Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:06, реферат
В российской истории Александра II называют царем-осво¬бодителем. Это имя дал ему не кто иной, как борец с российским само¬державием А.И.Герцен. Судьбой и историей Александру II было предначертано сыграть роль реформатора российского государства. Насколько удачно он справился с этой задачей, можно судить - по высказываниям авторов, работы которых представлены в списке литературы. Их то¬нальность самая разнообразная - от хвалебно восторженных воспоми¬наний мемуаристов-монархистов до уничтожительно - анти¬монархических.
Пермский
Государственный Педагогический Университет
Александр
II
Пермь 2012
Введение
В
российской истории Александра II называют
царем-освободителем. Это имя дал ему не
кто иной, как борец с российским самодержавием
А.И.Герцен. Судьбой и историей Александру
II было предначертано сыграть роль реформатора
российского государства. Насколько удачно
он справился с этой задачей, можно судить
- по высказываниям авторов, работы которых
представлены в списке литературы. Их
тональность самая разнообразная - от
хвалебно восторженных воспоминаний мемуаристов-монархистов
до уничтожительно - антимонархических.
Но существует и другая литература, в которой
обстоятельно анализируются причины непоследовательности
преобразований Александра II, носившие
как объективный, так и субъективный характер.
К числу этих работ можно отнести исследования
историков конца XIX — начала XX в. В.О.Ключевского
и АА. Корнилова. Их блистательные по точности
и наблюдательности характеристики императора
и его ближайшего окружения позволяют
понять, что трудный ход реформ обуславливался
не только мнительностью и нерешительностью
Александра II, но и сопротивлением реакционного
дворянства. Эта же мысль рефреном проходит
в воспоминаниях С.Ю.Витте. По мнению этого
видного русского деятеля, реформы Александра
II сделали возможным осуществление прав
и обязанностей, верноподданных на основе
закона, а не чьего-либо усмотрения. Уже
только этим определяется величие императора
в русской истории. Актуальность данной
темы обусловлена неугасающим интересом
к личности Александра II. Среди основных
задач можно выделить следующие: Рассмотреть
воспитание и характер императора; Проанализировать
внешнюю политику в период царствования
Александра II. В качестве теоретической
базы были использованы работы В.Ключевского,
Л. Ляшенко, Эйдельмана Н., Труайя и других
авторов.
1. Александр II: исторический
портрет
Великий князь Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 года в Москве, в доме митрополита Платона приЧудовом монастыре в Кремле. Чудов монастырь был основан в 1385 году, а в XVIII веке здесь располагалось греко-латинское училище. Отцом Александра был третий сын императора Павла I великий князь Николай Павлович, матерью — дочь прусского короля Фридриха III принцесса Шарлотта, ставшая после православного крещения, необходимого для свадьбы с Николаем Павловичем, Александрой Федоровной. Она доводилась племянницей и крестной дочерью английской королеве Шарлотте, супруге короля Георга III, а значит, являлась родственницей будущей главы Великобритании королевы Виктории. Однако к радости родителей Саши примешивалась изрядная доля грусти, объясняемая предчувствием неизбежно трудной участи сына. «В 11 часов утра, — вспоминала Александра Федоровна, — я услыхала первый крик моего первого ребенка. Нике (Николай Павлович) целовал меня... не зная еще, даровал нам Бог сына или дочь, когда матушка (вдовствующая императрица Мария Федоровна), подойдя к нам, сказала: "Это сын". Счастье наше удвоилось, однако, я помню, что почувствовала что-то внушительное и грустное при мысли, что это маленькое существо будет со временем императором». Эти слова, хотя они и написаны задним числом, можно считать первым предостережением. Материнское сердце, как говорят, вещун.[8;40]
201 орудийный залп и плошки повсеместной иллюминации возвестили москвичам о рождении будущего наследника престола, положив начало соответствующим торжествам по городам и весям Российской империи. Крещение новорожденного произошло в церкви Чудова монастыря, где в свое время крестили детей Ивана Грозного и Алексея Михайловича. В первые годы своей жизни Саша попал в ласковые руки женщин: его воспитательницами стали Ю. Ф. Баранова и Н. А. Тауберг, а нянями — М. В. Коссовская и А. А. Кристи. До шестилетнего возраста жизнь великого князя не была обременена чрезмерными заботами. Зимой он жил с родителями в Аничковом дворце, а летом выезжал в Павловск к бабушке Марии Федоровне. С шестилетнего