Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:51, реферат
Вначале 13 века политическая обстановка в странах, лежащих к Востоку от Балтийского моря, значительно осложнилась. Во второй половине 12 столетия новгородцам приходилось сталкиваться на западе только с одним враждебным государством - Швецией, причем шведы еще не угрожали непосредственно русским владениям и еще не делали серьезных попыток поколебать русское влияние в центральной Финляндии (в землях еми).
Причины столкновения немецко–шведских рыцарей и русских князей.
а) Начало колонизации шведами и немцами.
б) Борьба со Швецией.
в) Борьба с Немецкой агрессией.
Исторический портрет Александра Невского.
а) Историческая обстановка к моменту начала княжения Александра Невского.
б) Происхождение или родословная князя и ее влияние на формирование его мировоззрения. Детство Александра Невского.
В этом случае дедом Александра был Мстислав Удалой, прославивший Русь своими многочисленными подвигами. “Образ этого смелого и благородного человека служил юному Александру примером для подражания.
“Судьба Мстислава Удалого была типична для многих русских князей его времени. В начале XIII века потомков легендарного Рюрика стало уже значительно больше, чем княжений. Обделенные семейным разделом князья должны были сами прокладывать себе дорогу к власти, славе и богатству...
Отец Мстислава Удалого - Мстислав Храбрый был правнуком Владимира Мономаха и сыном могущественного князя Ростислава Смоленского.
Как полководец Мстислав Удалой отличался напористостью, стремительностью ударов. Он умело использовал военные хитрости, часто совершал неожиданные для врага маневры.
В год смерти деда Александру исполнилось восемь лет. Едва ли Мстислав успел “приложить руку” к воспитанию внука. Но, известно, что характер, темперамент передаются и через таинственный механизм наследственности. И не от деда ли унаследовал Александр свою пылкую отвагу, рыцарскую беспечность - черты, отнюдь не свойственные владимирским “самовластцам” ?” (Согласно другой гипотезе отцу Александра Невского Ярославу пришлось сражаться в ожесточенной схватке со знаменитым князем Мстиславом Удалым. Одолев Ярослава Мстислав нанес Ярославу “не только политический и военный урон. Разгневанный Мстислав отобрал у Ярослава свою дочь Ростиславу, выданную за молодого князя незадолго до этого.
Смирившись
с судьбой, Ярослав... женился вновь.
Новой женой его стала княжна
Феодосия, сестра рязанского князя
Ингвара. В 1219 году родился у них
первенец, при крещении его нарекли
Федором, как и отца. А на следующий
год появился еще один сын. Его
назвали Александром. “) Что касается
родословной отца, то эта линия
просматривается более
Несмотря
на неоднозначность определения
генеалогической линии по матери,
можно сказать, что так или
иначе в его характере
“Первые годы юного княжича прошли в Переславле. В мальчиках тогда рано начинали видеть маленьких мужчин.” “Можно думать, что в три года над ним - как некогда над его отцом - был совершен древний княжеский обряд - “постриг” ” , после чего он считался полноправным участником ратных дел - воином.
Александр был передан на воспитание княжескому боярину Федору Даниловичу. Изучал он правила этикета, письмо и чтение, историю великих предков. Представления о человеческом бытии в ту пору полностью не сводились к проповедуемым церковью истинам. “” Род” и “естество” человека сложны, он не имеет врожденных свойств: “да не глаголем” , - писалось в учительной литературе, - что этот “естеством благ” , а тот “естеством зол” . И “благий” бывает зол, и злой может “быти благ” . Полных праведников не бывает: “Несть праведна, иже не имать ничтоже согрешения, и несть грешна, иже не имать ничто же блага” . В душе человека три силы - разум, чувства, воля, в ней борется “правда” с” неправдой” , и не все ведающие истину ее творят.
Ценность человека определяется его “нравом” и “деяниями” , а “благородным” его делают “душевные добродеяния” , “помыслы” и “свершенное житие” , особенно же “любовь, смирение, покорение, братолюбие” .
В среде образованных
самопознание ценилось: “Испытай себе
больша, нежели ближьних” , тем и
себе пользу принесешь и ближним.
Или: “Иже смотрит сам себе со испытаньем,
то уподобен наставник есть душе своей”
. Может и грех быть во благо - важны
побуждения, которыми поступки вызваны.
Словом, это была гибкая мораль политиков.”
