Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 19:20, реферат
ГУДЗОН (Хадсон) Генри (около 1550 - 1611). Английский мореплаватель, исследователь Арктики. Родился в Англии.
В 1607 предпринял путешествие с целью достичь Индии и Китая через Северный полюс. Между Гренландией и Шпицбергеном был задержан льдами и повернул обратно. Установил рекорд свободного продвижения на север 800 23', продержавшийся 158 лет.
В 1608 вновь направился на северо-восток, но, не достигнув Новой Земли, вынужден был возвратиться.
В 1609 дошел до мыса Нордкап, здесь встретил сплошные льды и повернул на северо-запад. Миновав Фарерские
ВВЕДЕНИЕ
ГУДЗОН (Хадсон) Генри (около 1550 - 1611). Английский мореплаватель, исследователь Арктики. Родился в Англии.
В 1607 предпринял путешествие с целью достичь Индии и Китая через Северный полюс. Между Гренландией и Шпицбергеном был задержан льдами и повернул обратно. Установил рекорд свободного продвижения на север 800 23', продержавшийся 158 лет.
В 1608 вновь направился на северо-восток, но, не достигнув Новой Земли, вынужден был возвратиться.
В 1609 дошел до мыса Нордкап, здесь встретил сплошные льды и повернул на северо-запад. Миновав Фарерские острова, подошел к полуострову Ньюфаундленд, вышел к устью реки, которая впоследствии была названа его именем.
В 1610 снарядил четвертую экспедицию. Обогнул с юга Гренландию, вдоль полуострова Лабрадор вошел в пролив и залив (ныне носят его имя). Залив посчитал частью Тихого океана.
В
1611 на обратном пути в Англию команда
корабля взбунтовалась и
Экспедиция, посланная англичанами в 1612—1613 гг. на поиски Гудзона и его спутников, оказалась безуспешной.
БИОГРАФИЯ
Генри Гудзон (англ. Henry Hudson) — английский мореплаватель начала XVII века, исследователь арктического региона. Его дата и место рождения точно неизвестны, но по некоторым предположениям, он родился 12 сентября 1570 года в Лондоне. Так же неизвестна его точная дата и место смерти. Предполагают, что он погиб в 1611 году в нынешнем заливе Гудзон в Канаде в результате бунта на корабле. В честь его имени был назван залив и пролив на востоке Канады.
О Генри Гудзоне нам известно очень мало. Исследователи нашли упоминание о том, что экспедиция Джона Дейвиса в Америку в 1585 году планировалась в доме некоего Джона Гудзона в лондонском Истэнде. Следовательно, Генри был его сыном или родственником, весьма грамотным и знающим моряком. В противном случае Лондонская "Московитская компания" (также называвшаяся "Русской компанией"), организованая в Лондоне Себастьяном Каботом и другими лондонскими купцами для систематической торговли с Россией, которая направила несколько экспедиций на поиски Северо-восточного прохода, не доверила бы ему корабли для путешествия в Америку.
ЭКСПЕДИЦИИ
В 1607 году, поступивший на службу в основанную Себастьяном Каботом в Лондоне «Московскую компанию» Генри Гудзон, получил от нее в свое распоряжение небольшое судно (барк) с двенадцатью матросами. Перед ним была поставлена задача: достичь Японии северным путем — непосредственно через полюс, где предполагалось существование свободного ото льда моря.
В то время район Арктики был полностью не изучен, и торговцы предполагали, что двигаясь на север, северо-восток или северо-запад, они найдут кратчайший путь к Азии. Гудзон вышел на корабле «Хоупвелл» (англ. Hopewell) в Северный Ледовитый океан и взял курс на северо-запад. В начале июня он достиг восточного берега Гренландии и двинулся вдоль него в северном направлении. Гудзон не терял время зря и во время пути составлял карту района. 20 июня корабль отошёл от берега и взял курс на восток, достигнув северную оконечность архипелага Шпицберген 17 июля. В этом месте корабль находился всего в 577 морских милях (1,100 километрах) от Северного Полюса, но путь преграждали льды, и он, повернув на юг, открыл небольшой вулканический остров, которому дал имя «Зубцы Гудзона». Остров открывали после него еще пять раз, и он получал различные имена. Закрепилось за ним название Ян-Майен, по имени вторично открывшего остров через четыре года после Гудзона голландского капитана.
