Омский
юридический институт (ОмЮИ)
Кафедра
истории и философии
Конкурсная
работа
Александр
II: роль личности в истории.
Омск - 2010
Оглавление
Введение
Царизм
и абсолютизм, лишили русский народ света
и огня, словно ребенка, неопытного, чтобы
уметь обращаться с ними. Царизм и абсолютизм
нашли для русского народа настолько сильнодействующее
лекарство, что в политическом и социальном
отношении больной подобен не живому еще
человеку, но остывающему трупу. Все его
могучие члены словно окаменели, но как
под верхней ледяной оболочкой северных
рек бурлит вода и стремится вперед, унося
с собою все органически живое, так дышит
и мечтает и мыслит внутри полуостывшего
трупа нечто живое и бессмертное. Внутри
живого мертвеца идет неустанная созидательная
работа: там собирается и куется оружие,
необходимое для борьбы за будущее.
Вот почему история русской
литературы есть одновременно история
русского народа. Вместе с Пушкиным и Лермонтовым
молодой великан окружил себя романтической
дымкой. Появилась обличительная литература,
и социальное сострадание сменило окончательно
романтический субъективизм. Александр
II реформировал и реформировал страну
по образцу западноевропейской культуры.
Тургенев оптимистически видел недалекое
лучшее будущее и написал "Накануне".
Герцен будил русский народ мощным звоном
своего "Колокола", но в России начался
уже насильственный поворот назад. Александр
II хотел быть вторым Петром Великим, но
остановился в нерешительности на полпути
и повернул назад. Герцен спросил: "Кто
виноват?". Русский народ вместо ответа
указал на Александра, как на представителя
абсолютизма и опору всего реакционного
на пути. Александр II пал жертвой своей
бесхарактерности и своего двоедушия.
Мы
познакомимся ниже с его личностью и характером
и с тем, насколько они отразились на жизни
всего русского народа, не вдаваясь в излишние
детали и не касаясь таких областей
как, например, внешняя политика, войны
России, развитие литературы и т.д., где
личность и характер Александра II не сыграли
решительно никакой роли.
При
Александре II самодержавие вступило на
путь реформ. Этот путь очень опасен. В
ходе его государство теряет свою устойчивость
и становится очень уязвимо. Этот путь
следовало пройти спокойно и осмотрительно,
продвигаясь от реформы к реформе, согласно
логике их развития не останавливаясь
перед теми к которым не лежит душа, которые
кажутся слишком опасными. Ибо самое опасное
на этом пути – остановки. Страна, следующая
за правительством по пути реформ, не может
вдруг остановиться. Она опрокинет нерешительного
реформатора и пойдет дальше, никем уже
не управляемая.
Цель
данной работы: показать личность Александра
второго, каким он все-таки был: сильно
или слабохарактерным. А так же показать
к чему привели реформы Александра II.
Задачи:
- Рассмотреть
личность Александра II на фоне эпохи, исторических
задач, которые перед ним стояли;
- Выяснить
причины и характер реформ Александра
II;
- Выявить причины
революционного движения в правление
Александра II, показать закономерности
в поведении революционеров и последствия
убийства царя.
Изучив
литературу, посвященную личности Александра
II, я пришла к выводу, что он был выдающейся
личностью. Например, в Переписке с великим
князем Константином Николаевичем я увидела
планы раннего зарождения великих реформ.
Э. Радзинский
и С. Татищев в своих книгах показали, какой
был Царь-Освободитель и как он правил
большой страной.
В книге А.И. Яковлева, я увидела
то время, в которое жил император, и как
отражались на народе России его реформы.
Если
брать все книги, прочитанные мною
для написания работы, то каждая из них
это отдельное произведение, каждый автор
показал со своей стороны Царя-реформатора,
Александра II.
Глава 1.
Личность Александра II.
Когда
Александр Николаевич родился в
одном из дворцов московского
Кремля, его отец не был еще не
только императором, но даже и наследником.
Таким образом в маленьком
Александре не видели будущего монарха,
и только этим объясняется, что он в детстве
и юности избежал того извращенного воспитания,
какое всегда получали будущие русские
цари. Военным гувернером маленького
Александра был генерал Мердер, человек
в высшей степени ограниченный, стремившийся
сделать ив маленького принца послушного
и исправного солдата, несмотря на то,
что мальчику была военная служба противна.
Когда Александру было восемь лет,
его воспитание было поручено знаменитому
Василию Андреевичу Жуковскому. Последний
выработал план воспитания цесаревича,
который по мысли Жуковского должен
быть человеком образованным, без излишнего
научного багажа, но должен знать и понимать
все то, что относится к его будущей роли
самодержца и царя.
