Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:27, контрольная работа
Цель контрольной работы: изучить историю православия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.расмотреть становление христианствам;
Введение………………………………………………………………..………… 3
1. Становление христианства: война с пантеоном………………………………4
2. Христианизация Руси…………………………………………………………..5
3. Языческие образы христианского мира………………………………………6
Заключение…………………………………………………………………………8
Список использованной литературы………
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ
Группа
№ СКДу-3
Пычковой Оксаны Васильевны
(фамилия,
имя, отчество в родительном
падеже)
ФАКУЛЬТЕТ:
Культуры
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: Социально-культурная
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:
(ДНЕВНАЯ, ВЕЧЕРНЯЯ, ЗАОЧНАЯ)
подчеркнуть
ТЕМА: История
православия
«04» августа 2011г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Становление христианства: война с пантеоном………………………………4
2. Христианизация Руси…………………………………………………………..5
3. Языческие образы христианского мира………………………………………6
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….
Введение
Христианство на сегодняшний день – одна из самых распространенных мировых религий, к христианским странам можно отнести большую часть Европы, Россию, Новый Свет. История большинства европейских стран неразрывно связана с христианством, так как само образование этих государств во многом являлось следствием христианизации.
Христианские представления за последние два тысячелетия стали культурной основой развития многих стран, так, например, культуру России невозможно представить без христианства. Идеи христианства проникли в литературу, театр, архитектуру и живопись, скульптуру и народное творчество.
Исторически сложилось так, что христианство стало не коренной религией большинства народов, где-то оно вытеснило прежние религиозные представления, где-то ужилось, синкретзировалось с ними. Нередки сегодня наложения христианских идей на языческие обрядовые традиции.
Именно
язычество в большинстве
Цель контрольной работы: изучить историю православия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.расмотреть становление христианствам;
2.
Становление христианства: война с пантеоном.
Наиболее
серьезным препятствием, которое
встретила экспансия
Итак,
язычество под напором
В искусстве неожиданный всплеск интереса к героям-титанам; и действительно, как схожи образы Христа, давшего людям осознание истины и образ Прометея, принесшего им огонь.
Христианство противопоставило себя всему пантеону, взяло на себя все задачи, которые прежде решал цельный, сложно организованный сонм богов. Культурный шок, который неизбежно следовал за крушением многовековых представлений, стал одной из причин ввергших Европу во тьму средневековья. ''Это была месть прежде всесильных кумиров''.2
Христианизация Руси
Более сложной оказалась ситуация в Древней Руси. Языческая культура не была не грани развала, напротив, были серьезные попытки объединить русские земли под эгидой языческого пантеона. Проблема состояла лишь в определении пантеона и его иерархии.
Христианизация Руси была событием не объективным, но выгодным исторически: князь Владимир решил принять христианство и жениться на византийской царевне Анне – ход чисто политический. Прежде князь Владимир предпринимал попытки создать пантеон, в котором были бы представлены божества разных земель. Позже сложный выбор между исламом, иудаизмом, католицизмом и православием был определен в пользу православия.
Процесс обрусения византийского стиля, его стремительность, позволяет предполагать, что у восточных славян уже была достаточно развитая культура. Причиной победы христианства могла стать прежде всего объективная необходимость объединения славянорусов: христианство же давало такую возможность.
С приходом христианства все языческие обряды стали преследоваться как греховные. Однако вытравить вековые обычаи, вошедшие в плоть и кровь, оказалось невозможно. И тогда церковь как бы ''окрестила'' языческий обряд, включив его в пасхальный цикл. Так, до сих пор сохранился обычай предков приносить на могилу предков дары: крашенные яйца, куличи и т.д.; сама пасха как праздник пришла к нам из языческих времен.3
Синтез славяно-русской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь с принятием христианства из Византии и Болгарии и приобщил страну к византийской и славянской и христианской культурам, а через них – к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой культуры.
Языческие
образы христианского
мира
Кроме огромного количества языческих праздников, которые христианство приняло и канонизировало, в народе, в среде, которой чужды официальные каноны, осталось много очевидных черт языческого прошлого.
Прежде всего это сохранившаяся в атрофированной форме и сегодня вера в представителей так называемой ''нечистой силы''. Читаем у С.В. Максимова4 – этнографа, путешественника, исследователя традиций, языка и верований русского народа: в народном сознании глубоко укоренилось верование, что сонмы злых духов неисчислимы. Очень мало на свете таких заповедных святых мест, в которые они не дерзали бы проникать…
Современные исследователи обрядности и культуры русского народа однозначно отмечают, что вся нечистая сила есть старые языческие боги или полубоги, не выветрившиеся из сознания народа. Христианский Бог ревнив и не терпит конкурентов; конкуренты свергнуты и им одна дорога – стать слугами главного противника Бога – сатаны. Кстати, это прекрасно соответствует библейским мотивам о возгордившихся ангелах. Справедливости ради следует отметить, что по данной схеме местные боги превращались с приходом христианства в его врагов не только на Руси.
Теперь можно привести несколько примеров нечистой силы из книги Максимова:
Примеров
такой нечисти в книге
Среди собранных Далем пословиц и поговорок нередко встречаются и такие, где видны отголоски язычества:
Много встречается пословиц и поговорок, где отражены дурные приметы – тоже своеобразная дань язычеству. Чаще всего они связаны со смертью:
Чрезвычайно сильна связь в народном творчестве языческих образов со смертью. В книге Ю.М. Лотмана6 можно найти тому подтверждение. Народ в сказках поход героя к нечистым всегда представляет как поход в царство мертвых, откуда ворота нет. В том и геройство, что вышел с того света – образ уже христианский, с верой победил оковы смерти – образ чисто библейский.
Можно вспомнить тому такие примеры:
Такие мотивы можно встретить не только в русских сказках. Попадает, например, английский рыцарь в холм эльфов, а выбирается оттуда через долгие годы – все вокруг изменилось до неузнаваемости.
Заключение
Знаком сегодняшнего дня стало повальное возвращение к церкви. Прежде всего, это стало возможно. Вторая причина отмечается многими исследователями культуры – значительное стремление к церкви замечается тогда, когда хуже становится жить.
Что
же с язычеством? Оно и сегодня
присутствует в тех же формах –
праздниках, устном народном творчестве,
обрядах. На фоне возрождения христианской
церкви столь же стремительно возрождается
языческая обрядовость –