возраста компания воспитателей великого князя становится, как это было принято, чисто мужской. Ее главой был назначен Карл Карлович Мердер, ротный командир школы гвардейских подпрапорщиков, ветеран войн с Наполеоном. В. А. Жуковский, близко знавший заслуженного офицера и работавший вместе с ним над образованием наследника, отмечал: «Отменно здравый ум, редкое добродушие и живая чувствительность, соединенные с холодной твердостью воли и неизменным спокойствием души — таковы отличительные черты его характера». Сестра нашего героя, Ольга Николаевна писала о Мердере в своих воспоминаниях: «Он не признавал никакой дрессировки, не подлаживался под отца, не докучал матери, он просто принадлежал Семье: действительно драгоценный человек!».[8;41]
Главной задачей, поставленной перед ним родителями Саши, являлось военно-физическое воспитание великого князя, включавшее обучение верховой езде, знакомство с военными уставами, «фрунтом» (строевой подготовкой и приемами с оружием), гимнастические упражнения. Вскоре Александр увлеченно гарцевал на парадах и разводах, отдавая звонким голосом команды гвардейским гусарам. Однако только военными занятиями воспитатель великого князя ограничиться, к счастью, не захотел. В своем дневнике, Мердер писал: «Государь дал мне то, что для него и для целой России всего драгоценнее. Да поможет мне Бог исполнить свое великое дело... Буду считать себя несчастным, если не достигнутого, что он будет считать единственным наслаждением — помогать несчастным». В своем желании пробудить в наследнике сострадание, человеколюбие Карл Карлович не был ни оригинален, ни одинок. Лучшие люди России, в том числе один из ее крупнейших поэтов В. А. Жуковский, желали видеть в Александре Николаевиче образец нравственного совершенства. Чтобы подготовиться к роли правителя России, маленький Александр, согласно этому плану, должен был изучать русский, немецкий, французский, английский и польский языки, историю, географию, физику, математику, геологию, ботанику, зоологию, рисование, музыку, а также облагораживать свою душу чтением христианских писателей. Признавая необходимость знакомства наследника с воинской дисциплиной, он тем не менее не побоялся критиковать его появление на параде в Москве по случаю коронации Николая I. «Этот эпизод, – пишет он императрице Александре, – совершенно излишний в той величественной поэме, над которой мы трудимся. Я заклинаю Небо, чтобы в будущем не было подобных сцен… Это все равно, как если бы вы учили восьмилетнюю девочку уловкам кокетства… Страсть к военному делу способна огрубить душу Александра. Он привыкнет видеть в народе полк, а в родине – казарму».С самого раннего возраста на Александра Николаевича обрушились огромные и, честно говоря, маловыполнимые ожидания современников. Помимо всего прочего, они хотели, чтобы, совершая на ниве служения отечеству поистине геркулесовы подвиги, будущий император оставался скромным гражданином и человеком. Наследники же престола, прислушиваясь к подобным пожеланиям, пытались сопоставить их со своими реальными возможностями, и трудно сказать, что они при этом испытывали — то ли гордость от своего положения, то ли ужас от невозможности исполнить пожелания подданных. Как бы то ни было, благие намерения Мердера получили конкретное воплощение, особенно после воцарения Николая I в декабре 1825 года. О событиях на Сенатской площади у Александра, которому в ту пору не исполнилось и восьми лет, не могло остаться ярких и отчетливых воспоминаний. День восстания декабристов он провел в Зимнем дворце вместе с матерью и бабушкой под охраной гвардейского саперного полка, шефом которого был его отец. Однако нервный тик Александры Федоровны, начавший мучить ее после восстания, и частые упоминания отцом «друзей 14-го» не давали ему забыть об этом страшном для Романовых событии. Регулярное обучение наследника престола началось с 1826 года, когда Александру исполнилось восемь лет. План обучения, рассчитанный, как бы мы сейчас сказали, на десять классов, поручили составить все тому же Василию Андреевичу Жуковскому. Причем литературные заслуги Василия Андреевича вряд ли принимались Зимним дворцом в расчет. На решение родителей наследника повлияло то, что поэт состоял чтецом при вдовствующей императрице Марии Федоровне и успешно преподавал русский язык Александре Федоровне. Данное назначение еще раз убеждает нас в том, что иногда совершенно случайные решения необычайно точно попадают в цель. Жуковский отнесся к почетному и ответственному заданию весьма серьезно. Он отпросился с придворной службы для лечения