Проекты реформ разработанных М.М. Сперанским и причины их неудач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 17:21, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных проектов реформ разработанных М.М. Сперанским и причины их неудач.

Работа состоит из  1 файл

Cперанский.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

     Представляя проект в Государственный совет  Сперанский предпослал ему обширное введение, в котором обстоятельно доказывал, что сенат не может  быть «законодательным сословием». Введение красноречиво доказывает, что, по мнению автора реформы, законодательным, высшим политическим учреждением должна быть Государственная Дума, а не Сенат. Реформой Сената Сперанский хотел подготовить путь для Думы.

     Этот  проект был основан на строгом разделении дел административных и судебных, которые смешивались в прежнем устройстве Сената.

     Согласно  с этим Сенат было предположено преобразовать  в два особых учреждения, из которых  одно, названное Сенатом правительствующем  и сосредоточивавшее в себе правительственные дела, должно было состоять из министров с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления, это прежний комитет министров; другое под названием Сената судебного распалось на четыре местных отделения, которые размещены по четырем главным судебным округам империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани. В компетенцию Правительствующего Сената, как предполагалось, должны входить три категории дел:

  • не подлежащие ни одному из министров (обнародование законов);
  • дела в соответствии с законодательством принадлежащие только Сенату (заключение договоров и размещение подрядов на «важные» суммы, назначенные на ответственные должности;
  • дела, которые должны докладываться императору.

     Судебный  сенат, должен являться высшей судебной инстанцией и формироваться из сенаторов, назначенных от короны и избранных дворян, причем тех и других должно быть поровну. Предполагалось, что решения должны быть окончательными и обжалованию не подлежат. Он указывал, что на момент реформы судопроизводство России состояло из семи инстанций и, не смотря на это, повсюду раздавались жалобы на «неправосудие» [1].

     Этот  проект вызвал резкие возражения в  Государственном совете; сильнее  всего нападали на право выборов  дворянством членов Сената, видя в  этом ограничение самодержавной власти.

     Несмотря  на то, что при подаче голосов  большая часть членов Совета высказалась  за проект и государь утвердил мнение большинства, но различные препятствия, внешние и внутренние, помешали осуществлению  новой реформы, и сам Сперанский советовал ее отсрочить. Благодаря этому Сенат сохранил прежнее смешение ведомств, внося некоторую нестройность в общий склад центрального управления. Из трех отраслей высшего управления – законодательной, исполнительной и судебной – были преобразованы только две первые; третьей не коснулась реформа.

     Финансовые  преобразования

     В разнообразную деятельность Сперанского  входило и устройство финансов, которые  находились в печальном состоянии  вследствие войн и затруднений торговых, причиненных континентальной системой. По смете 1810 г. всех выпущенных в обращение ассигнаций считалось 577 млн.; внешнего долга – 100 млн. Смета доходов на 1810 г. обещала сумму в 127 млн. ассигнациями, смета расходов требовала суммы в 193 млн., дефицит – 66 млн., что составило более половины всей суммы государственных доходов. То положение и хотел устранить Сперанский составленным им широким планом финансовых реформ.

     В ноябре 1809 г. Александр призвал Сперанского  к решению финансовых проблем. Он повелел ему «составить определенный и твердый план финансов».

     С тем чтобы вывести Россию из катастрофического  положения, план требовал «сильных мер  и важных пожертвований». Эти меры сводились: 1) к изъятию из обращения  ассигнаций и образованию капитала для их погашения; 2) сокращению расходов всех государственных ведомств; 3) установлению жесткого контроля над государственными расходами; 4) устройству монетной системы; 5) развитию торговли как внутренней, так и внешней; 6) установлению налогов.

     Прежде  всего Сперанскому удалось претворить в жизнь ту часть проекта, которая предполагала сокращение расходов. Расходная часть бюджета 1810 г. была сокращена на 20 млн. руб. Доходы, поступавшие во все ведомства, объявлялись принадлежащими государственному казначейству, и эти суммы могли расходоваться только с разрешения министра финансов с последующим утверждением Государственным советом.

     Государство расширило прямые займы у населения, повысив процентную ставку по облигациям государственных займов. В кредите  Сперанский увидел мощнейшую двигательную силу экономики, в кредите, основанном на коммерческих началах и, разумеется, возвратном. Предприятиям разрешалось предоставлять друг другу свои свободные средства в кредит.

     Важной  мерой по стабилизации финансового  состояния явилось установление налогов с дворянских имений, ранее освобожденных от податей. Дворяне впоследствии не простят Сперанскому этого акта.

     Наконец, Сперанский занялся положением разменной  монеты. За главную монетную единицу  был принят серебряный рубль. Принимались  меры для увеличения количества мелкой серебряной монеты, которой реформатор предлагал заменить медную. Таким образом, он пытался восстановить доверие к ассигнациям, облегчив их размен на монету.

     Сперанским  были разработаны таможенный тариф  и торговое уложение. В их основу была положена идея «поощрения сколь можно произведений внутреннего труда в промышленности», сокращения потока иностранных товаров и облегчении их вывоза из России. Эти тарифные установления помогли выстоять промышленности России в тяжелые годы континентальной блокады.

     Тариф Сперанского сыграл очень важную роль при борьбе с торговой экспансией Франции, когда впервые в истории России целый ряд французских товаров был обложен солидной пошлиной.

     Значительно позже Сперанский подготовил обстоятельную  записку «О монетном обращении». В ней дается критический анализ финансовой политики самодержавия, определяются меры ее оздоровления. Среди них: 1) установление банковских билетов; 2) определение общего курса и прием по этому курсу кредитных билетов вместо ассигнаций во всех банках без исключения; 3) перевод ассигнаций в банковские билеты. «Последствием первой меры, - писал Сперанский, - будет приостановить дальнейшее возвышение ассигнаций. Последствием второй будет привести курсы их в один общий и тем самым прекратить простонародные лажи. Наконец, последствия третьей меры есть коренное исправление всего монетного нашего движения».

