Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 22:56, реферат
Первым модельером нового века и выдающимся реформатором женского костюма был француз Поль Пуаре. Именно этот художник сумел выразить в одежде признаки тогда лишь рождавшегося образа новейшего времени и определил совершенно особое место кутюрье в современном мире. Он стал Диктатором моды, задающим не только фасон платья, но и стиль жизни. Проведённая Пуаре реформа костюма, освободившая женское тело от жёстких корсетов, оказалась необратимой.
Первым модельером
нового века и выдающимся реформатором
женского костюма был француз
Поль Пуаре. Именно этот художник сумел
выразить в одежде признаки тогда лишь
рождавшегося образа новейшего времени
и определил совершенно особое место кутюрье
в современном мире. Он стал Диктатором
моды, задающим не только фасон платья,
но и стиль жизни. Проведённая Пуаре реформа
костюма, освободившая женское тело от
жёстких корсетов, оказалась необратимой.
Наделённый
мощным артистическим темпераментом и
творческой фантазией, Пуаре хорошо рисовал,
ещё лучше кроил и шил, превосходно разбирался
в тканях и фурнитуре, увлекался историей
искусств и фольклором. Всё созданное
им было талантливо, ярко, неординарно,
смело. Пуаре отказался от амплуа портного
и ловкого торговца, поставщика модных
товаров, которым гордились Ворт и Дусе.
Он заставил публику относиться к костюму
как к важнейшей части культуры, как к
истинному произведению искусства. Пуаре
мы обязаны и возрождением уважительного
отношения к человеческому телу, не спрятанному,
а живущему в любом костюме и вместе с
ним.
Путь Поля Пуаре к славе был необычайно быстрым. За несколько лет не слишком удачливый торговец зонтами, предлагавший за бесценок свои эскизы дамского платья известным Домам молы, стал обладателем собственной марки. Уже в начале XX в. Пуаре попытался создать особую индустрию роскоши, производящую в стиле мастера и «за единой подписью» одежду, обувь, шляпы, аксессуары, духи, т.е. всё то, что насыщает и украшает жизнь, превращает серые будни в праздники, а обычную женщину — в королеву.
Живя недалеко
от Лувра, он был его постоянным посетителем.
В музее он обратил внимание на
то, что античный костюм «держится»
на плечах — поток легких, воздушных
и пластичных тканей, струясь, как бы
стекает с плеч и растекается по упругому
телу многочисленными струйками мелких
складок. Его приводил в восхищение костюм,
служивший лишь для того, чтобы подчеркнуть
пластику тела, гибкость и быстроту движений.
Гениально подметив это, Пуаре напрочь
отказался от раздражавшего его членения
женской фигуры на две части Подымающийся
впереди пышный бюст и аппетитно выступающий
зад) и решительно воспользовался своей
находкой в моделировании одежды. Резко
уменьшив количество нижнего белья, носимого
под платьем, он учил женщин чувствовать,
знать, любить собственное тело, учил не
на словах, а придумывая сотни оригинальных
туалетов — от девически нежных до умопомрачительно
экстравагантных. Пуаре заменил привычную
гамму цветов фейерверком алых, зеленых,
королевских синих, оранжевых, лимонных
оттенков. Попирая все принятые нормы,
он смело сочетал изумрудный атлас с фиолетовой
подкладкой и розово-алый шелк с голубой
отделкой.
Дух экспериментаторства был присущ Пуаре с детства, когда на него, как, в прочем, и на многих других знаменитых модельеров, неизгладимое впечатление произвел театр. Свои первые дизайнерские фантазии Поль — сын торговца сукном — воплощал на куклах своей сестры, Уже тогда он стал рисовать эскизы одежды и рассылать их известным кутюрье того времени. Его работы привлекли внимание самого Жака Дусе-младшего, который купил многие из них и пригласил этого молодого подмастерья у изготовителя зонтиков работать в своем Доме моды. Вскоре пришел первый успех: его первая модель — красный плащ — пользовалась невероятной популярностью и была продана 400 раз!
