Екатерина II и общественное мнение (1762-1796 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 09:20, диссертация

Описание

Эпоха Екатерины Великой является переломной в истории России. Это своего рода переходный период от России дворцовых переворотов, когда положение монархов в государстве было неустойчивым и зависело от поддержки дворянской элиты и гвардии, к России с упорядоченной государственной властью, бурным промышленным взлетом и развитым общественным мнением. Получение вольности дворянством позволило больше мыслить, писать, думать, появились первые русские просветители, зарождалась интеллигенция. Другая сторона екатерининского правления -пик развития крепостного права, что также обуславливало российскую действительность. Острые социальные противоречия эпохи вылились в Крестьянскую войну 1773-1775 гг.

Содержание

Введение.
Источники.
Историография.
Глава I. Основные направления деятельности императрицы по укреплению репутации власти, формы и эффективность их реализации.
1.1. Представления Екатерины II об идеальном образе монарха.

1.2. Манифесты и узаконения как средства формирования общественного мнения.
1.3. Организация общественных мероприятий и их роль в укреплении авторитета царствующей персоны.

1.4. Система образования в формировании «верноподданнических чувств».

1.5. Периодическая печать и литература. Цензурные меры.
1.6. Поездки и путешествия Екатерины II и их роль в формировании образа власти.
1.7. Переписка Екатерины II как форма «политической рекламы».
1.8. Степень эффективности власти в формировании образа монарха среди подданных.

Глава II. «Пропагандистская политика» Екатерины II на примере русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791).
2.1. Меры по укреплению авторитета армии и военной службы в обществе.
2.2. Идеологическое обоснование русско-турецких войн и их освещение в печати.
2.3. Торжества по случаю побед и заключения мира с Оттоманской Портой.
2.4. Деятельность церкви в армии и среди народа
во время восточных конфликтов.
2.5. Организация общественного мнения в Европе в связи с русскотурецкими войнами.

Работа состоит из  1 файл

Екатерина II и общественное мнение.docx

— 64.39 Кб (Скачать документ)

России и т.д.). В то же время повышалась нагрузка на идеологическую сторону, доносимых  до населения официальных текстов  или символов (триумфальные арки, монументы  и т.д.).

Второй важной особенностью политики Екатерины II по укреплению престижа верховной власти являлось то, что все начинания  императрицы шли в фарватере  интересов разных слоев общества. Но, прежде всего, взор государыни был  обращен на дворянство (Генеральное  межевание, вольность дворянства, свобода  промыслов и торговли, внешняя  политика и т.д.). Именно общественное мнение, желания и чаяния высшего  сословия, которые императрица воплощала  в жизнь, укрепили ее положение на троне, возвысили ее, сделали легитимным монархом и обеспечили поддержку  политического курса. При этом Екатерина II создавала ореол монарха, который  заботится обо всех своих подданных, вне зависимости от сословия. Доказательством  чего могут служить различные  милости, «расточаемые» императрицей купцам, мещанам, крестьянам («манифесты о дарованных народу милостях» включали в себя пункты о прощении недоимок с подушного сбора с помещичьих крестьян», издавались указы о понижении  цены на соль), рядовым солдатам по случаю многочисленных торжеств и побед.

В основе утверждения  авторитета власти, ее популярности в  широких слоях населения лежало создание культа царствующей особы, возвеличивание образа Екатерины И, идейной основой чего стала концепция  «общего блага». Для этого применялся целый ряд способов. Манифесты  и именные указы императрицы, предваряя каждую значимую меру, являлись обращением монарха к народу. Они  разъясняли цели и намерения правительства, воспитывали подданных в духе послушания и просвещения, утверждали идеи («общее благо», «преданность трону», «любовь к Отечеству», милосердие, смягчение нравов и т.д.). Являясь  частью целенаправленной политики, тексты всенародно оглашаемых законов составлялись по определенным «шаблонам». При этом власти умело использовали самые  разнообразные средства для того, чтобы довести содержание этих законов  до представителей различных сословий. На законодательном уровне определялся  порядок рассылки манифестов по церквям  с целью их оглашения, вводился контроль за тем, чтобы никаких задержек в  этом процессе не было. Важной особенностью информирования о принятых Екатериной II законах являлось ежегодное издание  сборников указов.

Государственные торжества представляли собой стройную систему правительственных мер (в  том числе и на законодательном  уровне) и состояли из различных  актов, включающих элементы пропаганды (торжественные богослужения, благодарственные речи, различные «милости», наглядно-демонстративные  элементы, народные увеселения).

Свидетельством  фундаментального подхода в рассматриваемой  политике является усилия, направленные на воспитание юношества в «верноподданническом духе». В основе реформирования системы  образования лежали идеи «создания» «истинного» гражданина, патриота, «сына Отечества». Тем самым формировался определенный менталитет юных подданных, вырабатывалась психология поддержки  трона. Будущие поколения должны были проявлять покорность властям.

