Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 23:04, реферат
Биография творческого коллектива, место Кукрыниксов в истории, список работ, роль Кукрыниксов во второй мировой войне.
КУ
КРЫ
НИК
сы
Биография коллектива
Псевдоним Кукрыниксы составлен из первых слогов фамилий участников коллектива
а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии
Три художника работали
методом коллективного
Совместное творчество Кукрыниксов началось еще в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас). В Московский Вхутемас художники съехались из разных концов. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоем в стенгазете Вхутемаса как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, еще живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. С 1924 года присоединился Соколов, и в этой же стенгазете работали уже втроем как Кукрыниксы.
В группе происходил поиск нового единого стиля, используя мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись политической карикатурой.
"Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой, - пишут Кукрыниксы и подчеркивают: - То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности".
Список произведений
шаржи
Иллюстрации
Клим Самгин у Марины.
Иллюстрация к роману
М. Горького «Жизнь Клима Самгина» 1933.
Литературный музей М. Горького
Временное правительство за работой.
Иллюстрация к «Истории
гражданской войны в СССР»
1935 Третьяковская галерея
Иллюстрация
к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик» 1939 Третьяковская галерея
Первое знакомство.
Иллюстрация к рассказу
Чехова «Дама с собачкой» 1945
– 1946 Третьяковская галерея
Павел Власов выступает на суде.
Иллюстрация к роману А.М. Горького «Мать» 1950
Третьяковская галерея
Войска движутся на фронт.
Иллюстрация к трилогии
А. Н. Тольстого «Хождение по мукам»
1956
Соколов с Ванюшкой.
Иллюстрация к рассказу
М.А. Шолохова «Судьба человека» 1964
Пертрет Левши.
Титул к сказу
Н.С. Лескова «Левша» 1973
Город Тула.
Иллюстрация к сказу
Н.С. Лескова «Левша» 1973
Карикатуры и агитплакаты серии «Фашистская чума»
15 лет Советской
власти 1932
Божество Германского
фашизма 1935
Петля берлинского
происхождения
1938
Итало-германские
вариации 1938
Убей его! 1942
Беспощадно разгромим
и уничтожим врага!
1941
Клещи в клещи 1941 «Окна ТАСС»
Бьемся мы здорово 1941
В Москве калачи,
как огонь горячи
1941
Долг платежом
красен 1941
Превращение
«фрицев» 1942 «Окна ТАСС»
К победе!
Потеряла я колечко… 1943
После Туниса 1943
Под Орлом аукнулось,
в Риме откликнулось
1943
Руки коротки 1944
На приеме у бесноватого
главнокомандующего
Три года войны 1944
Два котла 1944
«Окна ТАСС»
У ворот восточной
Пруссии 1944
Последняя цифра 1945
Карикатуры и агитплакаты серии «Поджидатели войны»
«Чернильный» заокеанского
клеветника 1957
Короткая память 1959
Раздуваю 1962
Способны на
любые акции 1980
Двое чокнулись
толково
Новая исполнительница
старых песен 1968
И щуку бросили
в реку 1964
- Суд идет, прошу
встать!
«2-Адольф-2» 1967
Учитель и его
ученики 1974
Неофашизм 1980
Карикатуры и агитплакаты серии «Бизнесмены «удачи»
«Риск…благородное
дела» 1962
Подминает 1974
В мире акул 1962
«Уолл-стрижка» 1949
Американский
подарок британскому льву
1958
Чего хочет американская
левая нога 1962
«Долгий ящик»
Не удержаться 1971
Фунт упал 1967
Большой вопрос 1971
Общими усилиями 1969
Вопрос 1979
Скандал на «Общем
рынке» 1964
Живописные работы
Бегство фашистов из Новгорода 1944 – 1946 Русский музей
Таня 1942 – 1947 Третьяковская галерея
Конец 1947 – 1948 Третьяковская галерея
Другие серии работ Кукрыниксов
«Мракобесы большой дороги» - серия, сатирически изображающая США и капитализм. 1968 – 1980
«Опекуны колониализма» - серия, обличающая лицемерие политики запада в отношении бывших колоний. 1957 – 1978
«Заокеанские головорезы» - серия о жестокости политики США в отношении стран третьего мира и о том, что для США жизнь человека – ничто. 1965 – 1970
«Прислужники Пентагона» - серия карикатур на политику, проводимую Западом. 1970 – 1980
«Ядерные маньяки» - серия карикатур на тему агрессивности блока НАТО 1960 – 1983 (Холодная война)
Также были серии рисунков «Старая Москва» (1932) «Бытовые вредители» (1932) «Транспорт» (1933) «Лицо врага» (1933) «О дряни» (1960)
Место Кукрыниксов
в истории
Молодому СССР была нужна острая партийная сатира, высмеивающая все то, что противоречило линии развития страны, обличающая империализм, антипод коммунизма, и фашизм, главного его врага. Ведущим жанром этого вида искусства, острейшим оружием сатиры является политическая карикатура.
