Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершаемых при осуществлении разрешительно - лицензионной и регистрационной деятельнос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:19, статья

Описание

В статье автор раскрывает уголовно-правовую характеристику преступлений, совершаемых в государственных органах, осуществляющих регистрационные и разрешительно-лицензионные функции. Освещает проблемы борьбы с преступностью в данных органах и пути их решения

Работа состоит из  1 файл

Статья уголовно правовая характеристика Габдулла А. - 2.doc

— 64.00 Кб (Скачать документ)

                Магистрант  Академии

                финансовой  полиции

                лейтенант финансовой полиции

                А. Габдулла  

Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершаемых при  осуществлении разрешительно - лицензионной и

регистрационной деятельности 

     Истекшие  двадцать лет были временем реформ, коренной ломки устоявшихся устоев советского прошлого, рыночных преобразований в экономике.

     Становление в суверенном Казахстане рыночных отношений  повлекло коренное переустройство всей государственной жизни.

     В советский период использовались прямые методы управления всеми сферами общественной жизни. Новая социально-политическая обстановка в Казахстане потребовала широкого применения косвенных методов регулирования общественных отношений. Основными такими методами являются регистрационная и разрешительно-лицензионная деятельности.

     Среди актуальных задач, поставленных Президентом  страны в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года является - соблюдение и реализация основополагающих принципов деятельности республики (экономическое развитие на благо всего народа), предотвращение в условиях рыночной экономики избыточного государственного регулирования, в том числе контрольно-надзорных функций, необходимость продолжения работы по упрощению регистрационных, разрешительно-лицензионных процедур, созданию барьеров для незаконного вмешательства государственных органов в деятельность коммерческих и некоммерческих организаций [1, с.6].

     Регистрационная деятельность заключается в признании  государством правоспособности субъектов, установлении законности их прав (как имеющихся, так и вновь приобретаемых) на совершение какого-либо действия на основе реализации функций государственного надзора, контроля, ведения учета, классификации, хранения и выдачи соответствующей информации. Регистрационный режим чрезвычайно важен в обеспечении охраны общественного и государственного порядка, а также в реализации личных и имущественных прав и законных интересов физических и юридических лиц.

     Лицензионно-разрешительная деятельность - это система норм, стандартов, требований, устанавливающих порядок, закрепляющих и охраняющих правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного оружия, предметов и веществ, определенного вида деятельности, на которые установлен особый режим пользования [2, с.45].

     В рамках правовых реформ, направленных на совершенствование государственного управления, были значительно усовершенствованы  процедуры по регистрации субъектов предпринимательства, объектов недвижимого имущества, фиксации прав на осуществление определенных видов деятельности. Накоплен значительный правовой опыт осуществления регистрационной деятельности.

     В целях государственной безопасности, реализации государственной монополии, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан усовершенствованы разрешительно-лицензионные функции.

     Регистрационная деятельность может быть направлена на: физических лиц, субъектов предпринимательской  деятельности, специальные права, исключительные права, права на недвижимое имущество, отдельные виды движимого имущества, акты гражданского состояния, опасные химические, вещества, радиоэлектронные средства связи и т.д.

     Одним из основных нормативно-правовых актов Республики Казахстан, регулирующих отношения, связанные с лицензированием отдельных видов деятельности является Закон Республики Казахстан «О лицензировании» (далее - Закон). На сегодняшний день, законом предусмотрено 26 сфер, 108 видов, 215 подвидов и 111 подподвидов лицензирования. Необходимо отметить, что к разрешительным документам также относятся такие документы, выдаваемые субъекту частного предпринимательства, как разрешение, свидетельство об аккредитации, сертификации и регистрации.

     На  сегодняшний день в Республике Казахстан предусмотрено 1 015 различных видов разрешительных документов [3].

     Обязательная  государственная регистрация в  случае ее установления становится единственным доказательством существования  права. При этом правосубъектность  участников различных общественных отношений возникает исключительно  с момента государственной регистрации. При несоблюдении данного требования наступает ответственность в соответствии с законодательством.

     Добровольная  регистрация необходима преимущественно  для полного и достоверного учета соответствующих объектов, подтверждения и признания правоспособности субъектов в определенных общественных отношениях.

     Регистрационный режим может относиться как к  уведомительному (учетному), так и  к разрешительному типу правового регулирования, а иногда представлять синтез того и другого типа правового регулирования общественных отношений.

     Регистрационная деятельность представляет собой самостоятельный  тип юридической деятельности наряду с правотворческой, правоприменительной, распорядительной, интерпретационной, контрольной, учредительной, координационной.

     Регистрационная деятельность представляет собой управленческую деятельность государства и применяемые  в ходе этой деятельности средства и методы полностью соответствуют отношениям власти и подчинения [4, с.67].

     Основными уголовно-правовыми деяниями, совершаемыми при осуществлении регистрационной и разрешительно-лицензионной деятельности в государственных органах (Специализированный регистрационно-экзаменационный отдел Комитета дорожной полиции МВД РК, Агентство по регулированию естественных монополий, Комитет государственной инспекции в агропромышленном комплексе МСХ РК), являются ст. 307 Уголовного Кодекса Республики Казахстан (далее – УК РК) «Злоупотребление должностными полномочиями», ст. 311 УК РК «Получение взятки» и ст. 314 УК РК «Служебный подлог», закрепленные главой 13 «Коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления» УК РК.

     Анализ  борьбы с преступностью в государственных органах Республики Казахстан, осуществляющих регистрационные и разрешительно-лицензионные функции, указывает на огромный разрыв между декларируемыми принципами равенства всех граждан перед законом и реальной практикой привлечения к уголовной ответственности, на заметное смещение уголовно-правового контроля от преступной власти.