Использование периодической печати и оётдельных сочинений в качестве своеобразного  метода «коммуникации» между императрицей и ее подданными мы с полным основанием можем рассматривать в качестве одного из центральных звеньев пропагандистской политики Екатерины II. С его помощью можно было не только внушать наиболее образованной части общества (дворянству, купечеству, мещанству) идеи преданности монарху, но и противодействовать растущим «оппозиционным взглядам». Екатерина II лично способствовала качественному скачку развития прессы и издательского дела. Литературное творчество императрицы, ее выступления в качестве публициста, писателя, философа способствовали появлению хвалебных отзывов на ее политику.

Средством формирования образа «идеального монарха» в широких  слоях населения стали путешествия  Екатерины II, потому их церемониал состоял  из комплекса специально продуманных  мероприятий.

Императрица широко использовала корреспондентскую сеть в деле организации общественного  мнения. О масштабности ее работы в  этом направлении свидетельствует  то обстоятельство, что число ее адресатов доходило почти до полутысячи. В переписке с соотечественниками (сановниками, генералами) Екатерина  Велик ая м ногократно подчеркивала, что все, чем она руководствуется  в управлении страной, это государственный  интерес. Венценосная особа отмечала заслуги подданных перед страной. В письмах к многочисленным иностранным  корреспондентам императрица подчеркивала величие и могущество России, успехи своего царствования, но при этом замалчивала  недостатки правления. Некоторым наиболее преданным своим европейским  корреспондентам Екатерина даже платила за их «работу»: по существу, они являлись агентами ее влияния  в Европе.

Наиболее ярко ее мероприятия по укреплению престижа монархии отразились в освещении  русско-турецких войн второй половины XVIII в. На их примере можно проследить государственный механизм воздействия  пропаганды на подданных. Популяризация  проводимой внешней политики сопровождалась особыми мерами по укреплению авторитета воинской службы. Сущность их заключалась, прежде всего, в значительных привилегиях  и льготах служащим в армии, участникам войн (это касалось, в основном, высшего  сословия), системе поощрений и  пожалований, которая затрагивала  и простых солдат.

Власть уделяла  особое внимание идеологическому обоснованию  русско-турецких войн, их информационному  освещению, в том числе и на окраинах великой империи. Манифесты  и периодическая печать доносили до подданных официальную позицию  о войнах и их причинах. Военные  конфликты с Османской империей объяснялись необходимостью защиты православной веры, единоверных славян и греков.

Для усиления эмоционального воздействия власть обращалась к  поэтическим мотивам. Исторические и мифологические образы наполняли  военные оды, формировали образ  Екатерины во время войны: Афина-Паллада, Минерва со щитом; прославляли победы русского оружия, героев сражений. Оды  и солдатский фольклор, различная  пропагандистская литература о войне (в том числе переводная) издавались в качестве отдельных печатных материалов.

Торжества в  честь побед и заключения мира являлись ключевым звеном в системе  политико-пропагандистских мероприятий, направленных на популяризацию внешней  политики Екатерины II, восточного его  направления, в широких слоях  населения.

Церковь использовалась как «коммуникационное» средство донесения  правительственной позиции до широких  слоев подданных. Власть стремилась улучшить положение духовенства, в том числе военного. Православные священники проводили многостороннюю деятельность, направленную на формирование патриотических чувств.

Императрица направляла деятельность русских дипломатов, которые  использовали свободную европейскую  прессу, чтобы развернуть кампанию в поддержку России и обоснования  ее действий против Турции.

Екатерина II, как  никто из российских реформаторов, отчетливо понимала важность положительных  откликов на ее политику со стороны  общества. Выявляя степень эффективности  правительственных мер по укреплению престижа власти, мы пришли к выводу, что они были весьма результативны.

В дворянской среде  преобладало положительное отношение  к царствующей особе. Инициативы по строительству памятников в ее честь, поднесение Екатерине II титула «матери Отечества» являются косвенными примерами популярности императрицы. Однако, наиболее просвещенная и прогрессивная  часть благородного сословия была настроена  не столь восторженно. Неоднородность общественного мнения выразилась в  критике существующей российской действительности (порча нравов, крепостнические порядки, фаворитизм, недостаток правосудия). Оппозиционные  настроения имели место в армейской (Н. Озеров) и придворной среде (Н.И. Панин, Д.И. Фонвизин).

Отношение представителей податных сословий (купечества, мещанства, но, главным образом, крестьянства) к Екатерине II и ее политике было разным. Народные массы проявляли  недовольство усилением феодальной эксплуатации, результатом чего, как  известно, была Крестьянская война. Сомнительная легитимность императрицы получила отражение в оценках отдельных  представителей, выходцев из низов («недостойная престола» и «удобно будет, и  лишить ее оного, как убийцу»). Появление  самозванцев из среды простого народа под именами коронованных особ свидетельствует  о том, что какая-то часть населения  была настроена критично к Екатерине II. Венценосная особа критиковалась  как, «павшая на роскошь и распутную  жизнь», правительство обвинялось в  разврате.

