Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:23, доклад
Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в 1746 году в семье врача. Его отец умер рано, мальчика воспитывали мать и преданная служанка. Материальное положение семьи было тяжелым. Еще ребенком, наблюдая жизнь швейцарских крестьян, Песталоцци видел, как жестоко угнетали их и дворяне-помещики, и владельцы мануфактур, раздававшие работу крестьянам на дом. Мальчик проникся убеждением, что «все зло из города», и заявил: «Буду большим - стану помогать крестьянам».
Образование Песталоцци получил сперва в немецкой начальной школе, а затем в средней латинской школе. Эта школа с ее убогой программой и неподготовленными учителями оставила у юноши тяжелые воспоминания.
Возражая против метода обучения арифметике, основанного на заучивании наизусть правил, Песталоцци в своей методике первоначального обучения счету предложил иной метод «изучение чисел» — формировать понятия о числе, начиная с элемента каждого целого числа — единицы. На основе наглядных представлений ребенка он обучает действиям сначала с единицей. После того как дети усвоили все это, он предлагает усложнить счет, первоначально оперируя единицей и числами первого десятка, образующимися из единицы. Для обучения дробям Песталоцци брал квадрат и показывал на нем, принимая его за единицу, соотношения частей и целого. На основе этой идеи Песталоцци его последователи ввели в школьную практику так называемый арифметический ящик, широко используемый в школе и в настоящее время.
Песталоцци дал ряд указаний и по преподаванию географии. От близкого к далекому, на основе непосредственных наблюдений окружающей местности, он ведет учащихся к восприятию более сложных географических представлений. Он рекомендует лепить рельефы местности из глины и лишь за тем переходить к карте. Начиная ознакомление с местностью со школьного участка земли и рельефа родной деревни, при изучении которых ученики получают элементарные географические представления, Песталоцци затем постепенно расширял их, и учащиеся получали представления обо всей земле.
Таким образом, Песталоцци наметил сравнительно широкую программу начального обучения и дал обстоятельные методические указания к ее практическому осуществлению.
Значение педагогической теории Песталоцци
Песталоцци был выдающимся педагогом прошлого. Он видел страдания крестьянства и стремился ему всемерно помочь через школу и просвещение. Его окрыляли, вызывая стремление ближе подойти к народу, идеи некоторых французских просветителей, в особенности Руссо.
Песталоцци отдал всего себя делу воспитания детей, он создал теорию элементарного обучения, которая способствовала развитию в 19 веке народных школ в Европе, начал разработку частных методик, и они нашли широкое применение в начальной школе. Однако элементы формализма заложенные в его педагогической теории и развитые его учениками, оказали и некоторое отрицательное влияние на народную школу.
Взгляды Песталоцци были исторически ограничены: он не мог понять и не понимал классового характера воспитания в классовом обществе, но в то же время по своему изо всех сил стремился помочь трудовому народу. «Песталоцци мечтал о такой школе, которая удовлетворяла бы потребностям народных масс, охотно бы принималась ими и была в значительной мере созданием их собственных рук», как писала Н.К. Крупская.