     Должностные и коррупционные преступления, их масштабы, специфика и динамика - следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны. Таким образом, данные преступления в государственных органах, осуществляющих регистрационные и разрешительно-лицензионные функции, всегда увеличиваются, когда страна находится в стадии модернизации, переживает не просто модернизацию, а коренную ломку общественных, государственных и экономических устоев.

     Усиление совершения должностных и коррупционных преступлений ведет к дальнейшему ослаблению института государственной власти, скептическому отношению к ней со стороны граждан, формирует в народе социальную пассивность, деморализует общество, возбуждая в нем агрессивность.

     К примеру, коррупция становится не только разновидностью преступности в государственных органах, осуществляющих регистрационные и разрешительно-лицензионные функции, но и способствует тесному сращиванию криминальных структур с руководящим составом государственного органа, тем самым проникая в сферу государственного управления [5, с.23].

     Одной из проблем должной борьбы с преступлениями в государственных органах, осуществляющих регистрационные и разрешительно-лицензионные функции, является существование тесной взаимосвязи между политической (или государственной) и экономической элитами. Сращивание государственного и частного секторов экономики остается по-прежнему весьма заметным, в особенности в разгар преобразовательных процессов. Ускоренное развитие частного сектора должно было бы сопровождаться введением жесткого законодательства и практики, призванных, с одной стороны, защитить нарождающийся частный сектор от вмешательства государства, а с другой - позволяющих публичной власти осуществлять контроль за частным сектором с точки зрения соблюдения законности.

     Согласно  данным Агентства по делам государственной  службы Республики Казахстан общий  объем коррупционных услуг в  Казахстане оценен в размере 156 млрд. тенге. При этом самая высокая  коррупционная емкость у таможни (17 млрд.) и судов (13 млрд.). К примеру, поступления от таможни составили 91 млрд. тенге, а объем взяток – 17,4 млрд. тенге (1/5 часть). Там же, доля налоговой службы в системе коррупционных «услуг» не на последнем месте находится. По уровню коррумпированности Налоговый Комитет МФ РК находится на 20 месте среди 34 государственных органов, на 21 месте по среднему размеру взяток (20 тыс. тенге) и на 15 месте по объему рынка коррупционных услуг (4,8 млрд. тенге).

     Таким образом, власти, осуществляя борьбу с коррупционными и должностными преступлениями, совершаемыми в государственных органах, в то же время прекрасно осознают, что данные составы преступлений стали уже образом жизни. Общество убежденно, и не без основания, что богатство небольшой горстки представителей элиты не могло быть нажито честным путем, однако, опускает руки, не высказывая протеста.

     Отсутствие  реальной борьбы с условиями, порождающими коррупционные и должностные преступления, приводит к их распространению, как по горизонтали, так и по вертикали, захвату сфер влияния, способствует образованию коррупционных сетей или сообществ. В результате стране и обществу наносится невосполнимый гигантский ущерб. Эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие демократические институты разрушаются. Под угрозу ставится целостность механизма государственного управления. В итоге коррупционные и должностные преступления, совершаемые в государственных органах, осуществляющих регистрационные и разрешительно-лицензионные функции, превращаются в проблему, угрожающую национальной безопасности страны [6, с.17].

     В целях исключения различных злоупотреблений, связанных со служебной деятельностью  государственных служащих, осуществляющих регистрационную и разрешительно-лицензионную деятельность, возникла необходимость введения норм, направленных, прежде всего, на недопущение сращивания руководящего аппарата с коммерческими и иными организациями, а также запрещающих заниматься предпринимательской деятельностью через членов своей семьи в случаях, если организация, где работает член семьи государственного служащего, находится в какой-либо зависимости от органа государственной власти.

      Кроме того, в настоящее время в Казахстане продолжается активная работа по искоренению коррупции. Проводимая работа поможет снизить уровень совершаемых преступлений в государственных органах, осуществляющих регистрационные и разрешительно-лицензионные функции. В Отраслевой программе противодействия коррупции на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года, в сфере регистрационной и разрешительно-лицензионной деятельности отмечается, что:

      - снижены административные барьеры, в 3 раза сокращено количество лицензируемых видов деятельности и разрешений.

      - требует продолжения работа по совершенствованию лицензионно- разрешительной системы, которая помимо сокращения коррупционных «лазеек» принесет значительный экономический эффект в виде сокращения расходов бюджета.

      По  итогам реализации Отраслевой программы по противодействию коррупции на 2011-2015 годы касательно регистрационных и разрешительно-лицензионных функций планируется достигнуть следующего:

      - операционные издержки, связанные с регистрацией и введением бизнеса (получением разрешений, лицензий, сертификатов, аккредитаций, получением консультаций), включая время и затраты, снизятся в 2015 году на 30% по сравнению с 2011 годом;

      - доля лицензий, выдаваемых в электронном  виде от общего количества  выдаваемых лицензий, составит: в  2011 году -7%, в 2012 году – 20%, в  2013 году – 50%, в 2014 году –  70%, в 2015 году - 100%.

      Касательно  этапов реализации отраслевой программы, то к 2015 году планируется принять меры по исключению контактов физических и юридических лиц с представителями государственных органов при оказании государственных услуг, путем перевода их части в электронный формат, а также выдачи лицензий в электронной форме [7, с 5, 12, 15, 17].

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершаемых при осуществлении разрешительно - лицензионной и регистрационной деятельнос