В 1896 г. юный
Поль, сын лавочника, поступил на работу
в лучший парижский салон — к Жаку Дусе.
Здесь он провёл годы, послужившие первыми
ступеньками к Олимпу моды. Оценив талант
начинающего художника, Дусе поручил ему
обслуживать самых капризных клиенток
— актрис Сару Бернар, Габриэль Режан
и Мистангетт, деливших между собой столичную
сцену и славу элегантнейших женщин Парижа.
В книге «Одевая эпоху» (1930 г.) Пуаре с умилением
вспоминает свое первое самостоятельное
произведение, в буквальном смысле сочинённое
для спектакля «Заза», в котором блистала
Режан. Двойная широкая накидка-манто
из чёрной тафты и тюля была от руки расписана
белыми и сиреневыми ирисами, в полном
соответствии с требованиями тогдашней
моды в стиле раннего модерна — меланхоличной
и витиеватой. Позднее он одевал танцовщицу
Иду Рубинштейн, аристократок и певиц
кабаре, русских великих княгинь и лам
полусвета, придумал сотни оригинальных
туалетов — от девически нежных до умопомрачительно
экстравагантных...
В 1903 г., после
военной службы и недолгой работы
в Доме Борта (1901—1903 гг.), Пуаре открыл
собственный салон на Рю-Аубер, 5, в котором
всё, от роскошной мебели и высоких зеркал
до таинственно мерцающей витрины, украшенной
китайскими вышивками, цветами и пожелтевшими
осенними листьями, представлялось новым,
неожиданным и манящим. Это было не просто
дорогое ателье, это был дом Хорошего Вкуса,
выставочный зал, центр искусств, клуб
избранных, наконец. Сам модельер выступал
в образе гостеприимного, но властного
хозяина, а его прелестная жена и муза
Лениз — в роли лучшей подруги постоянных
заказчиц.
Пуаре учил
женщин чувствовать, знать, любить собственное
тело, учил не на словах, а демонстрируя
всё новые и новые модели, рождённые неистощимой
фантазией. Начиная с 1907 г. мастер предлагал
клиенткам соблазнительные платья в стиле
Директории, Консульства и Империи. Они
не требовали использования жесткого
длинного корсета, превращавшего женскую
фигуру в подобие песочных часов и придававшего
телу S-образный изгиб (речь идёт о жёстком
корсете с косточками из китового уса
или металла, которым сильно сдавливали
талию и подпирали грудь и против которого
в печати высказывались врачи). Теперь
юбки падали прямыми стройными складками:
у вечерних платьев — по-прежнему до самой
земли, у прогулочных и визитных — до щиколотки.
Линия талии сместилась под грудь, что
позволяло создать более цельный образ,
сгладить переходы от одного объёма к
другому. Пуаре заставил молнии отказаться
от шуршащих нижних юбок, украшенных вышивкой,
мережками и кружевами, — тех, что дюжинами
включали в приданое любой уважающей себя
девицы заботливые матери и что голами
накапливались в шкафах и сундуках у каждой
рачительной хозяйки. Впервые за последние
100 лет женщина получила возможность
одеваться самостоятельно, без помощи
горничной, которая шнуровала традиционный
корсет.
Пуаре давал моделям громкие имена, взывающие к исторической памяти: лилово-фиолетовое платье «1811 год», белоснежная «Жозефина», тёмно-красная «Евгения». Он использовал в своих композициях классическую основу и мотивы японского национального костюма, античный орнамент, арабскую вязь и пёструю украинскую вышивку.
Привычную
гамму цветов, пастельную и «неврастеничную»
(по выражению Пуаре), мастер заменил
фейерверком алых, зеленых, королевских
синих, оранжевых, лимонных, всегда ярких
и чувственных красок. Зимой 1907/08 г. он
одел Париж «плотоядными восточными шелками»,
дерзко сочетая в вечерних туалетах изумрудный
атлас основных деталей с фиолетовой подкладкой
и розово-алый шёлк с голубой отделкой.