В
район полюса Гудзон не попал, но на
следующий год предпринял еще
одну попытку, направляясь теперь через
Баренцево море в Карское через
пролив Карские ворота. В 1608 году Гудзон
совершил второе путешествие в Арктику
с той же целью, что и в первый
раз: открыть Северо-восточный
Но плавание имело практический результат: в одной из бухт Гудзон встретил необычайно много тюленей. Он сообщил об этом, и вскоре множество судов из разных стран устремилось на Шпицберген, тем более еще раньше Баренц видел и китов в омывающем западные берега архипелага Гренландском море. В начале XVII века настоящая «китовая война» разыгралась вокруг Шпицбергена. В ней участвовало несколько европейских стран. Наиболее активны были голландцы: за столетие они уничтожили не менее 60 тысяч китов. На острове Амстердам возник большой город, в котором скапливалось до десяти тысяч человек, занимавшихся вытапливанием китового сала (ворвани). Город так и назывался по голландски — Смеренбург (Ворваньград).
Третью свою экспедицию Гудзон совершил, находясь на службе у Голландской Ост-Индской компании. Он вышел из Амстердама в апреле 1609 года на маленьком судне «Хальф-Моон». Гудзону была предоставлена свобода выбора между Северо-восточным и Северо-западным проходами. В начале мая он уже снова был в теперешнем Баренцевом море, близ Новой Земли. Экспедиция оказалась в очень трудных условиях: стояли лютые холода; тяжелые льды, невидимые в тумане, окружали «Хальф-Моон». Никакой карты этих мест не было. В маленькой команде из восемнадцати-двадцати человек начались ссоры, настроение было возбужденное, готовился бунт.
Гудзон предложил два варианта пути: идти к берегам Америки, где, согласно письму и карте, присланным капитаном Джоном Смитом, около 60° северной широты имелся пролив, или искать путь севернее, через нынешний пролив Дейвиса. Решили искать дорогу, которую указывал капитан Смит. В середине мая Гудзон зашел на Фарерские острова и там, курсируя в американских заливах, попытался отыскать несуществующую дорогу в Китай. В июне, когда «Хальф-Моон» был недалеко от Ньюфаундленда, одна из его мачт сломалась и упала за борт. Гудзон добрался до американского берега и в устье реки Кенебек установил новую мачту. Он убедился, что в тех местах можно вести меновую торговлю, а море богато треской. После этого он еще два раза подходил к берегам нынешних штатов Мэн и Массачусетс, у бухты Пэнобскот и мыса Код (южнее Бостона). Гудзон обогнул этот мыс и в августе подошел к заливам Делавер и Чезапик. Никакого пролива здесь не оказалось, и Гудзон вновь повернул на север. В сентябре он вошел в нью-йоркскую бухту, где до него уже бывал Вераццано, и поднялся вверх по Великой северной реке (теперь река Гудзон). Добравшись до места, где ныне находится город Олбэни, он убедился, что этот путь не ведет в Китай.
В том же году другой европейский исследователь, француз Шамплейн, пытался проплыть в Китай по реке Ришелье, притоку реки Святого Лаврентия. Шамплейн открыл озеро, носящее его имя, подойдя к тому же месту, где находился Гудзон, только с другой стороны. Их разделяли всего 150 километров.
