Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:19, статья
В статье автор раскрывает уголовно-правовую характеристику преступлений, совершаемых в государственных органах, осуществляющих регистрационные и разрешительно-лицензионные функции. Освещает проблемы борьбы с преступностью в данных органах и пути их решения
Магистрант Академии
финансовой полиции
лейтенант финансовой полиции
А.
Габдулла
Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершаемых при осуществлении разрешительно - лицензионной и
регистрационной
деятельности
Истекшие двадцать лет были временем реформ, коренной ломки устоявшихся устоев советского прошлого, рыночных преобразований в экономике.
Становление в суверенном Казахстане рыночных отношений повлекло коренное переустройство всей государственной жизни.
В советский период использовались прямые методы управления всеми сферами общественной жизни. Новая социально-политическая обстановка в Казахстане потребовала широкого применения косвенных методов регулирования общественных отношений. Основными такими методами являются регистрационная и разрешительно-лицензионная деятельности.
Среди актуальных задач, поставленных Президентом страны в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года является - соблюдение и реализация основополагающих принципов деятельности республики (экономическое развитие на благо всего народа), предотвращение в условиях рыночной экономики избыточного государственного регулирования, в том числе контрольно-надзорных функций, необходимость продолжения работы по упрощению регистрационных, разрешительно-лицензионных процедур, созданию барьеров для незаконного вмешательства государственных органов в деятельность коммерческих и некоммерческих организаций [1, с.6].
Регистрационная деятельность заключается в признании государством правоспособности субъектов, установлении законности их прав (как имеющихся, так и вновь приобретаемых) на совершение какого-либо действия на основе реализации функций государственного надзора, контроля, ведения учета, классификации, хранения и выдачи соответствующей информации. Регистрационный режим чрезвычайно важен в обеспечении охраны общественного и государственного порядка, а также в реализации личных и имущественных прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Лицензионно-
В
рамках правовых реформ, направленных
на совершенствование
В целях государственной безопасности, реализации государственной монополии, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан усовершенствованы разрешительно-лицензионные функции.
Регистрационная деятельность может быть направлена на: физических лиц, субъектов предпринимательской деятельности, специальные права, исключительные права, права на недвижимое имущество, отдельные виды движимого имущества, акты гражданского состояния, опасные химические, вещества, радиоэлектронные средства связи и т.д.
Одним из основных нормативно-правовых актов Республики Казахстан, регулирующих отношения, связанные с лицензированием отдельных видов деятельности является Закон Республики Казахстан «О лицензировании» (далее - Закон). На сегодняшний день, законом предусмотрено 26 сфер, 108 видов, 215 подвидов и 111 подподвидов лицензирования. Необходимо отметить, что к разрешительным документам также относятся такие документы, выдаваемые субъекту частного предпринимательства, как разрешение, свидетельство об аккредитации, сертификации и регистрации.
На сегодняшний день в Республике Казахстан предусмотрено 1 015 различных видов разрешительных документов [3].
Обязательная
государственная регистрация в
случае ее установления становится единственным
доказательством существования
права. При этом правосубъектность
участников различных общественных
отношений возникает
Добровольная регистрация необходима преимущественно для полного и достоверного учета соответствующих объектов, подтверждения и признания правоспособности субъектов в определенных общественных отношениях.
Регистрационный режим может относиться как к уведомительному (учетному), так и к разрешительному типу правового регулирования, а иногда представлять синтез того и другого типа правового регулирования общественных отношений.
Регистрационная деятельность представляет собой самостоятельный тип юридической деятельности наряду с правотворческой, правоприменительной, распорядительной, интерпретационной, контрольной, учредительной, координационной.
Регистрационная деятельность представляет собой управленческую деятельность государства и применяемые в ходе этой деятельности средства и методы полностью соответствуют отношениям власти и подчинения [4, с.67].
Основными уголовно-правовыми деяниями, совершаемыми при осуществлении регистрационной и разрешительно-лицензионной деятельности в государственных органах (Специализированный регистрационно-экзаменационный отдел Комитета дорожной полиции МВД РК, Агентство по регулированию естественных монополий, Комитет государственной инспекции в агропромышленном комплексе МСХ РК), являются ст. 307 Уголовного Кодекса Республики Казахстан (далее – УК РК) «Злоупотребление должностными полномочиями», ст. 311 УК РК «Получение взятки» и ст. 314 УК РК «Служебный подлог», закрепленные главой 13 «Коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления» УК РК.
Анализ борьбы с преступностью в государственных органах Республики Казахстан, осуществляющих регистрационные и разрешительно-лицензионные функции, указывает на огромный разрыв между декларируемыми принципами равенства всех граждан перед законом и реальной практикой привлечения к уголовной ответственности, на заметное смещение уголовно-правового контроля от преступной власти.
