Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:45, реферат
Сын отставного статского советника И.В. Новикова, родившийся в имении Тихвинское-Авдотьино в Коломенском уезде Московской губернии, Н.И. Новиков не получил блестящего образования; но недостаток знаний он в течение всей жизни неустанно пополнял чтением книг. В старости он признавался: «Первым моим учителем был Бог». В 1758 году, вскоре после основания Московского университета (1755) и одновременно Академической (дворянской) гимназии при нем, мальчика посылают туда учиться, и в том же 1758 году его имя значится в списке учеников, достойных награды. Что, впрочем, не помешало в 1760 году выгнать его «за леность и нехождение в классы» – в один день с Григорием Потемкиным, будущим светлейшим князем Таврическим, также пострадавшим от строгости университетского начальства
План
1. Просветительская деятельность Новикова Н.И.
2. Педагогические взгляды Новикова, и их анализ
Литература
1. Просветительская деятельность Новикова Н.И.
Попытка
найти в трудах Новикова что-либо
предосудительное, таким образом, Екатерине
вовсе не удалась, расправу с ним
приходилось пока отложить в надежде
подыскать юридические к ней
основания. Однако вскоре императрица
решила и не стараться о соблюдении законности:
Новиков превращался для нее в грозную
силу.
Бескорыстная
помощь народу, оказанная Новиковым,
была сочтена правительством особо
опасным действием. При первых известиях
о Французской буржуазной революции
1789 г. надзор за Новиковым усилился. После
истечения десятилетнего срока договор
на аренду университетской типографии
с ним не был продлен. Новый московский
главнокомандующий князь Прозоровский
получил от Екатерины II инструкции строго
наблюдать за «известной шайкой» и поспешил
уведомить императрицу об опасностях
распространенной в Москве, «мартинистской
заразы».
Весной
1792 г. у Новикова был произведен обыск,
его арестовали в имении и под
конвоем команды гусар
Новиков
был объявлен «государственным преступником»,
организатором заговора против правительства,
руководителем тайного общества, опасного
для православной религии, агентом иностранных
держав, издателем «развращенных книг».
И хоть все обвинения эти ничем не подтверждались,
Новикова приговорили к смертной казни,
замененной пятнадцатилетним заключением
в Шлиссельбурге. Его огромное издательское
предприятие было разрушено, тысячи книг
сожжены, все имущество компании пущено
с молотка.
По сравнению
с Новиковым его товарищи-
Екатерина II добилась своего – уничтожила дело ненавистного ей Новикова. Он вышел из тюрьмы после воцарения Павла I в 1796 г. совершенно разбитым и больным человеком. До самой смерти, в 1818 г., Новиков жил в своем разоренном поместье, отчаянно боролся с нуждой и страдал от болезней. Но то что совершил он в годы своего расцвета, навсегда внесло его имя в историю русской литературы и просвещения, всей русской национальной культуры[6].
2. Педагогические
взгляды Новикова, и их анализ
Педагогическая
проза Новикова многостороння (если справедливо
приписывают ему авторство анонимных
произведений, выходивших в его журналах):
он писал сатирические и назидательные
очерки, серьезные статьи и трактаты, издавал
журнал «Детское чтение для сердца и разума»
(1785 г.) – одно из первых изданий в России,
предназначенных специально для детского
чтения. Особенно замечательны его педагогические
статьи в «Приложениях» за 1783-84 гг., из
которых некоторые, вероятно, принадлежат
его собственному перу. В них затрагиваются
все существенные вопросы педагогики,
и в совокупности они представляют собой
целый педагогический курс. При этом следует
заметить, что взгляды, высказанные в этих
статьях, не только не устарели до нашего
времени и не стоят ниже современных идеалов
педагогики, но во многом представляют
еще до сих пор цель, которую желательно
было бы достигнуть[7]. Признавая тесную
связь между воспитанием и образованием,
он ставит их целью подготовку хороших
граждан и счастливых людей и что в то
время, когда в русской жизни вообще, а
в воспитании в особенности, практиковались
совершенно домостроевские приемы, Новиков
проповедовал гуманность в обращении
с детьми, отрицал пользу телесных наказаний
и требовал уважения к личности ребенка
и признания ее самостоятельности[8].
Н.И. Новиков
сыграл значительную роль в развитии
педагогики детского чтения. Он всемерно
распространял педагогическую науку,
написал несколько работ в
этой области, в том числе знаменитый
трактат “О воспитании и наставлении
детей для распространения
Н. И. Новиков
много также сделал для распространения
среди населения педагогических
знаний путем печатания в своих
изданиях различных сочинений на
педагогические темы. В этих целях
он использовал и произведения, прямо
не относящиеся к педагогике. В одном
из своих московских изданий Н. И. Новиков
напечатал статью «0 воспитании и наставлении
детей для распространения общеполезных
знаний и всеобщего благополучия». Это
большой педагогический трактат, в котором
утверждается огромное значение воспитания.
«Дети наши должны образованы быть счастливыми
людьми и полезными гражданами» — вот
основная задача воспитания.
Новиков
решительно утверждает, что уже сложилась
у нас теория воспитания, что есть
уже «довольно материалов для
сии науки, которую можно назвать
педагогикой».
В своем
трактате он пишет о всеобщей и
«последней» цели воспитания и его
частях, рассматривает причины, препятствующие
правильному воспитанию, подробно освещает
физическое воспитание. Нравственное
воспитание является одним из центральных
вопросов трактата Новикова[10].
