Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:44, реферат
Карамзин назвал Софью Алексеевну «одной из величайших женщин, произведенных Россиею», хотя он же и вынужден был признать, что полная превратностей жизнь царевны наложила на него как на историка « печальный долг быть её обвинителем». Но как же быть! – задача, которую поставила перед собой эта женщина, требовала особых решений. Значительность замысла Софьи – верховная власть, сосредоточенная в женских руках, - впечатляет и сегодня. Она была первой из дерзнувших…
Министерство Образования и науки РФ.
Всероссийский Заочный Финансово – Кредитный Институт.
Филиал в городе Архангельске.
Реферат На тему:
«Личности»
Царевна Софья
Студентки: Мазур Анны Сергеевны
Специальность: Финансы и кредит
Курс: 1
Группа: День. Город
Форма обучения: договор.
Руководитель:
Шумилов Валерий Вячеславович.
Архангельск
2005
год.
Царевна
Софья
Карамзин назвал Софью Алексеевну «одной из величайших женщин, произведенных Россиею», хотя он же и вынужден был признать, что полная превратностей жизнь царевны наложила на него как на историка « печальный долг быть её обвинителем». Но как же быть! – задача, которую поставила перед собой эта женщина, требовала особых решений. Значительность замысла Софьи – верховная власть, сосредоточенная в женских руках, - впечатляет и сегодня. Она была первой из дерзнувших…
Даже такая просвещённая и весьма эмансипированная дама, как императрица Екатерина II, называла новорожденных августейших дочек «бесполезным украшением дворца», а уж об отношении к женскому потомству в княжеском тереме XVII века и говорить не приходиться. Трудно сказать, как тогдашний государь Алексей Михайлович относился к наличию девяти дочерей, но даже если и без особого восторга, то эту печаль ему могли компенсировать семеро сыновей. Правда, по какому – то злому року каждый из них имел изъяны в здоровье, то которых дети либо умирали в младенческом возрасте, либо едва достигнув совершеннолетия. Даже младший и самый крепкий из сыновей, Петруша, страдал припадками, заставляя его родителей время от времени впадать в трепет. Зато дочери вызывали гораздо меньше тревог, в основном по поводу того, что с ними делать дальше?
Замуж русских царевен не выдали: заморские
женихи в государстве Российском тогда
ещё были не в чести, свои же для царской
крови считались слишком худородными.
А потом кончали свой век принцессы, как
правило в монастырях, в зрелые года становились
инокинями, зачастую возглавляя жизнь
обители. Но, как писал российский историк
М. И. Семевский, «никакой монастырь не
мог быть скромнее и благочестивее царских
теремов».
На обособленной женской половине, среди исключительно женского окружения, в молитвах и постах, занятиях рукоделием, в чтении церковных книг да невинных девичьих забавах проходила жизнь, в которой царевны были невидимками. Ни один посторонний взгляд не проникал на эту половину. В церквях они стояли на месте, где их никто не мог увидеть. Паломничество в святые места, на богомоле, совершалось в рыдванах с плотно завешанными оконцами.
Словом,
достаточно познакомиться с классическим
трудом российского историка и археолога
И. Е. Забелина «Домашний быт русских царей
в XVI и XVII столетиях», дабы поистине возрадоваться
тому, что вам повезло родиться не царской
дочерью и не в те времена (особенно если
вы - женщина).
Там, на этой женской, даром что царской, половине, были, кажется, подавлены все человеческие чувства и стремления, не оставлявшие места ни проблеску инициативы, ни мечте, ни поступку ни личному мнению, одна лишь – тишь безгласие, смирение, испуг и жажда тени.
И вот представьте, что сквозь это вековечное наслоение запретов и послушного следования им, вспарывая дремоту и благолепие, отмежевываясь от вереницы совершенно одинаковых, неотличимых друг от друга царственных невольниц появляется небывалая женская фигура. Она – воплощённый вызов времени и нравов, отстаивает право не на какое – нибудь необычное или скандальное замужество. Она метит куда выше – ей нужен трон и звание первого лица государство.
Софья – третья по счёту дочь царя Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской – родилась в 1657 году. Отношение к её появлению на свет было вполне традиционным, и если верить бытописателю, то «не только стола и именинных пирогов, но очень часто и выхода к обедне в день ангела Софьи не бывало».
Нет точных указаний, при каких обстоятельствах и когда именно царь – батюшка заметил, что эта его дочь разительно отличается от других. Но что заметил, сомнений не вызывает. Доказательством этому служит то, что учили Софью совершенно по – особому. К девяти годам уже полностью освоила грамоту, она стала ученицей самого, пожалуй, просвещённого и разностороннего человека той эпохи – Симеона Полоцкого, проповедника, писателя и поэта известнейшего общественного и церковного деятеля. Он был первым мужчиной, кому было доверено воспитания царской дочери. Понятно, сколь глубоким было влияние этого мудрого и опытного человека на царевну, Всё хватавшую с лета и засыпавшую своего учителя вопросами, выдававшими далеко не детское мышление.
