Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:44, реферат
К началу XIX века государственные финансы России находились в состоянии глубокого упадка. Неупорядоченность бюджетно-сметного дела, казнокрадство и бесконтрольность в расходовании государственных средств, хронический дефицит бюджета, рост государственного долга и расстройство денежной системы – таковы были черты, характеризовавшие положение финансов страны.
Предлагавшиеся меры в целом были одобрены департаментом государственной экономии, но по двум вопросам разногласия оставались: о сроках их введения и о курсе ассигнаций. Три члена департамента поддерживали точку зрения Канкрина о начале реформы с 1840г., а девять считали необходимым немедленно издать манифест о всех предполагаемых мерах, кроме обмена ассигнаций, и сразу же начать осуществление некоторых из них: разрешить одновременно с изданием манифеста прием серебра во все казенные, в том числе и банковские платежи и установить постоянный курс ассигнаций, а остальные меры отложить до 1 января 1840г.
Что касается курса, то Канкрин, поддержанный тремя членами департамента, предлагал зафиксировать средний биржевой курс 1839г. в округленном виде (он составлял около 3 руб. 50 коп. ассигнациями за 1 рубль серебром), так как «только этот курс представляет публичное и неподверженное сомнению оглашение ценности ассигнаций на серебро в течение целого года, лишенное какого-либо произвольного характера». Девять членов считали более правильным закрепление существующего податного курса в 3 руб. 60 коп. для серебряного рубля и в 3 руб. 65 коп. для золотого.
Все предложения
были рассмотрены соединенными департаментами
законов и государственной
С учетом пожелания императора 30 июня в Государственном совете был подготовлен манифест «Об устройстве денежной системы», подписанный Николаем Ι и обнародованный 1 июля 1839г.
Восстанавливая правило манифеста 29 июня 1810г., он провозгласил главной платежной монетой серебряную монету российской чеканки, а неизменяемой монетной единицей – серебряный рубль. Государственные ассигнации становились вспомогательными знаками ценности, и для них устанавливался обязательный неизменный курс на серебро: 1 серебряный рубль = 3 руб. 50 коп. ассигнациями. Фиксировался также курс золотой и медной монеты. Золотая монета должна была обращаться тремя процентами выше ее нарицательной цены: империал (10 руб.) – по 10 руб. 30 коп. и полуимпериал (5 руб.) – по 5 руб. 15 коп. на серебро. Курс медной монеты (впредь до ее передела по счету на серебро) устанавливался в 3,5 коп. медью за 1 коп. серебром. Все сделки, как с казной, так и с частными лицами должны были заключаться только в серебряной монете. Из-за обширности империи это правило становилось обязательным не сразу, а с 1 января 1840г., чтобы информация успела дойти в отдаленные регионы. В серебре пересчитывались все государственные доходы и расходы, обороты кредитных учреждений и т.д. но сами платежи могли производиться как серебром, так и ассигнациями по твердому курсу. Строжайшим образом запрещалось делать на серебро или на ассигнации надбавку какого-либо лажа или употреблять так называемый счет на монету. Уездным казначейством вменялось в обязанность обменивать ассигнации на серебро и серебро на ассигнации до 100 руб. серебром или 350 руб. ассигнациями в одни руки.
1 июля был также опубликован императорский указ об учреждении с 1 января 1840г. депозитной кассы серебряной монеты «для умножения легкоподвижных денежных знаков». Депозитная касса предназначалась для хранения вкладов серебряной монеты (а с 10 февраля 1841г. было разрешено принимать серебро и золото в слитках). Взамен серебра вкладчики получали билеты депозитной кассы, которые можно было использовать для всех платежей по всей Российской империи наравне с серебряной монетой (в соотношении 1 : 1) и в любое время вновь обменять на серебро. Поступавшая в депозитную кассу монета должна была храниться неприкосновенной, образуя особый фонд, и употребляться только для обмена билетов депозитной кассы.
Окончательной целью предпринимавшихся в 1839г. мер была замена государственных ассигнаций новыми бумажными деньгами, обеспеченными серебром, роль которых должны были сыграть депозитные билеты. Для достижения это цели высочайше утвержденным мнением Государственного совета предполагалось с 1 января 1841г. или позже, в зависимости от обстоятельств, начать обмен ассигнаций на депозитные билеты, количество которых должно было соответствовать сумме ассигнаций, по их курсу на серебро. Для обеспечения билетов и утверждения их кредита планировалось создать фонд серебряной и золотой монеты, достаточный для беспрепятственного обмена билетов на любую сумму. Дополнительным гарантом выдачи по ним серебра и золота объявлялась государственная казна. Ассигнации, поступившие в главное казначейство, следовало изымать из обращения и обменивать на билеты, для частных лиц – открыть обменные пункты. При этом ассигнации должны были обращаться по назначенному им курсу до истечения срока их обмена. Здесь же определялся размер новой медной монеты.