Александра стали водить на княжеский
суд, “слушать жалобы истцов и объяснения
обвиняемых, постигать трудную для
молодого ума череду законов и
правил - “Русскую правду” , данную народу
два века назад Ярославом Мудрым,
дополненную его сыновьями
Александр проходил в Новгороде при отце обучение внутренней и внешней дипломатии, постигал искусство подчинять бояр и повиливать толпой, переменчивой и грозной. Этому он учился присутствуя на вече, иногда на совете, слушая беседы отца.
Куда больше времени отнимало “мужское дело” . Оно обязывало держать порядок - и в доме, и в церкви, и на охоте - “и в конюсех, и в соколех, и в ястребах” быть сведущим. Дело ему было по душе и давалось легко. Александр учился вместе с приданной ему отцом такой же молодой дружиной.
Но особое место в обучении и воспитании княжича отводилось ратному делу. Пока его научили “вседше на коне, в борнех, за щиты, с копьем, якоже биться” - прошли годы. Владеть конем, защитным и наступательным оружием, быть и турнирным рыцарем и знать строй пеший и конный, тактику полевой битвы и осады крепости - это целый мир, своеобразное искусство. Как и во всяком искусстве: у одних к нему дар, другие лишены его.” Готовился молодой князь к ратному делу. “Готовились события, втянувшие в свой круговорот и Александра. Они заставили его по-новому взглянуть на город. Не крепость, не святыни, а заботы и думы новгородцев открывались ему. Тяжелые это были думы.” Все чаще молодой княжич выезжал вместе с дружиной отца в дальние и ближние города, на охоту, принимал участие в сборах княжеской дани, а главное, в ратных сражениях. “Он шел путем, обычным для русского витязя, и перезвон боевых мечей, скрещиваемых то в борьбе с внешним врагом, то во внутренних усобицах, рано достиг его слуха.” “При тогдашнем воспитании сильные характеры складывались в княжеской среде очень рано. Остроконтрастные впечатления, вызванные участием с детских лет в походах в разные, порой очень несхожие по жизненному укладу земли Руси и ее соседей, зрелища кровавых битв, пожарищ, горе частых разлук и ранних утрат - все эти переживания развивали потребность познавать, вырабатывали наблюдательность, усиливали способность обобщения. Словом, ускоряли формирование личности широко мыслящего, чуждого горемычной замкнутости мелких князьков общерусского радетеля.” Политическая ситуация раннего средневековья, как уже было отмечено, предполагала частые военные действия и бурные внутренние интриги. Это, в свою очередь было хорошим “наглядным пособием” для формирующегося полководца. Пример предков обязывал быть героем.
Подводя итог,
можно выделить следующие моменты
благоприятствующие развитию у юного
Александра Невского качеств легендарного
полководца, которые впоследствии сыграли
исключительную роль в его карьере
великого князя Владимирского. Во -
первых, это целенаправленное воспитание
будущего князя. Во - вторых, выступившие
в роли учителей, события
участником и свидетелем которых являлся
Александр и сам дух эпохи раннего феодализма.
Наконец, третьей составляющей является
родовитость и генетически заложенные
данные, повлекшие за собой возможности.
Здесь следует обратить внимание на то,
что “в ту эпоху высшим авторитетом была
“старина” . Люди постоянно оглядывались
назад и сопоставляли свои достижения
с трудами своих предков.” Таким образом,
налицо три основных составляющих которые
играют, по мнению психологов главную
роль в становлении личности: 1) генетически
заложенные данные; 2) конкретно - исторический
и индивидуальный опыт; 3) объективно сложившаяся
ситуация в которой оказался индивид.
Используемая литература.
"Александр Невский и борьба русского народа за независимость
в 13 веке"
"Героическая борьба русского
народа за независимость (13 в.)"
"Очерки истории СССР 12-13 в."
"Внешняя политики Древней
Руси"
"Борьба русского народа с
немецкими интервентами в 12-15
в.в."
"Борьба славян и народов Прибалтики с немецкой агрессией в
средние века"
"Борьба Руси против
12-13 в.в."
под редакцией Епифанова П.П.
"История СССР с древнейших
времен до 1861 года"
составитель Епифанов П.П.
Содержание
План……………………………………………………………………
а) Начало колонизации
шведами и немцами………………………………….2
б) Борьба со Швецией……………………………………………………………
в) Борьба с Немецкой
агрессией………………………………………………..7
а) Историческая
обстановка к моменту начала княжения
Александра Невского…………………………………………………………
б) Происхождение или родословная князя и ее влияние на формирование его мировоззрения. Детство Александра Невского……..15
Используемая
литература……………………………………………………
Информация о работе Исторический портрет Александра Невского