за границей, но использовал отпуск вовсе не для хождения по докторам, а для ознакомления с новейшими педагогическими системами и приемами. В результате его шестимесячных занятий педагогикой появился план обучения наследника российского престола. В основу своего плана Жуковский положил идеи швейцарского педагога Песталоцци, который считал, что в воспитании человека участвуют три фактора: личность воспитателя, то есть его влияние на питомца своем примером и убеждениями; сама жизнь, то есть условия, в борьбе с которыми вырабатывается самостоятельность и закаляется характер; наконец, чувство человеколюбия, сознание долга перед людьми, деятельная любовь к ним. Александр II воспитывался, не испытывая прямого политического давления со стороны педагогов. Основой его образования, как уже говорилось, стало нравственное начало, этические принципы и ценности. Именно этим целям были подчинены все три периода плана Жуковского. Первый из них назывался «Приготовление к путешествию» (эпоха романтизма давала себя знать даже в названиях разделов педагогических сочинений) и охватывал период с 8 до 13 лет ребенка. Он включил в себя краткие сведения о мире, человеке, понятие о религии, знакомство с иностранными языками. Второй период плана, собственно «Путешествие» (13—18 лет) содержал занятия науками в полном смысле этого слова. Жуковский разбил науки, как это было принято в его время, на «антропологические» (история, политическая география, политика и философия) и «онтологические» (математика, физическая география, физика и т. п.). Третий этап — «Окончание путешествия» — время от 18 до 20 лет. Он сопровождался чтением «немногих истинно классических книг», завершая образование «совершенного человека». Путеводной нитью образования, главным его предметом Жуковский не без оснований считал историю, на примере которой должны были вырабатываться правила поведения, нормы жизни будущего монарха. Если попытаться воспроизвести их вкратце, то они гласили следующее: верь, что власть царя происходит от Бога, но не делай эту власть насмешкой над Богом и человеком... Уважай закон, если законом пренебрегает царь, он не будет храним и народом... Люби и распространяй просвещение. Народ без просвещения есть народ, без достоинства. Им, кажется, легко управлять, но из слепых рабов легко сделать свирепых мятежников... Свобода и порядок — одно и то же... Окружай себя достойными помощниками... Уважай народ свой... [8;45] Отметим, что эти правила, во всяком случае, некоторые из них, наследник усвоил так прочно, что позднее старался, насколько это ему казалось возможным, действовать в соответствии с ними. Конечно же, жизнь порой вносила в эти правила жесткие коррективы. Кроме Жуковского, читавшего русскую историю и новейшую отечественную словесность, великого князя обучали такие знатоки своего дела, как К. И. Арсеньев — историк, географ, статистик. Невеселые представления были у наследника о своем блестящем будущем. Вообще же, он рос резвым, физически крепким подростком, многое схватывал, что называется, на лету, умел нравиться людям, был добр и сентиментален, обожал своих родных, особенно мать и сестер. Доброта и сентиментальность быстро стали чертами его характера, а черты характера — это те инструменты, с помощью которых мы пытаемся приспособиться к окружающей нас действительности. Так что он выбрал не самый плохой набор инструментов. Однако наставники постоянно отмечали и те негативные черты характера великого князя, которые требовали, по их мнению, исправления и даже искоренения. Самым неприятным и непонятным и для них, и для родителей Александра была странная апатия, хандра, нападавшая на ребенка совершенно внезапно и погружавшая его в некое подобие транса. В такие минуты для него не существовало ни уроков, ни игр, ни соучеников или наставников, и он, разоткровенничавшись, начинал говорить, «что не хотел бы родиться великим князем». Это состояние особенно усиливалось, когда наследник сталкивался с задачей, которую ему не удавалось решить сразу, одним махом. И кто знает, были ли такие проблемы связаны только с учебными занятиями? Прежде чем порассуждать на эту тему, приведем еще одно свидетельство из «Записок воспитателя» Мердера. «В великом князе, — растерянно свидетельствовал генерал, — совершенный недостаток энергии и постоянства; малейшая трудность или препятствие останавливает его и обессиливает. Не помню, чтобы когда-нибудь он чего-нибудь желал полно и настойчиво. Малейшая боль, обыкновенный насморк достаточен, чтобы сделать его малоспособным заняться чем бы то ни было... Ему случается