Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 03:12, лекция
Князь Александр Ярославич Невский занимает особое место среди сакрализованных персонажей российской истории. Судя по опросам, это самый популярный персонаж древнерусской истории 1. В глазах наших соотечественников он предстает прежде всего как защитник Отечества, рыцарь без страха и упрека, всю свою жизнь посвятивший защите священных рубежей Родины.
"Цепь времен":
Проблемы исторического
Князь Александр
Ярославич Невский занимает особое место
среди сакрализованных персонажей российской
истории. Судя по опросам, это самый популярный
персонаж древнерусской истории 1.
В глазах наших соотечественников он предстает
прежде всего как защитник Отечества,
рыцарь без страха и упрека, всю свою жизнь
посвятивший защите священных рубежей
Родины. Как ни странно, это представление
сформировалось не так давно: ему нет еще
и семидесяти лет, поскольку в основе такого
образа лежит гениальный фильм С.М. Эйзенштейна
«Александр Невский» (1939 г.). И не важно,
что рецензию на литературный сценарий
«Русь», лежащий в основе киношедевра,
М.Н. Тихомиров озаглавил «Издевка над
историей»2. Для подавляющего большинства
граждан России именно этот фильм (если,
конечно, не считать школьные учебники
для 6 класса) стал основным источником
информации о великом предке.
Наверное, поэтому обращение к историческим источникам, повествующим о жизни и делах князя, попытка разобраться, какую реальную роль сыграл Александр в истории нашей страны, и где коренятся истоки привычного образа спасителя и защитника Отечества, вызывают, как правило, довольно жесткое неприятие у наших современников. Обращение же к историографической традиции мешает проводить такую тенденцию: образ князя явно начинает уступать своему основному «сопернику» в исторической памяти россиян - образу Дмитрия Ивановича Донского.
----------------------
1 Храпов В.
Кого дают в герои нашим
детям // Знание — сила. 1990. №
3; Левинсон А.Г. Массовые
2 Тихомиров
М.Н. Издевка над историей // Историк-марксист.
1938. № 3.
120
Действительно, в самых ранних источниках, авторы которых едва ли не лично знали князя 3, описания и характеристики даже самых ярких событий, связанных с именем Александра Ярославича, выглядят довольно заурядно 4. Поэтому апологетически настроенным историкам то и дело приходится прибегать к методе, предложенной в свое время М. Хитровым, сетовавшим, что «к великому сожалению, в рассказе о св. Александре Невском нам приходится довольствоваться скудными историческими известиями», поскольку «летописные известия о лицах и событиях XIII и XIV веков кратки, отрывочны и сухи». В этих условиях, считает он, «единственное средство сколько-нибудь помочь горю - это самому автору проникнуться глубоким благоговением и любовью к предмету изображения и чутьем сердца угадать то, на что не дают ответа соображения рассудка»5. Из этого-то источника обычно и черпают недостающие сведения.
------------------------------
3 Автор житийной повести об Александре прямо сообщает: «Азъ худый и многогрешный, малосъмысля, покушаюся писати житие святаго князя Александра, сына Ярославля, а внука Всеволожа. Понеже слышах от отець своихъ и самовидець есмь възраста его, радъ бых исповедалъ святое и честное и славное житие его» (Повести о житии и о храбрости благовернаго и великаго князя Александра// Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981. С. 426).
4 Впрочем, не стоит забывать, что задачи автора агиографического произведения были несколько иными, нежели это представляется многим современным исследователям, которые невольно приписывают древнерусским авторам нынешние представления об Александре: «В житии Александра Невского... главным образом представлены эпизоды, которые говорят о нем, как о непобедимом князе-полководце, известном всюду своими военными подвигами, и как о замечательном политике» (Строков А., Богусевич В. Новгород Великий: Пособие для экскурсантов и туристов. Л., 1939. С. 23). Ср. более «мягкое», но от того вряд ли более верное определение: «Составление полной биографии князя Александра не входило в задачи автора. Содержанием жития является краткое изложение основных, с точки зрения автора, эпизодов из его жизни, которые позволяют воссоздать героический образ князя, сохранившийся в памяти современников, - князя-воина, доблестного полководца и умного политика» (Охотникова В. И. Житие Александра Невского: Комментарий] // Памятники литературы Древней Руси: ХШвек. М., 1981. С. 602)
5 Хитров
М. Святый благоверный великий князь Александр
Ярославич Невский: Подробное жизнеописание
с рисунками, планами и картами. М., 1893 [Л.,
1992].С. 10-11.
