Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 15:05, реферат
Алексей Капитонович Гастев (1882-1941) - выдающийся советский теоретик и практик научной организации труда и управления производством, крупный общественный деятель, поэт. Его перу принадлежит свыше 200 монографий, брошюр, статей. Помимо уже упоминавшихся выше и переизданных в 70-е гг. книг, укажем на следующие: Индустриальный мир (Харьков, 1919); Наши задачи (М., 1921); Восстание культуры (Харьков, 1923); Профессиональные союзы и организация труда (Л., 1924); Новая культурная установка (М., 1924); Установка производства методом ЦИТа (М., 1927); Нормирование и организация труда (М., 1929); Методологические предпосылки разработки, обоснования и классификации стандартов (М., 1933) и мн. др.
Все это, по мнению А. К. Гастева и его коллег, позволит максимально активизировать человеческий фактор и вместе с тем сберечь силы и здоровье работников, экономно расходуя их энергию. Здесь же уместно отметить, что воззрения цитовцев существенно расходились и с представлениями Е. Ф. Розмирович, которая, как увидит читатель, явно недооценивала значимости социальных, психологических и физиологических аспектов.
Исключительный интерес представляют не утратившие актуальности и предвосхитившие ряд праксеологических идей правила Как надо работать, предложенные А. К. Гастевым. Работаем ли мы, писал он, за канцелярским столом, пилим ли напильником в слесарной мастерской или, наконец, пашем землю - всюду надо создавать трудовую выдержку и постепенно сделать се привычкой.
Вот первые
основные правила для всякого
труда.
1. Прежде
чем браться за работу, надо
всю ее продумать, продумать
так, чтобы в голове
2. Не
браться за работу, пока не
приготовлен весь рабочий
3. На
рабочем месте (станок, верстак,
стол, пол, земля) не должно
быть ничего лишнего, чтобы
попусту не тыкаться, не суетиться
и не искать нужного среди
ненужного.
4. Весь
инструмент и приспособления
должны быть разложены в определенном,
по возможности раз навсегда установленном
порядке, чтобы можно все это находить
наобум.
5. За
работу никогда не надо
6. По
ходу работы иногда надо
7. Работать
надо как можно ровнее, чтобы
не было прилива и отлива; работа
сгоряча, приступами портит и
человека и работу.
8. Посадка
тела при работе должна быть
такая, чтобы и удобно было
работать, и в то же время не тратились
бы силы на совершенно ненужное держание
тела на ногах. По возможности надо работать
сидя. Если сидеть нельзя, ноги надо держать
расставленными; чтобы выставленная вперед
или в сторону нога не срывалась с места,
надо устроить укрепу.
9. Во
время работы надо обязательно
отдыхать. В тяжелой работе надо
чаще отдыхать и по
10. Во
время самой работы не надо
есть, пить чай, пить в крайнем случае
только для утоления жажды; не надо и курить,
лучше курить в рабочие перерывы, чем во
время самой работы.
11. Если
работа нейдет, то не горячиться,
а лучше сделать перерыв,
12. Во
время самой работы, особенно
когда дело нейдет, надо работу
прервать, привести в порядок
рабочее место, уложить
13. Не
надо в работе отрываться для
другого дела, кроме необходимого
R самой работе.
14. Есть
очень дурная привычка после
удачного выполнения работы
15. В
случае полной неудачи надо
легко смотреть на дело и
не расстраиваться, начинать снова
работу, как будто в первый
раз, и вести себя так, как указано
в 11-м правиле.
16. По окончании работы надо все прибрать; и работу, и инструмент, и рабочее место; все положить на определенное место, чтобы принимаясь снова за работу, можно было все найти и чтобы самая работа не опротивела.
Таким
образом, если Тейлор, Форд и другие
буржуазные деятели НОТ решали возникающие
в ее рамках проблемы методами, носящими
преимущественно технико-
В отличие от Тейлора и Форда, которые сосредоточили основное внимание на вопросах организации работы цеха и предприятия, ЦИТ во главу угла поставил отдельное рабочее место.
Только
на базе радикальной реконструкции
этой первичной клеточки предприятия
ЦИТ идет дальше и строит свою модель рациональной
организации цеха, предприятия и других
образований более высоких уровней иерархии.
Схема научного поиска выстраивается
в таком порядке: от микроанализа движений,
приемов, операций, осуществляемых работником
на рабочем месте, к макроанализу предприятия
в целом.
Интересна
мысль А. К. Гастева о том, что
внедрение идей научной организации
труда и управления возможно и
необходимо не только на технически оснащенных
участках производства с прекрасным, современным
оборудованием, но и в любом сарае, в самом
неустроенном медвежьем углу России. Этот
тезис подвергался суровой критике со
стороны многих ведущих советских нотовцев
(О. А. Ерманского, П. М. Керженцева, И. М.
Бурдянского и др.), усматривавших в нем
попытку законсервировать техническую
отсталость страны. Думается, однако, что
в данном случае ошибались критики.
Главным, как уже отмечалось, в концепции А. К. Гастева являются не сами но себе поиски рациональных трудовых движений, хотя они занимали значительный удельный вес в исследовательской программе ЦИТ. Этого-то как раз и не поняли многочисленные и суровые оппоненты, едко иронизировавшие по данному поводу, как увидит читатель из статьи А. К. Гастева 2-я конференция по НОТ и ЦИТ. Главное же заключается в том, что исследования движений сопровождались поисками методов активизации способностей работника. Вся гастевская концепция пронизана идеей социализации трудовых процессов, направленной на изыскание путей создания в работнике внутренней органической способности действительно стать неустанным, безостановочным творцом новых методов труда. Но этот слон, к сожалению, остался непримеченным.
