Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:48, биография
Родился в Стамбуле в зажиточной еврейской семье. Дед Юлия Осиповича — Александр Осипович — стоял во главе просветительского движения в Одессе в 1850—1860 гг. и в Петербурге в 1870—1880-е гг., был основоположником первых в России еврейских газет и журналов. Отец — Иосиф Александрович — служил в Русском обществе пароходства и торговли, работал корреспондентом «Петербургских ведомостей» и «Нового времени». Двое из трех братьев и сестра ― Сергей (псевдоним «Ежов»), Владимир (псевдоним «Левицкий») и Лидия ― стали известными политическими деятелями. Учился Юлий Осипович три года в 7-й гимназии Санкт-Петербурга, один год — в Николаевской Царскосельской гимназии и в 1891 г. поступил на естественное отделение Физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета.
Родился в Стамбуле в зажиточной еврейской семье. Дед Юлия Осиповича — Александр Осипович — стоял во главе просветительского движения в Одессе в 1850—1860 гг. и в Петербурге в 1870—1880-е гг., был основоположником первых в России еврейских газет и журналов. Отец — Иосиф Александрович — служил в Русском обществе пароходства и торговли, работал корреспондентом «Петербургских ведомостей» и «Нового времени». Двое из трех братьев и сестра ― Сергей (псевдоним «Ежов»), Владимир (псевдоним «Левицкий») и Лидия ― стали известными политическими деятелями. Учился Юлий Осипович три года в 7-й гимназии Санкт-Петербурга, один год — в Николаевской Царскосельской гимназии и в 1891 г. поступил на естественное отделение Физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета.
Еще будучи студентом Петербургского университета вступил в революционный социал-демократический студенческий кружок, который впоследствии стал Петербургской группой «Освобождения труда».
В 1892 г. был арестован за распространение нелегальной литературы. Полтора года он находился в Доме предварительного заключения и в «Крестах». Его исключили из университета и летом 1893 г. выслали под гласный надзор полиции в Вильно (ныне Вильнюс). Здесь он принимал участие в деятельности местной социал-демократической организации, в движении за создание Всеобщего еврейского рабочего союза Литвы, Польши и России (с 1897 г. ― Бунд). Вместе с В. И. Лениным был одним из основателей петербургского Союза борьбы за освобождение рабочего класса 1895, за что был в 1896 арестован и сослан в Туруханск. В 1899 г. Мартов поддержал написанный 17-тью ссыльными «Протест российских социал-демократов» против «Кредо» «Экономистов» Е. Д. Кусковой. Во время пребывания в камере предварительного заключения им был написан первый собственный исторический очерк ― «Современная Россия». В ссылке он пишет еще две книги: «Рабочее дело в России» и «Красное знамя в России.
В январе 1900 г., по окончании сибирской ссылки, Мартов направился в Полтаву, в апреле того же года участвовал в Псковском совещании, на котором обсуждался вопрос о создании общерусской политической газеты «Искра». Затем заключил «тройственный союз» в поддержку газеты с А. Потресовым и В. Лениным. Он активно работал по подготовке к изданию газеты «Искра» и журнала «Заря», был сотрудником редакции, также привлекал к участию своих соратников и родственников.
На II съезде РСДРП, который был организован при большом участии Мартова, между им и Лениным произошел раскол. Сторонников Ленина стали называть большевиками, а мартовцев — меньшевиками. После съезда Мартов вошел в бюро меньшевиков и в редакцию новой «Искры». Участвовал в революции 1905, член Петербургского совета. На Женевской конференции меньшевиков (апрель — май 1905 г.) настаивал на выборности всех партийных органов. Что же касается его отношения к Ленину, то в статье «На очереди» впервые для определения взглядов Ленина он ввел термин «ленинизм».