Итак, весь ход преобразования денежной системы был определен. Началось его осуществление. Фиксация курса ассигнаций и свободный прием звонкой монеты подорвали основу простонародного лажа и привели его к скорому исчезновению. Это должно было бы сопровождаться снижением цен, ведь они устанавливались в свое время в так называемых «монетных рублях», серебряное содержание которых было меньше, чем у реального ассигнационного рубля в 1839г., и, следовательно, номинальные цены были выше реальных, а разница компенсировалась за счет лажа. Теперь цены должны были приводиться в соответствие с реальным курсом, что означало их снижение до такого уровня, чтобы в реальном исчислении каждый получал столько же серебра, сколько и раньше. Однако по большей части торговцы не снижали цен. Естественно, в наибольшей степени страдали от этого малоимущие слои населения.
Перевод в серебряное исчисление всех ставок налогов, такс, цен в свою очередь сопровождался их повышением, так как округление получаемых при этом цифр шло в сторону увеличения. Впоследствии под воздействием конкуренции цены выравнивались. Но непосредственное осуществление реформы сопровождалось определенными издержками для населения.
С 8 января 1840г. начала действовать депозитная касса. Ее билеты вошли в обращение и пользовались доверием, подготавливая почву для окончательного преобразования денежной системы.
Но приступить к обмену ассигнаций с января 1841г. не удалось. Реальная жизнь внесла свои коррективы в проведения реформы. Неурожай 1840г. осложнил положение российских финансов: проект государственного бюджета на 1841г. был представлен в Государственный совет со значительным дефицитом, большие трудности испытывали казенные кредитные учреждения, так как в связи с неурожаем участились требования возврата вкладов и выдачи новых ссуд под налог имений. Для решения финансовых проблем вначале 1841г. был создан Особый комитет под председательством императора Николая Ι. Результатом работы комитета стал высочайший манифест от 1 июля 1841г., известивший о выпуске в обращение новых денежных знаков под название кредитных билетов Сохранных казен и Государственного заемного банка, идея которых принадлежала императору. Они вводились в обращение по всей империи наравне с серебряной монетой. Кредитные билеты (достоинством в 50 руб.), которых полагал выпустить на сумму 30 млн. руб., выдавались в ссуду под залог недвижимых имуществ и обеспечивались всем достоянием (активом) государственных кредитных учреждений и обязательным обменом на звонкую монету. Разменный фонд, в отличие от депозитной кассы, должен был формироваться в размере 1/6 части от суммы выпускаемых билетов. Но первые месяцы, пока билеты не вошли во всеобщее употребление и выпускались в небольшом количестве, разменный фонд в соответствии с секретной инструкцией был равен всему выпуску кредитных билетов.
Когда в январе 1843г. Канкрин внес в Государственный совет предложение о замене ассигнаций бумажными деньгами, обеспеченными серебром, то в соответствии с решениями, принятыми в 1839г., он предполагал заменить ассигнации депозитными билетами, отличавшимися от уже существующих тем, что они должны были обеспечиваться разменным металлическим фондом не полностью, а лишь на 1/6 часть их суммы. Но его предложение не было принято императором. Николай Ι предпочел использовать для этой цели новые кредитные билеты, получившие, в отличие от выпущенных в 1841г., название государственных. В манифесте 1 июня 1843г. провозглашалось, что «для полного соглашения бумажной денежной системы с монетой и для однообразия между денежными представителями» ассигнации и другие денежные знаки заменяются государственными кредитными билетами. Билеты должны были выпускаться достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 50, а впоследствии и 100 руб. Канкрин, правда, возражал портив выпуска рублевых кредитных билетов, считая, что они вытеснят из обращения «целковики», и поэтому будут «гибелью для России», но с ним не согласились. Кредитные билеты обеспечивались всем достоянием государства и беспрепятственным обменом на звонкую монету, для которого учреждался при Экспедиции государственных кредитных билетов постоянный фонд золотой и серебряной монеты размером не менее 1/6 части всей суммы кредитных билетов, выпущенной взамен ассигнаций. Прекращался выпуск депозитных билетов, а часть металлического фонда депозитной кассы (за депозитные билеты, поступавшие в казну) передавалась в разменный фонд для новых кредитных билетов. Но с открытием разменных касс (с 1 ноября 1843г.) разрешался прием в них вкладов звонкой монеты (не только серебряной, но и золотой) и золота и серебра с выдачей за это кредитных билетов в соответствии с правилами, установленными для депозитной кассы. А вклады эти в полном размере зачислялись в разменный фонд кредитных билетов и на другие цели не употреблялись. Замена различных денежных знаков государственными кредитными билетами осуществлялась постепенно. С 1 сентября 1843г. начался обмен депозитных билетов, с 1 ноября – ассигнаций, поступавших в казенные и банковские платежи. Через год был разрешен обмен ассигнаций на кредитные билеты и всем частным лицам.
Преемником Канкрина стал Ф.П. Вронченко,
бывший с 1840г. товарищем министра финансов.
