Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 12:54, биография
БЛОК Александр Александрович [16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург — 7 августа 1921, Петроград], русский поэт.
Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1904), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906).
БЛОК Александр Александрович [16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург — 7 августа 1921, Петроград], русский поэт.
Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1904), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904-1908), осмысление «страшного мира» (одноименный цикл 1908-1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912-1913) пришел к идее неизбежности «возмездия» (одноименный цикл 1907-1913; цикл «Ямбы», 1907-1914; поэма «Возмездие», 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916). Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме «Двенадцать» (1918), публицистике.
Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось глубоким творческим кризисом и депрессией.
Семья. Детство и образование
Отец, Александр
Львович Блок, — юрист, профессор
права Варшавского
Ранние годы
Блока прошли в доме деда. Среди
самых ярких детских и
Творческий дебют
Писать стихи
начал с 5-ти лет, однако осознанное
следование призванию начинается с
1900-01. Наиболее важные литературно-философские
традиции, повлиявшие на становление
творческой индивидуальности — учение
Платона, лирика и философия В. С.
Соловьева, поэзия А. А. Фета. В марте 1902
произошло знакомство с З. Н. Гиппиус и
Д. С. Мережковским, оказавшими на него
огромное влияние; в их журнале «Новый
путь» (1903, № 3) состоялся творческий дебют
Блока — поэта и критика. В январе 1903 вступает
в переписку, в 1904 лично знакомится с А.
Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом
из младших символистов. В 1903 вышел «Литературно-художественный
сборник: Стихотворения студентов Императорского
Санкт-Петербургского университета»,
в котором были опубликованы три стихотворения
Блока; в том же году напечатан блоковский
цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (название
предложено В. Я. Брюсовым) в 3-й книге альманаха
«Северные цветы». В марте 1904 начинает
работу над книгой «Стихи о Прекрасной
Даме» (1904, на титульном листе — 1905). Традиционная
романтическая тема любви-служения получила
в «Стихах о Прекрасной Даме» то новое
содержательное наполнение, которое было
привнесено в нее идеями Вл. Соловьева
о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном
Всеединстве, о преодолении отчуждения
личности от мирового целого через любовное
чувство. Миф о Софии, становясь темой
лирических стихов, до неузнаваемости
трансформирует во внутреннем мире цикла
традиционную природную, и в частности,
«лунную» символику и атрибутику (героиня
появляется в вышине, на вечернем небосклоне,
она белая, источник света, рассыпает жемчуга,
всплывает, исчезает после восхода солнца
и т. д.).
«Стихи о Прекрасной Даме» выявили трагическую неосуществимость «соловьевской» жизненной гармонии (мотивы «кощунственных» сомнений в собственной «призванности» и в самой возлюбленной, способной «изменить облик»), поставив поэта перед необходимостью поиска иных, более непосредственных взаимоотношений с миром. Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-07, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирику этого времени проникает и становится ведущей тема «стихии» (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок активно включается в литературную повседневность, публикуется во всех символистских журналах («Вопросы жизни», «Весы», «Перевал», «Золотое Руно»), альманахах, газетах («Слово», «Речь», «Час» и др.), выступает не только как поэт, но и как драматург и литературный критик (с 1907 ведет критический отдел в «Золотом Руне»), неожиданно для собратьев по символизму обнаруживая интерес и близость к традициям демократической литературы.
Все более многообразными становятся контакты в литературно-театральной среде: Блок посещает «Кружок молодых», объединявший литераторов, близких к «новому искусству» (В. В. Гиппиус, С. М. Городецкий, Е. П. Иванов, Л. Д. Семенов, А. А. Кондратьев и др.). С 1905 посещает «среды» на «башне» Вяч. И. Иванова, с 1906 — «субботы» в театре В. Ф. Комиссаржевской, где В. Э. Мейерхольд поставил его первую пьесу «Балаганчик» (1906). Актриса этого театра Н. Н. Волохова становится предметом его бурного увлечения, ей посвящены книга стихов «Снежная Маска» (1907), цикл «Фаина» (1906-08); ее черты — «высокая красавица» в «упругих черных шелках» с «сияющими глазами» — определяют облик «стихийных» героинь в лирике этого периода, в «Сказке о той, которая не поймет ее» (1907), в пьесах «Незнакомка», «Король на площади» (обе 1906), «Песня Судьбы» (1908). Выходят сборники стихов («Нечаянная радость», 1907; «Земля в снегу», 1908), пьес («Лирические драмы», 1908).
Блок публикует
критические статьи, выступает с
докладами в Санкт-
Кризис символизма и творчество 1910-17
Периодом
«переоценки ценностей» становится
для Блока путешествие в Италию
весной и летом 1909. На фоне политической
реакции в России и атмосферы
самодовольного европейского мещанства
единственной спасительной ценностью
становится высокое классическое искусство,
которое, как он вспоминал впоследствии,
«обожгло» его в итальянской
поездке. Этот комплекс настроений находит
свое отражение не только в цикле
«Итальянские стихи» (1909) и неоконченной
книге прозаических очерков «Молнии
искусства» (1909-20), но и в докладе
«О современном состоянии русского
символизма» (апрель 1910). Подводя черту
под историей развития символизма как
строго очерченной школы, Блок констатировал
окончание и исчерпанность
Получение
наследства после смерти отца в конце
1909 надолго освободило Блока от забот
о литературном заработке и сделало
возможным сосредоточение на немногих
крупных художественных замыслах. Отстранившись
от активной публицистической деятельности
и от участия в жизни литературно-
С осени 1914 Блок работает над изданием «Стихотворения Аполлона Григорьева» (1916) в качестве составителя, автора вступительной статьи и комментатора. 7 июля 1916 был призван в армию, служил табельщиком 13-й инженерно-строительной дружины Земского и Городского союзов под Пинском. После Февральской революции 1917 Блок возвращается в Петроград и входит в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства в качестве редактора стенографических отчетов. Материалы следствия были им обобщены в книге «Последние дни императорской власти» (1921, вышла посмертно).
Философия культуры и поэтическое творчество в 1917-21
После Октябрьской
революции Блок недвусмысленно заявляет
о своей позиции, ответив на анкету
«Может ли интеллигенция работать с
большевиками» — «Может и обязана»,
напечатав в январе 1918 в левоэсеровской
газете «Знамя труда» цикл статей «Россия
и интеллигенция», открывавшийся
статьей «Интеллигенция и революция»,
а через месяц — поэму «
После «Двенадцати» и «Скифов» Блок пишет шуточные стихи «на случай», готовит последнюю редакцию «лирической трилогии», однако новых оригинальных стихов не создает вплоть до 1921. В то же время с 1918 наступает новый подъем в прозаическом творчестве. Поэт делает культурфилософские доклады на заседаниях Вольфилы — Вольной философской ассоциации («Крушение гуманизма» — 1919, «Владимир Соловьев и наши дни» — 1920), в Школе журнализма («Катилина» — 1918), пишет лирические фрагменты («Ни сны, ни явь», «Исповедь язычника»), фельетоны («Русские денди», «Сограждане», «Ответ на вопрос о красной печати»). Огромное число написанного связано со служебной деятельностью Блока: после революции он впервые в жизни был вынужден искать не только литературный заработок, но и государственную службу. В сентябре 1917 становится членом Театрально-литературной комиссии, с начала 1918 сотрудничает с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919 переходит в Большой Драматический театр. Одновременно становится членом редколлегии издательства «Всемирная литература» под руководством М. Горького, с 1920 — председателем Петроградского отделения Союза поэтов.
Первоначально
участие Блока в культурно-
В апреле 1921
нарастающая депрессия