Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:04, биография
Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896) — русский живописец, пейзажист, маринист. Внук А. Радищева, он в 1841 г. окончил Морской кадетский корпус. Уже в эти годы проявилась его страсть к рисованию: все свободное время юноша посвящал карикатурам на своих товарищей и преподавателей. После окончания Морского корпуса в звании мичмана Боголюбов уходит в плавание, что дает ему возможность увидеть чужие страны. Так, в 1847 г. он попадает в Лондон, где посещает художественные галереи. Живопись английских мастеров вызывает в нем огромное восхищение. В 1848 г. Боголюбов знакомится с европейской живописью в музеях Харлема, Роттердама и Амстердама. В этом же году рисунками молодого художника заинтересовался президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский, находившийся вместе с Боголюбовым на пароходе «Камчатка». По его протекции молодого человека приняли в Академию художеств.
Боголюбов Алексей
Петрович (1824-1896) — русский живописец,
пейзажист, маринист. Внук А. Радищева,
он в 1841 г. окончил Морской кадетский
корпус. Уже в эти годы проявилась
его страсть к рисованию: все
свободное время юноша посвящал
карикатурам на своих товарищей
и преподавателей. После окончания
Морского корпуса в звании мичмана
Боголюбов уходит в плавание, что
дает ему возможность увидеть
чужие страны. Так, в 1847 г. он попадает
в Лондон, где посещает художественные
галереи. Живопись английских мастеров
вызывает в нем огромное восхищение.
В 1848 г. Боголюбов знакомится с европейской
живописью в музеях Харлема, Роттердама
и Амстердама. В этом же году рисунками
молодого художника заинтересовался
президент Академии художеств герцог
Максимилиан Лейхтенбергский, находившийся
вместе с Боголюбовым на пароходе «Камчатка».
По его протекции молодого человека приняли
в Академию художеств.
На острове Мадейра
Боголюбов познакомился с К. П. Брюлловым.
Это знакомство во многом определило
дальнейшую судьбу молодого художника.
Ранние работы Боголюбова, написанные
под влиянием марин Айвазовского,
отличаются условностью и театральностью
композиции, пестротой цветовой палитры
(«Пароход-фрегат "Камчатка"», 1848,
Центральный военно-морской
В ранних работах
Боголюбова прослеживается влияние
живописной манеры М. Н. Воробьева. Близость
к учителю ощущается и в
тематике боголюбовских картин. От Воробьева
идет и искусная передача световоздушной
среды, а в умелом изображении прозрачности
и глубины моря чувствуется близость к
Айвазовскому. В 1853 г. Боголюбов закончил
Академию художеств, получив Большую золотую
медаль за свою работу «Вид взморья в Петербурге
в летнюю погоду» и три картины с видами
Ревеля. В этом же году стал художником
в Главном морском штабе. Золотая медаль
Академии дала ему право на поездку за
границу. Перед путешествием живописец
получил от Николая I заказ на семь больших
полотен на тему истории Крымской войны.
С 1854 по 1860 г. Боголюбов посетил Францию,
Италию, Турцию, Германию, Швейцарию, Голландию.
Работал в Париже и Женеве. Много времени
уделял натурным этюдам. В Антверпене
и Брюсселе он восхищался искусством Рубенса
и Ван Дейка, делал зарисовки кораблей.
В Венеции художник открыл для себя Карпаччо
и живопись мастеров итальянского Возрождения.
Боголюбов пишет виды Венеции, традиционное
изображение каналов и архитектурных
построек приобретает у него необыкновенную
выразительность и эмоциональность («Ночь
в Венеции», 1856, собрание А. В. Гордона).
За границей он продолжал
учиться у известных
В эти годы Боголюбов
создает множество картин и этюдов
(«Ярмарка в Амстердаме», 1859; «Рыбный
рынок в Схевенингене», 1859 — обе
в Русском музее, Санкт-Петербург). С 1856
по 1860 г. художник упорно работает над
созданием полотен, посвященных Крымской
войне. Он использует этюды и рисунки,
привезенные из Турции, рассказы очевидцев
военных действий и планы сражений. Настоящий
знаток кораблей, Боголюбов достоверно
и точно воспроизводит морские баталии.