Должностные и коррупционные преступления, их масштабы, специфика и динамика - следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны. Таким образом, данные преступления в государственных органах, осуществляющих регистрационные и разрешительно-лицензионные функции, всегда увеличиваются, когда страна находится в стадии модернизации, переживает не просто модернизацию, а коренную ломку общественных, государственных и экономических устоев.
Усиление совершения должностных и коррупционных преступлений ведет к дальнейшему ослаблению института государственной власти, скептическому отношению к ней со стороны граждан, формирует в народе социальную пассивность, деморализует общество, возбуждая в нем агрессивность.
К примеру, коррупция становится не только разновидностью преступности в государственных органах, осуществляющих регистрационные и разрешительно-лицензионные функции, но и способствует тесному сращиванию криминальных структур с руководящим составом государственного органа, тем самым проникая в сферу государственного управления [5, с.23].
Одной из проблем должной борьбы с преступлениями в государственных органах, осуществляющих регистрационные и разрешительно-лицензионные функции, является существование тесной взаимосвязи между политической (или государственной) и экономической элитами. Сращивание государственного и частного секторов экономики остается по-прежнему весьма заметным, в особенности в разгар преобразовательных процессов. Ускоренное развитие частного сектора должно было бы сопровождаться введением жесткого законодательства и практики, призванных, с одной стороны, защитить нарождающийся частный сектор от вмешательства государства, а с другой - позволяющих публичной власти осуществлять контроль за частным сектором с точки зрения соблюдения законности.
Согласно
данным Агентства по делам государственной
службы Республики Казахстан общий
объем коррупционных услуг в
Казахстане оценен в размере 156 млрд.
тенге. При этом самая высокая
коррупционная емкость у
Таким образом, власти, осуществляя борьбу с коррупционными и должностными преступлениями, совершаемыми в государственных органах, в то же время прекрасно осознают, что данные составы преступлений стали уже образом жизни. Общество убежденно, и не без основания, что богатство небольшой горстки представителей элиты не могло быть нажито честным путем, однако, опускает руки, не высказывая протеста.
Отсутствие реальной борьбы с условиями, порождающими коррупционные и должностные преступления, приводит к их распространению, как по горизонтали, так и по вертикали, захвату сфер влияния, способствует образованию коррупционных сетей или сообществ. В результате стране и обществу наносится невосполнимый гигантский ущерб. Эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие демократические институты разрушаются. Под угрозу ставится целостность механизма государственного управления. В итоге коррупционные и должностные преступления, совершаемые в государственных органах, осуществляющих регистрационные и разрешительно-лицензионные функции, превращаются в проблему, угрожающую национальной безопасности страны [6, с.17].
В целях исключения различных злоупотреблений, связанных со служебной деятельностью государственных служащих, осуществляющих регистрационную и разрешительно-лицензионную деятельность, возникла необходимость введения норм, направленных, прежде всего, на недопущение сращивания руководящего аппарата с коммерческими и иными организациями, а также запрещающих заниматься предпринимательской деятельностью через членов своей семьи в случаях, если организация, где работает член семьи государственного служащего, находится в какой-либо зависимости от органа государственной власти.
Кроме того, в настоящее время в Казахстане продолжается активная работа по искоренению коррупции. Проводимая работа поможет снизить уровень совершаемых преступлений в государственных органах, осуществляющих регистрационные и разрешительно-лицензионные функции. В Отраслевой программе противодействия коррупции на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года, в сфере регистрационной и разрешительно-лицензионной деятельности отмечается, что:
- снижены административные барьеры, в 3 раза сокращено количество лицензируемых видов деятельности и разрешений.
- требует продолжения работа по совершенствованию лицензионно- разрешительной системы, которая помимо сокращения коррупционных «лазеек» принесет значительный экономический эффект в виде сокращения расходов бюджета.
По итогам реализации Отраслевой программы по противодействию коррупции на 2011-2015 годы касательно регистрационных и разрешительно-лицензионных функций планируется достигнуть следующего:
- операционные издержки, связанные с регистрацией и введением бизнеса (получением разрешений, лицензий, сертификатов, аккредитаций, получением консультаций), включая время и затраты, снизятся в 2015 году на 30% по сравнению с 2011 годом;
- доля лицензий, выдаваемых в электронном виде от общего количества выдаваемых лицензий, составит: в 2011 году -7%, в 2012 году – 20%, в 2013 году – 50%, в 2014 году – 70%, в 2015 году - 100%.
Касательно этапов реализации отраслевой программы, то к 2015 году планируется принять меры по исключению контактов физических и юридических лиц с представителями государственных органов при оказании государственных услуг, путем перевода их части в электронный формат, а также выдачи лицензий в электронной форме [7, с 5, 12, 15, 17].