Софья
демонстрировала острый, пытливый ум
и, как писали, способность «к самым нежным
проницательствам». Она легко постигала
суть сложных понятий, явлений и их взаимосвязь.
Среди прочих наук она особенно выделяла
«гишторию». Герои древности – Византия,
Рим, Запад – вот что подстёгивало воображение
юной царевны.
Великолепная
память позволяла Софье с лёгкостью
осваивать языки, и это обстоятельство
явилось ключом к библиотеке отца,
которая была вскоре передана в её
распоряжение. Самые разнообразные
книги на греческом, польском, латыни
проглатывались с жадностью, совершенно
не наблюдаемой у братьев, обучавшихся
вместе с нею. По природе же своей Софья
явно была заводилой и командиршей, умевшей
настоять на своём и подчинить себе разновозрастную
ватагу братьев и сестёр. Выдавалась царевна
Софья и своим физическим развитием –
крепкая, с по – мужски резкими, угловатыми
движениями, лишённая малейших признаков
девичий нерешительности и застенчивости.
Она
при любой возможности пыталась
разнообразить постылую теремную жизнь,
и это ей удавалось. Справедливости
ради надо сказать, что её батюшка, внёс
свою лепту в более светское, чем полагалось
по правилам, воспитание дочери: он часто
брал их с содой в загородные поездки и
даже, дал взглянуть на театральные представления
с «французской пляскою». Эти впечатления
отразились в Софье звонким эхом. Она начала
писать стихи о красотах божьего мира,
потом сочинила пьесу и разыграла в тереме
её представления, в которое , разумеется,
солируя вовлекла братьев и сестёр.
Впрочем
разносторонняя одарённость Софьи
сказалась и в таком исконно девичьем
занятии как рукоделие. О том, что и в нём
она оставила позади себя многих, свидетельствует
тот факт, что в апартаментах царя лежал,
для вящей отцовской гордости, ковёр, сотканный
её руками.
Софье
было 19 лет, когда в 1676 годы Алексей
Михайлович внезапно скончался. На похоронах
за гробом покойного несли на носилках
нового царя – хворого 15 – летнего брата
Софьи, Фёдора. Затем шла вдова, вторая
жена Алексея Михайловича, Наталья Нарышкина,
а следом – царевна Софья, исполненная
вражды к мачехе – молодой, красивой, успевшей
познать личное счастье, да к тому же имевшей
сына Петра – будущего наследника престола.
Смерть государя практически сразу обнажила
беспощадное, не на жизнь, а на смерть,
соперничество между роднёй его первой
жены – Милославскими и второй – Нарышкиными.
Софья
действовала хитро. В первую очередь
она поставила себе целью навсегда
вырваться из постылой женской половины
царского терема. А потом как только здоровье
Фёдора Алексеевича ухудшилось, она, притворно
или нет, причитая и рвя на себе волосы,
добилась права постоянно находиться
возле больного. Она кормила и поила его
из своих рук, давала ему лекарства и всячески
хлопотала над ним. Ну а по сути пребывала
в непосредственной близости от трона,
среди бояр, военачальников, влиятельных
лиц, умея слышать все разговоры и во все
вникать с пользой для себя. Когда ей это
было надо, Софья умела приноровиться
к каждому не жалея льстивых слов. В свою
очередь и окружения умершего царя не
могло надивиться на ум, обширное знания
и благочестие, столь старательно демонстрируемые
царевной.
В конце апреля 1682 года, во время похорон брата, Софья, опять же вопреки всем обычаям единственная из всех царевен присутствовала, громко стеная, на этом печальном обряде до самого конца. А народ, как - то уже забывший о самом невероятном факте явления вчерашней затворницы, вовсю сочувствовал горю громко рыдающей сестры усопшего.
Итак, первый ход был сделан, и едва ли сыскалась бы сила, способная загнать Софью обратно в терем.
Между тем ситуация с престолом начала накаляться. Преемником покойного царя мог стать либо 16 – летний Иван (сын Милославской), либо 10 – летний Пётр (сын Нарышкиной). При обсуждении кандидатов разноголосица мнений достигла придела. Причём «несогласие» было как среди привилегированной верхушкой, так и среди площадных. Дело решил голос патриарха Иоакима, являвшегося согласно тогдашнему закону первым лицом в государстве в случае смерти царя и высказавшегося за Петра. 27Апреля 1682 года царём был провозглашен Пётр, реальной же правительницей становилась его мать, вдовствующая царица Наталья Кирилловна.