В 1924 г. под руководством А. К. Гастева в институте был сформулирован установочный (инженерный) метод обучения со строжайшей дозировкой знаний. Работа по созданию методики быстрого и массового обучения трудовым приемам и операциям велась комплексно, она сопровождалась целым рядом лабораторных исследований и экспериментов в области биомеханики, энергетики, психотехники и т. д. Эта методика позволяла за 3-6 месяцев подготовить высококвалифицированного рабочего, тогда как в школах ФЗУ для этого требовалось 3-4 года. ЦИТ получил задание обучить своими методами в течение года 10000 рабочих. Стоимость обучения этих рабочих была определена в 1,2 млн руб. Подготовка такого же количества рабочих в школах ФЗУ обошлась бы в 24 млн руб.
Определяющее
значение методики ЦИТ состоит
в том, что она способствовала
решению крайне актуального
Чрезвычайно важно отметить, что свою концепцию трудовых установок А. К. Гастев распространял не только на производственные процессы. По его мнению, она призвана охватить общую культуру людей. Как писал автор, даже когда мы выйдем за ворота завода, то и тогда несем в себе производственную установку. Будет ли это быт или вопрос общей культуры, и здесь мы должны будем выступить с системой установки, так называемой культурной установки, которая нас обязывает строить определенного рода ряды>.
Коллектив института изобрел остроумные способы внедрения методики установок. Это прежде всего опытные станции и орга-станции ЦИТ, создаваемые на крупных предприятиях страны, в частности, на заводах Искромет, Электросила и др. А первая опытная станция была создана при Центросоюзе. ЦИТ организовал курсы промышленных администраторов, курсы по обучению будущих инструкторов производства, которые должны были стать на предприятиях творцами новых, более совершенных установок и распространять их на всех рабочих.
В 1927 г. ЦИТ по инициативе А. К. Гастева создает акционерное общество - трест Установка, назначение которого - быть посредником между институтом и предприятиями при подготовке рабочей силы и внедрении методов НОТ. Опыт работы этого треста и сегодня представляет колоссальный интерес. Им подготовлено по цитовским методикам сотни тысяч рабочих, десятки тысяч инструкторов производства. Разработанная коллективом института методика обучения открывала широкие перспективы реформирования не только устаревшей системы профтехобразования, но и всего народного образования в целом.
Любопытен следующий факт. Научная общественность внутри страны очень неоднозначно встретила концепцию А. К. Гастева и его коллег. Одни работники сферы НОТ выразили полный восторг, другие проявили настороженный интерес, либо хмуропримирительное отношение, у третьих, составивших большинство, она вызвала пароксизм неприятия. Иначе обстояло дело за рубежом. Летом 1924 г. А. К. Гастев возглавляет советскую делегацию на I Международном конгрессе по НОТ в Праге, и там методы ЦИТ получают всеобщее признание.
Как уже отмечалось, цитовская концепция состояла из трех частей; теории трудовых движений, методики обучения и теории управленческих процессов. К сожалению, последняя, третья часть обычно не выделяется современными цн-товедами. Однако отказ от специального рассмотрения взглядов А. К. Гастева па управление представляется нам неправомерным. Нельзя забывать, что он сформулировал интереснейшую трактовку и в этой области.
В основе гастевского подхода лежала идея так называемой узкой базы, суть которой заключалась в том, что всю работу по научной организации труда и управления следует начинать с упорядочения труда отдельного человека, кем бы он ни был - исполнителем или руководителем. Какими бы организационными вопросами мы ни занимались,- утверждал А. Гастев с трибуны V Всероссийского делегатского съезда инженеров,- вся наша работа в конце концов сведется к одному единственному вопросу - к созданию новой сноровки труда, будет ли она касаться рабочего или инженера. Именно узкая база А. Гастева в результате кропотливого тренажа и позволила выработать методику ускоренного производственного обучения квалифицированных рабочих.
Известно, что подход с позиции узкой базы подвергался острой критике многими современниками, обвинявшими А. Гастева и его коллег в крайнем примитивизме, в отодвигании на задний план широких теоретических разработок управленческих проблем. Здесь опять-таки следует назвать имена О. Ерманского, П. Керженцева и других. В свою очередь директор ЦИТ, твердо отстаивая принцип узкой базы, упрекал оппонентов в заоблачности, оторванности от практики, весьма темпераментно называя их теоретические рассуждения болтоНОТовскими.
К сожалению,
каждое из этих двух течений отрицало
возможность существования
В отличие, скажем, от О. Ерманского А. Гастев изучал управленческие процессы не вообще существующие, а происходящие в различных конкретных сферах общественного производства. Автор вполне четко разделял управление производством на два самостоятельных объекта научного изучения - управление вещами и управление людьми: В общей системе... движения вещей передвижение человека и его воздействие на других... оказалось небольшим, но часто определяющим оазисом. Констатируя наличие двух видов управления, А. Гастев выразил твердую уверенность в существовании общих черт, присущих обоим видам. Вот как сам автор выразил эту мысль: ...рабочий, который управ-" ляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка (машины-орудия)