121
Победа
на Неве стоила новгородцам и ладожанам
жизни двадцати земляков («или мне [менее],
Богь весть», - философски замечает автор
сообщения в Новгородской первой летописи
6). Правда, врагов было перебито «много
множъство», но - на другом берегу Ижоры,
«иде же на бе проходно полку Олександрову»,
уточняет Лаврентьевская летопись
7. Полагать, что эта битва действительно
стала «важным этапом» в борьбе за выход
Руси в Балтийское море (который она и
без того имела вплоть до начала XVII в.),
или что она «уже в XIII веке предотвратила
потерю Русью берегов Финского залива
и полную экономическую блокаду Руси»8,
— наивно. И до, и после нее шведы неоднократно
высаживались на побережье юго-восточной
Прибалтики. И до, и после нее они даже
строили здесь крепости. И до, и после нее
новгородцы и подстрекаемые ими карелы
совершали опустошительные набеги на
шведские земли. И до, и после нее заключались
мирные договоры (оказывавшиеся, впрочем,
недолговечными). И все это никогда не
приводило ни к «потере», ни к «блокаде».
Шведы, судя по «Хронике Эрика», подробно
повествующей о событиях в данном регионе
в XIII в., вообще умудрились не заметить
этого сражения 9. Даже автор приведенных
выше «официальных» советских характеристик
Невской битвы вынужден был заключить:
«после разгрома (!) на Неве шведское правительство
не отказалось от мысли овладеть землей
финнов»10.
Все это свидетельствует о том, что с точки зрения современного прагматического мышления очень трудно понять, что же, собственно, заставило агиографа именно это событие сделать ключевым в создании образа святого князя Александра Ярославича. Мало того, в глазах автора жития Невская битва по своему значению, судя по всему, превосходила Ледовое побоище. Во всяком случае, описание последнего значительно уступает рассказу о сражении в устье Ижоры даже по объему. В Новгородской первой летописи сообщение о битве на Неве по количеству слов в полтора раза превосходит описание Ледового побоища 11, в Лаврентьевской - только перечень подвигов, совершенных дружинниками Александра в устье Ижоры, вдвое превышает рассказ о сражении на льду Чудского озера 12.
--------------------------
6 Новгородская первая летопись старшего извода (Синодальный спи- сок) // Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов (Полное собрание русских летописей. Т. 3). [2-е изд.]. М., 2000. С. 77.
7 Лаврентьевская летопись// Полное собрание русских летописей. Т. 1. М., 1998. Стб. 480.
8 Очерки истории СССР: Период феодализма. IХ-ХУ вв. В двух частях. М., 1953. Ч 1 С. 845.
9 См.; Хроника Эрика. Выборг, 1994.
10 Очерки истории СССР... 1Х-ХУ вв. Ч. 1. С. 886.
11 Новгородская
первая летопись. С. 77. 12 Лаврентьевская
летопись. Стб. 478.
122
Впрочем,
и летописные повествования о Ледовом
побоище вызывают у нашего современника
ничуть не меньше вопросов. Суть дела сводится
в них к довольно ограниченной информации.
Так, согласно Новгородской 1 летописи,
после изгнания из Пскова крестоносцев,
приглашенных туда самими псковичами
в 1240 г.13, Александр Ярославич по
не вполне ясным причинам отправился дальше
на запад, «на Чюдь», вторгаясь в земли
Дорпатского епископства. Здесь он «пусти
полкъ всь в зажития 14», при этом
отряды под командованием Домаша Твердиславича
и Кербета «быша в розгоне 15». «Немци
и Чюдь» разбили эти отряды, Домаша убили,
«а инехъ руками изъимаша, а инии къ князю
прибегоша в полкъ». После этого Александр
отступил к Чудскому озеру и здесь, «на
Узмени, у Воронея камени» встретил догонявшего
его неприятеля. Само описание битвы занимает
чуть больше ста слов:
«И наехаша на полкъ Немци и Чюдь и прошибошася свиньею сквозе полкъ, и бысть сеча ту велика Немцемь и Чюди. Богъ же и святая Софья и святою мученику Бориса и Глеба, еюже ради новгородци кровь свою прольяша, техъ святыхъ великыми молитвами пособи Богь князю Александру; а Немци ту падоша, а Чюдь даша плеща; и, гоняче, биша ихъ на 7-ми верстъ по леду до Суболичьскаго берега; и паде Чюди бещисла, а Немець 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгородъ. А бишася месяца априля въ 5, на память святого мученика Клавдия, на похвалу святыя Богородица, в субботу»16.
------------------
13 Ср. выводы, к которым приходит автор последнего исследования, посвященного новгородско-псковским отношениям: «появление немцев во Пскове произошло с согласия значительной части псковской общины», и далее: «по большому счету, можно говорить о добровольной сдаче города самими жителями, а не кучкой бояр-заговорщиков»; причиной стало, видимо, то, что «псковичи предпочли в 1240 г. установление власти немцев возможному поглощению суверенной Псковской земли Новгородской волостью» (Валеров А. В. Новгород и Псков: Очерки политической истории Северо-Западной Руси ХI-ХIV веков. СПб., 2004. С. 164, 165, 168).
