Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 13:42, реферат
Новиков Николай Иванович - знаменитый общественный деятель. Родился 26 апреля 1744 г. в селе Авдотьине (Бронницкого уезда, Московской губернии), в семье достаточного помещика; обучался в Москве в университетской гимназии, но в 1760 г. "за леность и нехождение в класс" исключен был из "французского класса".
Новиков Николай Иванович
Новиков Николай
Иванович - знаменитый общественный деятель.
Родился 26 апреля 1744 г. в селе Авдотьине
(Бронницкого уезда, Московской губернии),
в семье достаточного помещика; обучался
в Москве в университетской гимназии,
но в 1760 г. "за леность и нехождение в
класс" исключен был из "французского
класса". В начале 1762 г. поступил на службу
в Измайловский полк и, как часовой у Измайловских
казарм в день воцарения Екатерины II ,
был произведен в унтер-офицеры. Уже во
время службы своей в полку Новиков обнаруживал
"вкус к словесным наукам" и склонность
к книжному делу; издал две переводные
французские повести и сонет (1769). В 1767
г. Новиков был в числе молодых людей, которым
в комиссии депутатов для сочинения проекта
нового уложения поручено было ведение
протоколов; поручение это императрица
считала делом высокой важности и предписала
"к держанию протокола определить особливых
дворян с способностями". Новиков работал
в малой комиссии о среднем роде людей
и в большой комиссии. Участие в работах
комиссии ознакомило его со многими важными
вопросами русской жизни и с условиями
русской деятельности и сделало его лично
известным Екатерине. В 1768 г. Новиков вышел
в отставку и вскоре стал издавать еженедельный
сатирических журнал "Трутень" (1769
- 70); 3-е изд. П.А. Ефремова , Санкт-Петербург,
1865). Он вступил в борьбу с господствовавшей
тогда в русском обществе галломанией,
которая из всей французской просветительной
философии XVIII в. усвоила один лишь вольтеровский
смех, превратив его в безразборчивое
зубоскальство. Журналы Новикова дают
яркие изображения львов и львиц тогдашнего
большого света, щеголей и щеголих, петиметров
и кокеток. "Трутень" вооружался против
злоупотреблений помещичьей властью,
против неправосудия и взяточничества,
выступал с обличениями против очень влиятельных
(например, придворных) сфер. По вопросу
о содержании сатиры "Трутень" вступил
в полемику со "Всякой Всячиной",
органом самой императрицы; в полемике
этой принимали участие и другие журналы,
разделившиеся на два лагеря. "Всякая
Всячина" проповедовала умеренность,
снисходительность к слабостям, осуждая
"всякое задевание особ". "Трутень"
стоял за смелые, открытые обличения. Борьба
была неравная; "Трутень" должен был
умерить тон, отказаться от обсуждения
крестьянского вопроса, а затем и совсем
прекратился, не по воле издателя. В 1772
г. Новиков выступил с новым сатирическим
журналом - "Живописцем", лучшим периодическим
изданием XVIII века (восемь изданий, в том
числе три в XIX в. Такой успех журнала сам
Новиков объяснял тем, что он пришелся
по вкусу мещан, ибо "у нас те только
книги четвертыми и пятыми изданиями печатаются,
которые этим простосердечным людям, по
незнанию ими чужестранных языков, нравятся".
"Живописец" проводил те же идеи,
что и "Трутень": в ряде статей, из
которых одни принадлежали И.П. Тургеневу,
другие приписывались Радищеву , он горячо
ратовал против крепостного права. Скоро
"Живописец" вынужден был заменить
живую сатиру на современные нравы серьезными
статьями отвлеченного содержания, а затем
и совершенно прекратился (1773). Новая попытка
в том же направлении была сделана Новиковым
по более узкой программе: в 1774 г. он стал
издавать "Кошелек" (переиздан А.Н.
