Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:36, реферат
Леонардо ди сер Пьеро да Винчи — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека». Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий своей эпохи.
Леонардо
ди сер Пьеро да
Винчи — великий итальянский художник
(живописец, скульптор, архитектор) и учёный
(анатом, естествоиспытатель), изобретатель,
писатель, один из крупнейших представителей
искусства Высокого Возрождения, яркий
пример «универсального человека». Леонардо
осмысливался в последующей традиции
как личность, наиболее ярко очертившая
диапазон творческих исканий своей эпохи.
Биография
Леонардо да Винчи
родился 15 апреля 1452 года в селении
Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции.
Его родителями были 25-летний нотариус
Пьеро и его возлюбленная, крестьянка
Катерина. Первые годы жизни Леонардо
провёл вместе с матерью. Его отец вскоре
женился на богатой и знатной девушке,
но этот брак оказался бездетным, и Пьеро
забрал своего трёхлетнего сына на воспитание.
Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь
пытался воссоздать её образ в своих шедеврах.
Жил он в это время у деда. В Италии того
времени к незаконнорожденным детям относились
почти как к законным наследникам. Многие
влиятельные люди города Винчи приняли
участие в дальнейшей судьбе Леонардо.
Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха
умерла при родах. Отец женился повторно
— и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил
67 лет, был четырежды женат и имел 12 детей.
Отец пытался приобщить Леонардо к семейной
профессии, но безуспешно: сын не интересовался
законами общества.
Достижения
Искусство
Нашим современникам
Леонардо в первую очередь известен
как художник. Кроме того, не исключено,
что Да Винчи мог быть и скульптором: исследователи
из университета Перуджи утверждают, что
найденная ими в 1990 году терракотовая
голова является единственной дошедшей
до нас скульптурной работой Леонардо
да Винчи. Однако сам Да Винчи в разные
периоды своей жизни считал себя в первую
очередь инженером или учёным. Он отдавал
изобразительному искусству не очень
много времени и работал достаточно медленно.
Поэтому художественное наследие Леонардо
количественно не велико, а ряд его работ
утрачен или сильно повреждён. Однако
его вклад в мировую художественную культуру
является исключительно важным даже на
фоне той когорты гениев, которую дало
Итальянское Возрождение. Благодаря его
работам искусство живописи перешло на
качественно новый этап своего развития.
Это было движения в сторону реализма
и многое уже было достигнуто в изучении
перспективы, анатомии, большей свободы
в композиционных решениях. Но в плане
живописности, работы с краской, художники
были ещё достаточно условны и скованы.
Линия на картине четко очерчивала предмет,
и изображение имело вид раскрашенного
рисунка. Наиболее условным был пейзаж,
который играл второстепенную роль. Леонардо
осознал и воплотил новую живописную технику.
У него линия имеет право на размытость,
потому что так мы её видим. Он осознал
явления рассеяния света в воздухе и возникновения
сфумато — дымки между зрителем и изображенным
предметом, которое смягчает цветовые
контрасты и линии. В итоге реализм в живописи
перешёл на качественно новую ступень.
Наука и инженерное дело
Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни — колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно у кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат.
Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта. В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать — и крылья будут!». Сначала Леонардо разрабатывал проблему полёта при помощи крыльев, приводимых в движение мышечной силой человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара. Но затем он дошёл до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплён, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить же себя в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана. Для того чтобы успешно практически построить и использовать аппарат, Леонардо не хватило только одного: идеи мотора, обладающего достаточной силой. До всего остального он дошёл. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полёте, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху… так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами…». Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках». Леонардо да Винчи предложил первую схему зрительной трубы (телескопа) с двумя линзами (известная сейчас как зрительная труба системы Кеплера). В рукописи «Атлантического кодекса», лист 190а, есть запись: «Сделай очковые стекла (ochiali) для глаз, чтобы видеть Луну большой».
Изобретения
Список изобретений,
как реальных, так и приписываемых
ему:
Мыслитель
Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как мыслитель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики: «Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в дорогу без руля и компаса… практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».
Требуя от
художника углубленного изучения изображаемых
предметов, Леонардо да Винчи заносил
все свои наблюдения в записную книжку,
которую постоянно носил при
себе. Итогом стал своеобразный интимный
дневник, подобного которому нет
во всей мировой литературе. Рисунки,
чертежи и эскизы сопровождаются
здесь краткими заметками по вопросам
перспективы, архитектуры, музыки, естествознания,
военно-инженерного дела и тому подобное;
всё это пересыпано разнообразными
изречениями, философскими рассуждениями,
аллегориями, анекдотами, баснями. В
совокупности записи этих 120 книжек представляют
материалы для обширнейшей
Интересные факты