Просветительская деятельность и педагогические взгляды Новикова Н.И

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:45, реферат

Описание

Сын отставного статского советника И.В. Новикова, родившийся в имении Тихвинское-Авдотьино в Коломенском уезде Московской губернии, Н.И. Новиков не получил блестящего образования; но недостаток знаний он в течение всей жизни неустанно пополнял чтением книг. В старости он признавался: «Первым моим учителем был Бог». В 1758 году, вскоре после основания Московского университета (1755) и одновременно Академической (дворянской) гимназии при нем, мальчика посылают туда учиться, и в том же 1758 году его имя значится в списке учеников, достойных награды. Что, впрочем, не помешало в 1760 году выгнать его «за леность и нехождение в классы» – в один день с Григорием Потемкиным, будущим светлейшим князем Таврическим, также пострадавшим от строгости университетского начальства

Содержание

План
1. Просветительская деятельность Новикова Н.И.
2. Педагогические взгляды Новикова, и их анализ
Литература
1. Просветительская деятельность Новикова Н.И.

Работа состоит из  1 файл

Просветительская деятельность и педагогические взгляды Новикова Н.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

Попытка найти в трудах Новикова что-либо предосудительное, таким образом, Екатерине  вовсе не удалась, расправу с ним  приходилось пока отложить в надежде  подыскать юридические к ней  основания. Однако вскоре императрица  решила и не стараться о соблюдении законности: Новиков превращался для нее в грозную силу. 

Бескорыстная  помощь народу, оказанная Новиковым, была сочтена правительством особо  опасным действием. При первых известиях  о Французской буржуазной революции 1789 г. надзор за Новиковым усилился. После истечения десятилетнего срока договор на аренду университетской типографии с ним не был продлен. Новый московский главнокомандующий князь Прозоровский получил от Екатерины II инструкции строго наблюдать за «известной шайкой» и поспешил уведомить императрицу об опасностях распространенной в Москве, «мартинистской заразы». 

Весной 1792 г. у Новикова был произведен обыск, его арестовали в имении и под  конвоем команды гусар доставили  в Москву, а затем тайно перевезли  в Шлиссельбургскую крепость. Допрашивал Новикова сыщик и палач Шешковский, применяя пытку. Императрица читала протоколы допросов и руководила следствием. 

Новиков был объявлен «государственным преступником», организатором заговора против правительства, руководителем тайного общества, опасного для православной религии, агентом иностранных держав, издателем «развращенных книг». И хоть все обвинения эти ничем не подтверждались, Новикова приговорили к смертной казни, замененной пятнадцатилетним заключением в Шлиссельбурге. Его огромное издательское предприятие было разрушено, тысячи книг сожжены, все имущество компании пущено с молотка. 

По сравнению  с Новиковым его товарищи-масоны Лопухин, князь Трубецкой, Тургенев, привлеченные к делу как «соучастники», были наказаны чрезвычайно легко – им приказали жить в собственных деревнях и только. Такой приговор показывает, что императрица имела целью поразить одного Новикова, покончить с его просветительской деятельностью и не придавала большого значения масонским связям знаменитого издателя. 

Екатерина II добилась своего – уничтожила дело ненавистного ей Новикова. Он вышел из тюрьмы после воцарения Павла I в 1796 г. совершенно разбитым и больным человеком. До самой смерти, в 1818 г., Новиков жил в своем разоренном поместье, отчаянно боролся с нуждой и страдал от болезней. Но то что совершил он в годы своего расцвета, навсегда внесло его имя в историю русской литературы и просвещения, всей русской национальной культуры[6].

2. Педагогические  взгляды Новикова, и их анализ 

Педагогическая проза Новикова многостороння (если справедливо приписывают ему авторство анонимных произведений, выходивших в его журналах): он писал сатирические и назидательные очерки, серьезные статьи и трактаты, издавал журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785 г.) – одно из первых изданий в России, предназначенных специально для детского чтения. Особенно замечательны его педагогические статьи в «Приложениях» за 1783-84 гг., из которых некоторые, вероятно, принадлежат его собственному перу. В них затрагиваются все существенные вопросы педагогики, и в совокупности они представляют собой целый педагогический курс. При этом следует заметить, что взгляды, высказанные в этих статьях, не только не устарели до нашего времени и не стоят ниже современных идеалов педагогики, но во многом представляют еще до сих пор цель, которую желательно было бы достигнуть[7]. Признавая тесную связь между воспитанием и образованием, он ставит их целью подготовку хороших граждан и счастливых людей и что в то время, когда в русской жизни вообще, а в воспитании в особенности, практиковались совершенно домостроевские приемы, Новиков проповедовал гуманность в обращении с детьми, отрицал пользу телесных наказаний и требовал уважения к личности ребенка и признания ее самостоятельности[8]. 