Афанасьевым в 1856 г.) - журнал, специально
направленный против галломании. Его нападки
против нравов светского общества возбудили
сильное неудовольствие в придворных
сферах, и журнал прекратился на девятом
номере, причем издатель, как гласит предание,
подвергся и личным преследованиям. Противовес
модному французскому воспитанию Новиков
пытался найти в добродетелях предков,
в нравственной высоте и силе старых русских
начал. Он выпустил ряд исторических изданий,
которые должны были содействовать укреплению
национального самосознания и дать "начертание
нравов и обычаев наших предков", чтобы
мы познали "великость духа их, украшенного
простотой". Таковы: "Древняя Российская
Вивлиофика" (издание ежемесячное, 1773
- 75; 2-е изд. 1788 - 91; нов. изд. 1894); "Древняя
Российская Идрография" 9 т. I, 1773; описание
московского государства, составленное
при Феодоре Алексеевиче); "Повествователь
древностей Российских, или Собрание достопамятных
записок по Истории и Географии Российской"
(ч. 1, 1776; материалы из него вошли потом
во 2-е изд. "Вивлиофики"); "История
о невинном заточении боярина А.С. Матвеева"
(М., 1776; 2-е изд., 1795); "Скифская история
из разных иностранных историков, паче
же из Российских верных историй и повестей,
от Андрея Лызлова прилежными трудами
сложенная и написанная лета 1692" (1776;
2-е изд., М., 1787; как и "Идрография",
издана с целью "обличения несправедливого
мнения тех людей, которые думали и писали,
что до времени Петра Россия не имела никаких
книг, кроме церковных"). Новиков понимал
необходимость в издании исторических
памятников палеографической точности,
свода разноречий, составления алфавитных
указателей и т. п., иногда прилагал эти
приемы при пользовании несколькими списками;
но его издание актов и летописей, напечатано
в "Вивлиофике", и в свое время признавалось
неисправным. Это, однако, не умаляет исторического
значения "Вивлиофики", поныне представляющего
значительный научный интерес. Материал
для своих изданий памятников старины
Новиков черпал из древлехранилищ частных
и церковных, а также государственных,
доступ к некоторым разрешен Новикову
императрицей в 1773 г. Он и сам составил
собрание рукописей исторического содержания.
Много материалов доставляли ему Миллер,
князь Щербатов , Бантыш-Каменский и др.,
а равно и Екатерина II, поддержавшая издание
"Вивлиофики" щедрыми субсидиями.
Отношения императрицы к Новикову за этот
период его деятельности вообще отличались
благосклонностью. По мнению А.И. Незеленова
, на Новикова подействовала мысль "Всякой
Всячины", что лучше исправлять нравы
изображением добрых примеров, чем сатирой;
отсюда его исторические издания. Императрица,
в свою очередь, в своих комедиях начала
бичевать (хотя и слабее "Трутня")
галломанию и жестокое обращение с крепостными
и, до известной степени, прониклась любовью
к русской старине. В своих взглядах на
русскую старину Новиков не всегда отличался
устойчивостью. Древние российские государи,
по его словам, "яко бы предчувствовали,
что введением в Россию наук и художеств
наидрагоценнейшее российское сокровище
- нравы погубятся безвозвратно"; но
вместе с тем он - ревностный приверженец
просвещения, почитатель Петра Великого
и тех людей, труды которых на пользу русского
просвещения он любовно заносит в свой
"Опыт исторического словаря о российских
писателях", появившийся в 1772 г. (см.
Библиография, VI, 492). Исход из колебаний
и противоречий Новиков нашел в масонстве.
Первые связи Новикова с масонством начались
в Петербурге. Друзья еще в 1775 г. зазывали
его в масонство, но Новиков долго колебался,
не желая связывать себя клятвой, предмет
которой ему был неизвестен. Масоны очень
дорожили вступлением Новикова; вопреки
своим правилам, они сообщили ему содержание
первых трех "степеней" до вступления
его в ложу. Новиков не был удовлетворен
елагинской системой, в которую он вступил,
и только позже он нашел "истинное"
масонство в системе Рейхеля , в которой
"было все обращено на нравственность
и самопознание". В 1777 г. Новиков выпустил
22 номера "Санкт-Петербургских Ученых
Ведомостей" (2-е изд. А.Н. Неустроева
, Санкт-Петербург, 1873), выходивших еженедельно
и примыкавших еще к первому периоду его
деятельности. Это был журнал ученой и
литературной критики, поставивший себе
целью, с одной стороны, сблизить русскую
литературу и науку с ученым миром Запада,
с другой - выставлять заслуги отечественных
писателей, особенно исторических. Нравоучительный
элемент в "Ведомостях" весьма слаб.
Он становится господствующим в "Утреннем
Свете" (1777 - 80), ежемесячном журнале,
который Новиков, прекратив "Ведомости",
стал издавать с сентября 1777 г., в Петербурге,
а с апреля 1779 г. - в Москве. Здесь явились
"Нощи" Юнга , "Мнения" Паскаля,
переводы из немецких писателей, моралистов,
пиэтистов и мистиков. "Утренний Свет"
издавался Новиковым при содействии кружка
единомышленников, в числе которых были
М.Н. Муравьев и И.П. Тургенев, и с целями
благотворительными: весь доход с издания
предназначался на устройство и содержание
в Петербурге первоначальных народных
училищ. В этом сказались уже две основные
черты позднейшей деятельности Новикова:
умение организовать общественную самодеятельность
и стремление работать на пользу просвещения.
