Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 17:11, доклад
Патриарх Никон был выдающимся деятелем Русской Православной Церкви. С его именем связаны самые важные исторические события нашей жизни XVII столетия — не только церковные, но и политические, имевшие решительное влияние на дальнейшее развитие церковной и гражданской жизни Русского государства.
Выполнено Ефимовой Любовью. Биохим 1 курс 7 подгруппа
Никон.Церковная
реформа.
Патриарх Никон был выдающимся деятелем Русской Православной Церкви. С его именем связаны самые важные исторические события нашей жизни XVII столетия — не только церковные, но и политические, имевшие решительное влияние на дальнейшее развитие церковной и гражданской жизни Русского государства.
Патриа́рх Ни́кон (мирское имя Ники́та Ми́нин (Минов); 7 мая 1605 — 17/27 августа 1681) — шестой Патриарх Московский и всея России (с 25 июля 1652 года по 12 декабря 1666 года), имевший также титул Великого Государя. Полный титул, усвояемый себе Никоном: Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств патриарх.
Родился в
мордовской крестьянской семье в
селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода
(в настоящее время —
Смерть детей в 1635 году привела Никиту к окончательному решению оставить мир. Он убедил жену принять монашеский постриг в московском Алексеевском монастыре, дав за неё вклад и оставив денег на содержание[2], а сам в возрасте 30 лет тоже принял постриг с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря.[3] Через какое-то время преподобный Елеазар, начальный старец скита, вменил в обязанность Никону совершение литургий и заведование хозяйственной частью скита. В 1639 году, вступив в конфликт с Елеазаром Анзерским, Никон бежал из скита[4] и был принят в Кожеозерский монастырь. В 1643 году был избран игуменом монастыря.
В 1646 году отправился
в Москву, где явился, по тогдашнему
обычаю новопоставленных игуменов, с
поклоном к молодому царю Алексею
Михайловичу, произвёл на него хорошее
впечатление. Царь велел Никону остаться
в Москве, а Патриарху Иосифу — посвятить
его в архимандриты Новоспасского монастыря.
Став во главе
братии Новоспасской обители, Никон
вошёл в состав неформального
кружка духовных и светских лиц, который
профессор Н. Ф. Каптерев называет кружком
«ревнителей благочестия». Главные идеологи
этой группы — духовник Алексея Михайловича
протопоп Благовещенского собора Стефан
Вонифатьевич, боярин Ф. М. Ртищев и протопоп
Казанского собора Иоанн Неронов — ставили
перед собою и своими сподвижниками задачу
оживления религиозно-церковной жизни
в Московском государстве, улучшения нравственности
как населения, так и духовенства, насаждения
просвещения. Вводилась забытая в Москве
практика церковной проповеди с амвона,
«единогласие» в богослужении, большое
внимание уделялось исправлению переводов
богослужебных книг.
Начал ездить
к царю во дворец каждую пятницу
для бесед и совета не только по
духовным делам, но и по государственным.
11 марта 1649
был возведён в сан
Многие годы
собиравший греческие и византийские
тексты и серьёзно участвовавший
в обсуждениях «Кружка
Первым шагом
Патриарха Никона на пути литургической
реформы, сделанным сразу после
вступления на Патриаршество, было сравнение
текста Символа веры в редакции печатных
московских богослужебных книг с текстом
Символа, начертанного на саккосе митрополита
Фотия. Обнаружив расхождения между ними
(а также между Служебником и другими книгами),
Патриарх Никон решился приступить к исправлению
книг и чинопоследований. Примерно через
полгода по восшествии на патриарший престол,
11 февраля 1653 года, Патриарх указал опустить
в издании Следованной Псалтири главы
о числе поклонов на молитве преподобного
Ефрема Сирина и о двуперстном крёстном
знамении. Часть справщиков высказали
своё несогласие, в результате трое были
уволены, среди них старец Савватий и иеромонах
Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней,
в начале Великого поста 1653 года, Патриарх
разослал по московским церквам «Память»
о замене части земных поклонов на молитве
Ефрема Сирина поясными и об употреблении
троеперстного крестного знамения вместо
двуперстного. Так началась реформа, равно
как и протест против неё — церковный
раскол, организованный бывшими товарищами
Патриарха протопопами Аввакумом Петровым
и Иваном Нероновым.