Н.И. Новиков  сыграл значительную роль в развитии педагогики детского чтения. Он всемерно распространял педагогическую науку, написал несколько работ в  этой области, в том числе знаменитый трактат “О воспитании и наставлении  детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия” (1783). Стержнем педагогических взглядов Новикова является воспитание любви к отечеству и благонравия. Ярким событием в жизни юных россиян стало издание Новиковым журнала “Детское чтение для сердца и разума” (1785-1789), выходившего каждую субботу как бесплатное приложение к газете “Московские ведомости”. Этот журнал - первая реализованная попытка целенаправленного и систематического воздействия на воспитание и образование подрастающего поколения с помощью специально создаваемой литературы для детского и юношеского чтения. Он обращен к “российскому юношеству”, которое не знало иностранных языков и из-за этого “ либо совсем ничего не читало, либо обременяемы были чтением несоразмерным ни их развивающемуся еще понятию, ни памяти их”[9]. 

Н. И. Новиков  много также сделал для распространения  среди населения педагогических знаний путем печатания в своих  изданиях различных сочинений на педагогические темы. В этих целях  он использовал и произведения, прямо  не относящиеся к педагогике. В одном из своих московских изданий Н. И. Новиков напечатал статью «0 воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия». Это большой педагогический трактат, в котором утверждается огромное значение воспитания. «Дети наши должны образованы быть счастливыми людьми и полезными гражданами» — вот основная задача воспитания. 

Новиков решительно утверждает, что уже сложилась  у нас теория воспитания, что есть уже «довольно материалов для  сии науки, которую можно назвать педагогикой». 

В своем  трактате он пишет о всеобщей и  «последней» цели воспитания и его  частях, рассматривает причины, препятствующие правильному воспитанию, подробно освещает физическое воспитание. Нравственное воспитание является одним из центральных вопросов трактата Новикова[10]. 

Особенности организации чтения молодого поколения  в системе Новикова состояли в  том, что издаваемый им журнал стремился  дать объективные и подлинно научные  знания по физике, истории, географии  и некоторым другим наукам в соответствии с уровнем развития читателей, их возрастными особенностями. Одновременно система чтения преследовала цели воспитания истинного патриота и гражданина отечества. Материалы в журнале имели, как правило, художественный характер и отличались вместе с тем полемической направленностью, что способствовало пробуждению интереса к чтению, развитию у детей любознательности. Такой подход к отбору материала оказал большое влияние на русскую прогрессивную педагогику и организацию детского и юношеского чтения. 

Деятельность  Н.И. Новикова в значительной мере предопределила историческое развитие теории и практики руководства детским и юношеским  чтением в России. С момента  своего возникновения профессионально  организованное и руководимое чтение юного поколения приобрело демократический характер и было идейно связано с прогрессивным общественным движением[11]. 

Признавая тесную связь между воспитанием  и образованием, он ставит целью  их приготовление хороших граждан  и образованных людей, проповедует  гуманность в обращении с детьми, отрицает пользу телесных наказаний, требует уважения к личности ребенка и признания ее самостоятельности. 

В его  прозе нет туманных, мистических, «масонских» идей – это веселые  педагогические истины, сильные своей  очевидностью и тем не менее постоянно пренебрегаемые. Вечная актуальность старых педагогических истин основывается на том, что человеческая природа меняется значительно медленнее, чем окружающий нас мир. И потому, наверно, есть особый смысл в том, чтобы вновь открыть их для себя в том виде, в каком они в первый раз были заявлены больше двухсот лет тому назад русскому обществу в педагогической прозе одного из самых талантливых его представителей.

Статья  «Об образовании сердца» выдержана  в старой и доброй традиции европейской, даже античной педагогики, и в этом смысле отличается значительной глубиной. Мы не всегда обращаем внимание на то, что в основе любых педагогических взглядов лежит некое представление о человеке, так сказать, «рамочная антропология», от которой зависят воспитательные методы как таковые. Мы можем рассматривать человеческую природу как изначально «благую» и самоустраниться от воспитания, либо же, считая ее по сути своей «злой», построить школу как пенитенциарное (исправительное) заведение. Антропологическая концепция, лежащая в основе педагогических взглядов Новикова, может быть, чересчур оптимистична; но у нее прочные и почтенные античные корни. 