Кукрыниксы создавали для миллионов соотечественников образ «прогнившего» западного мира, и вместе с этим формировали взгляд советских людей на империализм - ненависть и презрение к капитализму. В то же время они изображали Советский Союз единственным в мире правильным, справедливым государством, каждый шаг которого мотивирован благими целями.
В годы первых пятилеток строители социализма видели плакаты Кукрыниксов там, где ценой больших потерь ковалась оборонная и индустриальная мощь нашей Родины, а в годы Великой Отечественной войны – в окопах.
27 июля 1941 года Кукрыниксы вступили в строй «Окна ТАСС» — форма антифашистской агитации и пропаганды. Вместе с произведениями В.Лебедева-Кумача, А. Александрова, И. Тоидзе с первых дней войны навсегда в историю вошел плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», ставший призывным изобразительным лозунгом, поднимавшим людей на борьбу с врагом.
В 1945 году завершился разгром нацизма. Вторая мировая война закончилась. Но на смену «горячей» пришла «холодная война». И вновь потребовалось оружие сатиры— политический плакат и карикатура, воспитывающие в людях ненависть к капитализму и главному сопернику СССР в гонке вооружений – США.
В жестокое и противоречивое
время ХХ века, века политических игр и
заговоров, в которых участвовали все
ведущие страны мира, более всего необходимы
были именно такие художники, создававшие
и укреплявшие в сознании народа нужные
интересам государства мифы, предоставлявшие
народу факты под определенным углом зрения.
Несмотря на то, что это пропаганда, работы
Кукрыниксов искренни, они проникнуты
неподдельной ненавистью к врагам родины,
крепкой верой в содействие укреплению
мира на земле. И эта вера передавалась
миллионам людей, живших в СССР. Поэтому
Кукрыниксы занимают почетное место в
истории нашей страны.
Творческая манера
Кукрыниксов
Меткие определения
Куприянова, сарказм Крылова, мягкий
юмор Соколова, профессиональное мастерство
и зоркое видение жизни художниками –
все это синтезировалось в их творчестве.
Выбор тем
В первые годы своего
самостоятельного творчества Кукрыниксы
обратились к шаржу, к тому виду искусства,
которое сочетает остроту восприятия
характера человека, умение подметить
типичное в нем и передать суть
изображаемого.
В конце 1928 года художники
оформили новую комедию Маяковского
«Клоп». Работа над спектаклем направила
творчество Кукрыниксов на борьбу с
мещанским бытом, следовательно, темы,
выбираемые художниками, стали житейскими.
Действие могло происходить в коммуналке
или на улице, сюжеты как правило были
обыденными, но безусловно утрированными
и комичными.
Также Кукрыниксы — прекрасные
иллюстраторы классиков русской и советской
литературы: произведений Гоголя, Горького,
Чехова, Салтыкова-Щедрина, Лескова и т.д.
После встречи с Горьким в 1931 году Кукрыниксы отдают предпочтение партийной сатире. Темы, выбираемые ими теперь, - актуальные на тот момент проблемы и вопросы. Это идеологическая борьба социализма и империализма, это призывы работать на благо страны. Далее именно политика стала основной темой творчества
Кукрыниксов.
Выбор жанра
Кукрыниксы работали в жанре бытовой, портретной, социальной и политической карикатуры. Самостоятельно каждый художник работал и в жанре пейзажа. Выбор жанра карикатуры обуславливается тем, что творчество Кукрыниксов было нужно здесь и сейчас. Кукрыниксы должны были мгновенно отреагировать на какое-либо историческое событие и емко, лаконично и остро воплотить его суть в работе, чтобы донести ее до как можно большего количества людей в кратчайший срок.
«Рисунок и стихи должны были поспеть к сроку, чтобы в тот же вечер попасть в печатную машину. И при этом надо было стремиться к строгой простоте, к лаконичности, чтобы как можно точнее бить в цель» (Кукрыниксы).
Есть и не карикатурные
работы Кукрыниксов на исторического
жанра.
Вид
Как правило, графика:
черно-белая (карикатуры) и цветная
(плакаты), однако есть и живописные
работы.
Типичная композиция