В то же время композиции этих произведений
статичны и излишне усложнены. В отличие
от поэтичных морских сражений Айвазовского
работы Боголюбова напоминают сухой документальный
отчет о военных действиях («Истребление
турецкой эскадры при Синопском рейде»,
1856-1860; «Бой парохода "Владимир" с
турецким пароходом "Перваз-Бахри"»,
1856-1860 — обе в Центральном военно-морском
музее, Санкт-Петербург; «Синопское сражение
18 ноября 1753 г.», 1857-1859, Русский музей, Санкт-Петербург).
Вернувшись на родину, художник представил
свои работы на выставке в Академии художеств.
Выставка принесла ему большой успех.
От императора Боголюбов получил новый
заказ — написать историю морских сражений
Петра I.
В 1861 г. Боголюбов
стал профессором «живописи морских
видов» в Петербургской Академии
художеств. В этом же году совершил
вместе с братом путешествие по Волге,
а позднее, в 1863 г., — еще одно.
Впечатления, полученные во время путешествия,
отразились в таких известных
его работах, как «Ипатьевский монастырь
под Костромой» (1861, Третьяковская галерея,
Москва), «Закат солнца в Нижнем» (1861, Русский
музей, Санкт-Петербург), «Крестный ход
в Ярославле» (1863, Государственный музей
им. А. Н. Радищева, Саратов). В картине «Ипатьевский
монастырь под Костромой» художник с боль-шм
мастерством изобразил воду, сверкающую
в нежно-желтых лучах заката. Тишиной и
покоем веет от силуэтов городских построек
и церквей, мачт, вырисовывающихся на фоне
светлого неба. В 1863 г. художник побывал
на Дону и в Крыму. Замечательны крымские
пейзажи Боголюбова, они поразительно
точно и реалистично передают своеобразную
красоту южной природы («Крым. Буюк Лам-бат»,
1863, Русский музей, Санкт-Петербург). В
этих работах черты романтического искусства,
присущие раннему творчеству живописца,
практически исчезают.
В 1865 г. Боголюбов
уезжает в Швейцарию, а оттуда
— в Дюссельдорф. Здесь он приступает
к работе над изображениями морских сражений
Петровской эпохи (эскиз «Первое сражение
русского корабельного флота под командой
Сеня-вина около о. Эзель со шведским флотом»,
1866; «Сражение при Красной Горке, 1790 г.»,
1870-е — обе в Государственном музее им.
А. Н. Радищева, Саратов; «Бой у о. Эзель
24 мая 1719 г.», 1866-1872, Центральный военно-морской
музей, Санкт-Петербург). Художник виртуозно
передает воздушную среду, особую выразительность
его письму придают тонкие светотеневые
эффекты. Я отличие от морских баталий
1850-х гг. эти произведения характеризуются
хорошо обдуманным и цельным композиционным
построением, в них художник предстает
уже зрелым мастером. Хотя его марины несколько
консервативны по форме, они пронизаны
глубоким лиризмом и тонким поэтическим
чувством. В 1869 г. в Петербурге проходила
выставка произведений Боголюбова, на
которой была представлена одна из лучших
его больших композиций — «Крушение фрегата
"Александр Невский"» (1868, Центральный
военно-морской музей, Санкт-Петербург).
Постепенно живопись художника становится
более реалистичной. Используя все богатство
своей палитры, мастер передает переходные
состояния природы в разное время суток
(«Лунная ночь на реке», 1869, собрание П.
И. Абашина). Если его ранние работы отличались
созерцательностью, то теперь живописца
интересует эмоциональное содержание,
сближающее его работы с «пейзажем настроения»
(«Вель. Двор фермы. Осень», 1870-е, Русский
музей, Санкт-Петербург). Перед зрителем
предстает обобщенный образ природы, пронизанный
глубоким поэтическим чувством («Устье
Невы», 1872, Третьяковская галерея, Москва).
