Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:14, доклад
Сергей Юльевич Витте родился 17 июня 1849 года в Тифлисе в семье чиновника, служившего в аппарате Кавказского наместничества. Его отец Юлий Федорович был потомком выходцев из Голландии, переселившихся в Прибалтику. Российское потомственное дворянство фамилия получила в середине девятнадцатого века. Мать, Екатерина Андреевна Фадеева, находилась в родстве с известнейшим княжеским родом Долгоруких
Биография и начало карьеры.
Сергей Юльевич Витте
родился 17 июня 1849 года в Тифлисе
в семье чиновника, служившего в
аппарате Кавказского наместничества.
Его отец Юлий Федорович был потомком
выходцев из Голландии, переселившихся
в Прибалтику. Российское потомственное
дворянство фамилия получила в середине
девятнадцатого века. Мать, Екатерина
Андреевна Фадеева, находилась в
родстве с известнейшим княжеским
родом Долгоруких. После отмены крепостного
права семья Витте утратила связь
с землей и принадлежала к разряду
«служилого» дворянства, главным
средством существования
Детские и юношеские годы С. Ю. Витте провел в доме своего дяди, известного военного писателя, генерала Р. А. Фадеева. «Вся моя семья, - подчеркивал Витте, - была в высокой степени монархической семьей, и эта сторона характера осталась у меня по наследству».
Получив домашнее образование,
Витте экстерном сдал выпускные
экзамены в кишиневской гимназии
и в 1866 году поступил на физико-математический
факультет Новороссийского
Окончив университет, Сергей
Витте задумался о научной
карьере и профессорской
И Витте принимает решение о поступлении на государственную службу.
В 1869 году Сергей Юльевич
начинает службу в канцелярии одесского
генерал-губернатора, где занимается
учетом железнодорожного движения, а
через год его назначают
Вскоре одесская дорога вошла в состав общества юго-западных железных дорог, и перед Витте открылись более широкие перспективы. В 1880 году он становится начальником отдела эксплуатации, а с 1886 года – управляющим этими дорогами.
Авторитет С. Ю. Витте как теоретика и практика железнодорожного дела привлек к себе внимание тогдашнего министра финансов И. А. Вышнеградского, который обратился к нему с просьбой представить свои соображения о ликвидации дефицитности казенных железных дорог. Глубоко изучив этот вопрос, Витте заявил, что корень зла - в хаосе, царившем в области тарифов. Он предложил разработать специальный закон, который поставил бы тарифное дело под контроль правительства и создать в министерстве новый департамент для заведования тарифной частью железных дорог и регулирования их финансовых отношений с государством. Предложения были приняты. Встал вопрос о назначении их автора главой нового министерского подразделения.
К тому времени деятельность в рамках Общества Юго-Западных дорог стала казаться Витте ограниченной и перестала удовлетворять его амбициозную, ищущую размаха, масштабности натуру.
В принципе он был готов
занять должность директора
Во-вторых, как управляющий
частной железной дороги он получал
около 60 тысяч рублей в год, что
было намного выше даже министерского
оклада, и, следовательно, переход на
государственную службу даже сразу
на должность директора
10 марта 1890 года Витте
был назначен директором
Менее чем через год
новый начальник департамента был
введен представителем от министерства
финансов в совет министерства путей
и сообщения, а 15 февраля 1893 года он
уже назначается управляющим
МПС. Не прошло и года – и он уже
управляющий министерством
Реформаторская деятельность.