Тезис о том, что добродетель тождественна знанию и, соответственно, что поступающий  несправедливо делает это потому, что его знания о правильном и справедливом недостаточны, восходит к Сократу и становится неотъемлемым достоянием платоновской философии. Из того же источника – представление о том, что настоящему мудрецу никто не в силах причинить какого-либо вреда. Оно напоминает не только возвышенную фигуру платоновского Сократа, но и знаменитый образ Сенеки о той высокой горе, на которой стоит мудрый и которая недостижима для стрел злобы и где философская доблесть ставит человека выше судьбы («О постоянстве мудреца»). 

Особого внимания заслуживает также имеющая  античные корни мысль о роли истории. Современная педагогическая мудрость предпочитает ставить перед преподаванием  этого предмета сколь недостижимую, столь же и бесполезную цель: научить  детей разбираться в сущности происходящих в обществе процессов (рефлекс недопереваренного марксизма, претендовавшего на такое знание и очевидным образом не обладавшего им). Древность (не знающая истории как отдельного предмета в школе, но использующая исторические знания в комментировании образцовых литературных произведений, а кроме того, создавшая множество исторических книг, которые сами могли использоваться на занятиях в этом качестве) рассматривает историю как набор exempla (лат. примеры), образцов для подражания (либо наоборот). Таким образом история обретает не ложно-интеллектуальное, а нравственно-эстетическое измерение, становится предметом подлинно человеческим и человековедческим, одним из самых эффективных зеркал, которыми мы можем воспользоваться в целях самопознания[12]. 

Н. И. Новиков  считал задачей воспитания формирование активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить  пользу отечеству и своим согражданам. 

Как человек, переоценивающий значение просвещения  и моральных наставлений, он считал главным в воспитании — воспитание сердца, т. е. формирование нравственного облика и сознания человека[13]. 

Литература 

1. Иванова  Г.А. Образование библиотекарей  как специалистов по работе  с детьми: Монография. - М.: МГУКИ, 2002.

2. История  педагогики / Под ред. Константинова Н.А., Медынского Е.Н., Шабаевой М.Ф. – М.: Изд-во Академии пед. наук, 1953.

3. История  педагогики в России: Хрестоматия  / Сост. Егоров С.Ф. – М.: Издательский  центр «Академия», 1999.

4. История  педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в. / Под ред. Пискунова А.И. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.

5. Кулакова  И. У истоков высшей школы.  Московский университет в XVIII веке. // Отечественные записки. – 2002. - №2.

6. Песталоций. Новиков. Карамзин. Ушинский. Корф: Библиографические повествования. – Челябинск: Урал, 1997. 

Сноски: 

[1] Песталоций. Новиков. Карамзин. Ушинский. Корф: Библиографические  повествования. – Челябинск: Урал, 1997. – с.130-134. 

[2] Кулакова  И. У истоков высшей школы.  Московский университет в XVIII веке. // Отечественные записки. – 2002. - №2. – с.17. 

[3] Песталоций. Новиков. Карамзин. Ушинский. Корф: Библиографические  повествования. – Челябинск: Урал, 1997. – с.140-145. 

[4] История  педагогики / Под ред. Константинова  Н.А., Медынского Е.Н., Шабаевой М.Ф.  – М.: Изд-во Академии пед. наук, 1953. – с.125-126. 

[5] Песталоций. Новиков. Карамзин. Ушинский. Корф: Библиографические  повествования. – Челябинск: Урал, 1997. – с.167-169. 

[6] Кулакова  И. У истоков высшей школы.  Московский университет в XVIII веке. // Отечественные записки. – 2002. - №2. – с.17. 

[7] История  педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в. / Под ред. Пискунова А.И. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – с.87. 

[8] Песталоций. Новиков. Карамзин. Ушинский. Корф: Библиографические  повествования. – Челябинск: Урал, 1997. – с.168. 

[9] История  педагогики в России: Хрестоматия  / Сост. Егоров С.Ф. – М.: Издательский  центр «Академия», 1999. – с.111. 

Информация о работе Просветительская деятельность и педагогические взгляды Новикова Н.И