провести час времени, в продолжение которого ни одна мысль не придет ему в голову; этот род совершенной апатии меня приводит в отчаяние...». Мердер, понятно, говорит здесь о не слишком частых минутах хандры, которая иногда нападала на наследника, потому что вообще-то, как отмечал во многих местах своего дневника генерал-воспитатель, его воспитанник рос энергичным и веселым мальчиком. Интересно, а откуда генерал знал, что ни одна мысль не приходила в голову Александру во время его «транса», если ребенок в такие минуты практически ни с кем не разговаривал? Другой чертой характера наследника, волновавшей воспитателей, была его, как они это называли, «невыдержанность». Тот же Мердер вспоминал, как во время прогулки по реке Виельгорский, дурачась, неосторожно вел шлюпку и зачерпнул бортом воду. Великий князь так рассердился, что схватил Иосифа за шею и дал ему несколько пинков, прежде чем вмешались воспитатели, сделавшие выговор наследнику. Уже став императором, Александр Николаевич мог накричать на незадачливого собеседника, в сердцах плюнуть в него, но тут же обнять и просить прощения. Подобные сцены не являлись, конечно, нормой поведения монарха, но они действительно случались. И кто знает, не были ли эти крики и плевки человека, родившегося наследником престола, подавленного контролем воспитателей, местью или протестом за отсутствие у него нормального детства. Тем более что вообще-то Александр Николаевич умел прекрасно владеть собой, что он не раз доказывал и на охотах (однажды спас егеря, попавшего в лапы к медведю), и во время покушений террористов, и о время тушения многочисленных пожаров, случавшихся в Петербурге. Так откуда же это бралось: шармерство и равнодушие к людям, острота мысли и апатия? Чтобы нащупать один из возможных ответов, обратимся к очередному наставлению-нотации, которыми Жуковский постоянно потчевал царственного воспитанника. «На том месте, — говорил учитель, — которое вы со временем займете, вы должны будете представлять из себя образец всего, что может быть великого в человеке». Представляете, что происходило ежедневно, если не ежечасно? От наследника, сначала мальчика, потом юноши постоянно требовали не просто хорошей учебы и приличного поведения, а образцовости, эталонности во всем. Для ребенка, да и для взрослого, такой груз неподъемен, психологически травмоопасен. Александр должен был всегда быть настороже, в полной готовности захватить пальму первенства в учебе, танцах, гимнастических упражнениях, светской беседе, и ни в чем не ошибиться, не «засбоить». В юношестве стимулом для него была не столько внутренняя потребность к лидерству, сколько тщеславие учителей и родителей, а также благоприобретенное желание угодить взрослым, избежать выговора или, еще хуже, разноса.
Согласно военным традициям Дома Романовых, новорожденного назначили шефом лейб-гвардии гусарского полка, в день семилетия ему был пожалован чин корнета и далее, еще в детском и отроческом возрасте, чин подпоручика, поручика, штаб-ротмистра, ротмистра.
В
день своего 16-летия, 17 апреля 1834 г., Александр
дал клятвенное обещание в большой церкви
Зимнего дворца и в Георгиевском зале
на торжественном собрании по случаю вступления
в действительную службу. К присяге его
готовил М.М.Сперанский, известный российский
законотворец. Совершеннолетие для Александра
означало ответственные назначения по
гражданской и военной службе и приобщение
к государственной деятельности: в 1834
г. - присутствующий в Сенате, в 1835 г. —
член Синода, в 1836 г. — генерал-майор с
причислением к свите Николая. В 1834 — 1837
гг. продолжалось обучение. Сперанский
в течение полутора лет вел "беседы
о законах", министр финансов, известный
русский финансист Е.Ф.Канкрин делал "обозрение
русских финансов", советник Министерства
иностранных дел Ф.И.Брунов знакомил с
основными принципами внешней политики
государства со времен Екатерины II. Генерал
А.Жомини, военный историк и теоретик,
преподавал на французском языке военную
политику России и стратегические отношения
с соседними государствами. Программа
образования была завершена путешествием
по России в мае — декабре 1837 г. Вместе
со своими наставниками, воспитателями
и свитой Александр посетил 29 губерний
Европейской России. Через полгода последовала
поездка в "чужие края"— за границу.
Она длилась со 2 мая 1838 г. по 23 июня 1839 г.
Наследник побывал в Швеции, Дании, в Ганноверском
королевстве, Пруссии, Баварии, Неаполе,
Сардинии, Австрии, Голландии, Англии и
в других государствах. За время путешествия
Александр получил немало орденов и дипломов.