Обращение к подписчикам журнала, с приглашением
содействовать образованию училищ, вызвало
обильный приток пожертвований. Уже в
ноябре 1777 г. Новиковым открыто было училище
при церкви Владимирской Божьей Матери,
на 30 и 40 человек, с пансионерами и приходящими
учениками, платными и даровыми, впоследствии
названное Екатерининским. В следующем
году было открыто второе училище (Александровское,
при церкви Благовещения на Васильевском
острове). В 1779 г. Херасков - куратор Московского
университета и масон, предложил Новикову
взять в аренду университетскую типографию
и издание "Московских Ведомостей".
Новиков переехал в Москву, и здесь начинается
третий и наиболее блестящий период его
деятельности. В Москве Новиков нашел
кружок масонов, людей, преданных тем же
интересам нравственности и самопознания
(И.В. Лопухин , С.И. Гамалея , И.Е. Шварца,
кн. Трубецкой и Черкасский, И.В. Тургенев,
несколько профессоров университета,
княгиня В.А. Трубецкая). В этом кружке
теоретическая мысль Новикова окончательно
окунулась в масонство, не остановившись
и перед розенкрейцерством, с его алхимическими
бреднями. Но этот мистический туман не
помешал просветительной деятельности
Новикова, нашедшей большую опору в И.Е.
Шварце, с которым Новиков "сделался
на всю жизнь, до самой смерти Шварца, неразлучным".
Быстро приведя в порядок и значительно
расширив университетскую типографию,
Новиков менее чем в три года напечатал
в ней больше книг, чем сколько вышло из
нее перед тем в 24 года. Новиков поднял
и значение "Московских Ведомостей",
к которым стал прилагать прибавления
разнообразного содержания; число подписчиков
увеличилось всемеро (с 600 до 4000). В 1781 г.
Новиков издавал продолжение "Утреннего
Света", под названием "Московского
ежемесячного издания"; затем следовали
в 1782 г. "Вечерняя Заря", в 1784 - 1785 гг.
- "Покоящийся Трудолюбец", в котором
Новиков возобновил свою борьбу с крепостным
правом. Своей издательской деятельностью
он хотел создать обильный и доступный
запас полезного и занимательного чтения
для обширного круга читателей, не ограничиваясь
пропагандой своих мистических воззрений.
На 448 названий книг, изданных Новиковым,
насчитывается 290 книг светского содержания,
а также значительное число книг духовного
содержания, не касающихся масонства.
Считая книгопечатание "наивеличайшим
из всех изобретений", общественную
самодеятельность - надежнейшим орудием
к распространению просвещения, Новиков
еще в "Живописце" 1773 г. высказал мысль
об учреждении "Общества, старающегося
о напечатании книг". Мысль эта, восполненная
идеей Шварца о подготовлении, при посредстве
университетских сил, надежных учителей,
была осуществлена в "Дружеском Ученом
Обществе", которое затем слилось с
типографической компанией, учрежденной
в 1784 г. со складочным капиталом в 57 500 р.
и с поступившим от Новикова запасом книг
на 320 000 р. по продажной цене. Ежегодный
доход компании превышал 40 000 р., достигая
в иные годы 80 000 р.; после закрытия компании
в 1791 г., несмотря на обширный сбыт изданных
ею книг, их оставалось еще без малого
на 700 000 р., не считая 16 856 книг сожженных
(как зловредные), и 7 158 книг, переданных
в университет и заиконоспасскую академию.
С целью удешевления книг Новиков вступил
в сношения со всеми существовавшими тогда
книжными лавками, заводил комиссионеров,
отпускал книгопродавцам на льготных
условиях товар в кредит, иногда десятками
тысяч экземпляров, устраивал книжную
торговлю не только в провинциальных городах,
но и в деревнях. В Москве, где до тех пор
существовали только две книжных лавки,
с оборотом в 10 000 р., при Новикове и под
его влиянием число их возросло до 20, и
книг продавали они ежегодно тысяч на
двести. Он же учредил в Москве первую
библиотеку для чтения. Люди, близкие к
тому времени и к самому Новикову, утверждали,
что он не только распространил, но и создал
у нас любовь к наукам и охоту к чтению.
Сквозь вызванную им усиленную работу
переводчиков, сочинителей, типографий,
книжных лавок, возбужденные изданными
им книгами и журналами толки, стало, по
замечанию В.О. Ключевского , пробиваться
то, с чем еще незнакомо было русское просвещенное
общество: общественное мнение. Наряду
с книгоиздательскими предприятиями Новикова
шла и педагогическо-