной обязанности, что образует взаимосвязанную систему и определяет содержание правоотношений, а совокупность их прав и обязанностей зависит от вида исполняемого наказания, которое реализуется в процессе его исполнения.

     Объектом  правоотношений могут быть реально существующие обстоятельства или законные интересы, по поводу которых возникают правоотношения. Например, - для осужденных, - получение краткосрочного или длительного свидания, выезд из исправительного учреждения и т.д. Для администрации исправительных учреждений в качестве объекта выступают интересы, связанные с обеспечением режима и внутреннего порядка в исправительных учреждениях и т. д. В этой связи можно считать, что реализация прав и обязанностей субъектов и участников направлена на определенные объекты.

     Юридические факты представляют собой действия или события, в связи с которыми возникают, изменяются или прекращаются уголовно-исполнительные правоотношения. Юридические факты можно разделить на несколько групп:

     1) генеральный юридический  факт – это вступление приговора суда в законную силу обращение его к исполнению (действие); истечение срока наказания назначенное судом; условно досрочное освобождение, иначе говоря – событие;

Информация о работе Уголовно-исполнительное законодательство