После отставки Канкрина (по болезни) в
марте 1845г. он был назначен министром финансов.
В отличие от своего предшественника Воронченко
был послушным исполнителем указаний
Николая Ι.
Итак, в 1844-1846гг. было заменено 70% подлежавших изъятию старых денежных знаков. В стране лишь один вид бумажных денег – государственные кредитные билеты, которые можно было обменивать на серебряную монету в соотношении 1:1.
Реформа привела к установлению в России системы серебряного монометаллизма. На определенный период она обеспечила стабилизацию денежного обращения в стране и способствовала ее экономическому развитию.
Укрепился государственный кредит. Состояние вексельных курсов в 40-х годах было благоприятным для России. Особенно выделялся 1847г., когда, например, в январе вексельный курс на Лондон поднялся до 40 7/8 пенсов, что по сравнению с трехмесячным паритетом было выше нормы на 7 2/3%, а на Париж – до 426 сантимов. Наблюдался прилив звонкой монеты из-за границы. Росли ее взносы в разменный фонд, который на 1 января 1847г. составлял 44,8% суммы выпусков кредитных билетов. Билеты, пользовавшиеся большим спросом, безостановочно обменивались на серебро.
Это позволило довольно легко пережить кризис, вызванный на биржах Европы событиями 1848–1849гг., когда усилился спрос на звонкую монету и значительно снизились русские вексельные курсы. Возросшие требования монеты были безболезненно удовлетворены из разменного фонда, хотя они превысили взносы за 1848–1849гг. на 10 124 521 руб. И кроме того, в 1849г. были изъяты из обращения кредитные билеты на сумму 6 311 428 руб. Серьезных осложнений не последовало, обмен кредитных билетов на серебро не прекращался, а к концу 1849г. кризис был преодолен, равновесие восстановлено. Русские вексельные курсы повысились, уже в ноябре 1849г. наименьший вексельный курс был выше паритета. И с 1850г. взносы звонкой монеты в разменный фонд вновь увеличились. На 1 января 1851г. он составил 45,5% от количества обращавшихся билетов.
В последующие годы положение кредитных билетов было стабильным. Вексельные курсы держались на довольно высоком уровне. Так. Высший курс на Лондон поднялся с 38 ½ пенса в 1850г. до 39 ¾ в 1853г., средние показатели за эти годы составляли соответственно 38 7/64 и 38 21/32 пенса. Такую же картину представляет курс на Париж, поднимавшийся в 1852–1853гг. до 412-413 сантимов, а в среднем державшийся на уровне 401-402 сантима.
Но, анализируя итоги проведения денежной реформы 1839-1843 гг., необходимо учитывать и следующие обстоятельства. В России в 30-40-х гг. XIX в., несмотря на развитие товарно-денежных отношений, господствовало натуральное хозяйство. Соответственно объем покупаемых предметов потребления был невелик, и деньги как средство обращения требовались в незначительных количествах. Рабочие, чиновники и другие лица, жившие на жалованье, не играли такой важной роли, как в условиях развитых товарно-денежных отношений. При сравнительно неразвитом рынке и плохих путях сообщения цены на продукты были очень низкими, а уровень промышленного развития - относительно невысоким. Товары промышленного производства, зачастую ввозимые из-за границы, приобретались небольшим кругом лиц. Денежный оборот осуществлялся преимущественно с казной. Поэтому денежная реформа, проведенная в 1839-1843 гг. обеспечила относительно устойчивое денежное обращение.
Значительный дефицит госбюджета, образовавшийся
во время Крымской войны 1853-1856 гг., стал
причиной эмиссии большого количества
кредитных билетов. В 1854г. правительство
вынуждено было прекратить их свободный
размен на золото, а в 1858г. - на серебро.
Кредитные билеты из кредитных денег,
опиравшихся на государственный кредит,
превратились в неразменные бумажные
деньги. Денежная система, созданная в
результате реформы 1839-1843 гг., перестала
существовать. В России начался длительный
период обращения кредитного рубля с резко
колеблющимся валютным курсом.
Заключение
К концу царствования Александра I внешний долг России достигал 102 млн. рублей серебром. Страна была наводнена бумажными ассигнациями, которые печатало правительство, пытаясь покрыть военные расходы и платежи по внешнему долгу. Стоимость бумажных денег неуклонно падала.
Незадолго до своей кончины Александр I назначил на пост министра финансов известного ученого-экономиста Егора Францевича Канкрина. Убежденный консерватор, Канкрин не ставил вопрос о глубоких социально-экономических реформах. Но он трезво оценивал возможности экономики России и считал, что правительство должно исходить именно из этих возможностей. Канкрин стремился ограничить государственные расходы, осторожно пользовался кредитом и придерживался системы протекционизма, облагая высокими пошлинами ввозимые в Россию промышленные товары. Это приносило доход государственной казне и защищало от конкуренции неокрепшую русскую промышленность.