В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:
Широкомасштабная
«книжная справа», выразившаяся в редактировании
текстов Священного Писания и
богослужебных книг, которая привела
к изменениям даже в формулировках
Символа Веры — убран союз-
Замена двуперстного крёстного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились».
Крёстные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
Возглас «аллилуйя» во время стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).
Изменено
число просфор на проскомидии
и начертание печати на просфорах.
Патриарху указывали
на самочинность таких действий, и
тогда в 1654 году он устраивает собор,
на котором в результате давления
на участников добивается разрешения
провести «книжную справу по древним рукописям
греческим и славянским». Однако равнение
шло не на старые образцы, а на современную
греческую практику. В неделю православия
1656 года в московском Успенском соборе
была торжественно провозглашена анафема
на тех, кто крестится двумя перстами.
Резкость
и процедурная некорректность (так,
Никон однажды публично избил, сорвал
мантию, а затем без соборного
решения единолично лишил кафедры
и сослал противника богослужебной
реформы епископа Павла Коломенского)
проведения реформ вызвала недовольство
среди значительной части духовенства
и мирян, которое питалось также личной
неприязнью к отличавшемуся нетерпимостью
и амбициозностью патриарху. После ссылки
и гибели Павла Коломенского движение
за «старую веру» (старообрядчество) возглавили
несколько клириков: протопопы Аввакум,
Логгин Муромский и Даниил Костромской,
поп Лазарь Романовский, дьякон Фёдор,
инок Епифаний, поп Никита Добрынин, по
прозвищу Пустосвят и др.
Большой Московский
Собор 1667 года, осудив и низложив Никона
за самовольное оставление кафедры
в 1658, анафематствовал всех противников
реформ. В дальнейшем в силу государственной
поддержки церковной реформы имя Русской
церкви было закреплено исключительно
за принявшими решения Соборов 1666 и 1667,
а приверженцев богослужебных традиций
(староверов) стали называть раскольниками
и преследовать.
Молодой царь
Алексей Михайлович почитал патриарха
Никона, доверял его советам в
делах государственного управления,
а во время войн с Речью Посполитой
(1654—1667) и длительного своего отсутствия
оставлял патриарха де-факто во главе
правительства. Повелением царя к титулу
патриарха «Великий Господин» был добавлен
царский титул «Великий Государь». Такое
положение вызывало зависть и недовольство
как бояр, не желавших терять возможность
влиять на царя в своих, подчас корыстных,
интересах, так и многих духовных лиц,
в частности, бывших членов кружка «ревнителей
благочестия».
Патриарх
Никон выражал крайнее
В результате
вмешательства светского
1660 году на
созванном в Москве Соборе
было постановлено лишить
Приглашённые
ещё в 1662 году патриархи долгое время
не находили возможным прибыть в Москву.
Наконец, в ноябре 1666 года открылся так
называемый Большой Собор с участием двух
патриархов: Паисия Александрийского
и Макария Антиохийского. Оба патриарха
на тот момент считались лишёнными кафедр
решением Собора в Константинополе, но
в Москве известие о том получили уже после
суда над Никоном.
Идеологическая
база и документы Соборов 1666—1667
годов, важнейшим предметом
12 декабря 1666 года состоялось третье, заключительное по делу Никона, заседание Собора в Благовещенской церкви Чудова монастыря. Царь не пришёл на заседание Собора. Никон был лишён не только патриаршего достоинства, но и епископского сана и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь; по смерти Алексея Михайловича был переведён под более жестокий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.
Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. На пути в эту обитель Патриарх Никон, изнуренный тяготами, скорбями и бременем перенесенных трудов, 17 (30) августа 1681 года мирно отошел ко Господу, окруженный проявлениями великой любви народа и своих учеников. Патриарх Никон был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. У гробницы его стали совершаться многие исцеления и знамения благодатной помощи (особенно — матерям и несправедливо гонимым), что свидетельствовало о том, что душа его сподобилась пребывать в Небесном Иерусалиме. В сентябре 1682 года в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавшие его в сане Патриарха всея Руси.