Вначале у Витте не было сколько-нибудь четкой экономической программы. В какой-то мере он руководствовался идеями немецкого экономиста первой половины ХIХ века Фридриха Листа, а также наследием своих предшественников Н.Х.Бунге и И.А.Вышнеградского - ученых с мировым именем. Критическое осмысление идейно-теоретических постулатов системной модели развития экономики, в основе которой лежал принцип покровительства отечественной промышленности, анализ с этой точки зрения практики пореформенных десятилетий послужили отправным моментом для выработки Витте собственной концепции экономической политики. Главной его задачей стало создание самостоятельной национальной индустрии, защищенной на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером, с сильной регулирующей ролью государства, что должно было в конечном итоге укрепить экономические и политические позиции России на международной арене. Особая роль в программе Витте отводилась иностранным капиталам; министр финансов выступал за их неограниченное привлечение в русскую промышленность и железнодорожное дело, называя лекарством против бедности.
В целом на этом этапе он попытался приспособить экономическую политику к общеполитической доктрине царствования Александра III с ее курсом на отстаивание консервативных начал во всех сферах жизни страны, к укреплению и расширению роли самодержавного государства. В основе его программы лежало следующее: индустриализация при действенной поддержке государства; проведение протекционистской политики и активная внешняя торговля, обеспечиваемая собственным торговым флотом; использование иностранных займов; введение твердого золотого рубля; модернизация сельского хозяйства.
Питейная реформа.
Питейная реформа имела целью,
с одной стороны, увеличить доходы
казны, обратив в ее пользу те прибыли,
которые раньше поступали торговцам
вином, с другой - дать правительству
орудие «для борьбы с вредными сторонами
питейного дела, в интересах поддержания
доброй нравственности, предупреждения
экономического упадка населения и
охраны народного здравия». Действительность
была безмерно далека от нарисованной
министром благостной картины. При
Витте винная монополия давала миллион
рублей поступлений в день, и именно
при нем бюджет страны окончательно
стал строиться на спаивании населения.
Реформа заключалась в
Винная монополия являлась самой эффективной, но не единственной мерой для пополнения казны и косвенного обложения народа. Существенное значение имело также повышение акцизов, а, следовательно, и розничных цен на товары повседневного массового потребления: спички, табак, керосин, сахар, чай и др. На целый ряд таких товаров акцизы повышались неоднократно.
Денежная реформа.
Основным шагом в укреплении экономики была стабилизация российского рубля, которая была достигнута с помощью денежной реформы. Денежная реформа в России готовилась достаточно долго и заняла в целом примерно 15-17 лет. Значительный вклад в ее проведение внесли три предшествующих министра финансов - М. Рейтерн, Н. Бунге и И. Вышнеградский. С.Ю. Витте продолжил и завершил их дело. Причем «действовать новому министру финансов пришлось в более благоприятной обстановке: на крутом подъеме была промышленность; продолжался бурный процесс железнодорожного строительства; ряд позитивных сдвигов. Витте умело реализовал эти преимущества. Его главная цель состояла в том, чтобы укрепить денежную систему России - несущую конструкцию быстро формирующегося единого национального рынка. Суть реформы сводилась к введению свободного обмена бумажных денег на золотую валюту. Частные кредитные банки, во избежание спекуляции с их стороны на курсе рубля, были строго предупреждены о том, что подобная спекуляция и содействие ей поведут к лишению их правительственной поддержки и даже права производить коммерческие операции. Установлены были надзор за этими учреждениями, а также контроль и пошлины на вывоз из страны и ввоз в нее российских денег. С русской биржи были удалены агенты иностранных банков. Чтобы реформа для общества не была шокирующей, было позволено до официального решения о реформе производить финансовые операции с использованием золотого обращения при курсе 5 золотых рублей за 7,5 кредитных рублей.
Также в это время был заключен
таможенный договор с Германией.
В ответ на высокие пошлины
на русский хлебный экспорт Витте
провел через Государственный совет
закон, в соответствии с которым
тарифные ставки были признаны минимальными
лишь для тех стран, которые придерживались
режима наибольшего
Лишь после таких
Иностранные капиталы.