Это пополнило список имевшихся у него
уже российских наград. Во время заграничного
вояжа цесаревич увлекся 15-летней принцессой
Марией Гессен-Дармштадтской. В марте
1840 г. состоялась помолвка, а 16 апреля 1841
г. — венчание (будущая императрица, приняв
православие, была наречена Марией Александровной).
В этом браке Александр II имел шесть сыновей
и дочь. [9;10] В начале 40-х гг. наследник престола
все больше и больше приобщается к государственным
делам. В 1841 — 1842 гг. он является членом
Государственного совета и Комитета министров.
Во время двухмесячного отсутствия Николая
I в столице в 1842 г. Александр Николаевич
принял решение всех государственных
дел на себя. В 1846 г. он был назначен председателем
Секретного комитета, по крестьянскому
делу. В то время Александр Николаевич
проявлял полную приверженность крепостничеству.
Понадобилось еще десять лет, прежде чем
он пришел к убеждению необходимости освобождения
крестьян. Как отмечают многие исследователи,
в период до восшествия на престол гражданские
дела не особенно занимали Александра
Николаевича. Основное его внимание и
интерес были сосредоточены на армии.
В 40-е и в начале 50-х гг. он продолжает расти
в военных чинах: в 1844 г. ему присваивается
звание "полного генерала", в 1849 г.,
после смерти дяди, великого князя Михаила
Павловича, сменил его на посту главного
начальника военно-учебных заведений,
принял командование Гвардейским корпусом
по случаю предстоящего гвардейским войскам
выступления для подавления восстания
в Венгрии. В 1852 г. Александр Николаевич
произведен в главнокомандующие Гвардейским
и Гренадерским корпусами. Во время Крымской
войны 21 февраля 1854 г., когда на рейде Кронштадта
появился англо-французский флот, он командовал
всеми войсками, направленными для обороны
Петербурга. В должности главнокомандующего
армией Александр Николаевич подошел
к главному рубежу своей жизни — восшествию
на престол. Это событие произошло 19 февраля
1855 г., после того как 18 февраля скончался
Николай I, правивший Россией 30 лет. В своей
речи в Государственном совете 19 февраля
новый император заявил о приверженности
политике Александра I и Николая I. Поначалу
казалось, что так и будет происходить
в действительности. Александр II посещает
театр военных действий в Крыму. Однако,
обладая здравым и трезвым умом, император
вскоре понимает, что продолжение Крымской
кампании может поставить под угрозу не
только международный престиж России,
но и устойчивость самого государства
вследствие резкого обострения социальной
обстановки. Под давлением обстоятельств
Александр II встал на путь реформ, поскольку
понимал, что от этого зависит существование
России и значимость ее как великой державы. Первым
шагом Александра II как российского императора
стало прекращение бесславной Крымской
войны и заключение 19 февраля 1856 г. Парижского
мира. Его условия были унизительными
для России. Приходилось считаться с новыми
реалиями в Европе, с возросшей силой Франции.
Это обстоятельство внесло большие изменения
в европейскую политику Александра II,
которая до 70-х гг. XIX столетия проходила
под знаком отмены парижских договоренностей.[9;11] В
ряду первых мер, выразивших новое направление
во внутренней политике Александра II,
были уничтожение стеснений, введенных
в университетах после 1848 г., упразднение
Витебского и Харьковского генерал-губернаторств,
разрешение свободной выдачи заграничных
паспортов, создание акционерных обществ
и компаний, содействие российским подданным
в установлении торговых связей с иностранными
и др. Симптоматичной стала и амнистия
политических заключенных, приуроченная
к коронации 1856 г. Освобождение оставшихся
в живых декабристов, петрашевцев, участников
польского восстания 1830 — 1831 гг. вызвало
симпатии к Александру II как в России,
так и в Европе. В отличие от своего отца
он начинал царствование с помилования.
Повышенная
чувственность, необходимость ощущения
постоянной влюбленности были, видимо,
одной из отличительных черт психологического
облика всех Романовых. Из воспоминаний
весьма осведомленной А. О. Смирновой-Россет,
и не только из них одних, известно, что
Александр Николаевич уже в пятнадцатилетнем
возрасте увлеченно флиртовал с фрейлиной
матери Натальей Бороздиной. Первая юношеская
влюбленность наследника престола не
осталась тайной для окружающих (что вообще
могло остаться для них тайной?), да он
и не считал нужным особенно скрывать
ее, не видя в своих чувствах никакого
криминала. Мы не знаем, что говорил Николай
Павлович сыну, но реакция родителей на
пока что невинное увлечение великого
князя оказалась быстрой и решительной.
