Лейбниц Готфрид Вильгельм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:32, контрольная работа

Описание

Большой вклад внес в такие науки как логика, математика, физика, история, лингвистика, биология и психология.
В 1700 стал первым президентом созданного по его инициативе Берлинского научного общества (позднее — АН). В 1711, 1712 и 1716 встречался с Петром I, разработал ряд проектов по развитию образования и государственного управления в России. В 1712—1714 жил в Вене. Вёл обширную переписку почти со всеми крупнейшими учёными, а также политическими деятелями.
В духе рационализма 17 в. Лейбниц различал мир умопостигаемый, или мир истинно сущего (метафизическая реальность), и мир чувственный, или только являющийся (феноменальный) физический мир. Опираясь на открытое им дифференциальное и интегральное исчисление, представил психический мир в виде бесконечной градации нечленимых, замкнутых в себе нематериальных целостностей - монад. Лейбниц решительно утверждал, что монады не могут оказывать влияния одна на другую: «монады вовсе не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда или оттуда выйти».

Работа состоит из  1 файл

ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм.docx

— 17.13 Кб (Скачать документ)

Лейбниц   Готфрид Вильгельм (1646—1716) — немецкий философ, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед.

Большой вклад внес в такие науки  как логика, математика, физика, история, лингвистика, биология и психология.

Изучал юриспруденцию и философию  в Лейпцигском и Йенском университетах. В 1668 поступил на службу к курфюрсту Майнца. В 1672 отправился с дипломатической миссией в Париж, где пробыл до 1676, изучая математику и естествознание. В декабре 1676 возвратился в Германию и последующие 40 лет состоял на службе у ганноверских герцогов, сначала в качестве придворного библиотекаря, затем — герцогского историографа и тайного советника юстиции. В 1687—1690 совершил поездку по Южной Германии, Австрии и Италии с целью сбора материала для "Истории Брауншвейга". В 1700 стал первым президентом созданного по его инициативе Берлинского научного общества (позднее — АН). В 1711, 1712 и 1716 встречался с Петром I, разработал ряд проектов по развитию образования и государственного управления в России. В 1712—1714 жил в Вене. Вёл обширную переписку почти со всеми крупнейшими учёными, а также политическими деятелями.

 

В духе рационализма 17 в. Лейбниц различал мир умопостигаемый, или мир истинно сущего (метафизическая реальность), и мир чувственный, или только являющийся (феноменальный) физический мир. Опираясь на открытое им дифференциальное и интегральное исчисление, представил психический мир в виде бесконечной градации нечленимых, замкнутых в себе нематериальных целостностей - монад. Лейбниц решительно утверждал, что монады не могут оказывать влияния одна на другую: «монады вовсе не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда или оттуда выйти».

 

Всё, что в монаде совершается, есть её собственное дело: она — совсем особый самобытный мир, маленькая ойкумена, ни от кого не зависящая и действующая  только от себя. Она и представлять может только самое себя, свое собственное  существо и то, что в нём содержится. Если она представляет мир, то потому лишь, что мир идеально лежит в  ней, что она сама есть слабое подобие мира. Но из этого никак не следует, чтобы вселенная как-нибудь физически на неё действовала и реально в ней отражалась и отпечатлевалась; реальное взаимодействие вещей есть только иллюзия.

 

Отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, Лейбниц ввел понятие о бессознательной  психике, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в  виде особой динамики неосознаваемых восприятий (малых перцепций).

 

Он разрабатывал концепцию «малых перцепций» («малых восприятий»), в которой и разделил понятия психики и сознания, признавая, что существуют смутно осознаваемые и совсем не осознаваемые психические процессы. По Лейбницу, бессознательные «малые восприятия» подобны дифференциалу: только бесконечно большее их число, будучи суммированным, даёт конечную, то есть различимую нами, величину, тогда как каждое малое восприятие, взятое в отдельности, не достигает порога сознания. Создавая учение о бессознательной деятельности души, в том числе и души разумной, Готфрид Вильгельм пытался решить проблему, возникающую с допущением некоего подобия душ также и в неживой природе. Теория бессознательных восприятий и влечений оказала влияние на дальнейшее развитие философской мысли — от Шеллинга до Шопенгауэра, Эдуарда Гартмана и 3игмунда Фрейда.

 

Лейбниц также ввёл в психологию понятие апперцепции, под которой  он понимал форму активности души, проявляющуюся уже в процессе элементарных ощущений. Животные, по мнению Лейбница, не являются простыми автоматами.

Разум им заменяют ассоциации, которые  являются единственным способом организации  знания не только для животных, но и  для людей, когда они ограничиваются данными органов чувств. Вместе с  тем только людям свойственно  ясное рациональное понимание природы  вещей и постижение вечных истин.

 

 Критикуя эмпиризм Локка,  выразившийся в трактовании души как органа, запечатлевающего чувственные воздействия, Лейбниц указывал, что этот орган не является чистой доской, в нем имеются только задатки, предрасположенность к познанию, реализуемая активной деятельностью разума. Объясняя связь между психическим и физическим, Лейбниц выдвинул положение о том, что между ними существует не взаимодействие, а соответствие в виде созданной благодаря божественной мудрости предустановленной гармонии.

Душа и тело совершают свои действия самостоятельно, независимо друг от друга, но поскольку они (подобно паре часов, показывающих одно и то же время) запущены в ход и движутся с величайшей точностью, складывается впечатление  об их зависимости.

Лейбниц - родоначальник теорий, отстаивающих приоритет активности психики и  строящихся на представлении о бессознательном.


Информация о работе Лейбниц Готфрид Вильгельм