14 Составители Словаря древнерусского языка Х1-Х1\/ веков (М., 1990. Т. 3. С. 301) и Словаря русского языка ХI-ХVII вв. (М., 1978. Вып. 5. С. 196) толкуют это слово как 'место заготовления съестных припасов и фуража'. Если принять эту трактовку, остается непонятным, почему местом заготовки припасов для новгородского князя оказывается враждебная территория. Некоторую ясность, впрочем, вносит следующая фраза.
15 Еще одно слово, которое требует специального пояснения. В Словаре русского языка ХI-ХIV вв. оно определяется как 'нападение по территорию противника с целью приобретения добычи'; любопытно, что лексикографы «постеснялись» рассмотреть такое значение в данном сообщении и выделили последнее (и только его!) в особый случай: «Передовой отряд (?)» (М., 1995. Вып. 21. С. 172). Логичным поэтому выглядит толкование данного фрагмента летописи в «Очерках истории СССР»: «освободив Псков, Александр Ярославич повел свое войско в землю эстов, дав право войску воевать "в зажития", то есть нанося максимальный ущерб врагу» (Очерки истории СССР... 1Х-ХУ вв. Ч. 1. С. 848).
16 Новгородская
первая летопись старшего извода (Синодальный
список) // Новгородская первая летопись
старшего и младшего изводов (Полное собрание
русских летописей. Т. 3). [2-е изд.]. М., 2000.
С. 78.
123
Некоторые
дополнения к этому описанию находим в
житийной повести об Александре Ярославиче.
После рассказа об «освобождении» Пскова
агиограф сообщает, Александр «землю их
[«безбожных немець»] повоева и пожже и
полона взя бес числа, а овех иссече». Когда
же «стражие» сообщили о приближении основных
сил противника, «князь... Александръ оплъчися,
и поидоша противу себе». Автор Жития «уточняет»
численность войск («покриша озеро Чюдьское
обои от множества вой», причем добавляется,
что Ярослав Всеволдович прислал в помощь
Александру «брата меньшаго Андръя... въ
множестве дружине»). Само описание сражения
предельно метафорично:
«И бысть
сеча зла, и трусь от копий ломления, и
звукъ от сечения мечнаго, яко же и езеру
померзъшю двигнутися, и не бъ видъти леду,
покры бо ся кровию». В результате с Божьей
помощью (воплощением ее, в частности,
явился «полкъ Божий на въздусе, пришедши
на помощь Александрови») князь «победи
я..., и даша плеща своя, и сеча хуть я, гоняще,
аки по иаеру [те. по воздуху], и не бе камо
утещи». «И возвратися князь Александръ
с победою славною, — заключает агиограф,
— и бяше множество полоненых в полку
его. и ведяхут босы подле коний, иже именують
себе божий ритори»17.
В псковских летописях, зависящих от новгородского летописания, о битве говорится еще более кратко. Упоминается лишь, что сражение произошло «на леду», а противников Александр «овы изби и овы, связавъ, босы поведе по леду»18. Псковская 3-я летопись добавляет: «паде Немец ратманов 500, а 50 их руками изымаше, а Чюдь побеже; и поиде князь по них, секуще 7 верстъ по озеру до Собилицкого берега, и Чюди много победи, имь же несть числа, а иных вода потопи»19.
----------------------------
17 Повести
о житии и о храбрости
18 Псковская 1-я летопись (Тихановский список)// Псковские летописи. (Полное собрание русских летописей. Т. 5. Вып. 1.). М., 2003. С. 48.
19 Псковская
3-я летопись (Строевский список)
// Псковские летописи. С. 82.
124
И уж совсем
скромное описание «побоища» в Лаврентьевской
летописи (опирающейся в данном случае
на великокняжеский свод 1281 г., составленный
при сыне Александра, князе Дмитрии): «В
лето 6750. Ходи Александръ Ярославичь с
Новъгородци на Немци и бися с ними на
Чюдъскомъ езере у Ворониа камени. И победи
Александра и гони по леду 7 верст секочи
их»20. Впрочем, в Ипатьевской летописи
(отразившей в этой части враждебное Александру
галицко-волынское летописание) вообще
отсутствуют какие бы то ни было упоминания
о «крупнейшей битве раннего средневековья».
Видимо, прав был новгородский летописец,
описывавший Раковорскую битву 1268 г. (которой
не так повезло с исторической памятью,
как Ледовому побоищу, состоявшемуся всего
за четверть века до того): «бысть страшно
побоище, яко не видали ни отци, и деди»21.
Обращение
же к источникам, появившимся «по ту сторону»,
еще больше снижает представление о масштабах
и последствиях сражения на Чудском озере.
В частности, итоги битвы видятся автору
немецкой Рифмованной хроники гораздо
более скромными, нежели они представлялись
древнерусскому летописцу (а за ним и большинству
наших современников):
Информация о работе Александр Невский: Парадоксы исторической памяти