Жуковский
не был тем энергичным человеком с сильным
характером, влияние которого могло бы
составить в душе цесаревича должный противовес
всему тому, что творилось вокруг впечатлительного
мальчика. Так, например, с одной стороны
Жуковский превосходно уживался с Мердером,
хотя с другой стороны и протестовал против
того, что мальчика заставляют заниматься
почти исключительно военными упражнениями:
народ, ведь, не полк солдат и Россия не
казарма. Россия была к тому времени настолько
бедна людьми, что выбор остановился сначала
на греке, графе Каподистрие, но когда
тот предпочел стать во главе своей родины,
высшее наблюдение за образованием Александра
поручено было опять-таки солдату, генерал-лейтенанту
Ушакову. К счастью для его воспитанника,
сей бравый, но очень недальновидный и
неумелый педагог не сумел даже приобрести
хоть какое-нибудь влияние на Александра.
Последний был предан одному лишь Жуковскому
и перенял от него вдумчивость и серьезное
отношение к своим обязанностям. Но двойственность
характера воспитателя отразилась и на
его воспитаннике. Александр всю жизнь
остался человеком мягким, нерешительным,
доступным всякого рода внешним влияниям
и рабом всех своих внутренних побуждений,
всегда разнообразных, временных и противоречащих
друг другу.
10-го
сентября 1831 г. император Николай объявил
своего сына официально наследником престола,
а 4-го мая 1834 г. Александр, еще только шестнадцати
лет от роду, объявлен был совершеннолетним
и получил целый ряд весьма высоких,
на первый взгляд весьма ответственных,
но в сущности фиктивных назначений. Он
стал и атаманом казачьих войск, и главнокомандующим
гвардейским и гренадерским корпусом,
и первым адъютантом своего отца. Сперанский
доказывал юноше, что право остается правом
лишь до тех пор, пока оно покоится на правде;
в противном случае оно уже не право, но
произвол. Но как могло это запечатлеться
в душе юноши, если данная ему власть над
безмолвно покорными войсками была сплошным
проявлением личного произвола? Граф
Канкрин читал цесаревичу курс о денежном
обращении и финансах, барон Бруннов
знакомил его с дипломатическими отношениями
России к державам. В 1837 г. он послал Александра
в сопровождении Жуковского и генерала
Кавенина совершить путешествие по Сибири.
Какую бы цель он ни преследовал при этом,
меньше всего жестокий и мстительный Николай
желал, чтобы Александр не вошел в
какое бы то ни было соприкосновение с
декабристами, этими величайшими мучениками
земли русской
В
Сибири Александр виделся с некоторыми
декабристами, говорил с
ними, утешал их и взял на себя
роль заступника за
них перед отцом. Николай сменил гнев на
милость: некоторые декабристы назначены
были солдатами в кавказскую армию, а другим
разрешено было переселиться в тот или
другой из сибирских городов. Юноше Александру
нравилось играть роль милостивого цесаревича:
будучи назначен канцлером Гельсингфорсского
университета, он принимал меры.
Чтобы
держать сына подальше от Петербурга,
Николай часто посылал его за границу
с какой-нибудь пустячной миссией к иностранным
дворам. Кроме того Александр объездил
южную Россию, Кавказ и Армению. Казалось
бы, эти путешествия должны были познакомить
Александра с русским народом и другими
народами, которыми он в будущем должен
будет править, с их нравами,
обычаями и образом жизни, но губернаторы
и полицмейстеры заботились о том, чтобы
будущий царь знал одну лишь внешнюю, показную
сторону русской жизни.
Догадываясь,
что русскую жизнь старательно и сознательно
фальсифицируют перед его глазами, и мечтая
о том, что такие-то и такие-то стороны
русской жизни должны быть реформированы.
Александр вполне уже освоился с мыслью,
что раньше или позже он будет безраздельным
властелином над всей колоссальной Россией,
над всем многомиллионным русским народом.
