Задачи и принципы уголовного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание

Конкретное содержание принципов и их перечень и в общей теории права, и в уголовном праве понимаются неоднозначно. Как правило, они подразделяются на общие (присущие системе права в целом и приобретающие в той или иной отрасли свое специфическое содержание) и специальные (отраслевые), раскрывающие качественные особенности правового регулирования отдельной отрасли права. Однако в последнее время в уголовно-правовой науке была высказана и иная точка зрения, отрицающая необходимость выделения специальных (отраслевых) принципов уголовного права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Задачи уголовного права ………………………………..…………..…………5

2. Принципы уголовного законодательства…………………………….….......11
Заключение………………………………………………………………..……...23

Глоссарий…………………………………………………………………...........24

Список литературы………………………………………………….….………..27

Работа состоит из  1 файл

задачи и принципы уголовного законодательства.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

      Из  законодательного определения гуманизма вытекают два аспекта рассмотрения этого принципа. Первый из них заключается в подчинении иерархии интересов, охраняемых нормами уголовного права, гуманистическими ценностями, в наиболее полном отражении в этих нормах приоритета прав и свобод человека и гражданина (ст.2 Конституции РФ). Второй связан с гуманным отношением к виновным при реализации норм, предусматривающих ответственность за совершенные им преступные деяния. Точное выражение принципа гуманизма в уголовном законодательстве поэтому во многом представляет собой проблему уяснения соотношения этих двух аспектов гуманизма, взвешенного подхода к человеку как объекту и уголовно-правовой охраны, и уголовно-правового воздействия.

      Положение о том, что "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" (ч.1 ст.7 Конституции), в своей значительной части обладает и гуманистическим содержанием. Потому, характеризуя предмет уголовно-правовой охраны, следует иметь в виду не только обеспечение условий существования Российской Федерации как социального государства, всемерную охрану прав и интересов личности, но и обеспечение нерушимости устоев развития России как гуманистического государства, незыблемости ее движения вперед по пути к действительно гуманистическому обществу.[5]

      Гуманистическая образующая устройства реальных общества и государства (а значит, и ее приоритетная уголовно-правовая охрана) как раз охватывает и предопределяет эффективность уголовно-правового обеспечения всех указанных аспектов гуманизма. На самом деле, чтобы обеспечить безопасность граждан как членов общества, прежде необходимо обеспечить безопасность общества и государства в целом. Всесторонняя же охрана интересов личности как минимум предполагает их достойное представительство в иерархии общественных интересов, их адекватное место в структуре общественных отношений существующего общества. Очевидно также, что именно содержание гуманистических воззрений общества и государства обусловливают как степень гуманного отношения к потерпевшим, так и меру милосердия, человеческого отношения к преступникам.

      Раскрывая гуманизм по отношению к преступнику, нельзя акцентировать внимание исключительно на защите его прав и интересов, обеспечении прав человека, ибо именно наказание, будучи мерой государственного принуждения, заключающейся в лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего преступление6, существенно ограничивает его права и интересы, нередко и соблюдение применительно к нему отдельных прав человека (к примеру, права на свободу: "Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность" - ч.1 ст.5 европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

      Рассмотрение  гуманизма лишь через призму минимально необходимой меры наказания или по возможности более мягкого отношения к лицу, совершившему преступление, оставляет в тени другое, помимо милосердия к преступнику, основание этих минимума и возможности - гуманность по отношению к потерпевшему. Права и интересы потерпевшего и преступника, обеспечивающиеся в уголовном законодательстве в общей форме как права и свободы человека и гражданина, неразрывны и на конкретном, правоприменительном уровне при выборе меры гуманного отношения как к преступнику, так и к потерпевшему. Ведь наказание, назначаемое лицу, совершившему преступление, в то же время одновременно в существенной своей части выступает и мерой гуманного отношения к пострадавшему от этого преступления.

      Гуманизм  по отношению к преступнику и  потерпевшему, исходя из содержания конкретного отношения ответственности, получает свое окончательное выражение в приговоре суда, обеспечение уже на законодательном уровне справедливого баланса между интересами указанных лиц является необходимой предпосылкой реализации принципа гуманизма на практике. Нарушение же такого баланса в пользу лица, совершившего преступление, или пострадавшего влечет за собой соответственно или ослабление правовой защищенности интересов потерпевшего либо применение неоправданно жестких мер уголовно-правового характера к преступнику.

      К сожалению, исследование действующего уголовного законодательства показывает, что и в этом плане есть упущения и пробелы, допущенные законодателем, в частности при конструировании норм Особенной части УК. Личные неотчуждаемые права и свободы потерпевших в современном уголовном праве иногда остаются недостаточно защищенными именно по причине чрезмерной юридической защищенности лиц, совершивших преступления, или, точнее, из-за непонятного стремления законодателя не затронуть мнимых или даже несуществующих интересов последних.