Бороздина была немедленно удалена из
дворца и вместе со спешно появившимся
у нее мужем-дипломатом незамедлительно
оказалась в Англии. В восемнадцать лет
Александр Николаевич стал предметом
горячего обожания Софьи Давыдовой, дальней
родственницы известного поэта-гусара
Дениса Давыдова. Одна из чувствительных
современниц, посвященная в сердечную
тайну девушки, писала в духе то ли вышедшего
уже из моды сентиментализма, то ли модного
еще романтизма: «Она любила наследника
так же свято и бескорыстно, как любила
Бога, и, когда он уезжал в свое путешествие
по Европе, будто предчувствовала,
что эта разлука будет вечной. Она простилась
с ним, как прощаются в предсмертной агонии,
благословляя его на новую жизнь...» Чувство
Давыдовой к цесаревичу было чисто платоническим.
Не одна российская барышня испытывала
нечто подобное к Александру Николаевичу,
но только Софье Дмитриевне удалось попасть
на станицы литературного произведения
(о ее любви написана необычайно дамская
повесть), а потому чувство именно этой
девушки нашло заметный отклик в душах
современников и осталось в истории. В
двадцать лет наследник престола впервые
влюбился самым серьезным образом. Предметом
его страсти стала опять-таки фрейлина
(что делать, если именно они, фрейлины,
были всегда перед глазами и под рукой)
императрицы Александры Федоровны некая
Ольга Калиновская. Когда придворные заметили
симпатию красивой девушки и Александра
Николаевича друг к другу, то немедленно
доложили об этом императрице. Любовь
наследника к Калиновской оказалась для
царской семьи еще более неприемлемой,
чем флирт с Бороздиной. Ольга была не
только «простой смертной», то есть в ней
не текло ни капли королевской крови, но
еще и являлась католичкой — сочетание
для Зимнего дворца сколь знакомое (великий
князь Константин Павлович, брат Николая
I, был женат на польской графине Лович),
столь и скандальное. Эта история заставила
императорскую чету поволноваться и оставила
след в переписке супругов. В одном из
писем жене Николай I передает ей свой
разговор с X. А. Ливеном: «Мы говорили про
Сашу. Надо ему иметь больше силы характера,
иначе он погибнет... Слишком он влюбчивый
и слабовольный и легко попадает под влияние.
Надо его непременно удалить из Петербурга...»
Александра Федоровна, в свою очередь,
записала в дневнике: «Что станет с Россией,
если человек, который будет царствовать
над ней, не способен владеть собой и позволяет
своим страстям командовать собой и даже
не может им сопротивляться?» И вновь из
письма Николая I: «Саша недостаточно серьезен,
он склонен к разным удовольствиям, несмотря
на мои советы и укоры...»[8;119] Скандал в
благородном семействе набирал силу, пока,
наконец, не было решено всерьез и надолго
разлучить влюбленных и поспешить с поисками
подходящей партии для наследника престола.
С этой целью Александр Николаевич был
отправлен за границу, тем более что такое
путешествие соответствовало плану его
обучения. Ему повезло в том, что Жуковский,
сопровождавший ученика в его европейском
турне, был крупным поэтом-романтиком,
специалистом в выражении возвышенных
романтических чувств, к тому же он прекрасно
помнил о собственных горестях на любовном
фронте. Поэтому, как нам представляется,
поэт оказался идеальным попутчиком для
разочарованного в жизни и убитого горем
юноши. Жуковский чутко ощущал страдания
будущего самодержца, разлученного с возлюбленной,
и не раз восхищался его выдержкой и верностью
долгу. Сам же Александр Николаевич, похожий
в тот момент на кого-то вроде гетевского
Вертера, только в письмах к отцу позволял
своей боли выплескиваться наружу. «Ты,
наверное, приметил, — писал он в одном
из них, не подозревая, насколько отец
«приметил» то, о чем он ему писал, — мои
отношения с О. К. ...Мои чувства к ней —
это чувства чистой и искренней любви,
чувства привязанности и взаимного уважения».
Отцу же нечем было утешить сына, кроме
обещания позаботиться о достойном будущем
его возлюбленной. Как уже упоминалось,
в Дармштадте наследник российского престола
познакомился с пятнадцатилетней Марией,
носившей, как и положено германской принцессе,
пышный шлейф имен: Максимилиана-Вильгельмина-