Вернувшись в октябре 1905 г. в Россию вместе со своим другом и соратником Ф. Даном, Мартов участвовал в работе Петербургского Совета рабочих депутатов, вошел в Организационный комитет (меньшевистский партийный центр), работал в редакциях газет «Начало» и «Партийные известия». С декабря 1905 г. стал членом ЦК объединенной РСДРП, отвергал тактику бойкота Государственной думы, активно выступал на митингах и собраниях.
В 1906 г. он дважды подвергался аресту. В феврале содержался в одиночной камере, затем — под надзором полиции. А в июле по решению Особого совещания был приговорен к трехгодичной ссылке в Нарымский край, которая в сентябре была заменена высылкой за границу. Сначала Мартов жил в Женеве, затем в Париже. В 1907 г. он присутствовал на V съезде РСДРП. На Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала вместе с Лениным и Р. Люксембург он внес радикальные поправки в резолюцию об отношении к войне.
Мартов выступал против заключения мирного договора России с Германией. В мае 1918 г. был делегатом Всероссийского совещания меньшевиков. 14 июня 1918 г. его исключили из состава ВЦИК вместе с рядом других меньшевиков по обвинению в содействии контрреволюции, в поддержке белочехов, участии в антисоветских правительствах, образовавшихся на востоке страны, в организации восстаний против Советской власти. В конце 1918 г. он все же пришел к выводу о необходимости принять «Советский строй как факт действительности», по-прежнему требуя его демократизации. Он был одним из авторов платформы РСДРП меньшевиков «Что делать?», требовавшей от Советской власти демократизации политического строя, отказа от национализации значительной части промышленности, изменения аграрной и продовольственной политики. C 1919 член ВЦИК, в 1919—1920 — депутат Моссовета. Летом 1919 г. он был избран действительным членом Социалистической академии, в 1920 г. редактировал сборник «Оборона революции и социал-демократия».
В сентябре 1920, будучи смертельно болен туберкулезом эмигрировал. В Германии к нему присоединился высланный из России Ф. И. Дан, и их работа продолжалась в Заграничном бюро ЦК меньшевиков. Сразу после приезда в Берлин Мартов с согласия ЦК партии основал журнал «Социалистический вестник», и его статьи регулярно печатались на страницах этого журнала. Всего вышло в свет 45 его статей и заметок, в которых он старался понять и объяснить большевизм, в котором видел «потребительский коммунизм». Впоследствии «Социалистический вестник» стал центральным органом партии (главный редактор Соломон Шварц), во многом определял политическую линию ЦК меньшевиков. Вокруг журнала сформировался эмигрантский партийный центр РСДРП, получивший название Заграничная делегация.
В октябре 1920 г. по просьбе Мартова, который не мог говорить из-за обострения болезни, была обнародована его речь «Проблемы Интернационала и русская революция». В ней он впервые рассказал о своей позиции по повыду положения в Советской России. Критикуя политику большевиков, Мартов считал наилучшим проявлением международной солидарности по отношению к русской революции защиту мирового рабочего движения. Это заявление было основано на анализе экономической ситуации в России, которая характеризовалась полным хозяйственным развалом, отсутствии правовых гарантий и гражданских свобод. К 1921 г. в партии меньшевиков сложилось два центра: ЦК и Заграничная делегация. В местных партийных организациях в России в этот период усилилось влияние правого крыла партии, что нашло отражение в решениях Августовской Всероссийской конференции РСДРП 1921 г.. Делегаты согласились с тезисом Мартова о необходимости соглашения между пролетариатом и крестьянством, высказывались за первоочередное предоставление демократических свобод только «трудящимся классам». В 1922 г. Мартов при помощи М. Горького пытался предотвратить расправу над правыми эсерами в России. Принял большое участие в создании «2 1/2 Интернационала».
Юлий Осипович умер в одном из санаториев Шварцвальда 4 апреля 1923 г. После смерти он был кремирован и похоронен в присутствии М. Горького в Берлине.
Мартов (сидит, справа) в составе членов Союза борьбы за освобождение рабочего класса (1897)
Слева направо: Павел Аксельрод, Юлий Цедербаум, Александр Мартынов 16 мая 1917 г.