      Если, попытаться выделить основные положения, которым должно соответствовать определение гуманизма как принципа уголовного законодательства, необходимо, по меньшей мере, указать на следующее:

      1) оно должно включать в себя  и обеспечение гуманистических  основ общества и социального  государства, ибо без этого  обеспечение безопасности человека попросту невозможно;

      2) определение должно отражать  весь комплекс прав и интересов  личности, а не замыкаться на сфере безопасности человека;

      3) оно должно предполагать не  просто обеспечение прав и  интересов личности (что в целом  было присуще и УК РСФСР), а  в силу ст.2 Конституции РФ их приоритетную защиту;

      4) поскольку реализация принципа  гуманизма на практике осуществляется судом, его значение наряду с уголовным законодательством должно быть нормативно закреплено;

      5) так как гуманное отношение  к преступнику и к потерпевшему  неразрывно связаны между собой, исходя из их соотношения, законодательная дефиниция должна отражать и тот, и другой аспекты гуманизма;

      6) поскольку гуманность к упомянутым  лицам имеет свои пределы и  реализуется с учетом характера  и степени общественной опасности  преступления, совершенного виновным, значимости тех отношений, нарушением которых причиняется ущерб потерпевшему, основания и критерии таких пределов тоже должны быть обозначены в указанной дефиниции;

      7) при формулировании принципа  гуманизма должно быть использовано только понятие "меры уголовно-правового характера", ибо употребляемое сейчас наряду с ним выражение "наказание" охватывает хотя и самую значительную, но лишь часть мер уголовно-правового воздействия, что вносит в определение признаки, свойственные принципам меньшего объема, сужает содержание гуманизма как принципа уголовного законодательства до объема принципа назначения наказания.

Заключение 

      Все принципы уголовного законодательства представляют собой целостную систему. Ее элементами выступают конкретные требования к законодателю, правоприменителю и гражданам. При всей равнозначности подсистем и элементов системы принципов в ее иерархии первым надлежит поставить принцип законности и справедливости. "Юстиция" в переводе с латинского означает "справедливость".

      В отечественной правовой системе  значительна роль судейского усмотрения, а судам предоставлена определенная свобода действий для обеспечения справедливого правосудия.

       Особую  актуальность в разумном сочетании  норм кодифицированного писаного права и свободного усмотрения придает процесс переустройства российского общества и государства на началах демократии. В реформировании судопроизводства, развитии его принципов и законодательных основ важная роль принадлежит созданному в 1991 году Конституционному Суду Российской Федерации и его решениям.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глоссарий 

Принцип виновной ответственности лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие вредные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное менение, т. е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.
Принцип гуманизма состоит в том, что наказание и иные меры уголовно-правового  воздействия, применяемые к лицам, совершившим преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.
Принцип законности состоит в том, что преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только уголовным законом, т. е. не допускается привлечение к уголовной ответственности и осуждение за действия, не являющиеся преступными. Перечень преступных деяний не может быть установлен никаким иным правовым актом, кроме Уголовного кодекса РФ.
Принцип равенства граждан перед законом состоит в том, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, а также других обстоятельств.
Принцип справедливости предполагает, что наказание и иные меры уголовно-правового  воздействия, подлежащие применению к лицу, совершившему преступление, должны соответствовать тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не должен нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.
Уголовное законодательство система нормативных  правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти, содержащих нормы, регулирующие отношения, связанные с установлением оснований привлечения к уголовной ответственности и освобождения от неё, определением преступности деяний и иные отношения, входящие в предмет регулирования уголовного права.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список литературы 

  1. Конституция РФ. - М., 2010. Ст. 2, 19, 20, 50, 54,
  2. Уголовный кодекс РФ. - М., 2011.
  3. Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПб., 2003. С. 471-479
  4. В. Мальцев, "Российская юстиция", N 7, июль 2002 г.Российская Федерация. Законы. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" [Текст]/: федер.закон [от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ]  // СЗ РФ от 13 августа 2001 г., N 33 (Часть I), ст. 3431
  5. Калина С.Г., Кудрявцев В.Н. Принципы советского уголовного права. - М., 2008.
  6. Карпец И.И. Правовая наука и практика борьбы с преступностью, перспективы укрепления взаимодействия // Советское государство и право. 1985. № 12.
  7. Курс уголовного права. Том 1. Общая часть. Учение о преступлении (под ред. доктора юридических наук, профессора Н.Ф.Кузнецовой, кандидата юридических наук, доцента И.М.Тяжковой) - М.: ИКД "Зерцало-М", 2002
  8. Магомедов А.Д. Уголовное право России. Особенная часть: Учебное пособие. - М., 2007.
  9. Магомедов А.Д. Уголовное право России. Общая часть: Учебное пособие. - М., 1997.
  10. Скуратов Ю.И., Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. - М., 2007. С. 1-5. ст. 1-7.
  11. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса: В 3 т. Т.1. М., 1968. С.124
 

      Приложение  А 
 
 

 

Информация о работе Задачи и принципы уголовного законодательства