Особенности
организации чтения молодого поколения
в системе Новикова состояли в
том, что издаваемый им журнал стремился
дать объективные и подлинно научные
знания по физике, истории, географии
и некоторым другим наукам в соответствии
с уровнем развития читателей, их возрастными
особенностями. Одновременно система
чтения преследовала цели воспитания
истинного патриота и гражданина отечества.
Материалы в журнале имели, как правило,
художественный характер и отличались
вместе с тем полемической направленностью,
что способствовало пробуждению интереса
к чтению, развитию у детей любознательности.
Такой подход к отбору материала оказал
большое влияние на русскую прогрессивную
педагогику и организацию детского и юношеского
чтения.
Деятельность
Н.И. Новикова в значительной мере предопределила
историческое развитие теории и практики
руководства детским и
Признавая
тесную связь между воспитанием
и образованием, он ставит целью
их приготовление хороших граждан
и образованных людей, проповедует
гуманность в обращении с детьми, отрицает
пользу телесных наказаний, требует уважения
к личности ребенка и признания ее самостоятельности.
В его прозе нет туманных, мистических, «масонских» идей – это веселые педагогические истины, сильные своей очевидностью и тем не менее постоянно пренебрегаемые. Вечная актуальность старых педагогических истин основывается на том, что человеческая природа меняется значительно медленнее, чем окружающий нас мир. И потому, наверно, есть особый смысл в том, чтобы вновь открыть их для себя в том виде, в каком они в первый раз были заявлены больше двухсот лет тому назад русскому обществу в педагогической прозе одного из самых талантливых его представителей.
Статья
«Об образовании сердца»
Тезис
о том, что добродетель тождественна
знанию и, соответственно, что поступающий
несправедливо делает это потому,
что его знания о правильном и справедливом
недостаточны, восходит к Сократу и становится
неотъемлемым достоянием платоновской
философии. Из того же источника – представление
о том, что настоящему мудрецу никто не
в силах причинить какого-либо вреда. Оно
напоминает не только возвышенную фигуру
платоновского Сократа, но и знаменитый
образ Сенеки о той высокой горе, на которой
стоит мудрый и которая недостижима для
стрел злобы и где философская доблесть
ставит человека выше судьбы («О постоянстве
мудреца»).
Особого
внимания заслуживает также имеющая
античные корни мысль о роли истории.
Современная педагогическая мудрость
предпочитает ставить перед преподаванием
этого предмета сколь недостижимую,
столь же и бесполезную цель: научить
детей разбираться в сущности
происходящих в обществе процессов (рефлекс
недопереваренного марксизма, претендовавшего
на такое знание и очевидным образом не
обладавшего им). Древность (не знающая
истории как отдельного предмета в школе,
но использующая исторические знания
в комментировании образцовых литературных
произведений, а кроме того, создавшая
множество исторических книг, которые
сами могли использоваться на занятиях
в этом качестве) рассматривает историю
как набор exempla (лат. примеры), образцов
для подражания (либо наоборот). Таким
образом история обретает не ложно-интеллектуальное,
а нравственно-эстетическое измерение,
становится предметом подлинно человеческим
и человековедческим, одним из самых эффективных
зеркал, которыми мы можем воспользоваться
в целях самопознания[12].
Н. И. Новиков
считал задачей воспитания формирование
активной добродетельной личности, направляющей
свою деятельность на то, чтобы приносить
пользу отечеству и своим согражданам.
Как человек,
переоценивающий значение просвещения
и моральных наставлений, он считал
главным в воспитании — воспитание сердца,
т. е. формирование нравственного облика
и сознания человека[13].
Литература
1. Иванова
Г.А. Образование
2. История педагогики / Под ред. Константинова Н.А., Медынского Е.Н., Шабаевой М.Ф. – М.: Изд-во Академии пед. наук, 1953.
3. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. Егоров С.Ф. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
4. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в. / Под ред. Пискунова А.И. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
5. Кулакова И. У истоков высшей школы. Московский университет в XVIII веке. // Отечественные записки. – 2002. - №2.
6. Песталоций.
Новиков. Карамзин. Ушинский. Корф: Библиографические
повествования. – Челябинск: Урал, 1997.
Сноски:
[1] Песталоций.
Новиков. Карамзин. Ушинский. Корф: Библиографические
повествования. – Челябинск:
[2] Кулакова
И. У истоков высшей школы.
Московский университет в XVIII
веке. // Отечественные записки. – 2002. -
№2. – с.17.
[3] Песталоций.
Новиков. Карамзин. Ушинский. Корф: Библиографические
повествования. – Челябинск:
[4] История
педагогики / Под ред. Константинова
Н.А., Медынского Е.Н., Шабаевой М.Ф.
– М.: Изд-во Академии пед. наук, 1953. – с.125-126.
[5] Песталоций.
Новиков. Карамзин. Ушинский. Корф: Библиографические
повествования. – Челябинск:
[6] Кулакова
И. У истоков высшей школы.
Московский университет в XVIII
веке. // Отечественные записки. – 2002. -
№2. – с.17.
[7] История
педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины
XX в. / Под ред. Пискунова А.И. – М.: ТЦ «Сфера»,
1997. – с.87.
[8] Песталоций.
Новиков. Карамзин. Ушинский. Корф: Библиографические
повествования. – Челябинск: Урал,
1997. – с.168.
[9] История
педагогики в России: Хрестоматия
/ Сост. Егоров С.Ф. – М.: Издательский
центр «Академия», 1999. – с.111.
Информация о работе Просветительская деятельность и педагогические взгляды Новикова Н.И