Денежная реформа имела очень
большое значение. Она поставила
Россию в финансовом отношении в
один ряд с развитыми европейскими
странами, в большинстве которых
к концу XIX в. господствовала система
золотого монометаллизма, и создавала
более благоприятные условия
для развития российского капитализма
и для притока в страну иностранных
капиталов. Против этого выступали
некоторые русские
С. Ю. Витте, к тому времени уже практически исчерпавший все возможные средства по мобилизации внутренних капиталов и как никто другой знавший, что ими "небогато наше отечество", убеждал царя в том, что «необходимый рост нашей крайне отставшей промышленности может совершиться не иначе, как при непосредственном содействии иностранных капиталов». Он предлагал снять те ограничения, которые имелись в российском законодательстве для иностранного капитала, в частности, запреты иностранцам владеть землей в ряде регионов страны, заниматься такими промыслами, как горный, нефтяной, золотодобывающий и др. или хотя бы не устанавливать новых. В этом вопросе Витте добился лишь частичного успеха. В 1899 г. «высочайшим повелением» подтвержден был допуск иностранных капиталов и предпринимателей к участию в создании и развитии различных отраслей отечественной обрабатывающей промышленности, с целью «удешевления» производившихся ею продуктов.
Индустриализация или промышленная реформа.
Важнейшим условием подъема экономики страны Витте считал индустриализацию, создание собственной промышленной базы. При этом ему приходилось решать множество взаимосвязанных задач, имевших не только ближайшие, но и отдаленные последствия. Витте делает акцент на железнодорожное строительство, благодаря которому развиваются металлургическая, металлообрабатывающая, машиностроительная, горная, топливная, лесоперерабатывающая и другие отрасли промышленности. Вступив на министерский пост он принял 29 157 верст железных дорог, уйдя в отставку, оставил 54 217. Предшественники Витте всячески способствовали развитию акционерных обществ, покрывая убытки частных владельцев за счет казны. В сущности, на железнодорожных магнатов, каковы бы ни были результаты их коммерческой деятельности, постоянно изливался золотой дождь. От Витте, как представителя частного капитала, ждали продолжения той же политики. Однако он, вопреки, а быть может, благодаря многолетнему опыту частной службы, считал казенные дороги более эффективными. Железнодорожное строительство стимулировало экономический рост: заводы и фабрики европейской части России получили выход на огромные рынки Сибири, Закавказья и Средней Азии. Быстро стал формироваться новый центр горнометаллургической промышленности на Украине, в Донецко-Криворожском бассейне. Следует отметить, что если для строительства железнодорожной сети в европейской части России приходилось импортировать рельсы, то Транссибирская магистраль создавалась уже на основе отечественной продукции, которая не уступала по качеству импортной и была на 30% дешевле. За 10 лет в строительство железных дорог было вложено более двух среднегодовых национальных доходов страны.
Стремление Витте «подчинять
своему ведению все более и
более широкую сферу частной
хозяйственной деятельности»
В целях индустриализации проводилась
также политика протекционизма по отношению
к отечественной
Одним из важных аспектов торгово-промышленной политики Витте являлось значительное расширение сети коммерческого и технического образования. До 1894 г. в России было всего лишь восемь коммерческих училищ, а с 1896 по 1902 г. было открыто 147 таких училищ и три коммерческих института - в Петербурге, Киеве и Варшаве.
Витте добился того, что заведование этими учебными заведениями было возложено на Министерство финансов. Вместе с тем значительные права по учреждению таких заведений и в их управлении были предоставлены частным предпринимателям: в ответ на такое доверие они охотно давали средства на устройство и содержание этих заведений. Обращалось внимание и на различные формы профессионально-технической подготовки рабочих, а также на устройство в стране промышленных выставок и на участие России в международных выставках. Мерами по расширению и совершенствованию коммерческого и технического образования предполагалось решить не только проблему обеспечения промышленности и торговли специалистами, но и в целом повысить «технический и моральный» уровень этих отраслей экономики.
Информация о работе Биография и начало карьеры: Витте Сергей Юльевич