В крестьянской среде ропот вызывали многочисленные войны, поскольку основные их тяготы ложились на плечи землепашцев. Притесняемые своими господами и военной администрацией сельские труженики зачастую не проявляли  покорности властям, протестуя против увеличения подушной подати. Но, говорить о крестьянских настроениях того времени можно лишь косвенно, а  недовольные найдутся при любых  правителях.

Результативность  екатерининских мер по укреплению престижа монархии очевидна, поскольку все  же в основной своей массе податные сословия поддерживали государственные  начинания императрицы. Мы констатируем, что в целом авторитет Екатерины II в среде низших слоев населения  был высок. В «народном мнении»  монархиня выглядела как благоверная  и мягкосердечная императрица, единственная «управа» на всевозможных «сильных людей», «мудрая Государыня», защитница  православия. Образ «идеального  правителя», создаваемый Екатериной II Великой в значительной мере совпадал с монархическими представлениями  широких слоев населения.

Таким образом, сущность государственной политики по укреплению престижа верховной власти в годы екатерининского правления  заключалась в целенаправленном использовании «власть предержащими»  комплекса методов, направленных на создание в глазах подданных из числа всех сословий ореола справедливой, милосердной и просвещенной императрицы.

Список литературы: 

1. Ф. 1. «Секретные  пакеты». Оп. 1. Д. 1-101.

2. Ф. 5. «Переписка  высочайших особ с частными  лицами». Оп. 1. Д. 85, 152. Ф. 6. «Уголовные  дела по государственным преступлениям». Оп. 1. Д. № 407.

3. Ф. 7. «Преображенский  приказ, тайная канцелярия и тайная  экспедиция». Оп. 2. Д. 497,697,2047,2061, 2068,2079,2093,2092,2097.

4. Ф. 10. «Кабинет  Екатерины II и его продолжение». Оп. 2. Д. 1-342; Оп. 3. Д. 263.

5. Ф. 11. «Переписка  разных лиц». Оп. 1.Д. 696, 859, 913, 946. Ф. 16. «Внутреннее управление». Оп. 1. Д. 720.

6. Ф. 142. «Царские  подлинные письма» (Письма Екатерины  II). Оп. 4. Д. № 1-108.1. РГВИА: 

7. Ф. 6. «Вдовье  повытье комиссариатской экспедиции  военной коллегии». Д. 10128.

8. Ф. 7. «Экспедиция  военно-сиротских учреждений военной  коллегии». Д. 697.

9. Ф. 20. «Воинская  (секретная) экспедиция военной  коллегии». Оп. 1. Д. 769.

10. Ф. 24. «Кабинет  е.и.в.» («Кабинетские дела»). Д. 270, 846.253 РГАЛИ: 

11. Ф. 1337. «Коллекция  мемуаров и дневников». Д. 140. Оп. 1. 4.1. Л. 22. Ф. 1339. «Собрание документов  писателей, ученых, общественных  деятелей».1. АВПРИ 

12. Ф. 93. «Сношения  России с Францией». Оп. 93/6. Д. 211.1. Опубликованные:

13. Академические  известия. 1779. СПб., 1779.1-III.

14. Аксаков С.Т.  Детские годы Багрова внука,  служащие продолжением семейной  хроники. СПб., 1891.

15. Архив Государственного  Совета. СПб., 1869. Т. I.

16. Архив князя  Воронцова. М., 1870-1895.

17. Бакмейстер  И. Г. Историческое известие  о изваянном конном изображении  Петра Великаго сочиненное коллежским  асессором и библиотекарем Имп.  Академии наук Иваном Бакмейстером. СПб., 1786.

18. Бецкой И.И.  Генеральный план московского  воспитательного дома (Императорский  воспитательный дом в Москве). Ч. 1- 3 СПб., 1763. 1767.

19. Бецкой И.И.  Разсуждения служащия руководством  к новому установлению Шляхетнаго  кадетскаго корпуса, сколько принадлежит  до воинской чести. СПб., 1766.

20. Бецкой И.И.  Устав Имп. Шляхетнаго сухопутнаго  кадетскаго корпуса. СПб., 1766.

21. Бибиков A.A. Записки о жизни и службе  А. И. Бибикова. СПб., 1817.

22. Болотов А.Т.  Жизнь и приключения Андрея  Болотова, описанные самим им  для своих потомков. М., 1993.

23. Велизер. Сочинения  господина Мармонтеля, члена Французской  академии, переведен на Волге.  М., 1768.12. «Вечера» 1772, Изд. 2-е. М., 1788.1.

24. Винский Г.С.  Мое время // История России  и дома Романовых в мемуарах  современников XVII-XX. Екатерина II. Фасад и задворки империи. Большие  политики и «маленькие люди»  второй половины XVIII века. М., 2007.

Информация о работе Екатерина II и общественное мнение (1762-1796 гг.)