Лучшими работами Пуаре дразнил и искушал
публику, создавал настроение праздника,
волшебного приключения. Платья самого
простого фасона, но сшитые из панбархата
и тюля, в цветах, бисере, перламутре, в
искусственном жемчуге и кружевах, предвосхищали
композиции в стиле ар деко. Знаменитое
бархатное манто «Исфахан», почти вульгарное
в своей изобильной позолоте, было похоже
на кафтан персидского шаха.
Костюмы Пуаре в камерном, интимном варианте производили такое же впечатление, как и грандиозные декорации Льва Бакста к балету «Клеопатра», впервые увиденному парижской публикой в 1909 г. В них были тот же наивный, сказочный, свирепый, но не опасный ориентализм (от лат. orientalis — «восточный», «свойственный странам Востока»), та же мечта усталого европейца о полуденном Востоке, что нашли воплощение в некогда скандальных полотнах Эжена Делакруа «Смерть Сарланапала» и «Алжирские женщины». Благодаря творчеству Поля Пуаре мола на всё восточное с невероятной быстротой проникла во дворцы наследственной знати и финансовых магнатов, в квартиры адвокатов и врачей, в салоны светских дам, в мансарды журналистов.
Платья-туники,
расшитые бисером и блестками; манто
с рукавами- кимоно из парчи всех оттенков
золота и серебра, подобные ризам священников;
платья-сак, имевшие вид простой рубашки;
легкомысленные узкие юбки; свободные
юбки-брюки для пижам, а затем шёлковые
шаровары для утренних туалетов вызывали
если не восторг, то изумление Парижа и
других столиц мира. Кроме драгоценных
шелков Пуаре часто использовал набивные
ткани фантастических расцветок, созданные
для него знаменитым художником-декоратором
Раулем Дюфи. На таком ярком фоне бриллианты
в изящной оправе терялись, и предпочтение
отдавалось крупным цветным камням, массивным
золотым и серебряным украшениям, эмалям.
Более того, Пуаре решительно упразднил
пышные причёски, фальшивые локоны и шиньоны;
модными стали гладкие, желательно тёмные
волосы, а в качестве дополнений — ленты,
эгреты (перья) и небольшие тюрбаны.
Желая сделать свою моду и новый стиль доступными широкой аудитории, Пуаре пригласил к сотрудничеству известнейших художников-иллюстраторов и уже в 1908 г. выпустил в свет малотиражный альбом «Платья Поля Пуаре, увиденные Полем Ирибом». Через четыре гола появилось ещё одно роскошное издание — альбом Жоржа Лепапа «Веши Поля Пуаре», который всему свету продемонстрировал достижения выдающегося модельера и усилил его влияние в художественном мире. В 1911 г. слава Пуаре достигла апогея: он организовал первое в истории высокого шитья турне по столицам Европы с участием манекенщиц, или, как тогда говорили, живых манекенов, открыл фирму по производству духов и косметической продукции, школу искусств.
Пуаре бурно
и расточительно пытался представить
жизнь как один сплошной праздник. Он первым
в истории моды путешествовал с труппой
из девяти! манекенщиц по всему миру: Лондон,
Берлин, Вена, Брюссель, Москва, Санкт-Петербург
и, наконец, Нью-Йорк. И всегда он возвращался
с новыми идеями. В 1912 году он создал самый
эпатажный журнал того времени — «Газетт
дю бон тон» («Журнал изысканного тона»),
провозгласивший новую эру понимания
красоты и манеры одеваться и мгновенно
ставший бестселлером.
Но не все
и не всегда проходило у Пуаре
гладко. Так в 1909 г. он привез на скачки
трех своих лучших манекенщиц (в том числе
модель №1 — свою собственную жену стройную
брюнетку Дениз), одетых в платья с разрезом
до колена, так что были видны щиколотки
и икры в чулках телесного цвета. Это вызвало
настоящий скандал. Пуаре встретили улюлюканьем
и свистом. По отчетам газетчиков, некоторые
особо впечатлительные дамочки даже падали
в обморок (либо искусно разыгрывали его?);
те же, что отличались более крепкими нервами,
решительно тянули своих «запавших» на
ноги манекенщиц мужей к выходу.