     Законами 2 февраля 1810 г. и 11 февраля 1812 г. увеличены  были все налоги – или удвоены, другие более чем удвоены. Так, цена пуда соли с 40 коп. поднялась до рубля; подушная подать с 1 руб. возвышена была до 3 руб. Любопытно, что в этот план входил и новый, небывалый прежде налог – «подоходный прогрессивный». Им был обложен доход помещиков с их земель. Низший налог взимался с 500 руб. дохода и составлял 1% последнего; высший налог падал на имения, дававшие больше 18 тыс. руб. дохода, и составлял 10% последнего.

     Возвышение  налогов и было главной причиной народного ропота против Сперанского, чем успели воспользоваться его  враги из высшего общества. Против него объединились все консерваторы, среди которых выделялся А.А. Аракчеев. Сперанский был окружен добровольными шпионами, которые передавали каждое его неосторожное слово царю. Его обвинили в шпионаже в пользу Наполеона, арестовали и сослали в Нижний Новгород. До 1821 г. он был отстранен от большой политики и вернулся к ней совсем иным человеком, считая свою деятельность ошибочной и утверждая, что Россия не созрела для перемен. К этому времени М.М. Сперанский оставил свои конституционные проекты и стал защитником неограниченной монархии[11].

     Итогом  проведенной реформы было снижение дефицита государственного бюджета  до 6 млн. руб. (в 1809 г. он составлял 105 млн. руб.), доходы возросли до 300 млн. руб. Бюджет России обсуждался Государственный  советом и министерством финансов. Устанавливается контроль за бюджетом, устраняется произвол в финансовых делах. В расходах обозначился порядок.

     Указ  о придворных званиях

     3 апреля 1809 г. был издан Указ  о придворных звания. Звания камергера  и камер-юнкера не соединялись  с определенными и постоянными должностными обязанностями, однако давали важные преимущества. Указом представлялось всем, носившим это звание, но не состоявшим в какой-нибудь службе, военной или гражданской, в двухмесячный срок поступить на такую службу, заявив, по какому ведомству они желают служить; самое звание обращается впредь в простое, не соединенное ни с какими служебными правами.

     Все чиновники должны были иметь соответствующее  образование. Указ 6 августа 1809 г. установил  порядок производства в гражданские  чины коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й класс). Эти чины приобретались не только заслугой, но и выслугой, т.е. установленным сроком службы; новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу.

     По  этой программе от желавшего получить чин коллежского асессора или  статского советника требовалось  знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного, римского и гражданского, государственной экономии и уголовных законов, основательное знакомство с отечественной историей и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистике Русского государства, в географии, даже в математике и физике.

     Оба указа произвели тем больший  переполох в придворном обществе и чиновной среде, что были изданы совершенно неожиданно. Они были выработаны и составлены Сперанским тайно от высших правительственных сфер.

     Указы ясно и твердо выражали требования, какими должны удовлетворять служащие в правительственных учреждениях; закон требовал исполнителей «опытом и постепенным прохождением службы приуготовленных, минутными побуждениями не развлекаемых», по выражению указа 3 апреля,- «исполнителей сведущих, обладающих твердым и отечественным образованием», т.е. воспитанных в национальном духе, возвышающихся не выслугой лет, а «действительными заслугами и отличными познаниями», как гласит указ 6 августа.

     Действительно требовались новые дельцы, чтобы действовать в духе тех начал, какие старались провести в правительственных учреждениях, открытых с 1810 г. Эти учреждения назывались «новые образовательные учреждения прежних учреждений», возникших в первые годы царствования. Однако начала и формы, внесенные в управление этими «новыми образованиями», были так новы для России, что преобразование сообщило правительственным метам характер новых учреждений.

 

     Кодификационная работа М.М.Сперанского

     Кодификационная работа была поручена Розенкампфу, но в 1808 г. в состав комиссии вошел товарищ министра юстиции М.М Сперанский. Она начал с преобразования комиссии, которая была разделена на Совет, правление и группу юрисконсультов. М.М Сперанский стал секретарем правления. С 1810 года он становится директором комиссии.

     Первой  стадией громоздкой систематизации по замыслу Сперанского должно было быть «Полное собрание законов». Юридическая  техника для составления «Свода»  основывалась на следующей методике:

     а) статьи «Свода», основанные на одном  действующем указе, излагать теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений;

     б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа  с дополнениями и пояснениями  из других указов;

     в) под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие;

     г) сократить многосложные тексты законов  тексты законов;

     д) из противоречащих друг другу законов  выбирать лучший или более поздний.

     В итоге, уже к началу 1830 г. было создано 45 обширных томов, содержащих около 42 тысяч  статей. «Свод законов» должен был состоять из восьми разделов:

     1. Основные государственные законы;

     2. Учреждения:

       а) центральные;

       б) местные;

       в) устав о государственной  службе;

     3. Законы правительственных сил:

       а) устав о повинностях;

       б) устав о податях и пошлинах;

       в) устав таможенный;

       г) уставы монетный, горный и  о соли;

       д) уставы лесной, оброчных статей  и счетные;

     Законы  о состояниях;

     Законы  гражданские и межевые;

     Уставы  государственного благоустройства:

       а) уставы духовных дел иностранных  исповеданий, кредитный, торговый, промышленный;

Информация о работе Проекты реформ разработанных М.М. Сперанским и причины их неудач