Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 16:07, курсовая работа
Уголовное право является одной из ведущих и самостоятельных отраслей права в Республике Беларусь. Оно существенно отличается от других, в том числе и смежных, отраслей права, имея свои специфические задачи, свой предмет и свой метод регулирования. Вместе с тем, уголовное право входит в общую систему белорусского права, ему присущи основные части и принципы, свойственные праву Республики Беларусь на современном этапе в целом.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3
Глава 1 ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ, ЗАДАЧИ……………………………………………………………......…….. 4
1.1 Понятие уголовного закона …………………………..………………. 4
1.2 Особенности уголовного закона ………………………..…………... 6
1.3 Задачи уголовного закона ………………………………..………....... 7
Глава 2 УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – ЕДИНЫЙ УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН, ДЕЙСТВУЮЩИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА…………………………………...…………………………………. 9
2.1 Понятие и характеристика Уголовного кодекса Республики Беларусь…………………………………………………………………….... 9
2.2 Совершенствование Уголовного Закона …………………………….. 14
Глава 3 ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВО ВРЕМЕНИ. ТОЛКОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА……………..….... 17
3.1 Действие Уголовного Закона в пространстве ……………………….. 17
3.2 Действие Уголовного Закона во времени ……………………………. 22
3.3 Дипломатический иммунитет и его уголовно-правовое значение.....…26
3.4 Толкование Уголовного Закона ……………………………………..…..28
ЗАКЛЮЧЕНЕ...……………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………34
На практике вследствие некоторой противоречивости статей 5 и 16 Закона от 18 июля 2000 г. и положений пункта 2 статьи 4 Закона от 22 июля 2003 г., а также ввиду отсутствия в Уголовном кодексе определения закона, смягчающего наказуемость деяния, имело место ограничение применения правила об обратной силе уголовного закона. Смягчение наказуемости деяния признается лишь в том случае, если назначенное ранее наказание является более строгим, чем установлено верхним пределом санкции соответствующей статьи Уголовного кодекса, измененной новым законом. Именно в таком направлении развивается судебная практика, основывающаяся в том числе и на разъяснениях, содержащихся в рекомендациях судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда по пересмотру приговоров в соответствии со статьей 9 Уголовного кодекса, на основании положений Закона Республики Беларусь "О внесении дополнений и изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь". В тех же случаях, когда в санкции соответствующей статьи Уголовного кодекса снижен минимальный предел наказания, назначенного по ранее действовавшему закону, приговоры не пересматриваются. К указанным случаям суды не применяют и нормы, содержащиеся в части второй статьи 9 Уголовного кодекса.
Не пересматриваются приговоры и в тех случаях, если санкция статьи кодекса, по которой лицо было осуждено, дополнена более мягким наказанием, а также в других случаях изменения соответствующей санкции в сторону смягчения наказуемости деяния. Например, если наказание назначено в пределах санкции нового, более мягкого закона, но нижний и верхний пределы санкции снижены по сравнению с ранее действовавшим законом, в соответствии с которым было назначено наказание.
Снижая
минимальный предел установленного
за преступление наказания либо иным образом
изменяя санкцию статьи Уголовного кодекса
в сторону смягчения наказуемости деяния,
законодатель, по существу, изменяет оценку
характера и степени общественной опасности
содеянного, давая возможность судам,
руководствуясь общими началами назначения
наказания, закрепленными в статье 62 Уголовного
кодекса,
Установив принципиальное положение, что новый уголовный закон, каким-либо образом ухудшающий положение лиц, ранее совершивших преступление, обратной силы не имеет, необходимо выяснить, как определять сроки лишения свободы при смягчении или ужесточении наказания. Например, старый уголовный закон предусматривал наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 10 лет, а новый закон за это же преступление устанавливает санкцию в виде лишения свободы на срок от 3 до 8 лет. Какой закон является более мягким? В доктрине уголовного права высказывались мнения, что более мягкий закон - это закон с более низким минимальным сроком наказания (М.И. Блум) и, наоборот, сопоставлять строгость законов следует по высшему, а не по низшему пределу их санкции (И.И. Солодкин) [11,с.64].
Таким образом, новый уголовный закон считается более мягким, если он: 1) сокращает минимум или максимум наказания; 2)исключает из альтернативной санкции более строгое наказание; 3) включает в санкцию статьи менее строгое наказание; 4) исключает из санкции дополнительное наказание или вводит более мягкий вид дополнительного наказания.