Стремительность была присуща Пуаре.. Мысль его не дремала, чувствуя, что пришло его время, он создавал проекты один безумней другого. 24 июня 1911 года Поль Пуаре устроил в своем Доме моды грандиозный костюмированный праздник «Тысяча вторая ночь, или Торжество по-персидски!» Его гости – парижские знаменитости, облаченные в необъятные шелковые шаровары и бархатные безрукавки, увешанные настоящими и поддельными драгоценностями, загримированные «под Восток», пировали и веселились, забыв о Париже, в дивном оазисе «Востока и Любви» под ленивый лепет маленьких фонтанчиков и пение «райских» птиц в фигурных клетках. Сам хозяин был невероятно импозантен в просторном атласном халате, тунике из белой тафты и красном тюрбане. Через год Пуаре восславил вечно юный античный костюм, созвав друзей и… недругов на «Праздник Вакха!».
В Доме моды парижского кутюрье Поля Пуаре настоящий ажиотаж! Только вчера на сцене Гран Опера показали «Шехерезаду», а сегодня утром клиентки Дома наперебой разъясняют мастеру свои пожелания. «Поль, будьте так любезны сделать мне тунику с таким ориентальным орнаментом, как в первом акте, и тюрбан, как в конце второго, но из серебристой ткани! И я вас очень прошу, как только можно скорее! Буду безмерно благодарна!» – кокетливо щебечет одна немолодая особа. Пуаре благосклонно кивает головой, благо, он тоже был на премьере и понимает, к чему клонит мадам.
Устраивая
позднее такие торжества, Поль Пуаре
стремился воссоздать на один день или
одну ночь органичную среду обитания для
произведений своего высокого искусства.
Он окружал их зеркалами и цветами, окуривал
благовониями, «повествовал» о них стихами,
музыкой, танцем…
Свои первые
духи — «Роза Розины» — он посвятил
старшей дочери. За ними последовали пряные
восточные ароматы: «Китайская ночь»,
«Аладдин», «Минарет», «Запретный плод».
Именем другой дочери, Мартины, Пуаре назвал
основанную им школу прикладного искусства,
куда принимали талантливых девушек. Продукция
этой школы — ковры, вышитые покрывала,
обои, абажуры и прочая мелочь для оформления
домашнего интерьера — продавалась в
небольшом магазине в предместье Сент-Оноре.
Ещё до Первой мировой войны филиалы «Мартины»
появились в Берлине, Лондоне и даже в
Новом Свете, в Филадельфии.
Система преподавания
в школе, так же как и принципы
обучения персонала в Доме Пуаре,
была неортодоксальной. Пуаре не спешил,
как когда-то Чарлз Борт, «учить руки»,
он хотел развить душу, воспитать личность,
обострить зрение, пробудить любовь к
прекрасному. Его подопечные занимались
в музеях, писали этюды в Люксембургском
саду, посещали выставки, театральные
представления и скачки, много читали.
В 20-х гг. Поль Пуаре вновь проявил чутье прирождённого новатора, впервые использовав в своих коллекциях чулки телесного цвета и бюстгальтеры современной формы. В его планы входило издание еженедельника, рассчитанного на так называемую среднюю женщину, в котором появлялись бы сделанные и подписанные им выкройки одежды. Между тем безудержная энергия и фантазия художника далеко не всегда подкреплялись трезвым деловым расчётом. Многие интересные начинания были крайне невыгодными в финансовом отношении. В результате накопился огромный долг. В 1926 г., надеясь спасти своё предприятие, хозяин распродал личную коллекцию — десятки полотен Матисса, Кеса ван Донгена, Вламинка и Пикассо, драгоценности жены. Но вырученных денег катастрофически не хватало, и прославленный Лом Пуаре пришлось закрыть. Ещё около десяти лет Пуаре работал в театре, издавал мемуары и книги по кулинарии, занимался любимой им живописью.