Супруга
Александра II, после смерти старшего сына
огорчилась весьма глубоко. Она искала
утешения в молитве и благочестии и стала
полной ханжой, полностью попав под влияние
своего духовника попа Бажанова, которого
в этом отношении поддерживали графиня
Блудова и Наталия Протасова. Сначала
императрица Мария жила с супругом в мире
и согласии, но в шестидесятых годах Александр
стал частенько изменять жене. Хотя у них
было много детей и некоторые из последних
уже были взрослыми, Александр не мог устоять
ни перед одной красивой женщиной, приезжавшей
ко двору. Побеждать их сердца и иметь
их к своим услугам было для возлюбленного
монарха делом довольно легким. Но вот
Александр в 1868 г. влюбляется в молодую
княгиню Екатерину Долгорукую. Любовь
быстро возгорелась в страсть, страсть
же нашла себе удовлетворение в любовной
связи. Весь Петербург видел, как изо дня
в день Александр ездил в гости к княгине
Долгорукой, и все прекрасно знали, что
он прижил с нею детей. После февральского
покушения в 1880 г. Александр уже боялся
ездить по улицам и приглашал княгиню
Долгорукую к себе в Зимний дворец, где
она жила таким образом.
Мария, к тому времени уже женщина больная
и слабая, не могла вынести
этого позора, и огорчение от неверности
мужа повлияло неблагоприятно
на ход ее болезни. Она умерла 3-го июня
1880 г., и отныне Александр был в этом отношении
вполне свободен: несмотря на возражение
всей его семьи он решил жениться на княгине
Долгорукой. И в том
же году княгиня Долгорукая под именем
княгини Юрьевской стала законной, хотя
и морганатической1 женой
Александра. Теперь в Зимнем дворце она
господствовала безраздельно, и говорят,
что Александр очень любил детей, прижитых
с нею. Всего княгиня Юрьевская имела трех
детей от Александра: князя Георга, родившегося
30 го апреля 1872 г., служащего офицером в
лейб-гвардии гусарском полку, княгиню
Ольгу родившуюся ноябре 1873 г., вышла 12-го
мая 1895 г. замуж за графа Мерснберга» и
княгиню Екатерину (родилась
9-го сентября 1878 г.).
Судя
по свидетельствам историков, Александр
II находился под сильным влиянием отца
и перенимал некоторые его качества. Однако
его отличали от железного характера Николая
врожденная мягкость и великодушие. Именно
поэтому личность Александра нельзя оценить
однозначно - в разные моменты жизни он
производит разное впечатление.
Глава 2. Причины и характер реформ
Александра II
Невыразимо
жалкое зрелище представляла из себя Русь,
когда Николай закрыл навеки свои глаза,
и в весьма значительной степени все это
было делом его собственных рук. Русский
народ стонал под игом рабства, хотя бы
и носившего кличку крепостного права.
Жители городов мещане и купцы были лично
свободными, но покупали свою свободу
дорогою ценою платежа государственных
налогов в казну и бесконечных контрибуций
в пользу полиции и чиновников. Никто не
мог быть спокоен за свою жизнь и свободу.
Лица, забритые в солдаты, должны были
долгих 25 лет носить это невыносимое ярмо.
Еврейских мальчиков насильно отнимали
у родителей, крестили и готовили к военной
службе. Да и вообще, Николай замышлял
превратить всю Россию в
одну сплошную казарму и создал пресловутые
военные поселения, где произвол над человеческой
личностью и человеческой свободой достигал
своего высшего предела. Александр
II и советники его в первые годы его царствования
были, к счастью для России, достаточно
интеллигентными, чтобы реформы предпочесть
надвигающейся гибели.
Мы
проследим теперь в кратких чертах
великие реформы, которые
были проведены Александром II или, вернее,
проведены неумолимым временем и только
лишь подписаны на официальных документах
рукой Александра.
С 1861 г. военным министром
был Дмитрий Алексеевич Милютин. Он был
врагом кумовства, чрезвычайно развившегося
в русской армии, выработал план реорганизации
ее и начал, конечно, с того, что увеличил
войско на 19 пехотных дивизий. И с согласия
Александра выработал совершенно новый
план реорганизации русского войска. Деньги
на эти эксперименты должен был дать народ,
всегда жестоко расплачивавшийся за ошибки
наших русских министров. Введение в 1874
г. всеобщей воинской повинности означало
для народа не только увеличение налогового
бремени, но и огромный экономический
ущерб, в особенности для крестьянского
хозяйства. Молодых парней 21 года, являющихся
в крестьянском хозяйстве весьма ценной
и необходимой рабочей силой, очень часто
уже женатых и имеющих детей, насильно
отрывают от плуга на 4-5, а то и на все семь
лет. Городская и казарменная жизнь действуют
развращающим образом на солдат, не говоря
уже о том колоссальном ущербе, какой причиняется
многолетним бездельничаньем миллиона
молодых и здоровых людей. А русская армия
даже в мирное время равна целому миллиону
человек, в то время как стянутые в военное
время резервы увеличивают армию до двух
миллионов человек.