В 1870 г. Боголюбов вновь посещает Париж.
С 1871 г. он принимает активное участие
в выставках передвижников.
С 1873 г. Боголюбов, страдающий
болезнью сердца, зимой живет в
Париже, возвращаясь в теплое время
года в Россию. Во Франции вокруг
него собираются молодые художники
— В. В. Верещагин, В. Д. Поленов, И. Е.
Репин, К. А. Савицкий, И. П. Похитонов. По
его инициативе в 1877 г. в Париже было основано
Общество взаимного вспомоществования
русских художников. Боголюбов помогал
также организовывать в столице Франции
выставки русского искусства. Во Франции
художник продолжает плодотворно работать,
он пишет пейзажи и марины, передавая с
помощью образов природы свои чувства
и эмоции («Суда в гавани Дьепп», 1870-е, Русский
музей, Санкт-Петербург; «Вель (Франция)»,
1874, Государственный художественный музей
им. А. Н. Радищева, Саратов). Также лиричны
и эмоциональны пейзажи, написанные живописцем
на родине («Пруд в Петровском-Разумовском»,
1870-е, Русский музей, Санкт-Петербург).
К началу 1880-х гг. Боголюбов — признанный
мастер и широко известный художник. Замечательны
его пейзажи, созданные в этот период («Вид
Саратова с Соколовой горы», «Москва-река
у Звенигорода», 1880-е — обе в Государственном
музее им. А. Н. Радищева, Саратов).
Не оставляет Боголюбов
и морскую тематику. Его марины
убедительны и реальны, они лишены
той эффектности, которая присуща
морским пейзажам Айвазовского. На
полотне «Прибой в Ментоне» (1889—
1891, Центральный военно-исторический музей,
Санкт-Петербург) живописец с большой
достоверностью изобразил волнующееся
море. Последние лучи заходящего солнца
пробиваются сквозь тяжелые темные тучи,
затянувшие небо. У самого горизонта едва
заметен накренившийся парус одинокой
лодки. Напряженным драматизмом и тревогой
веет от изображения грозной и величественной
стихии. В маринах Боголюбова почти всегда
присутствуют люди — это рыбаки в лодках;
художники, выполняющие этюды на берегу;
семьи, прогуливающиеся по набережной.
Человек в его пейзажах неотделим от природы,
он сливается с ней и живет ее жизнью. Большой
интерес вызывают графические работы
Боголюбова. В его творческом наследии
множество набросков, путевых зарисовок
и станковых рисунков. Мастерски владел
художник техникой офорта, литографии,
акварели. Активный участник Товарищества
передвижных художественных выставок,
в 1885 г. Боголюбов открывает в Саратове
Художественный музей, экспозицию которого
составила собранная им большая коллекция
картин русских и зарубежных художников,
а также коллекция предметов прикладного
искусства. Музей был назван в честь знаменитого
деда художника. Уже после смерти Боголюбова,
в 1897 г., при музее открылось Рисовальное
училище.
В 1893 г. Боголюбов
стал действительным членом Академии
художеств. В 1895 г. он написал книгу
«Воспоминания», а в 1896 г. — «Записки
моряка-художника». Боголюбова почти
всегда присутствуют люди — это
рыбаки в лодках; художники, выполняющие
этюды на берегу; семьи, прогуливающиеся
по набережной. Человек в его пейзажах
неотделим от природы, он сливается
с ней и живет ее жизнью. Большой
интерес вызывают графические работы
Боголюбова. В его творческом наследии
множество набросков, путевых зарисовок
и станковых рисунков. Мастерски
владел художник техникой офорта, литографии,
акварели. Активный участник Товарищества
передвижных художественных выставок,
в 1885 г. Боголюбов открывает в
Саратове Художественный музей, экспозицию
которого составила собранная им
большая коллекция картин русских
и зарубежных художников, а также
коллекция предметов
В 1893 г. Боголюбов стал действительным членом Академии художеств. В 1895 г. он написал книгу «Воспоминания», а в 1896 г. — «Записки моряка-художника».