Казалось
бы, далеко идущие планы амбициозной
царевны развеялись в прах. Но что
для одних конец, то для других
начало. Софья не могла допустить возвышения
ненавистной мачехи. Ей и в голову не
могло прейти отступиться. Напротив, уже
с открытым забралом она вступила в политическую
борьбу. Смелости ей было не занимать,
но она хорошо понимала, что для успеха
своего плана ей необходимо иметь определённую
поддержку, точнее, как минимум две её
разновидности: одну - интеллектуальную
– силу мысли, умеющею найти нужные ходы
в хитросплетениях борьбы, другую – физическую
– стихийную и при необходимости карающею.
И то, и другое ею было найдено.
Ещё будучи вхожей в апартаменты брата Фёдора, Софья особенно для себя отмечала Василия Васильевича Голицына, представителя боярской знаменитой семье.
Голицын,
уже зрелый человек, был счастлив
в браке со своей второй женой,
от которой имел четырёх сыновей
и двух дочек. Судя обширной корреспонденции,
боярин Голицын был отменным семьянином,
редким хозяином. Он постоянно заботился
как о воспитании всех своих отпрысков,
так и о благополучии своей супруги. Дом
его, первейший в Москве, был устроен совершенно
на западный манер: с изящной мебелью и
обширной библиотекой. Помимо этого, Голицын
был «прозападником» - его живо интересовало
устройство европейской жизни тамошние
нравы и обычаи казались ему не в пример
разумнее своих. Все прибывавшие в Москву
иностранцы, непременно были гостями Голицына,
и неизменно приходили в восхищения от
общения с этим умнейшим человекам. « Я
думал, что явился к какому – нибудь итальянскому
герцогу, всё в доме Голицына блистало
великолепием и вкусом», - писал один из
иностранных вояжёров.
Василий Васильевич начал быстро возвышаться ещё при правлении Алексея Михайловича. Позже, уже при Федоре, достигнувший боярства Голицын высказывал блестящие дипломатические способности и к тому же задумывал провести обширные реформы как в гражданской так и в армейской жизни. Но болезненность царя да запутанный клубок интриг возле трона отодвигали все его устремления в неясное будущее.
Другой силой, на которую вознамерилось опереться Софья в предстоящей схватке за власть, были стрельцы. При дворе её батюшки они представляли собой род дворцовой гвардии, охранявшей царя, и поэтому считались людьми привилегированными. Со смертью же Алексея Михайловича они лишились некоторых льгот (освобождения от городских служб и права беспошлинной торговли), а стало быть, и значительной части дохода, что привело к назреванию в их среде недовольства, усугублявшегося недоступным превышением власти со стороны командиров стрелецких полков. Царица Наталья Кирилловна хоть и старалась частично удовлетворить их требования, до конца погасить опасные тлеющие угли злобы не смогла.
Софья же, уловившая эти настроения и понимавшая, что Нои вполне способны перерасти в вооруженное выступления против власти, умело направляла стрелецкий гнев. Её и её сторонниками был пущен слух, что Нарышкины – де царица с родственниками, «извели» отвергнутого престола наследника Ивана.
Со стороны царевны эта была откровенная провокация, свидетельствующая, что средств для победы она не выбирала. И этой пообедай – неправедной, оплаченной кровью многих людей – она добилась.
15 мая 1682 года под гул набата с развёрнутыми знамёнами стрельцы ворвались в кремль. Не смотря на то, что царица вывила на крыльцо невредимого царевича Ивана, и вместе с ним Петра, разъяренную толпу это уже не останавливала. Началось кровавое побоище, в результате которого практически все Нарышкины были перебиты. Залив кровью Москву, стрельцы, ловко направляемые Милославскими, почуявшими час его торжества подданные ими челобитные потребовали чтобы царями стали оба брата: Иван V и Петр вторая челобитная, появившаяся через несколько дней, содержала ещё одно требование: чтобы по случаю их малолетства, страной правила Софья. И боярская дума, видимо, ещё не отошедшая, от недавно кровавых событий, сочла это прошение справедливым.
Встав наконец у руля власти, Софья тем не менее осознавала, что радость по случаю этой победы может оказаться преждевременной – слишком уж реальной силой стали обладать после бунта стрельцы во главе со вновь назначаемым князем Хованским, крайне почитаемым ими. В своих опасениях она не ошиблась и спустя некоторое время решилась на новую интригу. Под благовидным предлогом она выманила князя Хованского из столицы в село Воздвиженская, где он предстал перед судом по обвинению в государственной измене как явствовала из присланной ему анонимки, в угрозе «царский корень извести». Хованский был казнен. У исследователей этого вопроса бытует устойчивое мнение, что бумага, стоившая ему головы, была «организованна» ближайшем окружением Софьи, а может быть и ею сомой.