В случаях, когда новый закон создает новый состав преступления, в то время как ранее такие деяния подпадали под действие более общей нормы и влекли уголовную ответственность, необходимо сравнить санкции общей и специальной (новой) нормы. Если санкция за выделенное из общей нормы деяние мягче санкции закона, по которому квалифицировались аналогичные действия в прошлом, то новый закон имеет обратную силу, если же санкция специальной нормы более строгая, такой закон обратной силы не имеет.
В случае совершения длящихся преступлений, т.е. когда преступное состояние продолжается непрерывно, например дезертирство или незаконное хранение оружия, при изменении уголовного закона применяется новый закон, поскольку преступное деяние продолжается и после вступления этого закона в силу. Также должен решаться вопрос и при совершении продолжаемых преступлений, когда преступное деяние, направленное к одной цели и посягающее на один объект, состоит из ряда отдельных тождественных актов. Если после вступления нового закона в силу был совершен хотя бы один акт продолжаемого преступления, то применяется новый закон.
Таким
образом, применение нового уголовного
закона должно быть наиболее благоприятным
для осужденного. Именно в этом заключается
смысл обратной силы уголовного закона.
Вопрос
об уголовной ответственности
а) глава представительства - есть лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве;
б) сотрудниками представительства- являются глава представительства и члены персонала представительства;
в) членами персонала представительства - являются члены дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала представительства;
г) членами дипломатического персонала - являются члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг;
д.) дипломатический агент - есть глава представительства или член дипломатического персонала представительства;
е) членами административно-технического персонала - являются члены персонала представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства;
ж) членами обслуживающего персонала - являются члены персонала представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства;
З.) частный домашний работник - есть лицо, выполняющее обязанности домашнего работника у сотрудника представительства и не являющееся служащим аккредитующего государства…"
Лиц, пользующихся иммунитетом, нельзя без их согласия или согласия страны, которую они представляют, привлечь к уголовной ответственности, подвергнуть задержанию, обыску, допросу и другим следственным действиям.
Иммунитет распространяется и на территорию посольств и дипломатических представительств, на средства передвижения дипломатических представителей, а также, на основании международных договоров, на места расположения иностранных воинских соединений на территории другого государства.
Иммунитет территории означает, что без разрешения руководителей дипломатических представительств нельзя входить на территорию посольств для выполнения следственных действий - осмотра, обыска, задержания и ареста подозреваемых. Например, это можно проследить в ст. 22 в Венской Конвенции о дипломатических отношениях от 14.04.1961 г.:
1.
Помещения представительства
2.
На государстве пребывания
3.
Помещения представительства,
Но также недопустимо использовать дипломатический иммунитет в целях, несовместимых с функциями дипломатических представительств. Например, ст.42 Венской Конвенции о дипломатических отношениях от 14.04.1961 г. гласит, что:
1. Без ущерба для их привилегий и иммунитетов все лица,
пользующиеся такими привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и постановления государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства.
2.
Все официальные дела с
3.
Помещения представительства
Т.е. лица, пользующие правовым иммунитетом, обязаны соблюдать законы страны пребывания и могут нести ответственность за совершение уголовного преступления или в своей стране или, в случае согласия своего представительства, в стране пребывания. Как правило, лица, пользующиеся правовым иммунитетом, в случае нарушений законов Республики Беларусь, напр., совершении шпионажа, объявляются персонами non grate. Им предлагается покинуть территорию Республики Беларусь.
Значение
дипломатического иммунитета и заключение
международных договоров играет
огромную роль в развитии международных
отношений, поддержанию международного
мира, благоприятно влияет на экономическую,
политическую сферу страны.
Толкование уголовного закона состоит в уяснении и всестороннем раскрытии содержания закона в целях его точного применения. Толкование не может быть произвольным, выходящим за пределы воли законодателя, выраженной в тексте закона.
Толкование уголовного закона подразделяется на виды в зависимости от субъекта толкования, приемов и объема толкования.
В зависимости от субъекта, разъясняющего закон, различают легальное (или официальное), судебное (или казуальное) и научное (или доктринальное) толкование.
Легальным называется толкование, производимое органом государственной власти, уполномоченным на то законом. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 97 Конституции Республики Беларусь, правом официального толкования законов, в том числе уголовных, наделена Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. Акт легального толкования отличается от толкуемого закона только по форме. В содержании соответствующего акта возможно присутствие элементов развития законодательства. Положения, даваемые в акте легального толкования, являются обязательными к исполнению на территории Республики Беларусь, окончательными и не могут быть обжалованы.