У Гудзона опять возникли недоразумения с командой, и он решил вернуться в Голландию. По дороге он зашел в порт Дартмут в Англии. Здесь «Хальф-Моон» был захвачен английским правительством, а Гудзону и другим англичанам из его команды был запрещен выезд в европейские страны. Англичанам было заявлено, что если они хотят продолжать открытия, то должны их делать в пользу своего собственного отечества. Так Гудзон и поступил. Уже в следующем году Английская Ост-Индская компания взяла Гудзона к себе на службу и дала ему для поисков Северо-западного прохода маленькое судно «Дискавери» (Открытие) водоизмещением 55 тонн, с командой 23 человека. Гудзону не вполне доверяли: стало известно, что во время прошлого плавания к американским берегам моряки были очень недовольны своим командиром и это недовольство несколько раз грозило перейти в открытый бунт. Поэтому директора компании назначили старшим офицером «Дискавери» незнакомого Гудзону моряка, считая его вполне надежным человеком.
17 апреля 1610 года Гудзон вышел из Лондонского порта. В устье Темзы он высадил на берег навязанного ему наблюдателя. Уже на переходе к Исландии поднялся ропот среди команды, с которой капитан и на этот раз никак не мог поладить. От Исландии Гудзон направился к восточному берегу Гренландии. Там он начал спускаться на юг, напрасно отыскивая проход в Тихий океан, обогнул южную оконечность Гренландии, а оттуда повернул на запад. Не найдя пролива у северного берега земли Мета Инкогнита, открытой Фробишером, он обогнул этот полуостров Баффиновой Земли с юга и 5 июля попал в настоящий пролив (Гудзонов). Медленно, на ощупь вел свое судно Гудзон вдоль северного берега пролива, забитого льдами. 11 июля он выдержал сильный шторм, перешел к противоположному берегу и вторично открыл там залив Унгава, затем завершил открытие всего северного побережья Лабрадора. 2 августа у 63°20'' северной широты показалась земля, которую Гудзон принял сначала за выступ материка (о. Солсбери). На следующий день судно обогнуло мнимый выступ, и перед моряками открылось на западе, под бледными лучами северного солнца, широкое серебристо-голубое пространство свободное ото льда, спокойное море. 3 августа 1610 года Гудзон внес следующую запись в судовой журнал: «Мы пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм». Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона.
Остальное через полгода досказал в Лондоне Абакук Приккет, моряк с «Дискавери». За мысом Вулстенхолм берег круто повернул к югу. Судно шло несколько недель вдоль берега. На западе далеко от материка в ясную погоду моряки видели сушу и решили, что это противоположный берег широкого пролива, ведущего их в Тихий океан. На самом же деле это была цепь островов, которые протянулись вдоль западного берега Лабрадора в 50-150 километрах от него (Мансел, Оттава, Ту-Бротерс, Слипер, Кинг-Джордж, Белчер).
В конце сентября, пройдя на юг по мнимому проливу более 1200 километров, моряки попали в сравнительно небольшой залив (Джеймс). Среди команды вспыхнуло недовольство, и Гудзон высадил на берег и оставил там погибать моряка, которого считал главным смутьяном. В ноябре у южного берега залива, у 53° северной широты, судно было окружено льдами и выброшено на берег. Зимовка проходила в сносных условиях: топлива вполне хватало, а успешная охота на птицу позволяла хорошо питаться. В середине июня следующего, 1611 года судно спустили на воду и начали медленно продвигаться на север. Через неделю недовольство команды перешло в открытое возмущение; 22 июня бунтовщики бросили в лодку Генри Гудзона, мальчика его сына, помощника штурмана и еще шесть человек, верных капитану, и оставили их на произвол судьбы без оружия и без продовольствия.
Единственный
уцелевший офицер штурман Роберт
Байлот осенью 1611 года привел «Дискавери»
обратно в Англию. На родину вернулись
13 человек, по другим данным восемь. К капитану
пришла редкая посмертная слава: Большая
Северная река, открытая до него, названа
его именем рекой Гудзон; пролив, открытый
С. Каботом, Гудзоновым проливом; море,
ставшее его могилой, Гудзоновым заливом.
Список
использованных источников
1. Авадяева, Е. Н. 100 великих мореплавателей / Е. Н. Авадяева, Л. И. Зданович. – Вече, 1999. – 512 с.
2.
Генри Гудзон http://www.kapustin.boom.ru/
3.
Моуэт, Ф. Испытание льдом / Ф. Моуэт - М.,
1966.